Трёхступенчатый урок
план-конспект занятия на тему

Шатова Алёна Владиславовна

Трёхступенчатый урок для детей от 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3h_stupenchatyy_urok_.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

детский сад « Рыбка» города Асино Томской области

Мастер – класс  «Трёхступенчатый урок».

     

Разработала: Шатова Алёна Владиславовна

воспитатель

2017г.

     

Пойдем вслед за Монтессори. Обучение любым понятиям, в том числе буквам у нее происходит в три приема, о которых мы говорили раньше. В современной Монтессори-педагогике этот метод обучения называется "трехступенчатый урок". Впервые в русскоязычной литературе он был описан Сухотиной-Толстой Т. Л.

Приступая к работе с шершавыми буквами, важно учесть следующее.

 Работа с буквами начинается с гласных, а потом изучаются согласные. Предъявляются буквы в произвольном порядке.

  1. Буквы употребляются рукописные.
  2. Очень важно! Ни в коем случае не называйте буквы, как в алфавите: "ЭМ", "ЭР" и т.д. Буквы надо называть как звуки , коротко и четко: М,Р,С и так все согласные.
  3. Вводить за один раз можно не более 4 новых букв. Мы начинали с двух. Когда дети входят во вкус, количество букв можно увеличить, добавляя по одной.
  4. Ступени урока не разделены во времени. Они идут подряд друг за другом.

Трехступенчатый урок Монтессори

I этап (ступень) урока: кладем перед ребенком две буквы, например, А и И, и, по очереди беря в руку ту и другую букву, говорим: это А, это И. Затем двумя пальчиками ребенка, указательным и средним, обводим обе буквы, держа его руку в своей. Ведем его пальцы по направлению написания буквы. Детям постарше (5-7 лет) мы даем образец, где нарисованы точки начала обводки и линии ее направления. По ним они обводят буквы.

Пальцы ребенка сами собой следят за шероховатостью буквы и, когда соскальзывают на гладкую поверхность картона, он сам себя поправляет. Ребенка это забавляет, и он много раз повторяет это упражнение, - иногда даже с завязанными глазами, и таким образом, еще не обучаясь письму, уже выучивается писать.

"Здесь одновременно действуют три чувства", - писала Монтессори, - "чувство зрительное, чувство осязательное и чувство мускульное; поэтому образ графического знака запечатлевается в срок много короче того, в который это делается в обыкновенных школах при помощи одного зрения".

Кроме того, надо заметить, что в ребенке мускульная память самая сильная, самая быстрая. Дети иногда не узнают буквы, глядя на нее, но узнают ее при ощупывании.

II этап (ступень): взрослый говорит ребенку: дай мне А. Потом: дай мне И. На этом этапе можно придумывать разные варианты игры с шершавыми буквами. Приведем примеры.

  1. Дай мне А, а себе возьми И.
  2. Положи А в коробку, а И на подоконник.
  3. А возьми в левую руку, а И в правую.

Но бывает, что ребенок ошибается и не умеет зрительно дифференцировать шершавые буквы. Тогда взрослый дает ему обвести их двумя пальцами (указательным и средним). Если же он и осязанием не различает одной буквы от другой - урок прекращается и возобновляется в какой-нибудь другой день. Монтессори не допускает принуждения к усилию. Если ребенок не понимает, не запоминает, ошибается, - его надо оставить: это значит, что он не готов к восприятию того, чему вы пытаетесь его научить.

III этап (ступень): если два первые этапа удовлетворительно пройдены, - вы приступаете к третьему, который состоит в том, что вы, положив перед своим маленьким учеником две буквы, спрашиваете у него: "Какая это буква? А это какая?"

Так вы поступаете со всей шершавой азбукой.

Продолжительность урока зависит от ребенка. Если видите, что он устал, занятие прекращаете. Иногда взрослые возмущаются: повторять одно и то же – это так скучно. На самом деле скучно взрослым, потому что они все знают, а не детям.

Таким образом, по алфавиту из шероховатой наждачной бумаги ребенок выучивается обводить буквы. Уметь обводить шершавые буквы - значит знать правильное направление штриха при написании буквы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРёхступенчатое занятие

Техника обогащения словаря ребёнка новыми понятиями....

«Уроки по этикету». Урок 1.

Развлечение по этикету "вежливые слова" с песнями, инсценировками, стихами по произведениям Г.Остера....

Методические рекомендации по проведению «трёхступенчатого урока» (Монтессори)

В Монтессори – группах детского сада проводятся уроки, которые значительно отличаются от традиционных уроков. Рассмотрим их отличительные особенности, а также определим ряд требований к подобным...

Урок СБО в 6 классе по теме: « Властелин вкуса» Тип урока: нестандартный урок – игра( урок проводится с использованием игровой ситуации – соревнование КВН между двумя командами.

Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего разви...

Трёхступенчатый урок

Введение понятий величины в индивидуальной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья через трехступенчатый урок...

Трёхступенчатые уроки в системе М. Монтессори.

Трёхступенчатый урок в системе М. Монтессори - это приём целенаправленного индивидуального обучения ребёнка.Эти уроки гораздо продуктивнее и дают ощутимые результаты....

Трёхступенчатый урок (занятие) по методу Марии Монтессори.

Трёхступенчатый урок (занятие) по методу Марии Монтессори.Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запа...