Современные игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении. Квест-игра.
статья на тему

Одной из новых форм в практике  детского сада являются квест-игры. Представленная форма организации деятельности детей имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:

– всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному);

– создание положительного эмоционального настроя;

– развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;

– действовать в команде, а не поодиночке;

– помощь и взаимовыручка;

– побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;

– внимательность и смелость;

– обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kvest-igra.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении. Квест-игра.

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, реализация программ дошкольного образования должна происходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Образовательная деятельность в формате КВЕСТ замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками является основой дидактической технологии ФГОС ДО. Ребенок-дошкольник – человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». Квест – путешествие к определенной цели через преодоление трудностей. Это форма взаимодействия педагога и детей. Квест-технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребенка.

Одной из новых форм в практике  детского сада являются квест-игры. Представленная форма организации деятельности детей имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:

– всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному);

– создание положительного эмоционального настроя;

– развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;

– действовать в команде, а не поодиночке;

– помощь и взаимовыручка;

– побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;

– внимательность и смелость;

– обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.

Слово «квест» переводится с английского языка как «поиск». Детские квесты — это приключенческая игра. Педагогом составляется  увлекательный сюжет, основанный на цепочке поиска заданий-подсказок. На пути игроков возникают неизбежные проблемы разного характера, без решения которых, невозможно достичь цель,  и получить награду. Продумываются игровые задания, декорации и материалы для заданий.

 Квесты  могут проводиться  на улице и в здании детского сада, в зимнее время и летнее.

 Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями  сюжетов.

Для детей младшего возраста подойдут игры на основе сказочного сюжета. Например,  сценарий квеста по сказке «Колобок». К малышам  в гости приходит  Колобок и просит ребят о помощи — он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий.

По сказке Снежная Королева- она разбила волшебное зеркало , необходимо найти подсказки-осколки, сложить зеркало и найти подарки.

С детьми старшего дошкольного возраста можно организовать тематические квесты: по правилам дорожного движения, четыре стихии, доброе дело , космическое путешествие и другие.

В основе заданий-подсказок  используются  загадки, ребусы, математические игры, найди отличия, сложи разрезную картинку, прочитай  следы, прочитай и пройди по схеме и многое другое.

Необходимо  продумать  «вознаграждение за победу», которые дети находят в конце игры. Это могут быть сладкое угощение или занимательные предметы. Например, лупа, а затем  рассматривать через нее предметы, или старый будильник, который можно разобрать и увидеть механизм, или компас и магнит, с последующим изучением явления магнетизма.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации  ненавязчиво и занимательно способствует активизации познавательных и мыслительных процессов детей.

В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

В  игре решаются образовательные задачи: обогащение новыми знаниями, закрепление умений и навыков, организация проектной деятельности.

 Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.

Любой квест требует тщательной подготовки педагога. Подготовка осуществляется в 3 этапа:

– Подготовка условий, оборудования, материала квеста.

– Разработка маршрута и карты, сценария квеста.

– Подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение, игра).

Основными критериями качества квеста выступают:

  • его безопасность для участников,
  • оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
  • задачи, поставленные перед детьми соответствуют возрасту ;
  • в сценарии планируются разные виды деятельности;
  • игра  эмоционально окрашена с помощью   музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; взрослого персонажа;
  • педагог  направляет детей к правильному решению, но окончательные выводы дети  делают самостоятельно.

Самое главное – это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.