проект "Весна - красна!"
проект (старшая группа) на тему

Даньшина Ася Георгиевна

данный проект позволит систематизировать знания о сезоне - весна, изучить насекомых (на примере комнатной мухи), а также расширить знания о цвета: полевых, луговых, комнатных, садовых, лесных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesna_krasna.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Весна – красна!»

Образовательная область – «Познавательное развитие» в интеграции с  областями «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Вид проекта – познавательно-творческий

Тип проекта - краткосрочный  2 недели (14 мая – 25 мая 2018 года)

Участники – дети, родители, воспитатель

Актуальность

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Поэтому экологическое образование детей надо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Проблема

Зима постепенно уступает весне, и это заметно по яркому солнцу, таящему снегу и проснувшимся мухам, вяло бьющимся в стекла окон. Во время наблюдения детьми в группе за  мухой, одни дети выражали радость и интерес, другие пугались. В ходе беседы со всех сторон посыпались вопросы: «Как насекомые зимуют? Как мухи бегают по потолку? Муха – это вред или польза?»  Еще одним ярким признаком наступающей весны явился наш мини-огород на подоконнике. День за днем ребята заботливо ухаживают за луком, перцем, укропом и горчицей. Возникли вопрос: «Как растут растения? Чем пахнут цветы? Почему одни растения растут только в комнате, а другие в саду, поле, на лугу?»

Цель: Создание условий для ознакомления с  характерными признаками весны, жизни насекомых и растений.

Задачи:

  • Продолжить формирование временных представлений, учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи между явлениями природы и условиями наступившего времени года, поведением птиц, состоянием растительности, одеждой людей и их деятельностью.
  • Развивать познавательную активность, мышление, коммуникабельные навыки.
  • Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умение в рисовании, лепке, аппликации.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Этапы проекта

Содержание проекта

Предполагаемый результат

Подготовительный

Уточнение  знаний детей о насекомых и растениях

Подготовка дидактического материала, иллюстраций, картинок

Основной

«Где зимует муха»

14мая-

18

Мая

«Чем пахнут цветы?»

БЕСЕДА «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона»

ЧХЛ К.Чуковский «Муха-Цокотуха», А.Крылов «Стрекоза и Муравей» загадки, пословицы

Рассматривание фотографий, иллюстраций, энциклопедий с изображениями насекомых

Слушание музыки Н. А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

Д\И «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Узнай чьё крылышко», «Что сначала, что потом», «Фантастическое насекомое», «Муха» (развитие внимания и пространственной ориентации)

ХТ рисование «Муха», аппликация «Божья коровка», оригами «Бабочка»

П\И дыхательная гимнастика «Посади бабочку на цветок», «Кузнечики и комарики»

Опытно-экспериментальная деятельность «Жизненный цикл мушек»

БЕСЕДА «Наши растения», «Цветы – краса земли», «Почему их так назвали», «Профессии людей, занятых в цветоводстве» 

Рассматривание веток кустарников

Слушание П.Чайковский «Вальс цветов», Ю. Антонов “ Не рвите цветы”

ЧХЛТ Шорыгина «Колокольчики и гномы», М.Пришвин «Золотой луг»

Д\И «Собери цветок из геометрических фигур», «Назови лишний цветок», «Угадай цветок по описанию»

С-Р\И «Цветочный магазин»

ХТ рисование в нетрадиционной технике «Букеты для мам», лепка барельефа “Цветок-это чудо”

П\И «Цветы и пчелы, «Цветочная полянка»

Опытно-экспериментальная деятельность «Нужен ли корешкам воздух?», «Во всех ли листьях есть питание?», «Для чего корешки?», «Как увидеть движение воды через корешки?», «Вечная мерзлота»

Дети овладеют знаниями о насекомых,  будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;

узнают о пользе, которую приносят людям и растениям; научатся распознавать садовые цветы от полевых, лесных цветов.

углубят знания  о названии всех цветов,

развивается умение рассуждать, наблюдать;

развивается речь у детей, активного словаря;

сформируется у детей интерес к экспериментальной деятельности.

Заключительный

Экологическая викторина «Эти удивительные насекомые»

Вечер загадок «Загадки Лесной феи».

Опыты

«Жизненный цикл мушек»

Цель: понаблюдать за жизненным циклом мушек.

Материалы. Банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).

Процесс. Очистить банан и положить его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой.

Итоги. Через несколько дней вы увидите ползающих по дну  личинок. Позже личинки превратятся в коконы, а, в конце концов, появятся мушки. Дрозофил привлекает запах спелых фруктов. Они откладывают на фруктах яйца, из которых развиваются личинки и потом образуются куколки. Куколки похожи на коконы, в которые превращаются гусеницы. На последней стадии из куколки выходит взрослая мушка, и цикл повторяется снова.

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель: выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха  к корням. Наблюдают за изменениями проростков  (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).

Итоги. Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

«Во всех ли листьях есть питание?»

Цель:  установить наличие в листьях питания для растений.

Материалы. Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает де5тям поместить лист в кипящую воду, через 5 – 7 минут его рассмотреть, зарисовать результат.

Итоги. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску, следовательно, питание в листе есть.

«Для чего корешки?»

Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материалы. Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растения в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта  дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.

Шорыгина Татьяна Андреевна

Колокольчики и гномы

Давным-давно в дремучем лесу под корнями старой дуплистой сосны было глубокое подземелье.

Там, в подземном дворце, жили веселые добрые гномы. Ночью они выходили на лесную полянку. Ветерок раскачивал маленькие лиловые колокольчики, росшие в густой траве, они, нежно позванивая, рассказывали гномам обо всем, что случилось в лесу за день.

Однажды колокольчики рассказали добрым маленьким человечкам о том, что из гнезда птички-зарянки выпал беспомощный, недавно оперившийся птенчик.

«Сейчас он сидит в траве под кустом орешника. Его ножки зябнут от холодной ночной росы. Бедняжке очень страшно одному в темном лесу», — встревоженно звенели колокольчики.

Добрые гномы сейчас же спустились в подземелье и, захватив лестницу, отправились к орешнику, под которым притаился птенчик.

Жучки-светлячки осветили им путь, и гномы быстро нашли малыша, согрели его в своих теплых ладонях, успокоили и отнесли к дереву, в густых ветвях которого прятался домик зарянок.

Самый ловкий смелый гном добрался по лестнице до гнездышка и вернул птенца родителям.

Их радости не было предела! Зарянки долго благодарили добрых гномов. А маленькие человечки скромно отвечали: «Вам помогли колокольчики, это они поведали о беде, которая стряслась с вашим малышом, и помогли спасти его».

Вопросы для закрепления

Как выглядит колокольчик?

Почему цветки колокольчика «смотрят вниз»?

Какие насекомые опыляют цветы колокольчика?

Как выглядят плоды колокольчика?

Что тебе понравилось (запомнилось) в сказке «Колокольчики и гномы»?

М. Пришвин

Золотой луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

“Сережа!” – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Викторина «Удивительные насекомые»

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о насекомых, их строении, образе жизни и значении в природе.

Ход.

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Там многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела,

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Скажите, ребята, о ком это стихотворение? (О насекомых)

Правильно. Сегодня я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы знакомы с насекомыми. Итак, команды, займите свои места. Наша викторина начинается!

Слайд 1. Викторина «Удивительные насекомые»

Слайд 2. Конкурс загадок (правильные ответы по щелчку)

Слайд 3. В ярком платье модница –

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомиться – отдыхает. (Бабочка)

Красненькие крылышки –

Черные горошки.

Кто это гуляет

По моей ладошке? (Божья коровка)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза)

Слайд 4. С ветки на тропинку,

С травинки на травинку,

Прыгает пружинка –

Зелененькая спинка. (Кузнечик)

Мастерица золотая

С песней по полям летает.

Над подсолнухом звенит,

В домике пыльцу хранит. (Пчела)

Он из веточек и хвои

Настоящий дом построит.

Без пилы и без гвоздей,

Кто строитель? (Муравей)

Слайд 5. Конкурс «Кого не стало?»

Слайд 6, 8. (Дети в течение некоторого времени запоминают насекомых)

Слайд 7, 9. (Найти пропавшее насекомое) Муравей, жук (ответ появляется по щелчку).

Слайд 10. Конкурс «Чья же это песня?»

Слайд 11. Звук «Жужжание мухи»

Звук «Комариный писк»

Звук «Стрекот кузнечика»

Звук «Жужжание пчел» (ответы появляются по щелчку)

Слайд 12. Конкурс «Угадай-ка» (поочередно открывая часть фигуры, нужно правильно отгадать спрятанное насекомое).

Слайд 13. Стрекоза, муравей.

Слайд 14. Майский жук и божья коровка.

Конкурс «Собери картинку» (каждая команда собирает разрезную картинку с изображением насекомого). В это время проводится

Слайд 15. Конкурс для зрителей (правильные ответы по щелчку)

Слайд 16. Какое насекомое прозвали Цокотухой? (муху)

Слайд 17. Кто унес Дюймовочку на дерево? (майский жук)

Слайд 18. Медоносное насекомое? (пчела)

Слайд 19. Вдруг из подворотни страшный великан,

Рыжий и усатый… (таракан)

Слайд 20. Нос острый да тонкий,

А голос звонкий (комар)

Слайд 21. Блиц-опрос (для команд)

Слайд 22.

1. Где живут пчелы? (в улье)

2. Чем полезна божья коровка? (поедает тлю, спасает урожай)

3. Что насекомые делают зимой? (спят)

4. Как пчелы-разведчики сообщают, что рядом есть мед? (танцуют)

5. Самое назойливое насекомое? (муха)

6. Сколько частей тела у насекомых? (3 части: голова, грудь, брюшко)

7. Есть ли дом у бабочки? (нет)

8. Почему насекомых называют насекомыми? (на брюшке есть насечки)

9. Как называется жук – вредитель картофеля? (колорадский)

10. Где у кузнечиков уши? (на ногах)

11. Самое прожорливое насекомое? (стрекоза: 40 мух за 2 часа)

12. Для чего пчелам нужно жало? (защищать жилище)

13. Какое насекомое самое опасное? (комар, муха – разносчики инфекций)

14. Сколько ног у насекомых? (6 ног)

15. Где живут муравьи? (в муравейнике)

16. Чем питаются бабочки? (нектаром)

Слайд 23. Молодцы! (подводятся итоги викторины)

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа-мать им жизнь дала,

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Задачи: Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание исп...

Сценарий спектакля «Красная Шапочка» (по мотивам сказки Ш.Перро «Красная Шапочка»)

Сценарий спектакля написан по мотивам известной сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Сюжет сказки не изменился, однако теперь Красную Шапочку ждут новые приключения по пути к Бабушке. У неё появятся не ...

Проект «Красная книга Кузбасса». Приложение №1: "Красная книга Кузбасса"

Растет в светлых лесах и на вырубках по всей Восточной Сибири, но не часто. Растение очень декоративно, поэтому в период цветения его часто собирают в букеты, вырывая вместе с корневищем, что пр...

Поделка "Губка Боб" из бросового материала.Для работы использовали:пустую коробку,водоэмульсионка белая,колер желтый,гуашь красная и белая,остатки утеплителя,оракл черный,кусок пласмассовой трубы(рук),пенопласт,клей титан,картон красный,синий,белый. для

Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю Вам посмотреть на нашу поделку Губка Боба из бросового материала.А делали мы  Губка Боба с моими  сыновьми дома .Нам захотелось  в детски...

Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

НОД по ФКЦМ Тема: "Не красна изба углами, а красна пирогами"

НОД по ФЦКМ формирующая у детей представлене о национальном блюде русского народа - пирог и процессе его приготовления....