Тематическое планирование: из опыта работы
статья по теме

Гунина Василиса Владимировна

В статье говорится о том, как мы с коллегой подбираем материал для планирования образовательной деятельности в режимных моментах в соответствии с темой недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gunina._statya._tematicheskoe_planirovanie.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Ни для кого не секрет, что основой работы воспитателя является план.

План – это наш рабочий документ, назначение которого – помочь педагогу достичь поставленных задач.

Наиболее актуальной формой планирования сегодня является комплексно-тематическое планирование, при котором решение программных образовательных задач осуществляется не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Ведь «комплекс» – от лат. complexus – связь, сочетание – совокупность, соединение, а «тематическое» – посвященное какой-нибудь одной теме (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю Шведова).

Тематический принцип планирования образовательной работы с детьми предполагает объединение всех видов детской деятельности в течение отведенного промежутка времени. Практика показала, что оптимальным промежутком для раскрытия содержания одной темы и решения поставленных в рамках этой темы образовательных задач является неделя. Т.е. одной календарной недели при правильном сочетании различных видов детской деятельности, в ходе непрерывной образовательной деятельности и деятельности в режимные моменты вполне достаточно, чтобы раскрыть детям с разных сторон взятую нами лексическую тему.

Как мы с коллегой планируем нашу деятельность в течение недели в рамках взятой темы?

Непрерывная образовательная деятельность – деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтение художественной литературы и др. Осуществляется совместно со взрослыми, направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей на основе их интеграции.

Этот вид деятельности, на наш взгляд, спланировать проще всего. В помощь педагогам широкий выбор учебно-методических пособий с готовыми вариантами спланированной непрерывной образовательной деятельности. Даже начинающему воспитателю это не составит большого труда. Главное – определить тему недели, изучить имеющийся опыт коллег, подготовить необходимые атрибуты и материалы, откорректировать методы и приемы с учетом особенностей конкретной группы воспитанников.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов предполагает решение образовательных задач  с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми (утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Вот тут могут возникать сложности в планировании. Опытные педагоги стараются не упускать ни одной минутки, стараясь наполнить небольшой еще багаж детского опыта новыми впечатлениями и эмоциями. Чем можно наполнить режимные моменты, чтобы для детей это было познавательно, интересно, а нам, педагогам, помогало решать образовательные задачи по теме недели? Мы с коллегой, планируя этот раздел работы с детьми, решили создавать по каждой теме картотеку, которая включает:

- загадки

- небольшие стихи, потешки, считалки

- пальчиковые гимнастики

- физкультминутки

Этот материал сложно найти в печатной форме, зато он достаточно широко представлен на разных сайтах в пространстве интернета. А иметь такой подобранный по темам систематизированный материал под рукой – очень удобно. Особенно начинающим педагогам.

Подвижные игры, литературу для чтения детям, тематические утренние гимнастики берем из имеющихся в нашей библиотеке печатных изданий. При необходимости их тоже можно добавить тематическую папку.

Конечно, весь материал стараемся подбирать с учетом возраста, имеющегося опыта и интересов детей.

Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметной развивающей среды. Важно, чтобы педагоги не пускали этот вид деятельности на самотек, а с помощью правильно организованной среды способствовали развитию детской инициативы и творчества.

Как мы поддерживаем и направляем детскую инициативу? Еженедельно вы вносим в уголки детской деятельности новые материалы и атрибуты, подобранные в соответствии с темой недели. Дети замечают новое, обращают внимание, стремятся потрогать, исследовать, рассмотреть, включить новый предмет в свою деятельность.

Для уголка изодеятельности – распечатываем новые раскраски по теме недели, вносим новые схемы изображения предметов и  плоскостного моделирования, обновляем наглядно-демонстрационный материал (декоративные фигурки, продукты детского и взрослого творчества).

В уголке конструирования – добавляем новые схемы конструирования для разных видов конструкторов и строительного материала, модернизируем детские постройки, вносим новые атрибуты для обыгрывания построек.

В книжном уголке обновляем по необходимости портреты детских писателей, вносим открытки, дидактические картинки, новые книжки по теме недели, обновляем подборку книг для рассматривания детьми, детских журналов.

В театрализованном уголке у нас время от времени появляются  новые атрибуты, маски, куклы, шапочки, меняются декорации, появляются новые виды театра. Если тема недели «Овощи», то почему бы не придумать и обыграть какую-нибудь овощную сценку? Значит,  нам понадобятся шапочки овощей. Их появление безусловно привлечет внимание детей и невольно направит их инициативу в заданном нами направлении. Задача педагога – вовремя поддержать эту инициативу и помочь ее развить.

Чтобы поощрять и направлять детскую инициативу в развитии движений, в физкультурном уголке детям нашим доступна картотека физкультминуток. Мы сделали эту картотеку из фотоальбома для фотографий размером 10х15см (самого дешевого, приобретенного в магазине с фиксированной ценой). На одной стороне – картинка, демонстрирующая героя или основное действие физкультминутки, на другой стороне – напечатанный текст физкультминутки. Знакомя детей с новой физкультминуткой, мы показываем картинку, называем, затем разучиваем вместе физкультминутку. Дети запоминают картинку и соответствующую ей физкультминутку. Далее добавляем новую физкультминутку в картотеку в уголке физкультуры, и дети могут самостоятельно выбирать и использовать в своих играх понравившиеся им физкультминутки, беря на себя роль ведущего.

По такому же принципу для детей мы сделали  картотеку подвижных игр и картотеку пальчиковых гимнастик: с картинкой-идентификатором, называющей данную гимнастику, текстом и схемой положения ладоней и пальчиков. Дети могут их использовать в самостоятельной деятельности. Главное, что в этом случае они не ограничены нашей, взрослой, инициативой, а могут выбирать сами.

Очень помогают нам в работе с детьми тематические лэпбуки. Они также могут быть использованы в самостоятельной деятельности детей для уточнения, закрепления и обобщения знаний по теме недели.

Пример подбора материала для образовательной деятельности в режимные моменты (для детей младшего и среднего дошкольного возраста) *

Тема недели: Профессии.

Загадки:

Добрый дядя в колпаке,

С поварешкою в руке,

Он готовит на обед

Кашу, щи и винегрет (повар)

У этой волшебницы, у этой художницы,

Не кисти и краски, а расческа и ножницы.

Она обладает волшебною силой:

К кому прикоснется, тот станет красивый! (парикмахер)

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит.

Кто болен, он капли предложит принять.

Тому, кто здоров, - разрешит погулять (доктор)

Правила движения

Знает, без сомнения!

Быстро заведет мотор,

Довезет нас вмиг… (шофер)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтер и не водитель,

Дом построит нам… (строитель)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк,

А зовут его… (моряк)

Наяву, а не во сне,

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет,

Кто же он, скажи?  (пилот)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит… (пожарный)

Считалки

Два пожарника бежали

И на кнопочку нажали:

Бип!

На дрожжах поставим тесто –
Потемней поищем место.
Тесто, тесто, подходи.
Пекарь, пекарь, выходи!.

Стихи

ДЕТЯМ О ПРОФЕССИЯХ

Сергей Чертков

ПОВАР

Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.

ПАРИКМАХЕР

Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.

СТОЛЯР

Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил.

ВЕТЕРИНАР

Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар —
Перевяжет, даст отвар.

ФОКУСНИК

Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Это фокусник даёт
В цирке представление.

ПОГРАНИЧНИК

Охранять границу — важно!
Пограничника зовут.
С верным псом они отважно
Службу Родине несут

КОНСТРУКТОР

На далёкие планеты
От земли летят ракеты.
Их конструктор разработал,
День и ночь не спал, работал.

МОРЯК

Плывёт моряк на корабле
Он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море — дом его родной.

ЛЁТЧИК

Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.

ФЕРМЕР

Есть у фермера хозяйство,
Держит фермер поросят.
Труд не терпит разгильдяйства —
Знает каждый из ребят.

ХУДОЖНИК

Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.

ПОЖАРНЫЙ

Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, — это точно.

УЧЕНЫЙ

В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки —
Весь в работе, весь в науке.

МУЗЫКАНТ

Как играет музыкант,
Как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант,
Золотые руки.

СПАСАТЕЛЬ

Спасатель там, где есть беда,
Придёт на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин:
Спасать — работа для мужчин.

Пальчиковые гимнастики

Капуста (профессия - повар)

Мы капусту рубим  (ладонь левой руки раскрыта, ребром правой руки делаем по ней  

                                  рубящие движения)

Мы капусту солим  (по ладошке делаем «уколы» указательным пальцем правой руки)

Мы капусту трем-трем  (правая рука в кулаке, кулаком трем вперед-назад ладонь левой

                                            руки)

Мы капусту жмем-жмем  (сжимаем и разжимаем кулачки)

Автомобиль

По шоссе идут машины (крутим воображаемый руль)

По асфальту едут шины (руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, ладони двигаются 

                                         вперед-назад параллельно друг другу)

По дороге не беги! (грозим пальчиком)

Я скажу тебе «Би-би!» (сжимаем ладони в кулачки, большие пальцы вверх, на слова» би-

                                        би», нажимаем большими пальцами на кулачки, как на кнопки)

Физкультминутки

Кузнец

Эй, кузнец, молодец, (дети шагают)
Захромал мой жеребец. (припадают на одну ногу, то на другую)
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
(разводят руки в стороны)
Вот гвоздь, вот подкова —
(кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово)
Раз, два и готово.

Пилоты

Мы отважные пилоты (руки в стороны с наклонами)
Водим в небе самолеты
. (имитация)
Над родной землей летаем, (вращение туловище)
Обгоняя птичьи стаи. (махи руками)
Хоть взлетаем высоко – (прыжки на месте)
Приземляемся легко! (посадка на место)

Разные профессии

Повар варит кашу. (Раскрыть ладошку-тарелочку, водить по ней указательным пальцем-

                                 ложкой другой руки)
Плащ портниха шьет. (По ладошке делаем колющие движения указательным пальцем, как  

                                     иголкой при шитье)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Стучим кулачком по кулачку)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами )
Строят мастера. (Имитация движения молотком)
Летчики летают  (Руки в стороны, наклоны влево-вправо, как крылья самолета)
Играет детвора!  (Прыжки с хлопками)

 

* Представленные стихи, загадки, физкультминутки, пальчиковые гимнастики не являются результатом моего творчества,  взяты с разных ресурсов интернет-пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 3 по 7 сентября)Группа: старшая...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ воспитательно-образовательной работы с учётом федеральных государственных требований

С введением в образовательный процесс ДОУ Федеральных государственных    требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед педагогическими колл...

Проект "Морские обитатели. Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на один день.

Проект поможет воспитателям выстроить очень интересный и познавательный    день в группе, на природе. Совместно с родителями и педагогическим персоналом   систематизировать , обобщать...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ФГТ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ             РАБОТЫ С УЧЕТОМ ФГТ.   Тема«Моя семья»Цель: формир...

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы

Каледарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с учётом требований ФГТ подготовительная группа КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ...

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...