Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников " Никто не забыт, ни что не забыто..."
проект (старшая группа) на тему

Юлия Анатольевна Долгова

         Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях формирования молодой Республики. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Сегодня радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.

         Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение призвано формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx216.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение № 241

«Детский сад комбинированного вида»

«Академия детства»

Никто не забыт, ни что не забыто…

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Выполнили:

Долгова Ю.А., воспитатель

Кемерово 2018

Актуальность проекта:

         Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях формирования молодой Республики. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Сегодня радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.

         Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение призвано формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

         Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все меньше и меньше. 
Чтобы быть патриотом  должна быть эмоционально-личностная связь со своей родиной. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

         Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, патриотических традиций нашей Родины, формирования у дошкольников чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению.

         Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. 
        Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственно-патриотических чувств.
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.

         Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир. 
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

         Исходя из актуальности данной проблемы в наше время, можно сформулировать цель нашего проекта:

Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны через различные виды деятельности. Продолжить формировать патриотические чувства у старших дошкольников, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Осуществить представления о том, как русские люди защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и как об этом помнят ныне живущие люди. Укрепить нравственно-патриотические чувства дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов.

В связи с этим вытекают следующие задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей с основными событиями Великой Отечественной войны.
  • Дать детям представления о героических подвигах воинов во время войны, о том, как народ чтит их память.
  • Углубить представления детей о праздновании в нашей стране Дня Победы.

Развивающие

  • Познакомить с боевой техникой разных родов войск.
  • Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
  • Развивать у детей познавательный интерес к событиям Великой Отечественной войны,  творческий потенциал, образное мышление, воображение, память.
  • Пробудить интерес и уважение к памятникам боевой Славы, увековечившим героические события нашего народа.

Воспитательные

  • Воспитывать у дошкольников патриотические чувства к Родине, к ветеранам войны, к воинам-победителям, воинам-освободителям. к героям Великой Отечественной войны
  • Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
  • Воспитывать уважение  к памяти наших бойцов, желание возлагать цветы к памятникам.
  • Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ , сформировать мнения о недопустимости повторения войны.

Тип проекта:

  • краткосрочный;
  • практико-ориентированный;
  • творческий;
  • коллективный.

Участники проекта:

  • воспитатели и младший воспитатель группы;
  • администрация МАДОУ;
  • специалисты МАДОУ;
  • родители воспитанников группы;
  • воспитанники группы;
  • общественные организации.

Принципы взаимодействия педагогов с родителями:

  • умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
  • внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;
  • способность оказать психологическую помощь;
  • способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;
  • положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;
  • проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;
  • недопустимость сравнения одного ребенка с другим. При рассмотрении конфликтной ситуации – разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.

Основные формы работы с родителями:

  • Участие в конкурсах.
  • Участие в выставках рисунков.
  • Создание мини- музея в группе.
  • Изготовлены фото стенды «Этот славный День Победы!»
  • Участие в акции «Наши герои», в которой приняли  участие родители и воспитанники группы стало инструментом «возвращения» из «цифровой эмиграции» юных россиян.
  • Участие в концерте « Никто не забыт, ни что не забыто…», посвященного празднованию годовщины Победы советских солдат в Великой Отечественной Войне.
  • Экскурсия выходного дня в краеведческий музей «Боевой славы».
  • Анкетирование.

Ожидаемые результаты:

  • создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями, педагогами;
  • к концу проекта подвести детей к ответу на вопрос: «Почему мы должны защищать нашу Родину от врагов, беречь и охранять?».
  • развитие творческих способностей детей и родителей в совместной конкурсной деятельности;
  • увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий;
  • иметь представление о событиях, происходящих в годы Великой Отечественной войны;
  • уважительное отношение к ветеранам, участникам войны;
  • формирование устойчивой нравственно- гражданской позиции;
  • понимание значение слов «ветеран», «солдатские треугольники», «фронтовая каша».

Продукты проекта:

  • анкеты;
  • папка с памятками, буклетами, рекомендациями;
  • фотоматериалы с совместных мероприятий;
  • мини-музей в группе.
  • фото стенд «Этот славный День Победы!

Риски:

  • трудность привлечения родителей воспитанников к участию в  совместных мероприятиях;
  • участие одних и тех же семей в жизни группы.

Устранение рисков:

  • стимуляция и поощрение семей – участников совместных мероприятий грамотами и благодарственными письмами;
  • привлечение  семей всех воспитанников к участию в жизни группы через индивидуальные поручения.

Этапы проведения проекта:

Подготовительный – 1, 2 недели апреля.

  • Определение проблемы :  Дети не знают о стойкости народа и героизме воинов во время Великой Отечественной войны, не знают памятники боевой славы и улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны.
  • Постановка и определение целей и задач проекта.
  • Подбор литературы по теме, буклетов и открыток
  • Подбор пословиц и поговорок о мужестве, смелости и стойкости воинов.
  • Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений.
  • Привлечение родителей к оформлению плаката и газеты, посвященных Дню Победы: «Этот славный День Победы!».
  • Составление конспектов занятий .
  • Подбор информации для родительского уголка. (Папка – раскладушка «Этот день Победы!)

Основной – 3, 4 неделя апреля.

  • разработка конспектов и сценариев мероприятий и их проведение;
  • регулярное обновление информационного уголка для родителей;
  • реализация планов взаимодействия участников проекта.

Заключительный – 1 неделя мая.

  • создание мини-музея;
  • Участие детей в празднике, посвященном Дню Победы
  • Выпуск  плаката и газеты, посвященных  Дню Победы: «Мы гордимся нашими ветеранами!».
  • награждение семей – активных участников проекта.
  • анализ проделанной работы

Заключение

         Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Данный проект предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека-героя и страны, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького гражданина.

         Чем мы можем гордиться так это своей историей. Хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма.

         Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти не помнящими родства. Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свою страну, с уважением относящихся к другим народам.

         У детей появилось понимание важности праздника Дня Победы для всего российского народа. Дети имеют представление о героях, которые помогли победить в этой страшной войне, о героях своей семьи. Появилось уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

Список литературы

  • Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  • Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  • Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

·         Управление

                                                                        Приложение

Примерное перспективно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Содержание работы

Апрель

1

Великая Отечественная война: лица победы, дети войны

  • НОД беседа «Военная техника ». Лепка «Военная техника»
  • НОД  беседа «Ордена». Аппликация «Ордена на кителе»
  • НОД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
  • Беседа  «История георгиевской ленточки- Повяжи. Если помнишь!»
  • Слушание песен: «Георгиевская ленточка», «Весна 45-года»

            Чтение пословиц и поговорок о героизме и храбрости,            

            С.П.Алексеев, «Рассказы о А.Суворове»

2

  • Слушание музыки В. Агапкин «Прощание славянки», чтение А. Митяев «Рассказы о Великой  Отечественной войне».
  • Сюжетно ролевая игра ««Военные моряки», дидактическая игра «Сигнальные флажки», «Салют», подвижная игра «Разведчики».
  • Слушание музыки Ф. Шуберта «Военный марш», А. Пахмурова «Богатырская наша сила».
  • Коллективная аппликация «С днем Победы».

3

Этот день победы!

  • Оформление совместно с родителями и детьми альбома (краткий рассказ о родственнике-участнике ВОВ с фотографией).

4

Мы помним героев!

  • Экскурсия выходного дня в краеведческий музей «Боевой славы»
  • Аппликация «Открытка для ветерана»

Май

1

Никто не забыт, ни что не забыто…

  • Создание мини-музея
  • Изготовление плаката и газеты, посвященных  Дню Победы: «Мы гордимся нашими ветеранами!».
  • Участие в концерте « Никто не забыт, ни что не забыто…», посвященного празднованию годовщины Победы советских солдат в Великой Отечественной Войне.
  •  Возложение цветов к памятнику «Неизвестного солдата»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему патриотического воспитания старших дошкольников: "Никто не забыт и ни что не забыто".

Мы, педагоги, воспитывающие новое поколения, не должны,  и не можем забывать историческое прошлое нашей Родины. Что такое БЛОКАДА - для дошкольников. Как им объяснить, что такое один кусочек...

Презентация проекта по патриотическому воспитанию старших дошкольников "С чего начинается Родина"

        Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и в...

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников"

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, о том, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Движ...

Рецензия на проект "Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников"

Представленный на рецензирование проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и направлен на формирование чувства патриотизма через развитие познавательного интереса к истории и культуры...

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Большое космическое путешествие»

Опыт работы детского сада по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Большое космическое путешествие»...

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников: «Мой родной уголок России - Лобня»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»,...

Образовательный проект «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

Ознакомление с данным образовательным проектом интересно для дошкольных работников, студентов педагогических колледжей. Проект может быть использован для работы с дошкольниками по нравственно-патриоти...