Социальный проект "Связующая нить"
проект

Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

Проект направлен на предупреждение и профилактику семейного неблагополучия, а также создание единого воспитательного пространства «Семья-педагоги-социум» и условий для успешной социализации ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении.

Почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлениями жестокости, давления со стороны родителей.

Как показывает практика, чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. Незаинтересованность родителей в воспитании ребёнка, их низкая и правовая, и педагогическая компетентность, жестокое обращение с детьми, конфликты между членами семьи неминуемо приводят к нарушению прав дошкольников, серьёзным психологическим травмам и росту детской безнадзорности. Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт с дошкольным образовательным учреждением (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_svyazuyushchaya_nit.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

       

Направление: «Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей»

Тема проекта:  «Связующая нить»

Разработчики проекта:

Лапшова Л.В., Ваганова С.Ф.,

специалисты психологической службы

детского сада «Солнышко»

с. Яр-Сале

        Обоснование проекта. Проект направлен на предупреждение и профилактику семейного неблагополучия, а также создание единого воспитательного пространства «Семья-педагоги-социум» и условий для успешной социализации ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении.

Почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлениями жестокости, давления со стороны родителей.

Как показывает практика, чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. Незаинтересованность родителей в воспитании ребёнка, их низкая и правовая, и педагогическая компетентность, жестокое обращение с детьми, конфликты между членами семьи неминуемо приводят к нарушению прав дошкольников, серьёзным психологическим травмам и росту детской безнадзорности. Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт с дошкольным образовательным учреждением (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов.

Актуальность проекта определяется происходящими в стране социально-экономическими  событиями, к ним относится и увеличение количества неблагополучных семей.

В данном проекте представлена форма работы с родителями из категории семей, находящихся в социально опасном положении, которые объединены с целью более эффективного вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) и для преодоления кризиса в семейных отношениях.

Кроме того, представленный методический материал поможет педагогам ДОУ пополнить свой педагогический арсенал знаниями о возможностях и условиях применения проективного метода в работе с неблагополучными семьями.

Целевой группой данного проекта выступают:

  • дети дошкольного возраста – воспитанники муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко» (далее -  детский сад «Солнышко»);
  •  родители воспитанников, из категории семей, находящихся в социально опасном положении;
  • специалисты детского сада (администрация, воспитатели, специалисты психологической, логопедической служб, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктора по физической культуре);
  • сотрудники служб муниципального образования Ямальский район, занимающихся профилактической работой с семьями из данной категории (КДН и ЗП, опека и попечительство).

Вид проекта: социальный, долгосрочный.

Срок реализации проекта:  2015-2020 учебные года.

Цель проекта:  поиск новых подходов в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении; установление и развитие  доверительно-партнерских отношений  между родителем и ребенком, семьей и педагогами, удовлетворение потребностей родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ;  пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Задачи проекта:

-   предупреждение и профилактика семейного неблагополучия;

- диагностирование и определение социально - педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье, находящейся в социально опасном положении;

         - осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка;

 - повышение педагогической и правовой компетентности родителей в области семейного воспитания, а также распространения позитивного опыта семейного воспитания;

- проектирование модели взаимодействия семьи и ДОУ в интересах развития личности ребёнка;

- выработка индивидуальной тактики взаимодействия и сотрудничества с родителями.

Гипотеза реализации проекта: при условии создания единого воспитательного пространства «Семья-педагоги-социум» и систематической целенаправленной работы родительского клуба (раннее выявление признаков неблагополучия; повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей; овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей; посещение родителями мероприятий, проводимых в ДОУ) повысится эффективность профилактической работы по семейному неблагополучию образовательного учреждения.

Особенностью проекта является поиск новых подходов, оптимальных форм и методов в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (системы ролевых игр, тренингов, семинаров проектной и рефлексивной деятельности); ее сопровождение в ходе оказания помощи семьям в профилактике семейного неблагополучия, а также распространение позитивного опыта семейного воспитания педагогами образовательного учреждения.

Работа в рамках проекта реализуется путем организации и проведения профилактических мероприятий педагогов детского сада и родительского клуба «Связующая нить» на базе  детского сада  «Солнышко».

Мероприятия Родительского клуба проходят 1 раз в квартал, длительность – 40-60 минут. В процессе работы клуба используем информационные методы (семинар, лекторий, стендовые консультации) в сочетании с активной формой обучения (тренинг, ролевая игра, мастер - класс). В связи с целесообразностью использования активной формы профилактики, все психологические детско-родительские встречи проводятся нами во второй половине дня.

Основные приоритетные направления деятельности:

  • оказание практической помощи и психолого-педагогической поддержки семье.
  • Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания. Знакомство с положительным опытом воспитания.
  • Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

 Формы работы Родительского клуба «Связующая нить»:

  • занятия с элементами тренинга с родителями; детско-родительские тренинги.
  • Мастер – классы.
  • Социальные, ролевые и коммуникативные игры.
  • Групповые дискуссии, коллективные творческие дела.
  • Диагностические обследования.
  • Просвещение:  информационные тексты; устные информационные сообщения; информационные лекции; подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы; организация семинаров-практикумов, «круглых столов»; проблемные лекции и др.

В содержании работы включены следующие методы:

  • метод продуктивной деятельности (аппликация, рисование);
  •  метод игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);
  •  метод музыкальной терапии;
  • метод психомышечной тренировки.
  • метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
  • метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
  • метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;
  • метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
  • метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
  • метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.

    Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, педагогов, повышение их психолого- педагогической культуры.  Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.  Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей, а так же возможно из решения годового плана и единой методической темой годового плана ДОУ. В круг актуальных вопросов, предлагаемых родителям, входят:

- стили воспитания в семье;

- возрастные особенности детей;

- адаптация к условиям ДОУ;

- игры и упражнения для развития и обучения детей;

Ожидаемые результаты проекта.

У детей:

- развитие толерантности, сопереживания, способности сочувствовать, понимать себя и другого человека.

У родителей:

- повышение педагогической и правовой компетентности родителей, взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей. Актуализация у родителей  семейных ценностей.

У педагогов:

- повышение педагогической компетентности воспитателей по проблеме семейного неблагополучия; сотрудничество в проведении профилактических мероприятий;

- разработка методического материала.

Сроки и этапы реализации проекта

Реализация проектной деятельности предполагает осуществление 4 основных этапов:

  1. Диагностический этап :

- разработка анкеты;

- проведение анкетирования;

- обработка полученных результатов и др.

  1. Организационный этап: постановка проблемы.

       - Обоснование актуальности проекта;

 -  формулирование целей и задач;

                 -  разработка программы мероприятий и др.

3. Деятельностный этап:  реализация программы мероприятий.

4. Аналитический этап:  обобщение результатов реализации проекта.

Определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Оценка эффективности проекта по следующим показателям:

1. По количеству организованных и проведенных социальных акций, культурно-просветительских мероприятий.

2. По количеству проведенных социально-значимых мероприятий.

3. По количеству семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     

Результат реализации проекта на сегодняшний день.

Многолетняя практика убеждает, что «пассивные методы» весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на групповую форму работы, как «Родительский клуб».

Наиболее ярко и эффективно проходят творческие занятия, которые порой выглядят как простое занимательное времяпровождение, но, в тоже время, несут глубокий психологический смысл, как диагностического плана, так и профилактического.

В результате данной работы специалистов психологической службы, педагогов с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. По отзывам родителей, участие в профилактических мероприятиях родительского клуба помогает им открыть в себе что-то новое; увидеть реальную возможность применения предлагаемых способов конструктивного взаимодействия с детьми; увидеть семейную ситуацию другими глазами. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка.

Таким образом, анализ эффективности проведенных мероприятий показал, что удовлетворенность родителей оказанными услугами и их степень участия в процессе воспитания и обучения детей повысилась. Социальный проект «Связующая нить» способствовал повышению педагогической и правовой компетентности родителей и педагогов. Выросла активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей. Родители стали уделять больше внимания познавательному развитию дошкольников. Созданные для профилактики семейного неблагополучия, условия способствовали снижению остроты проявления кризиса в семьях. Данная работа ведется и в настоящее время, что позволяет своевременно выявлять детей, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации, и оказывать им помощь.

              

Список литературы.

1. Данилова Т.А. "Тематические тренинги с педагогами групп кратковременного пребывания" "Справочник старшего воспитателя" 33/2007 г. - 42 с.

2. Колмогорова Л.С. "Педагогу о психическом здоровье дошкольников": Методическое пособие. - Барнаул: 2008. - 119 с.

3. Пашкевич Т.Д. "Программа социально эмоционального развития детей дошкольного возраста "Расти счастливым". - Барнаул: АКИПКРО, 2002. - 132 с.

4. Пашкевич Т.Д. "Ребята давайте жить дружно" Методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2007 - 60 с

5. Пашкевич Т.Д. "Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры" Методические рекомендации для педагогов ДОУ, студентов - Барнаул: АКИПКРО, 2004. - 36 с

6. Сушкова И.В. "Социально-личностное развитие. Анализ программ дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с

7. Иванова Н.В. "Социальное развитие детей в ДОУ" методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 128 с.