Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста через музыкально-театрализованную деятельность в условиях перехода к ФГОС
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Жилкина Ирина Ивановна

Методы и приёмы в работе с детьми раннего возраста по театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.docx23.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста через музыкально-театрализованную деятельность в условиях перехода к ФГОС

Актуальность.

Один из основных принципов дошкольного образования в федеральном государственном образовательном стандарте рекомендует строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Учёные рассматривают личность ребёнка с точки зрения потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребёнка в преобразовании. И я считаю таковой театрализованную деятельность.

В раннем детстве в жизни ребёнка происходит интенсивное эмоциональное развитие - радость ребёнка безмерна, страх искренен, обида глубока. У ребёнка существует повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих  - родителей, воспитателей.

А новизна данного аспекта состоит в том, что глубокое погружение в театрализованную деятельность составляет особую трудность с детьми раннего возраста. Но когда видишь плоды труда и особую эмоциональную отзывчивость малышей, то понимаешь значимость этой деятельности.

В своей работе по театрализованной деятельности я использую методические приёмы, которые бы наиболее полно смогли действовать на чувства детей раннего возраста.              

Первый приём - театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. С какой радостью мы наблюдаем, что наши воспитанники самостоятельно включаются в игровые ситуации и в результате получается настоящий маленький спектакль. Например, разыгрывая сказку «Теремок», Лисичка повернула сюжет сказки так, что у неё сегодня день рождения и другие дети тут же включились в эту игру – Лягушка стала стряпать пироги, Мышка наводить порядок в доме, а Зайка даже принёс подарок – букет цветов.

Мы стараемся сделать жизнь малышей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями. И как верно сказал  Л.С.Выготский: «Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Театрализованная игра у детей раннего возраста хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребёнок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развёртываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребёнка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.

Ещё один приём - обогащение жизни детей в детском саду яркими художественными впечатлениями, знаниями, действующими  на эмоции детей. Это способствует проявлению творчества в различных видах театрализованной деятельности.

Следующим приёмом воздействия на детей через театрализованную деятельность являются праздники и развлечения, во время которых разыгрываем для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараемся вызвать у детей желание включиться в спектакль. После представлений дети берут кукол-артистов, рассматривают, играют с ними. Для детей раннего возраста праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в  их жизни. Они доставляют радость и эстетические переживания.

Особенно эффективным приёмом вхождения детей в театрализованную деятельность я бы назвала театральные этюды.

При этом решается следующая задача - создание психологического комфорта и обеспечение эмоционального благополучия посредством театральной игры.

Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал себя зайчиком, белочкой, цыплёнком – приём эмпатии очень необходим в раннем возрасте.

Новый год – самый добрый и сказочный праздник. Через театрализованную деятельность происходит проживание праздника Елки, встречи с Дедом Морозом. Сначала – это встреча в кукольном спектакле, где Дед Мороз приходит на лесную полянку к зайке и белочке. Затем дети наблюдают из окна группы, как Дед Мороз прогуливается по участкам, посыпает деревья снежком, и только потом встречаются с ним на празднике. Как ожидаема и радостна эта встреча.

Традицией нашего детского сада стало проживание новогодней недели, которая проходит после новогодних каникул и несёт много радости детям. Этот приём необходим, когда ещё свежи воспоминания о самом волшебном празднике детства и вот новые встречи с Дедом Морозом и сказочными новогодними персонажами. Это кукольные спектакли «Подарки для Деда Мороза» и «Как Зайка отмечал Новый год», развлечения «Волшебная рукавица» и «В гостях у Снегурочки».

Для того, что бы музыкально-театрализованная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям. Одним из таких условий является создание предметно-развивающей среды.

Поэтому и в музыкальном зале, и в группах наше внимание было направлено на её обогащение. Для этой цели в детском саду прошёл конкурс музыкальных уголков, в котором приняли участие все работники детского сада и наши верные помощники – родители. Благодаря совместным усилиям в каждой группе появились:

  • новые виды традиционных и нетрадиционных  театров: теневой, магнитный, фланелеграф, пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр «живая рука», театр «варежка», резиновых игрушек, коробочек, конусный и др.;
  • музыкальные и шумовые инструменты;
  • игры-забавы;
  • дидактические игры;
  • атрибуты и элементы костюмов для игр-драматизаций. 

Следующим этапом в работе было участие в муниципальном конкурсе «Камертон» в номинации «Методический кабинет», где мы представляли методические пособия, атрибуты, костюмы, развивающую среду. Наши усилия достойно оценили - мы заняли первое место и получили диплом.

Элементы театрализованной деятельности используем в разных видах деятельности педагогического процесса:

  • в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;
  • в режимных моментах;
  • в сюрпризных моментах во время различных занятий;
  • для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр;
  • во время праздников, развлечений.

И если в новогоднюю неделю  дети выступают в большей степени как зрители и участники тех действий, которые им предлагают герои театрализованных представлений, то в театральную неделю, которая традиционно проходит в детском саду в честь Международного дня театра, дети активные участники всех театральных постановок.

Это большое и радостное событие в жизни детей и педагогов. Во время театральной недели каждая группа представляет своё творчество. Дети с удовольствием играют, перевоплощаются в разные сказочные персонажи. В нашем репертуаре в основном русские народные сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», а с самыми маленькими детками -  сказка «Курочка Ряба», где роли бабки, деда, курочки выполняют взрослые, а дети выступают в роли цыплят. 

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально - чувственного опыта у детей - это длительная работа, которая требует слаженной работы всего педагогического коллектива детского сада. Только при совместном участии в данном процессе взрослых и детей возможны положительные результаты.

Для воплощения этого закона в жизнь мною проводится большая методическая работа с педагогическим коллективом детского сада:

  1. проведены два семинара-практикума:
  • по программе музыкального воспитания детей раннего возраста «Малыш» (автор Петрова В.А., научный руководитель К.В.Тарасова), развитие у детей 3-го года жизни музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности:
  • слушание музыки,
  • пение,
  • музыкальное движение,
  • музыкальная игра;
  • по театрализованной деятельности:
  • «Культура профессионального общения педагога»,
  • «Организация   театрализованной деятельности  детей  раннего возраста»,
  • «Фольклорная педагогика»;
  1. созданы папки - передвижки на группах:
  • с перспективным и календарным планированием;
  • с практическим материалом для работы с детьми (песни, танцы, игры);
  • с фольклорным материалом для использования во всех режимных процессах в группе;
  1. проводятся индивидуальные встречи-консультации с педагогами.

Накопленный мною опыт позволяет воспитателям грамотно вести работу по музыкально-театрализованной деятельности в группе с детьми, даёт возможность самостоятельно организовывать культурно-досуговую деятельность, используя знакомый репертуар, с лёгкостью выступать в театрализованных представлениях, развлечениях.

Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия с родителями и проявления их заинтересованности использую разнообразные формы работы:

  1. индивидуальные консультации;
  2. родительский клуб «Папа, мама, я – дружная семья»;
  3. папки – передвижки «Музыкальный руководитель советует...»;
  4. музыкальную страничку на сайте детского сада;
  5. мастер-классы по изготовлению настольных театров, кукол;
  6. участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений;
  7. привлечение родителей к созданию развивающей среды.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Но ребёнок растёт и по мере того, как игра теряет своё первостепенное значение, на первый план в духовной жизни выступает искусство. В театрализованной игре ребёнок растит своё тело и душу. Только театрализованная игра способна развить творческую природу ребёнка, его воображение, фантазию, веру, и в конечном итоге привести ребёнка в мир большого искусства.

Представленный мною материал по театрализованной деятельности детей представляет возможность для воспроизведения данного опыта коллегами, работающими с детьми раннего возраста.