«Проектная деятельность – средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов»
консультация по теме

Романенко Кристина Евгеньевна

Дошкольное образование является первым звеном в системе непрерывного образования.  В постоянно меняющихся условиях окружающего мира необходимо научить ребёнка способности к анализу существующей ситуации и самостоятельному принятию решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_romanenko.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 муниципального образования Тимашевский район

                                                                                                 

Консультация для воспитателей:

«Проектная деятельность – средство накопления позитивного социального опыта реализации собственных замыслов»

                                                                                          Подготовил:  Романенко К.Е.

ст. Медведовская

2017г.

В современной жизни происходят интенсивные изменения, научно-технические открытия проникают и в сферу педагогики.

Дошкольное образование является первым звеном в системе непрерывного образования.  В постоянно меняющихся условиях окружающего мира необходимо научить ребёнка способности к анализу существующей ситуации и самостоятельному принятию решения.

Существует много методов обучения и воспитания детей, необходимо выбирать более эффективные средства на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Этот метод поддерживает детскую познавательную активность, которая помогает получить ребёнку позитивный опыт реализации собственных замыслов, поиска новых, нестандартных действий основанных  на оригинальности мышления,  поддержать инициативу ребёнка и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Данный метод считается эффективным, так как он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. А также, проектный метод основан на интеграции образовательных областей, видов детской деятельности, что нашло свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте, одно из направлений которого - развитие творческих способностей.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время очень актуально по целому ряду причин:

  • во-первых: ребенок как можно раньше получает позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов
  • во-вторых: все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий при самых разных обстоятельствах.

Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Работая с детьми дошкольного возраста, необходимо использовать педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

В своей работе для развития познавательной, исследовательской активности у детей, мы можем использовать различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.

Кроме того, можно использовать следующие типы проектов:

  • Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации и т.п.;
  • Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
  • Творческие (оформление результата проекта в виде детского праздника, детского дизайна и др.
  • Иформационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и  реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

В результате работы по внедрению технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс:

  • У детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
  • Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.
  • Родители, участвуя в образовательном процессе, понимают собственную ответственность за воспитание детей.
  • Организация педагогов в режиме проектирования позволяет добиться эффективных результатов и в плане самообразования: появляется мотивация к деятельности, воспитатели становятся ответственнее относиться к планированию самого образовательного процесса, организации совместной деятельности с детьми, поиску оптимальных форм сотрудничества с родительской общественностью. Повышается профессиональная компетентность педагогов.

 Проект это  самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат. Исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, а творческий проект чаще осуществляется коллективно с воспитателями или совместно с родителями.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей  зависят от применяемых методов и могут быть разнообразны. Проекты могут быть игровые, творческие, познавательные.

По продолжительности проекты делятся на:

- краткосрочные от 1 занятия до 1 дня

- длительные от 1 недели до 3 месяцев.

Работа делится на этапы:

1 этап - постановка цели: проводится подготовительная работа, в ходе которой, обсуждаются  возможные темы проектов;
2 этап -  поиск формы реализации проекта: работа  направлена на то, чтобы раскрыть  смыслы предстоящей деятельности;  
3 этап - разработка содержания всего процесса на основе тематики проекта;
4 этап -  организация развивающей, познавательной, предметной среды:  организуется работа по созданию идей;
5 этап -  определение направлений поисковой и практической деятельности:  выбирается идея, которая задает продукт творческого проекта;
6 этап -  организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7 этап -  работа над частями проекта, коррекция;
8 этап -  коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Проектную деятельность хорошо использовать в работе со старшими дошкольниками. В возрасте 5 – 7 лет более устойчивы внимание, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Необходимо помнить, что проект - продукт коллективный, поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются совместно всеми участниками.

Проектная деятельность поддерживает видение мира, свойственное данному ребенку, стимулирует его познавательную активность, способствует повышению креативности за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов. Ребёнок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других участников проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проектная деятельность в детском саду" (из опыта работы)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3338272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"400"}}]]ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:1.Формирование наблюдательност...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Изучение технологии сюжетно-ролевой игры как средства формирования первоначального социального опыта у детей младшего дошкольного возраста.

Итоговая работа по по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»...

Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

В данной работе представлен опыт  по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...

«Образовательная ситуация как средство накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни».

(Слайд 1) Разрешите представить вашему вниманию научное исследование на тему «Образовательная ситуация как средство накопления логико-математического опыта детей 7-го года жизни».Фор...

Сообщение из опыта работы на ГТГ "Развитие детей раннего возраста" на тему «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»

  Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность....