Развитие познавательной мотивации в совместной деятельности посредством ЛЭПБУКа» (в музыкальном воспитании)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Чевакинская Евгения Яковлевна

Выступление на районном семинаре.

 Тема районного семинара:

«Деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ»

Из опыта работы. Дальнейшее использование ЛЭПБУКа в музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_v_muzyke-seminar_-_iz_opyta_raboty.docx37.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема районного семинара:

«Деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ»

Тема выступления:

«Развитие познавательной мотивации в совместной деятельности посредством ЛЭПБУКа» (в музыкальном воспитании)

подготовила Чевакинская Е.Я.

музыкальный руководитель МКДОУ д/с «Родничок» с.Лебедевка, Искитимского района, Новосибирской области

Я, как музыкальный руководитель, расскажу, как можно использовать ЛЭПБУК в музыкальном воспитании для развития познавательной мотивации детей.

Познание ребенком окружающего мира осуществляется в разных видах музыкальной деятельности:

 - в пении

 -  муз-ритм. движениях

 -  восприятии музыки

 - игре на ДМИ

 - муз.творчестве (включая театрализацию)

В процессе непосредственной образовательной деятельности по музыке все психологические познавательные процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение) подвергаются развитию, причем в занимательной форме, похожей на игру, что вызывает у детей живой интерес к процессу познания. И все же неоценимую помощь в развитии познавательного процесса мы отдаем самостоятельной деятельности детей в группе.

ЛЭПБУК – прекрасная форма организации учебного материала, который ребенок с увлечением самостоятельно осваивает и закрепляет. Это универсальное пособие с достаточно широким спектром назначения с успехом используется и в музыкальном воспитании тоже.

Я хочу представить вам изготовленный мной ЛЭПБУК «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», который включает в себя следующие МДИ:

  1. Мини-книжка «Вместе с нами поиграй-ка» 

(творческие задания с предложенными ДМИ: свистулька, барабанчик, дудочка, ложки и др)

  1. Книжки-раскладушки на музыкальные темы «Кузнечик и скрипочка», «Как Зебра Полоскина полюбила пианино», «Барабан для Зайчонка»

(с которыми дети могут познакомиться с помощью взрослого)

  1. МДИ «Определи по звуку» с SD-диском и карточками «Музыкальные инструменты»
  2. Конверт «Собери пазлы» 

(картинки с образцами на тему музыки)

  1. Книжка «Музыкальных загадок»
  2. Фигурная книжка «Что такое оркестр?»

(где дети еще раз закрепят классификацию муз.инструментов, рассмотрят их расположение в симф.оркестре, еще раз вспомнят о дирижере и его значимости в оркестре)

  1. Демонстрационный материал «Музыка и живопись»

(где рассматривая современный муз.инструмент, ребенок может видеть его на картинах художников)

  1. Лото  и карточки для лото «Найди свою тень»

(с изображениями музыкантов).

Но я бы хотела поговорить о том, что ЛЭПБУК достоин того, чтобы обрести вторую жизнь, а не быть положенным на полку, после того, как дети освоили все игры.

Как мы знаем, ЛЭПБУК может использоваться, как в инд-ной, так и подгрупповой и групповой форме работы.

Индивидуальной работой, а так же подгрупповой (в играх, где требуются несколько человек для игры, (напр. в «Лото»), дети могут заниматься в самостоятельной деятельности в группе.

А вот на групповой работе с ЛЭПБУКом я хотела бы остановиться поподробнее.

Речь идет о дальнейшем увлекательном развитии познавательного интереса и активности (любопытстве, любознательности, познавательном интересе и познавательной активности) на базе освоенных самостоятельно игр в данном пособии.

Итак, теперь главенствующую роль в игре с ЛЭПБУКом берет на себя музыкальный руководитель. И на своих занятиях он может вводить и развивать знакомые детям игры.

Например,

  1. - мини-книжка «Вместе с нами поиграй-ка»

Сейчас можно предложить детям новые творческие задания о муз. инструментах: придумай сказку, подумай, где можно услышать этот инструмент в современной жизни, какой инструмент отразит твое настроение и т.д.

  1. - книжки – раскладушки

Опираясь на знания известной детям сказки, можно предложить инсценировать эту сказку, проявляя свои творческие способности. Дать детям возможность проявить себя пластически. Конечно, при этом, педагог должен быть готов музыкально оформить и поддержать данный вид творчества ребенка, его импровизацию.

  1. – МДИ «Определи по звуку» с диском

Предложить ребенку продолжение этой игры – И ПРОСТУЧИ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, заданный графически. Та работа над развитием ритм.способностей ребенка, которой мы занимаемся каждое занятие. Но сейчас мы его получим из знакомого детьми  ЛЭПБУКа.

  1. –   книжка «Музыкальные загадки»

Загадка загадывается ведущему ребенку на ушко, а он проводит с остальными детьми игру «Отгадайте, на чем играю»

  1. –   фигурная книжка «Что такое оркестр»

Предложить детям выбрать подобные ДМИ и расположиться в оркестре по правилам настоящих музыкантов. Исполнить импровизационную пьесу по партитурам (графическое изображение акцентов, направлении мелодии, ритмический рисунок, порядка вступления партий) с педагогом - дирижером

  1. –   лото «Найди свою тень»

Не только найти тень музыканта, но и назвать его(работа по развитию речи): саксафон-саксафонист, балалайка-балалаечник, арфа – арфистка и т.д

  1. –   демонстрационный материал «Музыка и живопись»

Рассматривая какую-либо карточку с фрагментом картины, дать детям возможность познакомиться с конкретным художником, временем в котором он жил и творил. Подумать, где могла в то время звучать такая музыка, кто ее мог исполнять?-придворный музыкант на балу.

Можно представить себя (по выбору и желанию детей) придворными музыкантами или гостями на балу. Педагог музыкальным сопровождением помогает детям погрузиться в атмосферу старинных королевских танцев. Настроение дети почувствуют сами, а характерные движения-шаги, поклоны-реверансы покажет педагог. Здесь речь уже идет о полихудожественном подходе к музыкальному развитию детей.

ЛЭПБУК-многагранен, возможности его использования достаточно широки. Я планирую изготовить ЛЭПБУК «Сказки в музыке» для закрепления старшими детьми материала, прослушанного в течении года. А так же меня интересует такая тема, как «Балет для детей» - вид театра, который мало знаком детям, но который очень их интересует и увлекает.

И еще несколько слов о том, как ЛЭПБУК можно с успехом использовать воспитателями в проектах. Например, я бы предложила проект – «КОЛОКОЛЬЧИКИ-БУБЕНЦЫ»

Воспитателю можно планировать свою работу по истории возникновения колоколов, а значит и знакомством с древней Русью, развивая интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, запланировать исследовательскую деятельность в создании музея «Колокольчиков своей страны или разных стран» и т.д.

А в ЛЭПБУКе по музыкальному воспитанию в рамках данного проекта, я предложила бы следующие МДИ:

 - услышать звуки различных колоколов (от Ростовских звонов, до звонов валдайских колокольчиков и кол-ков на саратовской гармошке)

 - познакомить детей с изобразительностью в русской классической музыке, где композиторы различными средствами музыкальной выразительности передавали, например звон колокольчиков под дугой  - Чайковский «На тройке» цикл «Времена года», Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» вступление к опере «Хованщина» - звон колоколов) и на базе этого разработка ДИ для ЛЭПБУКа

 - одним из заданий в ЛЭПБУКе могут быть предложенные детям ритмические схемы, по которым дети могут простукивать заданный ритм палочкой в оркестре колокольчиков

 - можно предложить детям простейший текст на данную тему и дети придумывают песенку или поют по предложенной в ЛЭПБУКе мелодической схеме

 - в одном из конвертов можно предоставить детям схемы для создания колокольчиков из подручных материалов: пластиковых стаканчиков с пуговицей, деревянных стаканчиков с бусинкой, металлических емкостей-баночек с гаечкой и т.п.

 - если колокольчики созданы из трубочек сломанного старого металлофона, имеющими определенный тон, то можно поиграть с детьми в пальчиковую игру «Созвучие-несозвучие», т.е. консонанс (благозвучное звучание) и диссонанс (резкое, неприятное звучание) - ПОКАЗ

Или изготовить колокольчики в качестве елочной игрушки. А можно объявить семейный конкурс на самый оригинальный колокольчик (работа с родителями).

– можно просмотреть фрагмент из кф «Приключения Электроника» и разучить с детьми песню Е.Крылатова «Бьют часы на старой башне»

А в основе всей этой увлекательной деятельности – замечательное форма организации учебного материала – ЛЭПБУК.

Январь 2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством создания электронных пособий в совместной деятельности

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом. Для того чтоб поддержать и стимулировать инте...

Развитие познавательной мотивации дошкольников через экспериментально – исследовательскую деятельность

Опыт работы по развитию познавательной мотивации через экспериментально-исследовательскую деятельность с детьми среднего возраста....

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной и творческой активности детей посредством создания игровой мотивации»

ТЕМА МАСТЕР КЛАССА "Развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста при проведении образовательной деятельности посредством создания игровой мотивации." Цель мастер-класс...

Конспект совместной деятельности с детьми по музыкальному воспитанию «Волшебная книга сказок» (возраст 5-6 лет)

Данный конспект был опробирован мной на районном конкрсе педагогическх достижений - Конкурс педагогических достижений Калининского района Санкт-Петербурга  2019-2020 учебный год...

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий....

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий....