Доклад "Освещение программ по основам православной культуры в дошкольном образовании"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Доклад начинается с отзыва на посещение зонального семинара "Поезд творческих идей". Дальше вниманию педагогов представлены четыре программы по духовно-нравственному воспитанию с кратким описанием целей и задач. Доклад сопровождается презентацией.

1. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности Потаповской О.М.

2. Программа "Родник" Корасевой Е.Г., Яриной Т.А.

3. Программа "Лучик православия" Пигуновой Н.Е.

4. Программа А.В. Бородиной "Культура и творчество в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино

муниципального образования Успенский район.

Доклад к мастер-классу на тему: «Освещение программ по основам православной культуры в дошкольном образовании».

        Подготовила:

старший воспитатель

Куликова С.С.

Марьино, 2018 г

Слайд 1. Тема моего выступления: «Освещение программ по основам православной культуры в дошкольном образовании».

Слайд 2.

Хочу начать свое выступление с отзыва на посещение зонального семинара «Поезд творческих идей». Уже не в первый раз присутствую на таких встречах. Несколько слов о том, что же это за «поезд творческих идей»?

«Поезд творческих идей» - 2017» -  это образовательный  проект с участием лучших педагогов Кубани – победителей и призёров конкурса «Учитель года Кубани по основам православной культуры», который проводится ежегодно по благословению митрополита Исидора отдела религиозного образования и катехизации совместно с министерством образования и науки Краснодарского края.

«Поезд творческих идей» - это эффективная форма распространения передового педагогического опыта по преподаванию основ православной культуры, духовно-нравственному воспитанию и образованию. Впервые движение «Поезда творческих идей» было организовано в июле 2007 года.  

В рамках «Поезда» - проводятся  зональные семинары в городах  края. Цель этого масштабного образовательного проекта - оказание методической, информационной, содержательной и духовной помощи учителям основ православной культуры и кубановедения, преподающим модуль «Духовные истоки Кубани». 

Слайд 3.

Маршрут движения «Поезда творческих идей» - в июле  2017 проходил через город Крымск, станицу Каневская, город Кропоткин, Лабинск, Туапсе, Краснодар.

Слайд 4.

Посещение  в 2016  году зонального совещания, состоявшегося в г. Армавире, оставило множество впечатлений и хороших воспоминаний. В течение всего года  много раз мысленно возвращалась к тем важным моментам, которые отложились в моей памяти. Порой человек живет и не всегда задумывается о милосердии, сострадании, духовности. В течение жизни накапливает грехи и не спешит очищаться, а такие встречи помогают задуматься над главным смыслом жизни и помочь другим.

Слайд 5.
        В 2017 году мне посчастливилось попасть на «Поезд творческих идей» в г. Лабинске и я с большим удовольствием воспользовалась этой возможностью.

Слайд 6.

На встрече 6 июля 2017 г была приоткрыта завеса над таинством причастия, о силе, значении верующего казачества для родного Отечества и др.  Не все еще понимают, что Господь Бог дает нам великую возможность очищения от грехов путем исповеди и принятия тела и крови Иисуса Христа, в виде хлеба и вина. И как важно, что есть такие педагоги, как Кравец С.А., Сайфулин А.А., Мотовилов О.М., Кандаурова Н.Г., Колмычек Т.Н., Логачева О.Н., Сидоренко Н.В.,Турищева О.В., Чунихина Е.М., Шарко Н.В., Шушарина В.В., которые доводят до сознания воспитанников такие простые и важные истины. Делятся накопленным опытом с педагогами всего Краснодарского края.

На этих встречах обсуждалась возможность введения основ православной культуры в дошкольное образование. Все мы понимаем, пока официально не  введут в программу  дошкольного образования основы православия, все будет оставаться на уровне кружковой работы.

Возможно, кто-то и хотел бы вести эту работу в детском саду, но не всем нам хватает  знаний, чтобы осуществлять ее на должном уровне.

Для того чтобы нам, педагогам-дошкольникам,  приобщать детей  к ценностям православной культуры, необходимо всю работу вести по определенной системе. А помогут нам программы по духовно-нравственному воспитанию воспитанников, которые я хочу представить  Вашему вниманию.

Слайд 7.

Уже сейчас каждое дошкольное учреждение может включить в вариативную часть основной программы дошкольного образования такие программы, направленные на духовно-нравственное воспитание и развитие дошкольников, как:

  1. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников  средствами художественно-продуктивной деятельности Потаповской О.М.
  2.   Программа «Родник» Карасевой Екатерины Геннадьевны,  Яриной Татьяны Алексеевны;
  3.  Программа «Лучик православия» Пигуновой Натальи Евгеньевны;
  4. Программа А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду».

Слайд 8.

Программа Потаповской О.М. поможет ввести детей дошкольного возраста в традицию отечественной духовной и материальной православной культуры посредством художественно – продуктивной деятельности.

Основными задачами являются:

  1. Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;
  2. Формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире через передачу об основных религиозных понятиях, элементарных сведениях из священной истории;
  3. Первоначальное ознакомление детей с заповедями божьими;
  4. Развитие нравственных и эстетических чувства ребенка, формирование системы нравственных и эстетических эталонов (добро-зло, хорошо-плохо, красивое-некрасивое);
  5.  Привитие навыков художественной деятельности и элементарных ручных умений работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами;
  6. Воспитание уважительного и благоговейного отношения к святыням; содействие традиции готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, стремясь к пониманию их подлинного жизненного смысла и др.

Программа рассчитана на 32 часа в год ( 1 час в неделю) и предусматривает осуществление активного взаимодействия с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей на занятиях Родительской школы или семейной гостиной по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и общества.

Слайд 9.

Программа «Родник» Карасевой Екатерины Геннадьевны,  Яриной Татьяны Алексеевны направлена на формирование в каждом маленьком гражданине основных представлений об окружающем мире, добре и зле в нем, о семейном укладе и родной земле.

Концепция программы основывается на следующих принципах:

  1. Принцип культуросообразности

предполагает, что развитие должно строится на культурных ценностях, традициях родного края, страны.

  1. Принцип гуманистической направленности

предполагает формирование традиций бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру.

  1. Принцип этно-педагогической целесообразности

предполагает воспитание ребенка в соответствии с этнической культурой семьи, места проживания, а также приобщение к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но прежде всего – знающего свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

  1. Принцип природосообразности

предполагает, что воспитание основывается на научном понимании природы ребенка, его индивидуальных особенностей.

Слайд 10.

Основной целью программы является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка дошкольника, его духовному здоровью через приобщение к высшим ценностям как православной культуры, так и культуры в целом.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

  1. Приобщение к традиционным духовно-нравственным ценностям (милосердие, сострадание, человеколюбие, правдолюбие, духовно-нравственное здоровье детей и др.)
  2. Приобщение к ценностям православной культуры: ощущение причастности к культуре, историческому прошлому Отечества, христианским духовных традициям, подвигам народных героев, святости, благоговейному отношению к святыням, бережному отношению к миру.
  3. Воспитание общей культуры через ознакомление с произведениями искусства (иконопись, живопись, графика, архитектура, духовная и народная музыка, литература).
  4. Формирование представлений об особенностях и традициях семейного уклада.

Программа  рассчитана на двухгодичный курс обучения, который охватывает возрастные периоды старшей и подготовительной группы. Для детей 5-6 лет 36 часов в год (1 занятие в неделю), а для детей 6-7 лет 72 часа в год (2 занятия в неделю). Для детей средней группы в программе представлен  перечень произведений «Доброе слово», направленный на предварительную работу по нравственному становлению личности ребенка.

Слайд 11.

Программа «Лучик православия» Пигуновой Натальи Евгеньевны.

Новизна программы  заключается в ее культурологической направленности, в светском характере преподавания.

Цель программы «Лучик православия»: формирование у детей духовно-нравственного отношения к миру посредством приобщения к ценностям православной культуры.

Слайд 12.

Для достижения цели необходимо решение следующих приоритетных задач:

- формирование первоначальных представлений о ценностях православной культуры: справедливости, солидарности, свободе, семье, любви, верности, совести;

-Расширение представлений о духовно-нравственных  категориях: добро-зло, мир-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость;

- воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними (справедливо оценивать свои поступки и поступки людей, быть вежливым, отзывчивым, приветливым, доброжелательным, справедливым, щедрым, терпимым);

Слайд 13.

Ценность программы «Лучик православия» состоит в подборке специальных авторских игр, способствующих развитию эмоциональной сферы. («Сотвори солнце в себе», «Подарим улыбку друг другу», Имя – цветок» и др.) и игр, призванных воздействовать на духовно-нравственную сферу личности ребенка (такие, как «Корзинка добрых дел», «Вежливый ручеек», «Дневник моего сердца» и др.)

Слайд 14. 

Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста А.В. Бородиной  «Культура и творчество в детском саду».

ставит задачи духовно-нравственного характера:

  • - воспитывать уважение к православной культуре, религиозным убеждениям и чувствам верующих;
  • -воспитывать послушание родителям, учителю, воспитателю, уважения к старшим;
  • -учить ориентироваться в системе нравственных и культурных ценностей и др.

Слайд 15.


Работа дошкольников по программе «Культура и творчество в детском саду» возможна при соблюдении следующих педагогических принципов:

  • -приоритет духовных ценностей в воспитательно-образовательном процессе;
  • - бережное отношение к ребенку, уважение к внутреннему миру его;
  • - признание всеобщей талантливости;
  • - принцип рефлексивного обучения;
  • - принцип интегрированного обучения;
  • -принцип единства образовательного и воспитательного процессов;
  • -принцип ответственности педагога, но не ребенка за успех в осуществлении воспитательно-образовательных задач и в выполнении какого-либо отдельного задания.

Слайд 16.

В заключение хочу отметить, что мы живем во время, когда государство не запрещает, а наоборот поддерживает работу в этом направлении.

Благодаря этой поддержки  у педагогов есть возможность в тесном контакте со священнослужителями вести православно-просветительскую работы с детьми и родителями. Именно при поддержке государства в нашей стране строятся новые храмы. Вот  и в нашем родном Марьино скоро появится храм Святой Матроны Московской, что даст возможность  водить детей на экскурсии  и на праздничные службы.

        Очень хочется верить, что совместная работа священнослужителей и педагогов даст свои плоды и наши храмы будут наполнены не только людьми пожилого возраста, но и дошкольниками, школьниками младшего возраста, подростками и молодыми людьми. 

Слайд 17.

Используемая литература и сайты:

  1. Сайт храма Рождества Христова » «Поезд творческих идей» - 2017»
  2. Сборник по дошкольному образованию (духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста).
  3. Е.Г. Карасева, Т.А. Ярина «Родник» - программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного  возраста.
  4. Н.Е. Пигунова «Лучик православия» - программа духовно нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
  5. О.М. Потаповская «Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности. Учебное пособие. 9Серия «Основы православной культуры»). – М.: Школьная Пресса, 2009. – 64 с.; цв.илл. («Основы православной культуры» приложение к журналу «Духовно-нравственное воспитание»; вып.3).

Слайд 18.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры в рамках дополнительного образования «Светлячок» (из опыта работы)

Отчёт оработе кружка по духовно-нравственному воспитанию детей на основе православной культуры, традиций и обычаев. В данной статье показан опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста....

Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...

Презентация к мастер-классу "Освещение программ по основам православной культуры в дошкольном образовании"

Презентация отражает впечатления педагога и информацию о посещении семинара "Поезд творческих идей" , что отражено в представленных фотографиях. Далее представлены 4 программы по духовно-нра...

Рабочая программа по основам православной культуры "Зернышко"

Программа внеурочной деятельности по основам православной культуры. Кружок «Зернышко». Включена в сборник программ победителей конкурса «Духовная культура Кубани».-Краснодар: П...

Программа дополнительного образования для детей 6 – 7 лет «Основы православной культуры»

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступен...

"Обучение основам православной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством факультативного внедрения бесед на основе программы духовно-нравственного воспитания «Родник» Е.Г. Карасевой, Т.А. Яриной».

Благодаря модернизации дошкольного образования, педагоги получили возможность осуществлять образовательную деятельность по основной образовательной программе учреждения с применением вариативных прогр...