План работы факультатива в подготовительной к школе группе «Со сказкой за руку идем»
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Палагина Татьяна Васильевна

 Цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника, для проявления своих художественных способностей в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы факультатива в подготовительной к школе группе «Со сказкой за руку идем»

Цель:

Создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста через сказку.

Задачи:

 Разработать цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника, для проявления своих художественных способностей в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Подобрать наглядный материал для оформления комнаты.

  • Создать необходимые условия для знакомства детей с устным народным творчеством, русскими народными сказками, сказками известных писателей.
  • Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
  • Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
  • Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику.
  •  Показывать новые способы создание образов: симметричное вырезание или сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства.
  •  Развивать интерес к искусству, как к виду творческой деятельности человека.
  •  Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

№ п/п

Тема

Примерное содержание работы

СЕНТЯБРЬ  

р. н. сказка «Царевна лягушка»

1.

«Слушание сказки»

Нравственный урок        

- «Без труда не вытащишь и рыбку из труда».

- «Доброта и верность всё преодолеют».

Воспитание добрых чувств.        

- За что мне очень нравится Иван-царевич?

Василиса?

- А можно ли пожалеет жён старших братьев-царевичей? Ведь им было трудно, они не владели волшебством. А за что их можно поругать, что посоветовать?

2.

Рисование            «Царевна лягушка»

Рабата с трафаретом

-На белом листе бумаге карандашом обвести трафарет лягушки по контуру.

Рисование кисточкой

-Раскрасить лягушку зеленой краской.

-Самостоятельно нарисовать корону.

Рисование ватными палочками

- Нарисовать желтые пятна на спине лягушки.

3.

«Беседа по содержанию сказки»

- Сколько зверей, птиц и рыб помогли Ивану-царевичу. - Этимология слова «рукодельничать».

- Объясните, что значит: «Ниже плеч буйну голову повесил» (опечалился).

- Василиса Премудрая «Как солнце ясное светится» - как это понимать?

- Почему Ивану-царевичу удалось найти смерть Кощея Бессмертного?

- Вспомним красивые слова и выражения из сказки.

- Подходит ли к сказке пословица «Нет худа без добра»?

4.

Поделка из прищепки «Царевна лягушка»

-Вырезать нарисованную на прошлом занятии «Царевну лягушку».

-Из цветной бумаги приклеить глаз.

-К зубочистке приклеить треугольник из цветной бумаги, чтобы получилась стрела.

-Лягушку и стрелу приклеить к прищепке.

ОКТЯБРЬ

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

1.

«Чтение сказки, рассматривание иллюстраций»

Нравственный урок        

- Доброму везде добро.

- Насильно мил не будешь.

- Если сделаешь доброе дело, то к тебе добро вернётся.

Воспитание добрых чувств.        

-Почему нам нравится Дюймовочка ?

-Кто из героев вызывают у нас добрые чувства.

-Кто помог Дюймовочке в трудную для нее минуту?

- Можно ли сказать, что Мышь не сделала Дюймовочке ничего плохого? Чем она ей помогла? А в чём Мышь была не права?

2.

Поделка из бросового материала «Дюймовочка»

- К концу палочки для мороженного приклеить нитки белого цвета (волосы Дюймовочки).

-Приклеить ткань треугольной формы (юбка).

-Самостоятельно из ткани вырезать прямоугольник и привязать его поверх юбки.

-Цветными фломастерами нарисовать лицо Дюймовочке.

3.

«Беседа по содержанию, обыгрывание сюжета»

-А ведь женщина так и осталась без Дюймовочки.  Что же было с ней дальше? Давайте изменим конец сказки.

-Если бы девочка не встретила мышь, как бы тогда развивались события?

-Представьте, что  Дюймовочка осталась у жука. Была бы она рада, счастлива? Что могло бы произойти?

- Быть такого крошечного роста, как героиня сказки – хорошо или плохо? Продумать и перечислить все аргументы «за» и «против» (ТРИЗ).

Обыгрывание сюжета

4.

Аппликация из природного материала «Полевая мышь»

-На цветном картоне (серого цвета) вверху приклеить 2 желтых листика березы, среднего размера (уши мышки).

- Приклеить большой лист березы с хвостиком (туловище).

-Из листьев акации приклеить лапки.

-Из семечка яблока приклеить глаз.

НОЯБРЬ

С.Я. Маршак сказка «12 месяцев»

1.

«Просмотр сказки»

Нравственный урок        

«У доброго человека дело спорится».

«На чужой каравай роток не разевай».

«Ленивые руки чужие труды любят».

«Труд кормит, а лень портит».

Воспитание добрых чувств.        

- Жалко ли вам девочку? Почему?

- Какие чувства ты испытываешь к мачехе и её дочери? Что можно сказать об их характере? Можно ли их назвать «хорошими, добрыми людьми»?

2.

Рисование «Зимний лес»

Рисование кисточкой

- Синей краской создать фон для будущего рисунка.

 Рисование поролоном

- Нарисовать белые облака.

Рисование кляксами

-Жидко разведенную гуашь налить каплями на лист бумаги. Взять трубочку для коктейля и легонько подуть на капли из трубочки. Дуть на капли не сверху, а сбоку, как будто толкая ее вперед. Поворачивая трубочку в нужном направлении, можно управлять движением капелек.

Рисование пальчиками

-Нарисовать снежинки.

3.

«Викторина по сказке»

- Сосчитать, сколько всего месяцев было в сказке.

- Сколько месяцев в одном времени года?

- Скольким месяцам пришлось уступить свой обычный черед, чтобы девочка набрала подснежников?

- Повторить волшебные слова – заклинания братьев-месяцев (января, февраля, марта).

-Назвать  характеристики месяцев по возрастам (по три), данные  автором (трое старых, трое пожилых, трое молодых, трое – совсем ещё мальчики).

- Объяснить значение слов и выражений: бровастый; ветер снегом глаза порошит; перина; заповедный бор; видимо-невидимо; не чуя ног под собою; бурелом стеной стоит.

- Придумай другое название сказки.

- Представь, что мачеха и её дочь были добрыми.  Расскажи, как изменилась бы сказка?

- Придумай сюжет сказки, где нужно было бы девочке вместо подснежников принести сочных ароматных яблок.

- Какой была бы сказка, если бы девочка встретила в лесу не 12 месяцев, а например, Бременских музыкантов?

4.

Аппликация из бумаги «Подснежники»

- Для фона возьмите лист тёмно-синей бумаги.

- Из зелёной бумаги вырежьте 2 полосы 0,8x20 см — это стебли.

- Из этой же бумаги вырежьте 3 маленькие полоски размером 0,5x1,5 см. Одну сторону закруглите.

- Вырежьте треугольники длиной 1 см и шириной у основания 0,5 см.

- Вырежьте узкие листья длиной 10-12 см и 2 маленьких продолговатых листика длиной 2-3 см.

- Из белой бумаги вырежьте 6 лепестков. Каждый лепесток сложите вдоль пополам 

Приклейте лепесток на верхнюю часть фона, на него положите 2 треугольника и сверху наклейте ещё 2 лепестка. Получился бутон. 

- К основанию бутона присоедините кончик стебля. Соединение бутона и стебля заклейте маленькой овальной полоской. На расстоянии 2 см от основания бутона приклейте к стеблю маленький листок.

- Самостоятельно сделайте второй цветок.

- Расположите в произвольной форме листья подснежников и приклейте их. Часть листьев можно сложить вдоль пополам.

ДЕКАБРЬ

Ш.Перро «Кот в сапогах»

1.

«Рассказывание сказки»

Нравственный урок

«Маленький - да удаленький».

«Там, где дружат, живут – не тужат».

«Хорошо  иметь умного, надежного, доброго друга».

Воспитание добрых чувств.        

- Почему кот помогал своему хозяину?

- Кто из героев вызывает у вас доброе отношение, положительные эмоции? Объясните, почему.

2.

Аппликация из бумажных комочков «Кот в сапогах»

-Раздать детям белые листы бумаги, на которых изображен «Кот в сапогах».

-Наносим клей ПВА на заготовки и приклеиваем шарики из скрученной цветной бумаги.

3.

«Игра -драматизация»

- Придумать продолжение сказки.

4.

Поделка из соленого теста «Мышь»

- Катаем шарик.

- Из шарика катаем небольшой овал.

- Овал подкатываем с одной стороны и получаем каплю.

- На острую часть капли лепим шарик - это носик.

-Для ушек катаем два шарика и расплющиваем их.

- Намечаем место где будут ушки и вставляем их туда.

- Хвостик катаем колбаской. Хвостик прилепить к туловищу, тогда он не отломится.

ЯНВАРЬ

Устное народное творчество

1.

«Заучивание колядок»

Колядуют на светлый праздник Рождества, праздник рождения сина Божего Исуса Христа начиная с 7 января и до Старого Нового года (13 января). 6 января - еще не колядуют, а собираются на тихий, торжественный и таинственный семейный ужин, готовят постных 12 блюд и ждут восхода первой звезды на небе, которая указала путь волхвам к новорожденному Исусу. 
Колядники - желанные гости на Рождество в каждом доме. Они ходять со "звездой" и выполняют специальные песни - колядки. А хозяева награждают их за это сладостям и деньгами.
Колядки - очень древний обычай. Колядовать чаще всего ходили дети и молодёжь, но бывало, что и взрослые люди любили повеселиться. 

В небе светится звезда,

В час святого Рождества…

Приходила Коляда,

Обходила все дома,

В двери, с окнами стучалась,

Шла смеялась и игралась…

А за шумной Колядой,

колядовщики гурьбой…

Все ликуют и хохочут,

песню громкую поют:

«Уродилась коляда,

накануне Рождества…»

•••

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дай бог тому, кто в этом дому.

Всем людям добрым желаем:

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья.

•••

Нынче Ангел нам спустился

И пропел: "Христос родился!".

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

Вот идём мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим.

•••

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

На окне стоит, на меня глядит.

Подайте блина, будет печь гладка!

Коляда, Коляда, подавай пирога!

Блин да лепешку в заднее окошко!

Новый год пришел, старый угнал, себя показал.

Ходи, народ, солнышко встречать,

Мороз прогонять!

А кто в этом дому - дай Бог тому!

Ему с колоса - осьмина,

Из зерна ему - коврига,

Из полузерна - пирог!

Награди вас Господь

И житьем и бытьем!

•••

Рождество Христово,

Ангел прилетел.

Он летел по небу,

Людям песню пел:

Вы, люди, ликуйте,

Все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество!"

Пастыри в пещеру

Первые пришли,

И Младенца Бога

С Матерью нашли.

Стояли, молились,

Христу поклонились,

Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили,

Спас, перед Тобой.

Все мы люди грешны,

Ты один святой.

Прости прегрешенья,

Дай нам оставленье,

Днесь Христово Рождество!

2.

Аппликация из бумаги и ваты «Пушистая козочка из ваты»

-Вырезать из белого картона козочку.

-Приклеить шаблон козочки к листу зеленого картона.

-Два небольших кусочка пряжи обмакнуть в клей ПВА и приклеить на место рожек.

-Приклеить 2 черных кружочка бумаги — получатся глазки.

- С помощью маленьких кусочков белой бумаги добавить «искорок», глазки получатся более живые и веселые.

-Черным карандашом нарисовать козочке ротик и носик.

-Намазать тельце козочки клеем ПВА.

 -Отделить небольшие прядки ваты и наклеить их на козочку.

Русская былина «Илья Муромец и Соловей разбойник».

3.

«Чтение былины»

Нравственный урок        «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».

«Добро всегда побеждает зло».

Воспитание добрых чувств.        

- Нравятся ли вам персонажи былины? Почему и за что?

- А что не нравится? Кого можно назвать добрым, кого злым?

- Почему необходимо помогать другим людям?

- В каких личных поступках можно проявлять внимание к другим людям, терпимость, уважение, доброжелательность?

4.

Обрывная аппликация «Илья Муромец»

-На белом листе бумаги, где готово изображение Ильи Муромца дети выкладывают из кусочков цветной бумаги аппликацию.

ФЕВРАЛЬ

Сказка «Сивка Бурка»

1.

«Чтение сказки»

Нравственный урок        

«Не одежда красит человека, а человек одежду»

«Не тот человек дорог, у кого костюм богатый, а тот – у кого ума палата»

«Коли дал слово – держи».

 Воспитание добрых чувств.        

- Который из братьев вам милее?

- Вызывает ли у вас жалость жизнь  Иванушки - дурачка в отцовском доме? Почему?

- Можно ли назвать братьев Иванушки хорошими братьями?

- Правильно ли поступил Иванушка, отпустив коня на волю?

- Нравится ли тебе финал сказки? Почему?

2.

Поделка из початка кукурузы «Сивка Бурка»

 --К большому початку кукурузы (туловищу) приклеиваем початок поменьше (шею), к шее приклеиваем маленький початок (голова).

-Из тоненьких веточек одинаковой длины делаем ноги.

-Из цветных ниток приклеиваем хвост и гриву.

-Глаза делаем из семян яблока.

3.

«Беседа по содержанию сказки»

- Как по-другому можно назвать сказку?

- Сказать «крылатое» выражение из сказки: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» разной интонацией голоса (тихо, жалобно, громко, шепотом, грозно, мягко, резко и т.д.).

- Произнести «крылатое выражение» как скороговорку несколько раз, сначала в медленном темпе, затем увеличивая его.

- Какого коня ты бы хотел иметь?

- Игра-беседа с Иванушкой – дурачком, Еленой Прекрасной.

- Для чего старик посадил пшеницу?

- Когда убирают урожай зерновых?

- Как вы понимаете слова: «чистое поле, широкое раздолье»?

- Придумать другой поворот событий сказки, если бы Иванушка не отпустил коня или не пошел бы на пир к царю.

- Придумать сказку, где вместо коня на поле прилетал бы Змей – Горыныч или прибегали  бы Смешарики…

4.

Аппликация из геометрических фигур «Лошадка»

-Обводим карандашом на цветной бумаге шаблоны.

-Вырезаем.

-Выполнять аппликацию самостоятельно.

МАРТ

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1.

«Чтение сказки»

Нравственный урок        «Добро побеждает зло».

«Не делай зла другому, не будет и тебе печали».

«Доброта украшает человека, а зло – портит».

Воспитание добрых чувств.        - Как описывает  образ Царицы автор?

 Какими недобрыми качествами она наделена?

- Оцени поступок Чернавки. Как бы ты поступил на ее месте?

- Жалко ли тебе Царевну, её собачку?

- Хорошо ли обходились с Царевной братья? Какими добрыми качествами они обладали (умение посочувствовать; доброта; взаимовыручка; смелость; справедливость).

2.

Поделка из соленого теста «Яблоко»

-Из соленого теста дети делают яблоко в соответствии с указаниями воспитателя.

3.

«Перечитывание эпизодов сказки, беседа по ее содержанию»

- Сколько раз в сказке Царица обращалась к зеркальцу?

- О скольких братьях – богатырях рассказывается в сказке?

- Закрепить порядковый счет в пределах семи в прямом и обратном направлении.

- Заучить наизусть понравившийся отрывок сказки.

- В парах слов «девушка – девица», «сестра – сестрица», «зеркало – зеркальце», «солнце – солнышко»  объяснить образование вторых  слов.

- Как вы понимаете значение слов «белёшенька, тяжелёшенько, старушоночка, светлица, дитятко»?

- Пересказать сказку или любой её отрывок. Придумать новый сюжет сказки, если бы:

- Царевна не стала кусать отравленное яблоко.

- У Царицы не было говрящего зеркала.

- Вместо волшебного зеркала было бы зеркало-каверкало.

- Подумать, какой цвет соотвтетствует образу злой Царицы, Чернавки, Царевны, братьев?

4.

Раскрашивание поделки из соленого теста «Яблоко»

-Дети раскрашивают яблоко гуашью.

АПРЕЛЬ

 Е. Гаршин «Лягушка путешественница»

1.

«Чтение сказки»

Нравственный урок        «Хвастовоство до добра не доводит».

Воспитание добрых чувств.        - За что можно похвалить лягушку, за что сделать ей замечание?

- Оценить поступок уток, которые согласились взять лягушку на юг.

2.

Мозаика из коктейльных трубочек «Лягушка»

-По контуру шаблона на белом листе бумаги карандашом  обводим силуэт лягушки.

-Вырезаем его.

-Наносим слой зеленого пластилина.

3.

«Просмотр и анализ сказки»

- Каким мог быть конец сказки, если бы лягушка не стала на лету квакать?

- Измените сказку, придумав другой способ путешествия  лягушки с утками, например, верхом на утке и т.д.

- Если бы утки не взяли лягушку, как бы ещё она могла путешествовать? Придумать способ.

4.

Мозаика из коктейльных трубочек «Лягушка»

-Коктейльные трубочки режем на короткие части.

-Выкладываем из коротких трубочек на пластилиновой поверхности лягушки мозаику.

МАЙ

Л. Аксаков «Аленький цветочек»

1.

«Просмотр сказки»

Нравственный урок        

- «Честному человеку честь и поклон».

- «Сам пропадай, а товарища выручай».

- «Доброе дело без награды не остается».

Воспитание добрых чувств.        

- Как вы думаете, переживал ли купец за свою младшую дочь? Почему?

- Можно ли посочувствовать Чудищу?

2.

Аппликация из круп «Аленький цветочек»

-Обвести по шаблону цветок.

- Стебель и листья нарисовать самостоятельно.

-Нанести клей на цветок.

-Засыпать крупой (пшено).

-Излишки крупы стряхнуть.

3.

«Перечитывание эпизодов сказки, беседа по ее содержанию»

- Сколько времени было на часах, когда сёстры перевели стрелки? Сколько времени стали показывать часы? Изобразить с помощью учебного циферблата.

 -  Сколько красных девиц приходило во дворец к Чудищу (11) и какой по счету была младшая дочь купца (12)?

- Как бы вы могли помочь младшей дочери купца?

- Подумайте новый сюжет сказки: если бы младшая дочь попросила у отца не Аленький цветочек а…- -----Назовите деревья, растущие в лесу «дремучем, непроездном, непроходимом»?

-  Что вы знаете о камне малахите? Какого он цвета? Где его добывают?

-  Как вы думаете, почему у Чудища вырос такой диковинный сад, где «цветы красоты неописанной и плоды спелые, румяные»? Как люди ухаживают за фруктовыми деревьями?

4.

Раскрашивание аппликации из круп «Аленький цветочек»

-Раскрасить акварельными красками аппликацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада

Примерный перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада по теме«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук для успешной социализации...

Перспективный план работы изостудии "Мозаика". Подготовительная к школе группа.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками различными видами изобразительной деятельности позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, доставляет детям множество положител...

План работы по фольклору. Подготовительная к школе группа.

План работы по фольклору. Подготовительная к школе группа....

Перспективный план работы кружка в подготовительной к школе группе «Мы – юные железнодорожники» (Воспитатель: Дивеева Г.А.)

Перспективный план работы кружка  в подготовительной к школе группе  «Мы – юные железнодорожники» (Воспитатель: Дивеева Г.А.)...