Паспорт образовательного проекта. "Народная игрушка кукла."
презентация на тему

Харькина Светлана Анатольевна

 

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха. Виды народной куклы на Руси были следующие: Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных). Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям). Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 2 ГБОУ СОШ № 1015 ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА Народная игрушка кукла Тема: «Мир народной куклы » Апрель 2014

Слайд 2

Название образовательной организации Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1015 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 2 119634,Г. Москва, ул.Шолохова , д.6,корп.4 т/факс: 8-495-731-16-77, 8-495-731-89-11 E - mail : dou 1800@ mail . ru Авторы проекта Харькина Светлана Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории Горбунова Валентина Алексеевна, Воспитатель первой квалификационной категории

Слайд 3

Тип проекта: познавательно-творческий Тема проекта: «Народная игрушка Кукла. Кукла из бабушкиного сундука» Направление деятельности проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей; повышение профессиональной компетенции педагогов ДОО. Вид проекта: творческий, групповой. Продолжительность : средней продолжительности Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников и воспитатели группы. Актуальность : В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», « бездуховность », мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными

Слайд 4

традициями . Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа . формирование у детей 3-4 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы. Цель Задачи: 1 . Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол; 2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа; 3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов; 4. Создавать условия для творческого самовыражения детей. Предполагаемый результат: - Повысить интерес детей к народной кукле и народным традициям; - Расширить знания детей о народной кукле; - Сформировать интерес к изготовлению простых кукол;

Слайд 5

- Улучшить творческое взаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта. - Сформировать у детей навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда. Продукт проектной деятельности: Создание мини-музея кукол в дошкольном учреждении Составление альбома «История куклы» Итоговое мероприятие Досуг « В гости к Марье Искуснице»

Слайд 6

ПРИЛОЖЕНИЕ Этапы реализации: 1 этап подготовительный На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий, с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях. 2 этап основной Определение этапов проектно-информационной деятельности, обсуждение вариантов поиска информации, продуктов деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта. 3 этап аналитический Анализ выполнения задач проекта на каждом этапе. Организация деятельности детей в центрах (образовательных областях), оснащение оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта. Творческий отчет о проделанной работе. 4 этап заключительный. Презентация проекта.

Слайд 7

План проектной деятельности . Мероприятия Участники Подготовительный этап Сбор информации в рубрику «Кукла из бабушкиного сундука», об истории возникновения куклы, о традициях и обычаях русского народа, о способах изготовления обрядовых кукол. Опрос родителей: «Какими игрушками играет ваш ребенок дома» Познавательная беседа с детьми «Куклы моих предков». Наглядная информация для родителей «Народная кукла в игровой деятельности современного ребенка». воспитатель, родители, дети. Основной этап Организация творческой мастерской «Мастерская кукольницы»(Изготовление ласкутной куклы своими руками: кукла – пеленашка ) Воспитатель. родители, дети Познавательные беседы: «Куклы-обереги» «Традиции русского народа» Воспитатель, родители, дети Выставка творческих работ «Наши руки не для скуки» Воспитатель, родители, дети Рубрика «Копилка идей» (обмен опытом по изготовлению кукол своими руками между родителями) Родители Выставка кукол своими руками «В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо» Тематический вечер «Посиделки у бабушки Лукерьи» Воспитатель, родители, дети.

Слайд 8

Добрые сказки домовенка Кузьки» Продуктивная деятельность (оберег –домовенок Кузя для своего дома из соленого теста) Воспитатель, дети. Создание музея «Куклы трех поколений» (поэтапно) Воспитатель, родители,дети Презентация «Моя любимая кукла» Воспитатель, родители, дети. Творческое заедание «Сказка для моей куколки» Изготовление альбома «Кукольные истории» (рисунки, рассказы, стихи о кукле). Воспитатель, родители,дети . Беседа «Знакомство с театральной куклой» (ростовые куклы,куклы би -ба- бо , настольные) Игры –драматизация с театральными куклами. Воспитатель, дети Театральный праздник « Аленушкины сказки» Воспитатель, дети. Организация игровых зон с включением кукольных персонажей ( уголок этикета –фея вежливоти , центр физической культуры- гимнастика –Ася; центр творчества – Карандашкин ; театрализованный уголок – Петрушка. Воспитатель. дети Организация сюжетно-ролевых игр в игровых зонах: На дне рождения у кклы Лизы». «Детский сад» « Сеья » «Мама в библиотеке» Салон Маленькая леди» Воспитатель, дети.

Слайд 9

Творческая мастерская: «Секреты бумажной куклы» (куклы из конусов и цилиндров) «Дизайнерский наряд» (оденем бумажную куклу Олю) Воспитатель, дети. Музыкальный час: «Колыбельная для куклы» ( слушание и заучивание колыбельных песен, потешек ). Музыкальный руководитель, воспитатель, дети. Познавательно-речевая викторина « Как раньше и как сейчас», «Волшебный сундучок», «Юный модельер», « Оденем куклу», «Народные костюмы» Воспитатель, дети Заключительный этап Презентация проекта Выставка кукол в мини-музее. Досуг «В гости к Марье – Искуснице» Воспитатель, дети, родители

Слайд 10

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Используя проектирование, пришли к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательно-речевой деятельности детей. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка дошкольника. Прежде всего, в ходе нашей работы по проектной деятельности расширились знания об окружающем мире. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных и коммуникативных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки - они стали внимательнее друг другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Слайд 11

В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ, дети получают практические навыки создания этих работ.

Слайд 12

Литература по созданию кукол

Слайд 13

Методическая литература Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка -Пресс; Москва, 2008 г. О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009 Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками». Любовь Юкина . АСТ-Пресс 2001 г. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология». Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова И.Н., Котова А.С .Паритет 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Народная игрушка из глины» для средней группы

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные си...

Образовательный проект "Народная игрушка-матрешка"

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, знакомство их с народной игрушкой, народными традициями  и символом России....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАРОДНЫЕ ИГРЫ ТАМБОВСКОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному,в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о ...

Паспорт педагогического проекта "Народные промыслы России" подготовительная группа.

Проект для подготовительной группы "Народные промыслы России" Знакомит детей, родителей, педагогов с дымковской, гжельской, городецкой, жостовской, хохломской росписями....

Паспорт педагогического проекта " Народная игрушка"

Народная игрушка в наши дни превращается в сувенирную продукцию, не предназначенная для ребенка и не требующая педагогического сопровождения.Целью проекта является приобщение воспитанников  и род...

Образовательный проект " Народные игры и игрушки".

Образовательный проект долгосрочный., направленный на знакомство дошкольников с русскими народными играми и игрушками....

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые ...