Конспект НОД «Человек – друг природы» старший дошкольный возраст
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Головко Ольга Дмитриевна (Марченко)

Конспект НОД «Человек – друг природы» старший дошкольный возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

для старшего дошкольного возраста

«Человек – друг природы»

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе.

Задачи

Развивающие:

-развивать любознательность, память, умение делать выводы;

-способствовать развитию познавательных интересов;

-развивать навыки активной речи, обогащать словарь;

Образовательные:

-расширять знания о живой и неживой природе, показать их взаимосвязь;

-закреплять представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

-закрепить знания о дыхании растений и условиях для их роста;

-закрепить знания детей о птицах и животных, умению классифицировать их;

-учить понимать смысл пословиц;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

-формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним;

Материал: телеграмма, глобус,  картинки живой и неживой природы,  карточки-схемы: тепло, воздух, вода, питание, любовь близких, схема роста цыпленка, дерева, мальчика-ребенка, фасолинки, горшочки с землей, лейки с водой, магнитофон с аудиозаписями «Шум дождя» и спокойной музыки.

Методические приёмы: организационный момент, игра «Ученое сообщение», дидактическая игра «Живое-неживое», дидактическая игра «Три слова», физминутка «Капельки», дидактическая игра «Как растёт всё живое», психогимнастика «Зёрнышко», опыт «Посадим зёрнышко»,  итог.

ХОД

  1. Организационный момент. Приветствие в кругу.

Воспитатель.  Ребята, давайте поприветствуем, друг друга (говорят хором)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас – люблю!

Воспитатель. Предлагаю вам послушать стихотворение и ответить про что оно.

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

Но себя лишь он любил

И природу погубил.

Он никак не мог понять,

Что природа - наша мать!

Вырубаются леса, реки загрязняются,

И вода у нас в реке нам уже не нравится

Нет теперь в лесах зверей,

Человек ведь всех главней!

Удержаться он не смог,

Это был его порок.

Почему не может он

Жить спокойно и с умом?

Охранять, любить, ценить,

Всей природой дорожить!

А теперь вот видим мы

Леса без птиц, и земли без воды...

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Воспитатель. Скажите про что это стихотворение? (ответы детей).

Воспитатель. Вы правильно сказали, это стихотворение про человека, который не любил природу. Все мы знаем, что надо охранять и заботиться о природе. И есть такая профессия-эколог. Эколог - это человек, который много знает о природе,  охраняет, заботится о ней. Ребята, а вы хотите сегодня побыть экологами? (ответы детей).

Воспитатель. А как вы думаете как можно стать экологом? (ответы детей)

Воспитатель. Сегодня мы выслушаем сообщения юных экологов, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, поставим опыт.

  1. Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель. А вот наши юные ученые-экологи Карина и Богдан. Карина расскажет нам о живой природе.

Карина. Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек и все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, солнца, питания. Живая природа-это всё что растет, дышит, питается, развивается.

Воспитатель. Богдан расскажет нам о неживой природе.

Воспитатель. Спасибо, вам ребята за интересные сообщения.

  1. Дидактическая игра «Живое-неживое»

(Воспитатель раскладывает картинки с изображением живой и неживой природы и предлагает детям разделить их на группы; дети делят картинки на группы и доказывают свой выбор)

Воспитатель. Молодцы, правильно выполнили задание.

  1. Дидактическая игра «Три слова»

Воспитатель. Поиграем еще в одну игру, послушайте правила этой игры. Я буду называть понятия, а вы говорить, что входит в эти понятия.

1.Овощи…(капуста, огурец, помидор)

2.Фрукты…(яблоко, банан, груша)

3.Ягоды…(малина, клубника, вишня)

4.Зимующие птицы…(воробей, голубь, сорока)

5.Перелетные птицы…(ласточки, грачи, скворцы)

6.Водоплавующие птицы…(гусь, утка, лебедь)

7.Домашние животные…(корова, лошадь, собака)

8.Дикие животные…(лиса, заяц, волк)

9.Животные Крайнего Севера…(белый медведь, тюлень, морской котик)

10.Животные тропиков…(лев, рысь, горилла)

11.Морские обитатели…(рыбы, кит, дельфин)

12.Насекомые…(комар, муха, бабочка)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы всё правильно назвали.

  1. Физминутка «Капельки» (звучит аудиозапись «Шум дождя»)

Воспитатель. Я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), бегите, полейте, землю, цветы, растения, деревья. (Дети бегают «поливают» землю).

Воспитатель. Дождик закончился, растения сказали вам спасибо.

  1. Дидактическая игра «Как растет всё живое»

Воспитатель. Посмотрите (показывает картинки), мы говорили  о том, как растёт и развивается ребёнок-мальчик: маленький ребёнок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик. Для этого нужно: питание+вода+воздух+тепло+любовь. Я вам предлагаю рассмотреть схему роста и развития цыпленка. Даша объясни эту схему ребятам.

Даша. Мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется  цыплёнок, он растёт, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей.

Воспитатель. Ребята, а что нужно, чтобы рос и развивался цыплёнок?

 (Надо его кормить, поить водой, выпускать гулять на улицу, греться на солнце и под крылом мамы курицы).

Воспитатель. Оказывается для роста цыпленка нужно тоже, что и человеку: тепло+питание+вода+воздух+забота.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, растения живые или неживые? (Живые).

Воспитатель. Почему вы так думаете?        

(Потому что растения питаются, дышат, растут, размножаются, погибают).

Воспитатель. Но растения питаются не так как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают вредный углекислый газ из воздуха, который выделяют люди и животные. А выделяют кислород, который очищает воздух. Кислород необходим все живым организмам, чтобы дышать и жить. Растения обязательно нужна вода. Её они берут из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться.  В лесу, где много деревьев, цветов и травы воздух чище – там много кислорода. А как вы думаете, что делать нам в городе, чтобы воздух был чище?

(Надо сажать деревья, цветы, ухаживать за ними, не рвать их).

Воспитатель. Посмотрите на схему роста дерева: семя-росток-деревце-взрослое дерево.

Сначала со взрослых деревьев на землю падают семена, затем дожди поливают землю. Еще растениям  нужно солнце. Пройдёт время и появится росток. Со временем, если всё хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно, например, в тропиках. В наших краях, когда наступают холода,  деревья сбрасывают листву, их рост останавливается. Кажется, что деревья погибли. Но их корни живые. Зимой корни деревьев от холода спасает снег. А весной когда пригреет солнце, деревья снова оживают и начинают расти и зеленеть.

Послушайте народные пословицы о растениях:

-Растение - земли украшение,

-Сломать дерево - недолго, вырасти-годы,

-Много леса - не губи, мало леса-береги, нет леса-посади.

  1. Психогимнастика «Зернышко» (звучит спокойная музыка)

Воспитатель. Сейчас каждый из вас станет маленьким зёрнышком. Закройте глаза. Представь, ты – маленькое зёрнышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно… Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, тебя качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот пошел живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка. Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? (Ответы детей)

Воспитатель. Я вам приготовила маленькие фасолинки, что бы вы их посадили.

  1. Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель. У вас на столах приготовлены горшочки с землей, фасолинки, лейки с водой. Сначала возьмите фасолинки и посадите их в землю. Не забудьте обязательно полить. (Дети садят фасолинки и поливают)

Воспитатель. Молодцы! Все правильно сделали.

  1. Заключительная часть

Воспитатель. Сегодня у нас состоялся совет юных экологов. О чем мы говорили? Что вам понравилось? (Ответы детей).

Воспитатель. Наш общий дом-это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. Есть и другие планеты Юпитер, Марс, Венера и др., но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий для всех людей, животных, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли,  в этом взрослым помогают юные экологи. Ребята, спасибо, вам за внимание.

Список литературы

1.Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М., 2009.

2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005

3. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М., 2000.

4.Журнал  «Воспитатель ДОУ» ООО «ТЦ Сфера». М., №5.- 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека у детей старшего дошкольного возраста, через природоохранную деятельность.

Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека у детей старшего дошкольного возраста, через природоохранную деятельность....

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "В природе все нужны друг другу" для старшего дошкольного возраста.

Данное занятие позволяет расширить, пополнить и уточнить знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на ос...

Конспект по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Человек – строение тела»

Данный конспект будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей старшего дошкольного возраста, но в зависимости от возраста детей, его можно усложнять...

конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта по полоролевому воспитанию "Самые лучшие друзья человека"

Разговор с детьми педагог-психолог ведет из информативной в морально-нравственную плоскость. Обращаясь к коммуникативному опыту детей, педагог-психолог обсуждает различные ситуации нравственного харак...

Конспект открытого занятия "Мир природы" (старший дошкольный возраст)

Цель: Расширять представления детей о том, что природа наш общий дом....