СКАЗКОТЕРАПИЯ – ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНИКА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Заносова Наталья Георгиевна

СКАЗКОТЕРАПИЯ – ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНИКА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

              СКАЗКОТЕРАПИЯ – ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНИКА РАБОТЫ

                                               С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Современная педагогика ищет новые пути, инновационные технологии работы с дошкольниками.
Одним из видов таких технологий являются здоровьесберегающие технологии. В свою очередь эти технологии опираются  на арт – педагогику, которая является средством вовлечения детей в различные виды образовательной деятельности. Арт – педагогика включает различные техники, одной из которых является сказкотерапия.

Сказкотерапия – термин, появившийся сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще неустоявшемуся термину, он у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации и трактовки.

Сказкотерапия с точки зрения психологии – психологическое консультирование, диагностика, коррекция, метод практической психологии.

В педагогике сказкотерапия – техника, позволяющая  работать с обучающимися через сказку, техника, направленная  на решение какой – либо проблемы ребенка.

В каких случаях  она используется?
Сказкотерапия может быть использована  по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом такой вид терапии необходим для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.
Терапевтическое занятие в ОУ достаточно проводить 1 раз в неделю с подгруппой в 10 – 12 человек.  Важно, чтобы дети были с различными чертами характера.

Какие виды сказок используют в качестве материала для терапии? (Приложение: таблицы 1 и 2).

Однако,  надо различать 2 понятия: сказка и сказкотерапия.

Сказка – это жанр литературного творчества о вымышленных лицах и событиях.
Сказкотерапия – способ решения конкретной  проблемы.
Сказка – средство, сказкотерапия – способ.

Как правильно организовать сказкотерапию?
 Аксиома: простое прочтение сказки не несет в себе никакой терапевтической нагрузки! Сказка обязательно должна переживаться ребенком. Воспитательное значение сказки снижается в разы, если дети сразу переходят к совершенно отличному и по содержанию и по настроению занятию /обед, спорт/. Должно быть обязательное продолжение – любой метод арт – терапии /музыка, рисование , танец по характеру сказки/. Но, если мы работаем со сказкой в НОД, продолжением  должен быть тщательный анализ содержания, детям надо дать возможность высказать свое отношение к услышанному, дать свою оценку и сделать выводы. Самое основное: содержание сказки, и используемые приемы по ее анализу, должны в полной мере решать поставленную педагогом задачу.
Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы ребенка. Связная речь, хотя и является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выступает как средство получения знаний и средство контроля над этими знаниями. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит развитие личности ребенка и приобретение им учебных навыков, в конечном итоге успешность его обучения в школе. Сказка повышает познавательный интерес и мотивацию к образовательной деятельности, побуждает анализировать, рассуждать,  отыскивать причинно-следственные связи, делать выводы.
Используя эту технологию, интегрируются разные виды организованной образовательной деятельности: познавательное , речевое,  художественно – эстетическое развитие ребенка.

Формы и приемы работы со сказкой. (Приложение : таблица 3)

Структура сказкотерапевтического занятия. (Приложение: таблица 4)

Работая со сказкой, надо иметь в виду: у каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.  (Приложение: таблица 5)

Вот как дети старшего дошкольного возраста  могут сочинять коллективные сказки. От чего отталкивается ребенок, сочиняя сказку? От накопленного жизненного опыта, от хранящихся в его памяти сюжетов знакомых сказок.  Значит,  начинается все с чтения сказки. Прочитанное содержание  надо осмыслить, выделить главные элементы сказочного сюжета. Исследователь р.н. сказки Владимир Пропп считал, что не только линия сюжета, но и отдельные персонажи, элементы сказки несут в себе архетипический смысл /прообраз, идею/.

Он  же предложил для анализа и восстановления последовательности событий сказки применять карточки – пиктограммы.

Прослушав сказку, дети  выкладывают ее схему на доске, и по ней пересказывают сюжет. А потом они со сказкой играют. Эти игры возрастающей сложности, которые подводят ребенка к сочинительству. Переходя от сюжета к схеме, ребенок переходит от конкретного мышления к абстрактному и учится оперировать символами. В старшем возрасте это особенно предпочтительно, поскольку впереди у него школа, где ему предстоит осваивать математическую символику и уметь составлять схемы на различных учебных предметах.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод: в каких бы целях мы не использовали сказку /терапевтических или дидактических/, эта техника способствует целенаправленному развитию речевой сферы ребенка, повышает познавательный интерес и мотивацию к образовательной деятельности, побуждает анализировать, рассуждать, отыскивать причинно – следственные связи, делать выводы. Работая со сказкой, интегрируются практически все образовательные области. И, наконец, занимаясь сказкотерапией, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что взрослые на его стороне. Он усваивает следующий подход к жизни: «Ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать».

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ВИДЫ СКАЗОК        /т.1./

1 Художественные сказки –
народные, авторские, басни, легенды, былины/способствуют воспитанию нравственных чувств/.

2 Психокоррекционные, в т.ч. диагностические –  сказки для влияния на поведение ребенка, для корректировки черт характера /стеснительность, капризность, хвастовство/.

3 Психотерапевтические – применяются психологами, они «врачуют душу ребенка».

4 Медитативные – для накопления положительного образного опыта, для создания атмосферы позитива, снятия напряжения. /Отличие этих сказок от всех прочих – отсутствие конфликта и злых героев, характер таких сказок – путешествие/.

5 Дидактические – создаются для подачи учебного материала /абстрактные предметы, символы одушевляются и переносятся в сказочный мир. Эти сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний/.


АЛГОРИТМЫ СОЗДАНИЯ  СКАЗОК       /т.2/

1 Сказка терапевтическая:

- подбираем  (придумываем) героя, близкого ребенку по возрасту, полу, характеру  (можно начать сказку со слов: «Жил-был мальчик, похожий на тебя…»)

- описываем жизнь героя сказки так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, схожую с реальной ситуацией  ребенка и приписываем герою все переживания нашего ребенка (боится, чувствует себя одиноким и т.д.)

- герой, а с ним и ребенок, начинает искать выход из создавшегося положения. Можно усугубить ситуацию, начать приводить ее к логическому концу, что так же подтолкнет героя к изменениям. Задача заключается в том, чтобы через сказочные события показать ребенку ситуацию с другой стороны, предложить альтернативную модель поведения, найти позитивный смысл  в происходящем.

2 Сказка дидактическая:

-введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый предмет /символ/. Рассказ о нравах и привычках жителей этой страны

- разрушение благополучия. В роли разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи /Кощей, дракон/, стихийные бедствия /ураган, ливень/, тяжелое эмоциональное состояние /скучно, тоскливо, нет друга/

- обращение к детям /только человек с пылким сердцем и крепкими  знаниями может всех спасти/. Поэтому, чтобы восстановить положение, нужно выполнить определенные задания.


ФОРМЫ И  ПРИЕМЫ   РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ       /т.3/

- Чтение и анализ (для детей от5 лет).

-Рассказывание сказки:

* от первого лица

* от третьего лица

* от персонажа /пример: «Колобок» глазами лисы или бабы Яги/

* рассказывание и придумывание продолжения

-Переписывание сказки: такой прием хорош тогда, когда ребенку в силу его внутреннего состояния, не нравится сюжетный поворот или персонаж и он интуитивно стремится найти тот вариант разрешения ситуации, которая ему позволяет освободиться от внутреннего напряжения.

-Куклотерапия /пальчиковый театр, куклы – марионетки/. Ребенок самостоятельно работает с куклой и проявляет те эмоции, которые обычно по каким – либо причинам не может себе позволить проявить.

-Сочинение сказки. Ребенок сочиняет сказку самостоятельно или по заданной первой фразе, предложенной педагогом. В первой фразе взрослый указывает главных героев и место действия.

-Угадывание сказки по отдельным картинкам, затем рассказывание ее по этим картинкам, разложенным в нужном порядке.

СТРУКТУРА СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО   ЗАНЯТИЯ                                 /т.4/

1)Обязательный ритуал: « вход в сказку» - настрой;

2)Основная часть: приемы работы со сказкой; приемы и упражнения для речевого развития ребенка;

3)Обязательный ритуал: «выход из сказки».

Сказочную атмосферу поддерживает музыка, световые эффекты, затем рассказывание сказки и демонстрация персонажей в одном из театров /куклы/.

РАБОТА СО СКАЗКОЙ:

-чтение или рассказ самой сказки, ее обсуждение каждым ребенком

- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка

- драматизация /проигрывание по ролям.

КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ                                            /т. 5/

- дети 3 – 5 лет: близки и понятны сказки про животных;

- дети 5 лет: идентифицируют себя с человеческими персонажами: (принц, королева), т.е. такие сказки, в которых человек познает окружающий мир;

- дети 6-7 лет: предпочитают волшебные сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТЫ

Изучение проектной деятельности опытных педагогов позволяет передавать опыт более молодым и менее опытным воспитателям. Внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процесс ДОУ поз...

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТЫ

Дошкольные учреждения, применяя инновационные образовательные технологии, имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению дошкольников и добиваться более высоких результа...

Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"

Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

консультация "Использование метода сказкотерапии в психокоррекционной работе с дошкольниками".

Современная сказкотерапия существует в трёх аспектах:• диагностическом,• воздействующем,• профилактическом, развивающем.Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять ...

Метод сказкотерапии в психокоррекционной работе с дошкольниками.

Психокоррекция средствами литературного произведения – сказки....

Метод сказкотерапии в психокоррекционной работе с дошкольниками.

В основе сказкотерапии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом худ...