"Путь становления таланта в современном детском саду"
статья на тему
Разглядеть в любом ребенке одаренность, сохранить и развить ее — вот приоритетное направление нашего современного общества 21 века. Перед педагогами поставлена основная и главная задача – способствовать развитию личности ребенка, создав особую среду, необходимую для развития одаренности (индивидуализация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглова Л.П.
МАДОУ д/с № 15 комбинированного вида
«Путь становления таланта в современном детском саду»
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Разглядеть в любом ребенке одаренность, сохранить и развить ее — вот приоритетное направление нашего современного общества 21 века. Перед педагогами поставлена основная и главная задача – способствовать развитию личности ребенка, создав особую среду, необходимую для развития одаренности (индивидуализация). Надо отметить, что количество трудов, посвященных работе с одаренными детьми, достигло небывалых масштабов, однако, при этом никак не уменьшается их противоречивость. Именно поэтому многие исследователи и практики пристальное внимание обратили на проблему диагностики: как выявить одаренных детей среди массы других детей, и как развивать у них одаренность. Однако, по нашему мнению, сначала важно дать самим себе ответ – а для чего нам это надо? Зачем искать, организовывать и вести целенаправленную работу с одаренными детьми и как сделать так, чтобы о них заговорили? – Вот те самые актуальные и важные вопросы, с которых надо начинать свою профессиональную деятельность по работе с одаренными детьми. Важно точно сформулировать цель, так как неверная или неточно выбранная цель, может погубить все начинания, даже не смотря на хорошую организацию работы.
Сегодня большинство психологов утверждает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. В свою очередь, государство должно создать систему поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых детей, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
Именно поэтому Федеральные Государственные образовательные стандарты делают акцент на деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе, то есть способности быть автором, соавтором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Следовательно, задача взрослого состоит в том, чтобы направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческое развитие, воспитать способность мыслить, творить и фантазировать самостоятельно, на основе полученного опыта. И тут возникает ещё одна проблема – это возможность (финансовая, материальная, географическая, коммуникационная и т.д.).
Не секрет, что дети, живущие далеко от столицы, имеют гораздо меньше шансов для самореализации, чем живущие в мегаполисе. Не всегда в провинции находятся средства и возможности для полноценного развития таланта ребенка. И так получается, что о юном даровании просто никто не узнает, потому что круг его общения и окружения, круг материальных возможностей слишком мал.
Давайте вспомним всем известную Мэрилин Монро, покорившая мир своей красотой, до того, как стать известной киноактрисой и иконой стиля, работала на военном заводе. Свою популярность она получила после того, как один фотограф поместил ее фото на обложку журнала, целью которого было «увеличить боевой дух войск за границей».
Но это было много лет назад. А сегодня? Сегодня, в век информационно- коммуникационных технологий, возможностей заявить о себе стало гораздо больше. Интернет – вот та благоприятная среда, вот та взлетная площадка для самореализации. Более того, появляются специальные проекты «Синяя птица», «Минута славы» и т.д., нацеленные именно на развитие юных талантов. Всероссийские и международные дистанционные конкурсы, где общение с людьми, близкими по духу, и настоящими профессионалами – все это не только помогает развить талант, но и дает возможность заявить о себе всей стране.
Именно таким способом «раскручивания» одаренных детей с помощью видео и дистанционных интернет - конкурсов мы успешно и воспользовались. Это позволило ребятам занять призовые места: Международный фестиваль-конкурс «Улыбка мира» - Дипломанты, Новоивановский открытый конкурс творчества «Мы талантливы» - дважды Лауреаты 1 степени, 18 областной фестиваль детского и молодежного творчества «Круг друзей» - Лауреаты 2 степени, Всероссийский заочный музыкальный конкурс «Мелодинка» - Дипломанты II степени, Конкурсы для детей и педагогов «Рассударики» - Победитель III место.
Интернет – это место, где каждый ребенок – звездочка, которая внезапно засветилась, и неважно, откуда он – из Москвы, Владивостока или из маленькой деревни на самом краю России: у него есть шанс быть увиденным, услышанным и покорившим сердца зрителей. Талант – это драгоценный камень. Без тщательной и аккуратной огранки, он не засияет и не превратится в настоящее сокровище-украшение, вызывающее восхищение.
Обучение и воспитание одарённых детей - работа, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать развивающую среду для его полноценного развития.
У нас есть определенный опыт в работе с одаренными детьми, в частности по развитию музыкальной деятельности (вокальное пение). Как правило, опытный педагог из общей массы детей способен выделить одаренного ребенка, так и мы, на обыкновенном музыкальном занятии услышали чистое интонирование отдельных детей, как одно из показателей задатков природной одаренности, которую необходимо было развивать…
Свою работу мы выстроили в несколько этапов:
- первое, знакомство родителей (законных представителей) и воспитанников с основами музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;
- второе, индивидуальные занятия с воспитанниками в детском саду в игровой интерактивной форме;
- третье, музыкальные домашние задания, способствующие укреплению связи всех участников творческого и развивающего процесса;
- четвертое, создали материально-техническую базу дошкольного учреждения.
Мы раскрыли лишь маленький фрагмент работы с одаренными детьми в нашем образовательном учреждении. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему. Важно только вовремя увидеть и открыть в нем задатки одаренности, которые в результате совместного труда педагога, ребенка и семьи позволят ему в дальнейшем стать творческой личностью.
Процесс воспитания и обучения ребенка, развитие его одаренности никогда не может быть успешным без терпения взрослых и их любви к ребенку, так как в нашем стремительном темпе современной жизни, стараясь сделать для ребенка как можно больше, мы, взрослые, часто не успеваем дать ему самого главного – любви и внимания. А раскрывается и развивается только тот ребенок, который чувствует, что его любят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Физическая культура в современном детском саду - проблемы, пути решения
Реализация стандарта меняет представление педагога о современном занятии: ребенок выступает не объектом, а субъектом образовательной деятельности; он активно участвует в педагогическом процессе; преоб...
"Путь становления таланта в современном детском саду"
Разглядеть в любом ребенке одаренность, сохранить и развить ее — вот приоритетное направление нашего современного общества 21 века. Перед педагогами поставлена основная и главная задача – ...
Становление волонтерского движения в детском саду
Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Одной из форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников является волонтерское движени...
Пути оптимизации двигательной активности дошкольников в современном детском саду.
Педагогическая статья для воспитателей ДОУ по работе с дошкольниками...
Пути оптимизации двигательной активности дошкольников в современном детском саду
Введение: Многие зна...
«Роль наставника в профессиональном становлении молодого воспитателя в детском саду»
laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов.Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте,ник...