«Духовно – нравственное воспитание средствами традиционных народных праздников».
статья

Полтавец Наталья Викторовна

В статье рассматриваются сущность и значимость духовно-нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно – нравственное воспитание средствами традиционных народных праздников».

   

   «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется  теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие»,

- писал известный русский религиозный философ В.В. Зиньковский.

Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива.

Понимая значимость данной проблемы, мы реализуем систему работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Реализация цели достигается решением следующих задач:

  1. Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
  2. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу;
  3. Охрана  и укрепление духовного  и физического здоровья детей;
  4. Закладка основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной  к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  5. Воспитание патриотических чувств, связывающие разные поколения.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

   Первостепенное значение в приобщении дошкольников к родной культуре имеет создание развивающей предметно-пространственной среды:

   -  Народные музыкальные инструменты

   -  Альбомы декоративно-прикладного искусства

   -  Изделия народных промыслов

     В нашей группе  погружение ребенка в народную культуру начиналась с младшего возраста. Для этого используются следующие средства развития национально-культурного самосознания:

 - Устное народное творчество

 - Народные игрушки

 - Игры

 - Декоративно-прикладное искусство

 - Народные песни и танцы

 - Народные праздники

    Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество. Пестушки, потешки, колыбельные сопровождают наших младших воспитанников во всех режимных моментах («Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», «Сорока-белобока», «Ножки бегали с утра, глазкам спать давно пора», «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса» и т. д.) . Потешки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Взрослея, дети знакомятся с пословицами, поговорками:  («Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», сказками («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и т. д.). Дети,  не только слушают, но и читают наизусть потешки, заклички, считалки. Пересказывают и драматизируют сказки. Всё это способствует познавательному и нравственному развитию.

    В нашей  группе  есть народные игрушки: погремушки, матрёшки, барышни, свистульки, неваляшки.   Игрушки развивают мелкую моторику, сенсорные способности. Способствуют самостоятельности и творческой активности.

  Народная декоративная роспись пленяет душу ребёнка гармонией и ритмом, способна увлечь национальным изобразительным искусством. В нашей группе  дети с большим интересом рассматривают изделия с дымковской росписью, мартешки. На занятиях и в самостоятельной изобразительной деятельности осваивают навыки изображения этой росписи.  

   Знакомство  детей с  декоративно-прикладным творчеством способствует воспитанию уважения к культуре своей Родины, к национальным традициям, что  способствует воспитанию гражданина и патриота своей Родины.

   Русские народные подвижные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству («Жмурки», «Салки», «Гуси-лебеди», «Дождик», «У медведя во бору» и др.) Они влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Почти все народные игры включат в себя движение, пение и стихотворный текст, поэтому их можно назвать и музыкальными и словесными и подвижными.

 Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

    Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре  играют народные праздники  как средство выражения национального характера.  Богата Россия на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и  хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. История и традиции русских народных гуляний уходят корнями в далекое прошлое. Умели русские люди работать, умели и отдыхать.  

   

  Поэтому и 8 Марта и 23 февраля и Новый год и « День Осени», «День матери», «Колядки»-  это разумное включение ребёнка в освоение нравственных норм и отношений.

Начиная со средней группы,  мы также включились в работу по «Духовно – нравственному воспитанию.

Одна из тем тематических недель «В мире жить со всеми дружить»  над,  которой мы стали работать.

    Работа по приобщению наших воспитанников к русской народной культуре ведётся  один год и приносит положительные результаты.

   Дети становятся дружными, относятся уважительно к старшим и сверстникам, используют в речи «вежливые» слова. Учаться  оценивать свои поступки и поступки сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание средствами художественной и православной литературы.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества формируются в эти годы....

Духовно -нравственное воспитание дошкольников через народные праздники и традиции

    На Земле не встречается двух одинаковых культур, принадлежащим разным народам. Поэтому мы и говорим о народной культуре, характерной для данного конкретного народа, конкретной нац...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание детей посредством народных праздников,традиций и обрядов".

Презентация "Духовно-нравственное воспитание детей посредством народных праздников,традиций и обрядов"....

Презентация по духовно-нравственному воспитанию средствами народного творчества - опыт работы вторая младшая группа

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников средствами народного творчества" во второй младшей группе...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Народные праздники в детском саду.

   Праздники являются неотъемлемой частью нашей духовной культуры и всей жизни. Узнавая традиции и обряды русского народа, дети учатся различать добро и зло, впитывают все самое лучше...