Открытое занятие «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми: Вес и величина»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Репенко Елена Александровна

Задачи: «Познавательное развитие»

  1. развивать интерес к опытам;
  2. закрепить исследовательские навыки, умение проводить сбор информации;
  3. учить детей фиксировать информацию графически;
  4. учить опытным путем определять зависит ли вес предмета от его размера (величины).

           «Социально-коммуникативное развитие»

  1. развивать кругозор, логическое мышление;
  2. создавать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире;
  3. вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов;
  4. активизировать детей на разрешение проблемной ситуации;
  5. учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ves_i_velichina.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в подготовительной группе:

Тема: Вес и величина (размер)

Задачи: «Познавательное развитие»

  1. развивать интерес к опытам;
  2. закрепить исследовательские навыки, умение проводить сбор информации;
  3. учить детей фиксировать информацию графически;
  4. учить опытным путем определять зависит ли вес предмета от его размера (величины).

           «Социально-коммуникативное развитие»

  1. развивать кругозор, логическое мышление;
  2. создавать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире;
  3. вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов;
  4. активизировать детей на разрешение проблемной ситуации;
  5. учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Методы и приемы:

  1. Практические (опыты);
  2. Наглядные;
  3. Словесные (вопросы, пояснения, выводы).

Оборудование: Халаты, весы, камни, вата, песок, ложки, карандаши, дневник наблюдений.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходит в зал, встают в круг.

В.: Вот мы встали дружно вкруг, давайте возьмемся за руки. Вы чувствуете тепло наших рук? Мы дарим это тепло друг другу.

Поиграем мы с утра,

Заниматься нам пора,

Но не лепкой, не чтеньем –

Ждут нас опыты и наблюденье.

Но прежде надо дружно

Всем здравствуйте сказать.

Все вместе: ЗДРАВСТВУЙТЕ!!!

В.: Ребята, посмотрите вокруг. Где это мы с вами оказались? (Ответы детей – в лаборатории). Действительно, это самая настоящая лаборатория. А знаете ли Вы, кто работает в лаборатории? (Ответы – профессора, ученые, лаборанты). А чем они там занимаются? (Ответы детей – проводят опыты, эксперименты).

В.: Молодцы ребята. А хотели бы Вы стать работниками лаборатории (лаборантами) и исследовать что-то интересное? (Ответы - ДА). Ну, тогда давайте наденем халаты и шапочки. А для чего нам надо это надеть? Может можно и без халатов обойтись? (Ответы детей – Нет, нельзя. Пояснение).

Дети надевают халаты и садятся на стулья.

В.: У меня на столе лежит какое-то письмо. Возможно, его оставили лаборанты, которые были тут до нас. Давайте я открою его. Там какая-то загадка. Попробуем ее отгадать? Слушайте внимательно.

Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились.

В.: Ребята, как вы думаете, что ж это такое. Какие это две сестрицы??? (Ответы детей)

В.: ПРАВИЛЬНО, ребята. Это ВЕСЫ. А для чего же нам нужны весы? (Ответы детей)

Да, весы нам нужны для того, чтобы взвешивать различные предметы. И с помощью весов мы сможем определить, зависит ли вес предмета от его величины (размера).

В.: Посмотрите, у меня на столе лежат 2 предмета: камень и ОГРОМНЫЙ КОМОК ваты. Какой предмет меньше по величине? (Ответы: камень). А какой тяжелее? (ответы детей – камень или вата?) А может быть наоборот? Посмотрите, какой маленький камень и какой огромный комок ваты.

Что же нам может помочь с точностью определить, какой предмет тяжелее, а какой легче? (Ответы детей - Весы).

В.: Совершенно верно, надо воспользоваться весами.

Вызвать одного или двоих детей, чтобы он провел сравнение, вначале на ощупь, а потом при помощи весов.

В.: Ну, так, что ребята, какой мы можем сделать вывод. (Вес предмета не зависит от его размера).

А как Вы думаете, может ли арбуз быть легче яблока? А может половина яблока весить больше целого? (Ответы)

Отдых наш ФИЗКУЛЬТМИНУТКА музыкальная (фиксики)

Ребята Вы молодцы. Мы с Вами немного отдохнули, теперь можем отправиться в следующую комнату нашей лаборатории. Но перед тем как мы пойдем дальше, вспомним правила поведения в лаборатории:

  1. не кричать;
  2. не толкаться;
  3. не трогать ничего без разрешения;
  4. не пробовать на вкус;
  5. соблюдать осторожность;
  6. работать только на своем рабочем месте;
  7. внимательно слушать главного лаборанта.

В.: Ребята, садитесь за столы по 3 (4) человека. Ничего не трогайте, внимательно посмотрите на столы. Итак, что на них лежит? (спрашивать конкретного ребенка - ответы).

В.: Я предлагаю приступить к нашим опытам. Возьмите камень и положите его в одну чашу. Что произошло? А теперь в другую чашу положите кусочек ваты. Что вы видите? (ответы детей). Сможете ли Вы уравновесить чаши весов? (ответы) Ну, что, получилось?

В.: Ребята, сколько нам потребовалось ваты, чтобы наши чаши стали на одном уровне? (Ответы – ОЧЕНЬ много). Какой мы можем сделать Вывод? (Ответы: Что размер предмета не зависит от его веса). Совершенно верно, Молодцы.

В.: А сейчас, откройте свои дневники наблюдений и попробуем зафиксировать, что у нас получилось.

В.: Ребята, а что еще есть у Вас на столах? (Ответы). Совершенно верно, песок и ложки. Песка много, а камень всего один.

Освободите чаши весов. Давайте проведем исследование и выясним, что тяжелее камень или 2 ложки песка. Что мы будем делать? (Таня? Степа?) Пояснение: Выложите вату из чаши, а камень оставьте. А теперь возьмите и насыпьте в пустую чашу 1 ложку песка. Что произошло? (Ответы детей). Насыпьте еще одну ложку в чашу….

Когда чаши уравновесятся.  В.: Ребята, а что сейчас произошло с весами? (Ответы)

И какой мы можем сделать вывод: Вес одного камешка равен 2 (3) ложкам песка. Это еще раз подтверждает наш первый вывод, что размер предмета никак не зависит его веса.

Давайте попробуем зафиксировать это. Нарисуем весы, на одной чаше будет камень, а на другой песок (отметим уровень песка чертой), а внизу укажите, сколько ложек песка вам понадобилось для того, чтобы уравновесить чаши.

Молодцы ребята. Вы сегодня были настоящими исследователями.

Вам понравились наши опыты? (Ответы). Ребята, а что же мы с Вами сегодня узнали? (Ответы).

Спасибо за работу (за соблюдение правим и правильное выполнение опытов). Но лаборатория уже закрывается и нам пора уходить. Мы будем продолжать наши исследования, но уже у себя в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"

Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....

Открытое занятие познавательно - исследовательской деятельности (ФЭМП) гр.№9 д/с № 202 г. Н. Тагил

Это комплексное занятие направленное на  по формирование математических представлений о составе числа 8. Дети обобщают знания и закрепляют умения по всему пройденному материалу: умение считать, с...

Открытое занятие познавательно-исследовательская деятельность "Мыльные секреты"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Эрдниевская СОШ им.Э.М.Кектеева»  План-конспект занятия по познавательно-исследовательской  деятельности в с...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...