Материал по самообразованию
материал (младшая группа) на тему

Стеценко Ольга Юрьевна

В данной папке создан весь  материал по самообразованию на тему: "«Развитие мелкой моторики  рук у детей 3-4 лет»,  а именно: отчет, анкетирование для родителей, консультации для родителей, стихи для детей, презентации для родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 8 «РУСАЛОЧКА»

г. Кстово  3 микрорайон   дом 27  телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31

Отчет по теме самообразования

«Развитие мелкой моторики  рук у детей 3-4 лет».

Подготовила: воспитатель

2 младшей группы «Капелька»

Стеценко О.Ю.

«Развитие мелкой моторики рук у детей».

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский

 Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра и наша задача сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересы ребёнка. В этом на помощь приходят развивающие игры. В том числе и игры для развития мелкой моторики рук.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста актуально развивать  мелкую моторику пальцев малыша.

У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.

В 2017 году начала свою деятельность с ребятами 2 младшей группы. Для выявления полноценной картины уровня моторного развития  рук воспитанников, набранной группы, мною было проведено обследование ребят, которое показало, что у ребят низкий уровень развития общей моторики и речи.  Обследование проходило, через использование различных инструментов - застегивание и расстегивание застежек, зашнуровать ботинок, закрутить пробки, пользование лопаткой, трудно собрать рассыпавшие детали конструктора и др., и т.д.).

 И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.  А с помощью специально подобранных дидактических игр,  и упражнений, рисование, лепка, конструирование, аппликация, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание,  сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по  подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов) мы можем повысить уровень развития ребёнка.

Поэтому, на основании вышесказанного, мною была выбрана следующая тема: «Развитие мелкой моторики  рук у детей 3-4 лет».

Моя педагогическая идея -  в процессе развития мелкой моторики пальцев рук способствовать интеллектуальному и эстетическому формированию личности ребёнка.

Чтобы результат работы был эффективным, необходимо было использовать разнообразные приёмы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.

Исходя из педагогической идеи, была поставлена следующая

Цель: развивать пальчиковую моторику рук, используя традиционные и нетрадиционные методы.

И так же были выделены следующие 

Задачи:

1.Изучить литературу по данной теме

2. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

3. Развивать фантазию,   речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

4. Развивать познавательные способности, психические процессы детей.

5. Расширять кругозор детей, создавая атмосферу радости и удовольствия.

6. Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Теоретическая база опыта

Повышение качества работы невозможно без изучения  опыта известных педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

     Мною были изучены и проанализированы следующие источники:

1.Белая А.Е,  Мирясова  В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»: пособие для родителей и педагогов/ А.Е.Белая, В. И. Мирясова.  –М.: ООО Издательство АСТ, 2000.-48с.

2.О. А. Зажигина   «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Детство-Пресс

3. Крупенчук  О. И. «Научите меня говорить правильно!» [текст]: пособие о логопедии для детей и родителей/О. И.  Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005.-208с.

4.Крупенчук.О. И. «Пальчиковые игры» [текст]: учеб.,пособие/ О. И. Крупенчук..-СПБ.: Издательский Дом Литера, 2008

5.Черенкова Е. Ф. «Оригинальные пальчиковые игры»;-Рипол классик дом.

    XXI век. Москва 2007

6.Н. В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках».-СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС,2003

7.Галанов А. С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти  лет».-Аркти Москва, 2001

 

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

1 этап. На подготовительном этапе мною была изучена литература по данной теме.

Были подобраны дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики.

Подобран наглядно-информационный и консультативный материал для родителей.

Сформирован сенсорный уголок. Он стал необходимым условием в группе для ознакомления детей с мелкой моторикой.

Подобрано оборудование: пластмассовые и деревянные конструкторы, «пазлы», «шнуровки», счётные палочки разного цвета,  «мозайки», наборы кубиков для сбора картинок, тренажёры, бусы, матрёшки, мешочки с различными наполнителями и многое другое.

Был разработан перспективный план работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год (смотреть приложение)

2 этап. На диагностическом этапе проводилась диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребёнка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности  мелкой моторики пальцев.

Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме. Выяснилось, что в домашних условиях мамы и папы не играют с детьми, а большая часть из них не умеют играть, поэтому выступают в роли наблюдателя.

 

3 этап Реализация плана происходила  в процессе НОД (продуктивной деятельности), в индивидуальной работе, на прогулке, утренней гимнастике, в процессе самообслуживания, в игровой деятельности, в совместной деятельности с родителями. Были затронуты все образовательные области.

     Использовались различные  формы работы.

Формы работы

1.Пальчиковая гимнастика, упражнения;

2.Непосредственно образовательная деятельность;

3.Дидактические, настольно-печатные игры;

4.Проблемные ситуации, беседы;

5.Детское творчество, пальчиковые игры;

6.Самостоятельная деятельность в уголке творчества;

7.Организация выставок;

8.Индивидуальная работа с детьми;

9.Рассматривание картинок, чтение потешек, загадок, стихов, рассказов.

10.Выполнение работ

Средства развития мелкой моторики

  1. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.

Рисование пластилином (пластилинография) - не только увлекательная игра, но и очень полезное занятие. Оно повышает сенсорную  чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, развивает ребёнка эстетически.

2. Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать. Эти игры и упражнения помогают детям узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных

3.Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками стали обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогают детям развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

4.Игры с конструктором,  мозаикой, пазлами.

5.Игры с крупами

Прячем ручки

Пересыпаем крупу

Дождь, град

Покормим птичек

Разложи по тарелочкам

Вкусная кашка

Найди игрушку

Игра «Золушка»

«Отгадай, какая крупа в мешочке»

«Сухой бассейн» из гороха и фасоли

«Накорми колобка»

6.Игры с природным материалом

Из камешков, палочек, шишек, мха и другого природного материала  можно создавать интересные творческие композиции. Из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

7.Рисование, штриховка

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

8.Игры с песком

Варианты игр с песком

- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.

- Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.

- Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

9.Игры с водой

Варианты игр

-         Возьмите бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Откройте бутылку с теплой водой, вылейте воду в таз.

-         Возьмите губку, намочите ее в воде. Выжмите воду в миску  сначала одной рукой, потом намочите губку и выжмите другой рукой.

- Намочите салфетку, выжмите ее двумя руками, протрите стол. Расправьте салфетку и сложите ее. Вытрите руки полотенцем.

10.Развитие тактильных ощущений       

12.Шнуровка

13.Пальчиковый театр

 14.Массаж пальцев и кистей

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

массаж тыльной стороны кистей рук

массаж  ладони

массаж пальцев рук

Массажеры

Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.

Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

15.Пальчиковые игры и гимнастика

Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.

1 группа. Упражнения для кистей рук

2 группа. Упражнения условно статические

3 группа. Упражнения для пальцев динамические

 

Результативность опыта

 

Результативность моего опыта заключается в совместной деятельности педагога с воспитанниками. Я считаю, что в результате такой деятельности я добилась поставленной цели.

Работая  по данной системе с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определённых результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

           Кисти пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.

Полученные результаты, помогли решить и ряд других задач:

  • Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.
  • Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
  • Дети стали более эстетически развиты.
  • Улучшились партнерские  отношения педагога с детьми.
  • Укрепилось сотрудничество педагога и родителями.
  • Разучены с детьми пальчиковые игры.

Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве, воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

 

Трудности и проблемы при  использовании данного опыта

Проблемой при использовании данного опыта является то, что не все родители понимают  важность развития мелкой моторики у детей  и её влияния на развитие ребенка.  Поэтому, часто дети приходят в детский сад с очень низким уровнем развития мелкой моторики пальцев рук  и необходимо  уделить много времени, чтобы обучить ребенка элементарным манипуляциям с предметами.

По моему мнению, развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего детства.

    А чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук, поэтому необходимо продолжать искать новые методы, приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики, общей моторики, самостоятельности, будут формировать интерес к различным видам деятельности.

 

Приложение № 1

Период

Содержание работы

Формы работы

Сентябрь

Изучение литературы по теме

Работа по самообразованию

Составление  картотеки  игр по мелкой моторики.

Использование литературы по дошкольному воспитанию.

Подбор наглядно-информационного  и консультативного материала для родителей

Подбор материала по теме самообразования.

Анкетирование родителей

 

Обследование детей

Диагностические задания

Проведение конкурса на лучшее пособие или игру на развитие мелкой моторики

Выставка работ родителей

 

Октябрь

Упражнения «Здравствуй пальчик», «Капуста»,  «Грибы»

 

Пальчиковая гимнастика

Рисование «Корзина овощей»

 

НОД (рисование по трафарету методом штриховки)

 

«Забавные фигуры»

 

Конструирование (выкладывание фигур из счетных палочек)

 

Сортировка «Помоги Золушке»

 

Игра с природным материалом (фасоль и горох)

 

«Вылепи, что хочешь из пластилина»

 

Индивидуальная работа

( лепка)

 

«Собери бусы»

 

Дидактическая  игра с мелкими предметами.

 

«Заплетем косы кукле Маше»

 

Дидактическая игра-пазлы

 

Ноябрь

«Зарядка для пальчиков», «Зайка», «Речка и рыбки»

Пальчиковые игры

«Перекати орех»

 

Массаж кистей

 

«Домашние животные»

 

Индивидуальная работа

 

«Зашнуруем ботиночки»

 

Дидактическая игра-шнуровка

 

«Построим дом», «Построим самолет»

 

Индивидуальная работа по моделированию из плоских геометрических фигур

 

«Собери картинку»

 

Дидактическая игра-пазлы

 

Декабрь

«А на горке снег, снег», «Гармошка», «Ножки идут по дорожке»

Пальчиковые  игры

 

«Красивые снежинки»

 

Оригами (работа с родителями)

 

«Снежинки», «Воробей», «Мишка»

 

Рисование пальцами, ладошкой

 

«Выложи узор из риса»

 

Игры с крупами

 

«Непослушные пуговицы»

 

Дидактическая игра с мелким материалом

 

«Снегири»

 

НОД

 

«Волшебная губка»

 

Игры с водой  

 

Январь

«Замок», «Собака», «Кошка»

 

Пальчиковые  игры

 

«Обведи и заштрихуй предмет»

 

Работа с трафаретами

 

«Непослушные пуговицы»

 

«Завяжи Маше бантик»

 

Дидактическая игра (застегивание  пуговиц)

Дидактическая игра (плетение)

 

«Продолжи узор»

 

 

 

«Выкладывание фигур из счетных палочек»

 

Конструирование

 

«Горячо - холодно»

 

Игры с водой, снегом. Развитие тактильных ощущений

 

Февраль

«Мышка», «Зайка», «Кошка»

 

Пальчиковые  игры

 

«Вырежи ленточки», «Дорожки»

 

Самостоятельная деятельность

 

«Выложи цифру арбузными семечками»

 

Игры с природным материалом

 

«Застегни замочки»

 

Дидактическая игра

 

«Продолжи узор»

 

Работа в рабочих  тетрадях

 

«Пружинки»

 

Ира с проволокой

 

«Угадай, что я нарисовала»

 

Игры с песком (рисование пальчиком на песке)

 

Март

Замок», «Зарядка для пальчиков», «Цветок»

Пальчиковые  игры

 

«Нанизывание макарон»

 

Дидактическая игра

 

«Выложи цифру арбузными семечками»

 

Игры с природным материалом

 

«Знакомство с элементами дымковской росписи»

НОД (выкладывание орнамента из полосок, кружочков, палочек)

«Облако»

 

НОД (обрывная аппликация)

 

«Курочка Ряба»

«Строим замок»

 

Пальчиковый кук. театр.

Индивидуальная работа по конструированию (лего)

 

Апрель

«Зеркальце», «Дорожки», «Цветы»

 

Пальчиковые  игры

 

 

«Разноцветные бутылочки»

 

Дидактическая игра с водой

 

 

Книжки - разукрашки

 

Практическая деятельность (штриховка)

 

«Завяжи узлы на верёвочке»

 

Дидактическая игра

 

 

«Загадай загадку»

 

Дидактическая игра-мозайка

 

 

«Построим зоопарк»

 

НОД по конструированию из строительного материала

 

 

 

«Выложи узор из плоских геометрических фигур»

 

Индивидуальная работа по моделированию

 

Май

«10 серых зайцев», «Ножки идут по дорожке», «Цветы»

 

Пальчиковые  игры

 

 

«Нарисуй рисунок по точкам»

 

Дидактическая игра

 

 

«Помоги Золушке»

 

Игры с природным материалом (сортировка  белой и красной фасоли

 

«Цветочки»

 

НОД (рисование пластилином-пластилинография)

 

 

«Домик»,  «Машина», «Бабочка»

 

Дидактическая игра (рисование с помощью верёвочки -шнуровка)

 

 

Пальчиковый театр «Теремок»

 

Итоговое мероприятие по проекту с участием детей и родителей

 

 

Подведение итогов работы

 

Повторная диагностика уровня развития мелкой моторики

 

 


 

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 8 «РУСАЛОЧКА»

г. Кстово  3 микрорайон   дом 27  телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31

Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики рук у детей»

Подготовила: воспитатель

2 младшей группы «Капелька»

Стеценко О.Ю.

Консультация для родителей
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

• косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

• готовим к овладению навыком письма.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

• Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

• В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом

На базе детского сада мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр, соответствующие определенной текущей теме или сезону.

Например,

Дождик, дождик

Кап, кап, кап

Мокрые дорожки

Нам нельзя идти гулять

Мы промочим ножки

Или еще:

Раз, два, три четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий!

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во серебряную.

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые) .

2. Обязательно чередуйте три типа движений:

сжатие;

растяжение;

расслабление.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот только ел

От того и потолстел!

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете. Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Дети в возрасте до 2-х лет:

• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение" Зайчик".

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик) ;

- Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, родитель берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Например, упражнение "Капустка".

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

"Зайка"

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

"Коза"

У козы торчат рога,

Может забодать она.

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик) ;

• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

"Замок"

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

"Домик"

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.

"Шарик"

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение).

Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития, их можно применять и дома. Вообще, без специальной подготовки такие игры организовать трудно. В саду представлены очень многие формы по развитию мелкой моторики, так как в этом возрасте это является ведущим видом деятельности

пальчиковая гимнастика – шнуровка;

игры с конструктором, мозаикой;

лепка из пластилина;

пазлы

вкладыши

сматывание цветных ниток в клубочки;

кнопки

прищепки

молнии

пуговицы и тд.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .

Эти игры:

• развивают мелкую моторику рук;

• развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;

• формируют навыки шнуровки;

• способствуют развитию речи;

• развивают творческие способности;

• косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски») .

2. Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №8 « Русалочка»

Игры на развитие мелкой моторики

 у детей

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=4df8bb436c6cc484708f014338ae6138-l&n=13

                                                                                         Подготовила: воспитатель

2 младшей группы «Капелька»

Стеценко О.Ю.

Игра «Комарики»

Цель: развивать речь, мелкую моторику.

Описание: взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комарика». Акцентирует внимание на размер насекомого, особенность поведения (летает - жужжит; сядет - замолкает; когда укусит - характерный писк, становится больно, место укуса краснеет, зудит). Можно продемонстрировать предметную картинку с изображением комара.

Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями.

Дарики-дарики,      Хлопать в ладоши.

Вот летят комарики: «З-з-з!»   Складывать пальцы рук в щепоть.

Вились, вились,   Вращать кистями рук.

Вились, вились,

Раз! И в ушко (носик, ручку)   Пощипывать за ушко.

Нам вцепились!

Игра «Флажок»

Цель: развивать мелкую моторику.

Описание: взрослый делает «флажок»: прижимает друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец. Большой палец опускает вниз.

Можно прочитать стихотворение.

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

А. Барто

Предложить сделать такой же «флажок». Показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.

Игра «Сапожник»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Описание: взрослый имитирует движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат «гвозди», другой - «молоток». Зачитать стихотворение:

Мастер, мастер, помоги —

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди.

Мы пойдем сегодня в гости!

Б. Заходер

Предложить детям повторить движения.

Игра «У дедушки Абрама...»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движения, навыки аудирования.

Описание: взрослый читает потешку, сопровождая ее движениями. Дети повторяют.

У дедушки Абрама десять сыновей,   Сгибать поочередно пальцы обеих рук.

Десять сыновей, десять дочерей.  Распрямлять пальцы веерообразно.

Все с огромными ушами.   Махать растопыренными ладонями около ушей.

И с огромными глазами.   Хлопать пальцами возле глаз.

И не пили, и не ели, Имитировать кормление ложкой и отрицательно качать головой.

Все на дедушку смотрели.  Хлопать пальцами возле глаз.

А дедушка делал так...   Показать ребенку какой-нибудь жест и попросить повторить его.

Игра «Пять человечков»

Описание: пальцы левой руки - «человечки». Взрослый читает текст и выполняет движения. Указательным пальцем правой руки дотронуться до каждого пальца левой, начиная с большого.

Человечки в лес пошли,

Всего их было пять.

Серого зайца они

Хотели в лесу поймать.

Первый - толстяк, ворчливый был.

На бочку очень похож,

Он недовольно всем говорил:

«И где ж тут зайца найдешь?»

Второй: «Вот он, вот он», - кричал.

А третий - длинный и рыжий,

Трусливо плача, им отвечал:

«Нигде я его не вижу».

Четвертый сказал: «Дорогие друзья,

Мы не поймаем зайца!

Обратно домой возвращаюсь я,

Кто хочет, может остаться».

А самый маленький и чудной –

И кто это мог подумать! –

Зайца поймал и принес домой

На зависть братцам и людям.

Засмеялись все тогда:

«Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»

Предложить детям выполнить движения.

Игра «Дружные пальчики»

Цель: развивать мелкую моторику.

Описание: сжать в кулак пальцы рук. Взрослый читает текст и выполняет движения: медленно, по одному, разгибает пальцы, начиная с мизинца. В конце игры снова поочередно сжимает пальцы в кулак, большой палец - сверху.

Этот мальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Предложить детям выполнить движения.

Игра «Поезд из катушек»

Цель: развивать мелкую моторику, цветовое восприятие. Игровой материал и наглядные пособия: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.

Описание: взрослый показывает ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку, называя цвет каждой катушки. Завязать концы проволоки крупным узлом и предложить ребенку покатать поезд, напевая песенку.

Мы вагоны прицепили

И по рельсам покатили.

Красный, желтый, голубой –

Все цвета везем с собой.

Игра «Подарок для куклы»

Цели: развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов.

Игровой материал и наглядные пособия: бусины с крупными отверстиями, леска.

Описание: взрослый рассказывает ребенку, что у куклы Маши - день рождения, ей надо подарить подарок. Маше очень нравятся красивые разноцветные бусы. Показать ребенку бусины, научить нанизывать их на леску, называя цвет каждой бусины. Следить за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалить ребенка и вместе с ним подарить кукле бусы.

Игра «Помоги ежику»

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: еж, грибы (вырезанные из картона).

Описание: взрослый демонстрирует ежа, вырезанного из картона. На спинке ежа сделать прорези для крепления грибов, вырезанных из цветной бумаги. Объяснить ребенку, что ёж, набирая грибы, так увлекся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все грибы. Предложить: «Давай поможем ежу подобрать все грибы и как следует закрепить их у него на спинке». Собирая грибы, вставить их в прорези.

Игра «Кукла идет на прогулку»

Цель: развивать речь, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: кукольная одежда с пуговицами.

Описание: взрослый предлагает ребенку вывести куклу «на прогулку». Но для этого надо одеть ее потеплее. Предложить ребенку надеть на куклу кофту и пальто, застегнуть все пуговицы на них. Придумать маршрут для прогулки: походить с куклой по групповой комнате, поиграть в «песочнице» (сделать песочницу можно из картонной коробки и крупы). По возвращении с «прогулки» предложить ребенку переодеть куклу.

Игра «Лабиринт для пальчика»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги.

Описание: нарисовать на листе бумаги дорожку-лабиринт. Предложить ребенку добраться пальчику до «домика», проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бумагой различной фактуры.

Игра «Лабиринт для карандаша»

Цель: развивать мелкую моторику.

См. игру «Лабиринт для пальчика». (Вместо пальчика по лабиринту добирается до «домика» карандаш, оставляя за собой «след».)

Игра «Морской узел»

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: шнурки.

Описание: взрослый показывает ребенку, как на шнурках можно завязывать и развязывать узелки. Затем ребенок тренируется самостоятельно завязывать и развязывать узелки.

Игра «С кольцами»

Цели: формировать глазомер; развивать мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

Игровой материал и наглядные пособия: детские столики, цветные кольца (диаметром 5-8 см), палочки.

Описание: детей рассаживают по 6-8 человек за один общий стол, высыпают на середину стола цветные кольца диаметром 5-8 см. Взрослый берет палочку и со словами: «Рукой трудно достать колечко, будем доставать палочкой» - придвигает палочкой к каждому ребенку по кольцу. Предлагает детям выполнить движения.



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей .

(консультация для родителей)

В современном мире родители все чаще могут услышать от воспитателя детского сада, что у ребенка недостаточно развита мелкая моторика. Некоторое время назад много приходилось делать с помощью рук, сегодня же практически вся детская обувь на липучках, куртки на заклепках и т.д. Это удобно, но это минус для развития мелкой моторики детей.

На самом же деле развитие мелкой моторики для развития ребенка сложно переоценить. Кант говорил, что рука является вышедшим наружу мозгом. А Сухомлинский писал, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. Значение мелкой моторики

  • Повышает тонус коры головного мозга.
  •  Развивает речевые центры в коре головного мозга.
  •  Согласовывает работу понятийного и двигательного центров коры головного мозга.
  •  Улучшает артикуляционную моторику.
  •  Развивает чувство ритма и координацию движений.
  •  Подготавливает руку к письму.
  •  Положительно влияет на эмоциональное развитие.

 Жесты – это первая форма общения первобытных людей, таким образом, в процессе эволюции рука и речь человека развивались параллельно. Если рассмотреть мозг человека на примере Гомункулуса Пенфилда. Около трети всей площади двигательной области головного мозга занимает проекция кисти и располагается она довольно близко к речевой зоне. Именно это позволило ученым считать кисть руки «органом речи», практически наравне с артикуляционным аппаратом.

Развитию мелкой моторики у ребенка способствует практически вся деятельность, которой занимается ребенок в дошкольном возрасте.

Средствами для развития тонкой моторики рук будут являться:

Массаж кистей рук и пальцев;

Пальчиковые гимнастики

Игры с бусами и шнурками

Игры с пластилином

Рисование, раскрашивание

Игрушки, направленные на развитие мелкой моторики

Игры с природным материалом (крупами, камешками).

Массаж пальцев и кистей рук тонизирует нервную систему, улучшает функции рецепторов. Массаж может быть как классическим включающим поглаживание, разминание растирание, пощипывание ладошек ребенка, так и с использованием всевозможных средств, это могут быть колючие мячики, колечки, пружинки и даже карандаш, который можно катать между ладошек или по столу.

Пальчиковые игры – представляют собой инсценировки с помощью пальцев рифмованных историй. Отличной идеей будет показать ребенку теневой театр с помощью рук. В играх с бусами и шнурками можно использовать как фабричные материалы, так и подручные (макароны с большим отверстием).

Очень хороши для развития детских пальчиков игры с пластилином, во время лепки ребенок занимается самомассажем, разминая, катая, щипая пластилин или вдавливая в него бусинки или крупы.

Рисование включает в работу двигательные, зрительные, мускульные и осязательные анализаторы. Кроме того, живописание развивает память, сосредоточенность, мелкую моторику. Рисовать можно, карандашами, пальчиками, кистями и другими материалами. Очень полезны графические упражнения. Существуют множество фабричных игрушек направленных на развитие мелкой моторики, это всевозможные лабиринты, сортеры, мозаики, конструкторы. Помимо мелкой моторики эти игрушки развивают пространственно-зрительную координацию, дают представления о величине, цвете, форме, развивают наглядно действенное мышление. Игрушки могут быть самодельными (Сенсорный пульт) Фабричные игрушки.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №8 « Русалочка»

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=4df8bb436c6cc484708f014338ae6138-l&n=13

СТИХИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

                                                                                       

Подготовила: воспитатель

2 младшей группы «Капелька»

Стеценко О.Ю.

СТИХИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Посмотри: моя лошадка, как веселая гармошка!

Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю.

Раз, два, три, раз, два, три, я играю, посмотри!

Я ладошки раздвигаю, я на кнопки нажимаю!

Раз, два, три, раз, два, три, я играю, посмотри!

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот только ел,

Оттого и потолстел.

«Кулачки – ладошки»

Есть у любого два кулачка.

Хлопнул один по другому слегка.

Ну, а ладошки не отстают,

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,

До чего стараются!

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердится,

Громко хлопать стали,

А ладошки – баловницы

Тоже не отстали.

«Игра с горошком»

Дома я одна скучала

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай  и другому передай.

«Таня  и мишка»

Таня с мишенькой играла,

Мише глазки завязала.

Лапку сунула в мешочек:

- Не упрямься, мой дружочек.

Что в мешочке, отгадай! -

Мишка заревел: ай – ай.

- Что ты, мишенька ревешь?

- Отгадал! В мешочке еж.

«Бусинки – горошинки»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

«Ловкий Антошка»

Удивляется ладошка:

- До чего смешной Антошка!

Колпачок надел на пальчик,

Зашагал он, словно мальчик.

А за ним, как мальчики,

Остальные пальчики,

Дружно по столу бегут,

От него не отстают.

- Ловкий мой Антошка, -

Думает ладошка.

«Зайка и бусы»

Зайка бусы увидал.

Их на нитку нанизал.

Очень маме угодил, -

Он ей бусы подарил.

«Косички  для сестрички»

Для своей сестричке

Я плету косички

Из шнура и из тесьмы,

С нею очень дружим мы.

«Сыночек»

Зайчиха узнала сыночка,

Глаза завязавши платочком.

Жираф говорит с удивлением:

- Откуда такое уменье?

Качнув своей шеей-веревкой.

- Займись поскорей тренировкой, -

Жирафу зайчиха сказала

И к сердцу зайчонка прижала.

«Таня и мячик»

Таня сердится на мячик:

- Перестань меня дурачить,

Снова вырвался из рук,

Разве ты хороший друг?

Очень, мячик, ты упрямый!

Вверх тебя бросаю прямо,

Только ты летишь дугой

И опять за головой. –

Дует щеки круглый мяч,

Сам готов пуститься в плач:

- Я готов с тобой дружить.

Научись меня ловить.

«Орехи»

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

«Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

«Сказки оживают»

Кусочки пластилина

Катает наша Зина:

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

«Клубок»

Я веревочку смотаю

Всю в один большой клубок,

Чтоб котенок мой, играя,

В ней запутаться не смог.

«Ладонь – кулак»

- Хочешь? Тоже делай так:

То – ладонь, а то – кулак.

Руки положить на стол:

а) ладони прижать к столу;

б) одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» - «кулак»);

в) разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» - «кулак»).  Для усложнения – увеличить темп движения.

«Птички»

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

«Червячок»

Раскричался Петушок:

- Чей ты, чудо - червячок?

Клюнуть я тебя боюсь,

Я сначала разберусь.

Может, ты резиновый?

-Нет, я пластилиновый? –

Отвечает червячок.

Удивился Петушок:

- Как же в лужу ты попал?

- Серый зайка потерял.

Он вчера меня слепил,

Да случайно оборонил.

«Чаепитие»

Чайник заварочный зайка слепил,

В гости зайчиху  к себе пригласил.

Чай попивают они ароматный,

С медом душистым и пряником мятным.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 8 «РУСАЛОЧКА»

г. Кстово  3 микрорайон   дом 27  телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31

Мониторинг развития

мелкой моторики рук

у детей.

Подготовила: воспитатель

2 младшей группы «Капелька»

Стеценко О.Ю.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения  детей в речевом развитии.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.


Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1
 Выполнение по зрительному образцу: 
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 5пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: 
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений. 

Задание №3
 Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза"). 


Оценка результатов с точки зрения психологии.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается) 
Оценка: нарушение  кинестетического  праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная. 
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. 
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует. 
Оценка: односторонняя пространственная агнозия. 
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. 
Оценка: инертность движений (лобные доли). 
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка: нарушение кинестетической основы движения

 

Оценка результата воспитателем.

     ( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

    ( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

    ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

                 

Задания для детей  3 - 4 лет:

1.  Пальчик с носиком здороваются. 
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. 
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод.   Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

 

2.  Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. 
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод.   Нормой считается правильность и время выполнения: для  ведущей  руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

 

3.  Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4.  Давай поздороваемся  (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). 
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод.   Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Оценка результата воспитателем.

     ( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

    ( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

    ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочные занятия, как условие для гармоничного развития ребенка (материал по самообразованию)

Сказочные занятия, как условие для гармоничного развития ребенка (материал по самообразованию)...

Материал по самообразованию

Материал по самообразованию...

Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»

В системе образования в последние годы происходят серьезные       изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...

Материал по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования"

Отчет по самообразованию на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»...

Материал по самообразованию

Я считаю что данная тема очень актуальна для младших дошкольников....

Материал по самообразованию 2013-2014 год

Тема самообразования:"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ"...