МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Эстетическое воспитание детей посредством изобразительной деятельности и художественного с
методическая разработка (старшая группа) на тему

Макарова Ольга Владимировна

Планирование может использоваться работниками дошкольного образования. В планирование включены занятия по изобразительной деятельности, художественному слову, ознакомлению с окружающим миром (наблюдения),  с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 5-6, 6-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                               

                         МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                   УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

                 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И

                            СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»

                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                       ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по теме: «Эстетическое воспитание детей посредством изобразительной деятельности и художественного слова»

                                                                                  Автор – составитель:

                                                                                  воспитатель 1 кв.кат.

                                                                                  Макарова О.В.

                                             

                                                  2017г.

Планирование может использоваться работниками дошкольного образования. В планирование включены занятия по изобразительной деятельности, художественному слову, ознакомлению с окружающим миром (наблюдения),  с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 5-6, 6-7 лет.

Актуальность.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Уже в дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

      Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.

      Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Одним из более мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

   

Основная часть

Цель: развитие эстетического восприятия у детей посредством изобразительной деятельности и художественного слова.

Задачи:

- развивать художественно-творческие способности детей (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа);

- знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство);

-знакомить детей с произведениями разных писателей и поэтов (проза , поэзия, литературные сказки, фольклор).

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях, приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности.

Художественное слово - одно из действенных и ярких средств, таящее

огромные возможности. Знакомство с литературным творчеством, обогащает

чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, помогает увидеть и выразить в словах впечатление от многоцветного

окружающего мира, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Рассматривание картин, иллюстраций –знакомит с творчеством художников, помогает: понимать основную мысль произведения; углубить впечатления, видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств (композиция, перспектива, сочетание красок и  их тонкие переходы, колорит); подбирать палитру красок к цветовой гамме репродукций картин; формировать эстетические чувства от восприятия произведений искусства.

Изобразительная деятельность – умение правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений, развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием, овладение техническими приемами работы с различными материалами

Ожидаемые результаты.    

К концу года дети могут

   • Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).

   • Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

   • Знать особенности изобразительных материалов.

   • Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

   • Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

   • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

   • Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

   •  Используют художественное слово в описании картин.

   •  Подбирают более яркие эпизоды из произведений к сюжету.

 

Перспективное планирование старшая группа

Месяц

Тема

Цель и задачи

сентябрь

Наблюдение за осенними деревьями

Сформировать знания об особенностях изменений окраски листьев деревьев осенью.

Чтение стихотворения А.К.Толстого «Осень, обсыпает весь наш бедный сад…»

Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Рассматривание картины

  И.Левитана «Золотая осень»

Совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по картине

Рисование «Унылая пора! Очей очарованье!»

Учить отражать в рисунке признаки осени, используя различные способы рисования деревьев

Октябрь

Наблюдение за дождем

Расширять представление детей о природе.

Чтение стихотворения В.Семерина «Дождь по улице идет…»

Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении

Рассматривание картины Д.Левина «Дождь в городе»

Увидеть красоту дождя, его очарование.

Рисование «Дождь в городе»

Формировать умение создавать эпизод, который бы хотелось передать в рисунке.

ноябрь

Наблюдение за

 первым снегом

Помогать логично и понятно высказывать суждения, рассматривание снежинок.

Чтение стихотворения

И.Никитина «Первый снег»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные

Рассматривание картины В.Паленова «Первый снег»

Обучаем сравнивать осенний и зимний пейзажи

Рисование «Снежинка»

Учим передавать красоту снежинки, ее структуру.

декабрь

Наблюдение за зимними

деревьями

Способствовать развитию любознательности

Чтение стихотворения М.Дудина «Деревья зимою»

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений.

Рассматривание картины И.Шишкина «Зима в лесу»

Учимся видеть сочетание темных и светлых оттенков красок для пейзажа.

Рисование «Деревья зимой»

Передать в рисунке красоту природы зимой, сочетание оттенков красок.

январь

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун»

Познакомить с новым произведением Устного народного творчества

Рассматривание иллюстраций И. Рачева по сказке «Заяц-хвастун»

Показать превращение образа обыкновенных зверей в сказочных героев.

Рисование « Заяц-хвастун»

Изобразить свой образ сказочного героя, его характер.

февраль

Чтение рассказа В.Бианки « Теремок»

Познакомить с рассказом В.Бианки «Теремок»

Рассматривание иллюстраций Е.Чарушина к рассказу В.Бианки «Теремок»

Увидеть в иллюстрациях эмоциональный образ - определенный характер в определенном состоянии.

Рисование «Мой любимый зверь»

Учить применять свои приемы передачи формы, цвета и фактуры

март

Чтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце»

Выделять наиболее понравившейся эпизод в произведении.

Рассматривание иллюстраций В.Панова к сказке П.Бажова«Серебряное копытце»

Знакомимся с новым видом изображения -штриховым рисунком.

Рисование в технике штрихования

Знакомимся с новой техникой.

апрель

Чтение веселых рассказов Н.Носова («Живая шляпа», «Затейники»)

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова

Рассматривание иллюстраций И.Семенова к рассказам Н.Носова «Живая шляпа», «Затейники»

Рассмотреть как художник показывает сюжеты рассказов в иллюстрации.

Рисование иллюстрации к рассказам Н.Носова

Передать характер понравившегося героя в рисунке-иллюстрации.

май

Интегрированное занятие «В картинной галерее»

Развитие речевых умений и навыков с помощью художественного слова.

Интегрированное занятие «Радуга-дуга»

Закрепление смешивания цветов, для получения нужного оттенка.

Интегрированное занятие «В бору»

Создание образа хвойного дерева.

Перспективное планирование подготовительная к школе группа

месяц

тема

Цель и задачи

сентябрь

Пересказ сказки «Лиса и козел»

Закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка)

Рассматривание иллюстраций  Ю.Васнецова «Лис»

Показать детям как художник видит Лиса, его характер.

Рисование по сказке «Лиса и козел»

Составление композиции, правильное расположение персонажей на листе бумаги.

октябрь

Чтение рассказа  Л.Толстого «прыжок»

Вспомнить рассказы известного им писателя, познакомить с рассказом «Прыжок»

Рассматривание иллюстраций к рассказу Л.Толстого «Прыжок»

Показать как художник изобразил корабль, его мощь.

Рисование «Корабль»

Учить создавать в рисунке образ корабля.

ноябрь

Экскурсия в город , архитектурные особенности.

Знакомство с архитектурой города.

Рассматривание картин Шарля-Луи Клериссо.

Формирование умения выделять сходства и различия сооружений.

Чтение стихотворения «Мой любимый город» А. Бархатова

Учим детей восприятию поэтических произведений.

Рисование «Мой город»

Изобразить особенности архитектуры своего города: дома, Дворцы культуры и т.д.

декабрь

Наблюдение за хвойными  деревьями

Находить отличия, называть их.

Рассматривание картин художников изображавших хвойные деревья

Показать как художники изображают хвойные деревья, используют цвета и оттенки.

Чтение стихотворения И.Северянина «О чем шумит сосновый лес?»

Учим детей выделять наиболее яркие места в произведении.

Рисование «Хвойное дерево»

Учимся использовать разные техники и приемы рисования.

январь

Пересказ рассказа Е.Пермякова «Первая рыбка»

Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные  средства.

Рассматривание картин М.Бровкина из серии «Рыбы»

Познакомить детей с фантазийно - мечтательной живописью.

Рисование «Рыбки в аквариуме»

Развивать чувство композиции, добиваться отчетливости форм.

февраль

Чтение сербской народной сказки  «Золотое яблочко»

Знакомимся с Устным творчеством других народов.

Рассматривание натюрморта В.Самсоновой «Яблоки»

Помогаем детям видеть красоту плодов природы.

Рисование « Яблоки на тарелке»

Учимся создавать композицию натюрморта на листе бумаги.

март

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

Отработать интонационную выразительность речи,                                                                                    рассказ детей о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа

Рассматривание портретов написанных великими художниками.

Знакомимся с портретной живописью, ее особенностями.

Рисование «Портрет мамочки»

Передать в рисунке характерные черты мам.

апрель

Чтение отрывка из книги Н.Носова «Незнайка на Луне»

Знакомство с новым литературным произведением.

Рассматривание картин художника-фантаста А.Метелкина.

Продолжаем знакомить детей с направлением фантастика.

Рисование «Космос»

Использование новой техники рисования – графика.

май

Наблюдение за весенней природой

Учимся видеть красоту природы весной.

Чтение стихотворения Е.Баратынского «Весна,весна»

Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям.

Рассматривание картины Е.Синеева «Весна»

Учимся видеть краски весны, ее дыхание в картинах художника.

Рисование по замыслу

Передать в рисунке всю красоту весны(цветы, бабочки, деревья..)

Литература

   1. Программа под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы». Данная программа рекомендована, педагогам дошкольных образовательных учреждений, разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. «Мозаика-Синтез» , 2016

2. Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству» «Мозаика-Синтез», 2015

3. КомароваТ.С. «Детское художественное творчество», «Изобразительная деятельность в детском саду», «Школа эстетического воспитания. Методическое пособие» «Мозаика-Синтез», 2016

4. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным миром» «Мозаика-Синтез»,2015

5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой»

«Мозаика –Синтез», 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».

Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной  в работе....

Материалы из педагогического опыта Кокшаровой оксаны Владимировны на тему: "Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития"

В приложении включены: перспективное планирование; конспекты непосредственно-образовательной деятельности; методы работы с детими по художественно-эстетическому развитию"...

Методическая разработка на тему "Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность"

      Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, поз...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Эстетическое воспитание детей посредством изобразительной деятельности и художественного слова»

Планирование может использоваться работниками дошкольного образования. В планирование включены занятия по изобразительной деятельности, художественному слову, ознакомлению с окружающим миром (наблюден...

Отчёт об использовании технологии проектирования в развитии творческих способностей и эстетического воспитания детей через изобразительную деятельность

laquo;Любая деятельность может быть технологией,либо искусством. Искусство основаноНа интуиции, технология на науке.С искусства всё начинается,Технологией заканчивается,Чтобы потом всё началось снача...