Статья
статья на тему

Ашурова Светлана Абдулгалимовна

Предварительный просмотр:

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 26 «Василек»

140250 Московская область, Воскресенский р-н, пгт. Белоозёрский, ул.Молодёжная, д.38; тел./факс: 8(49644) 75-626; e-mail: MDOU_26_VASILEK@mail.ru

Доклад на тему:

«Актуальные проблемы современного

 дошкольного воспитания»

Подготовила воспитатель:

Ашурова С.А.

        2017г.

Актуальные проблемы современного

 дошкольного воспитания

Автор:Ашурова Светлана Абдулгалимовна воспитатель первой квалификационной категории

Место работы: МДОУ детский сад

общеразвивающего вида

№26 «Василек»


«Детство есть та великая пора жизни,

когда кладётся основание всему будущему

нравственному человеку».

Н. Шелгунов

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, в самостоятельных сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Магазин» и  просто в общении детей между собой, а так же с родителями, можно часто услышать такие фразы:

- Мама, дай мне  денег, я куплю себе телефон и не буду тебе мешать;

- Мама, пойдем, погуляем? – Вот, пойдешь в детсад, там нагуляешься утром и вечером;

- Мама, забери меня пораньше домой, ты же дома? –Играй лучше в саду до вечера, а то дома опять будешь сам с ума сходить и других сводить;

- Мам, я хочу к папе? – На выходных пойдешь в семью отца, пусть он с тобой занимается;

- Папа, научи меня вырезать ножницами? – В детском саду и в школе тебя всему научат.

Отсюда можно выявить три основных проблемы современного общества, которые, так или иначе, отражаются на детях, в их игровой деятельности, общении между собой и с родителями. Сегодня, происходящие в мире социально-экономические изменения актуализировали стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом. «Техносфера» – это термин, который чаще всего употребляют при описании современной цивилизации, уровня развития техники и научных методов преобразования действительности, определяющих основной фактор развития общества. Можно смело говорить, что сегодня в каждой семье имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, игровые приставки и другие разновидности гаджетов. Отсюда проблему номер один можно определить как:сокращение времени для общения родителей с детьми.

Опорой и поддержкой воспитателям,в введение в мир детей, должны быть родители. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми».Разрушение и кризис семьи,низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей.У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребенка. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!».  Ускоренный ритм жизни, желание заработать побольше денег, нехватка свободного времени – вот основные причины упадка семейных ценностей.  Родители слишком рано желают видеть своего ребенка самостоятельными, отсюда ребенок часто остается предоставлен сам себе, с ним некому из взрослых пообщаться, поиграть, сходить погулять. Бывает, что ребенка некому забрать вечером из детского сада, так как родители пропадают на работе, а бабушки и дедушки живут в другом городе. Тогда выручают платные няни, подруги, которым, по большому счету, чужие дети не нужны. И, самое обидное, и самому ребенку и воспитателю, что все это понимают, а помочь ничем не могут.

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Причины и цели этого могут быть разные:

- выкроить для себя немного времени;

- для развития ребенка через специальные развивающие и обучающие детские игры и программы;

- во время ожидания в очередях;

- пресечения истерик и капризов детей.

Если гаджеты занимают все сознание ребенка, то можно говорить о формирующейся зависимости. Тесное общение ребенка с родителями отодвигается на второй план, ребенок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребенок не знает чем себя занять в свободное время, игрушки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. В компьютерных играх преобладают ненатуральная яркость цветовой гаммы, громкая возбуждающая нервную систему музыка, многократный повтордействий, малоосмысленное продвижение вперед с обязательным преодолением всех препятствий. Такие игры современных детей не требуют умения разговаривать, договариваться и сотрудничать.

Актуальность вышеобозначенных проблем можно объединить в одну большую проблему - проблемусоциально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка.Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного  образования.

В утвержденныйприказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17 октября 2013 г. N 1155федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС) дошкольногообразования включен ряд обязательных требований к дошкольному образованию, которые основаны на основных принципах:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание того, что происходит с ребенком сейчас, этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Предложенные варианты решения существующих проблем тесно вплетаются в образовательную программу дошкольного образования согласно ФГОС.

Пути решения обозначенных выше проблем я вижу в объединении усилий и единстве целей и задач между родителями и педагогами в социально-нравственном воспитании дошкольников, которые учатся жить в настоящее, быстро меняющееся время. Именно на дошкольном этапе детства закладывается основная база развития человека. И какими взрослыми людьми станут сегодняшние дошкольники, напрямую зависит от совместной ежедневной работы родителей и педагогов.

I. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми.Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития. 

Педагогическая поддержка направлена на создание условий, совокупности поддерживающих усилий, длительного ненавязчивого содействия развитию, акцентирующих самостоятельность детей для того, чтобы:

- помочь обрести уверенность,

- подкрепить положительное начало в личности,

- удержать от того, что мешает развитию.

С целью включения дошкольников в социум и приобретение социально-коммуникативных умений и навыков в современном образовании и воспитании, приоритетно использовать такие технологии личностно-ориентированного обучения как:

  • Разноуровневое обучение,
  • Модульное обучение,
  • Развивающее обучение,
  • Обучение в сотрудничестве,
  • Метод проектов,
  • Коллективное взаимообучение.

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимы для развития личности ребенка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребенка свое предназначение. Так вариативно используя все компоненты - помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребенку на протяжении всего времени его нахождения в дошкольном учреждении (в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, непосредственной образовательной деятельности).

II. Предлагаю в условиях ДОУ в совместной деятельности воспитателя с детьми, независимо от проведения непосредственной организованной деятельности уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой приоритетов социальных, нравственных, семейных ценностей.

Включить в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты.

Проектная тематика может быть разнообразной:

  • «Традиционная русская игрушка»,
  • «Здоровье нации в наших руках»,
  • «Новейшие разработки российских ученых и их вклад в мировую науку»

 с целью осознания возможностей своей страны, гордости родиться и жить в России, современное патриотическое воспитание

  • «Наша дружная семья»

Для сплочения детей, родителей и педагогов-наставников в социально-коммуникативном обучении и воспитании старших дошкольников.

- Семейные прогулки выходного дня, с посещением кинотеатров, музеев, выставок.

- Совместные чаепития в группе детского сада, где можно поделиться разными секретами: от лично подобранных приемов и «рабочих фраз» при столкновении  с детскими капризами и истериками, до красиво оформленных и аппетитно поданных простых блюд для детей-малоежек.

Работу с родителями, как для проектной, так и других видах деятельности, можно использовать в нетрадиционной форме общения. Порой, из-за нехватки свободного времени, у родителей и воспитателей нет возможности остановиться, поговорить, обсудить возникающие вопросы и проблемы дошкольника. Поэтому приходится искать другие пути общения с родителями.

  • Для этого создаются специальные сайты групп детского сада, куда в любое удобное родителям время они могут зайти и ознакомиться с обновленной на сайте информацией – объявлениями, домашними заданиями, рекомендациями, прочитать консультации педагогов, посмотреть фотографии игровой и образовательной деятельности своих детей.
  • Целесообразно завести ячейки «почтового ящика» для миниконсультаций, вопросов и ответов педагогов и родителей опромежуточных итогах обучения и воспитания детей.

III. Можно использовать в практике ДОО Концепцию и программу социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра», разработанную  пермским доктором педагогических наук Коломийченко Людмилой Владимировной.

В ФГОС ДОсоциально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей. Цель социального воспитания детей дошкольного возраста – формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достояниям культуры как результатам человеческого труда, уважительного – к истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.).

Программа Коломийченко Л.В. «Дорогою добра» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая). Программа достаточно доступная для восприятия и усвоения детьми, является компилятивной – объединяет различные разделы воспитательно-образовательного процесса, парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой – допускающей вариативность в ее применении. Реализация программы «Дорогою добра» осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Ее содержание представлено в четырех разделах: «Человек среди людей», «Человек в истории», « Человек в культуре», «Человек в своем крае». Технология реализации программы представлена блочно-тематическими планами и конспектами, предусматривающими использование различных средств, методов и форм социального воспитания, оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности, включение элементов развивающей среды. В конце каждого раздела программы в зависимости от возрастного периода даны показатели социально-коммуникативного развития, позволяющие определить его общий уровень.

Большинство тем из предложенных блоков мы используем в своей работе с детьми при организации непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию. Так в прошлом учебном году с детьми подготовительной группы мною и вторым воспитателем группы были проведены открытые занятия по темам:

«Традиционная русская кухня», «Богатыри земли Русской», «Изобретения и достижения человечества», «Правила безопасного поведения. Полезные и вредные привычки», «Этикет и его история». В ходе подготовки и проведения занятий мы незначительно изменили предложенные игры, адаптировали их под особенности и интересы детей, а так же вариативно использовали с учетом нашего родного города. В целом, предложенные автором конспекты программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра»,могут помочь в решении обозначенных проблем воспитания детей.

        В воспитании детей дошкольного возраста особое место занимает выбор и чтение книг. Важно знакомить детей с правильно выбранной по содержанию книгой, а не останавливаться на яркой обложке, которая привлекает внимание детей. Родители, сами читающие книги, показывают пример и тем самым прививают любовь к чтению с малых лет своим детям.

        В беседах и обсуждениях с родительским комитетом о выборе,приобретении и пользе развивающих игр, не только для детского сада, но и в домашних условиях мы говорим на родительских собраниях. Сейчас в магазинах огромный выбор развивающих игр, нужно только время и средства, чтобы подобрать игры в соответствии с возрастом и интересами детей.

Воспитание ребенка на личном примере, приобщение его к посильному труду, разнообразная совместная деятельность с ребенком, обучение путем объяснений, положительная мотивация – вот основы воспитания, на которые опирались наши предки и которые актуальны до сих пор.

Следует просто любить своих детей, прислушиваться к их желаниям, проблемам, высказываниям. Нужно стать для ребенка настоящим другом, которому не страшно рассказать о своих переживаниях и трудностях. И тогда, я верю, люди станут добрее, отзывчивее, будут смотреть друг другу в глаза, а не в телефон, улыбаться, а не хмуриться –но, начинать нужно с себя и маленьких детей.

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизацияобразовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление.Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение, 2010.
  3. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников.  – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

      4      Ермолаева С.А./ Сборник статей Всероссийской научно- практической  «Идеалы и в                                                   ценности отечественной педагогики и их воплощение в современной педагогической практике».С.А.Ермолаева.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 26 «Василек»

140250 Московская область, Воскресенский р-н, пгт. Белоозёрский, ул.Молодёжная, д.38; тел./факс: 8(49644) 75-626; e-mail: MDOU_26_VASILEK@mail.ru

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель:

 Квалификационной категории

Ашурова С.А.

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ №26 «Василек»                                                                                   Ашурова Светлана Абдулгалимовна

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»

                                                                                                В.А. Сухомлинский

 В начале нового тысячелетия в истории России наступает эпоха формирования нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества. По мнению отечественных педагогов, исследователей русского народного творчества Н.П. Сакулиной, В.А. Флериной, А.П. Усовой и др., ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного. Обращение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа. Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; с окружающей действительностью; воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение их духовного мира, развитие воображения, чувств. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Известно, что русское народное искусство, являющееся частью русской культуры, во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание. Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы духовно-нравственного воспитания. Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе приобщения ребенка к национальной культуре, в частности через знакомство с произведениями русского народного творчества, а именно с росписью по дереву, глине, металлу. Роспись является едва ли не одним из древних видов искусства. Человек издавна старался украсить свое жилище, и делал он это с помощью материала, который находился с ним рядом, т.е. под руками: дерево, глина и т.д. Ознакомление с русскими народными росписями происходит в процессе организованной образовательной деятельности в ДОУ. Для этого у нас в группе подобран необходимый методический материал, наглядные пособия, предметы декоративно-прикладного искусства. Занятия по дпи  прививают воспитанникам любовь к культуре, стремление уважать и сохранять наследие предков, дают им представление о многогранности и безграничном разнообразииокружающего мира, учат быть любознательными,наблюдательными. Знакомство с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой начинается с первой младшей группы. Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.Изделия эти поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны.Именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. Во второй младшей группе продолжается приобщение детей к декоративной деятельности: украшению дымковскими узорами вырезанных силуэтов игрушек (уточка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом – так рисуют народные мастера. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Со средней группы формируется умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Дымковские и филимоновские изделия используются для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей. Для росписи используются силуэты игрушек, вырезанные из бумаги. В этом возрасте происходит знакомство детей с городецкими узорами. Городецкие деревянные изделия разнообразны: это – декоративные панно, ларцы, шкатулки, игрушки, детская мебель. Выразительность формы, яркие, живые краски придают предметам оригинальность и свежесть. У детей развивают умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи. В старшей группе продолжается знакомство детей с изделиями народных промыслов,закрепляются и углубляются знания о дымковской, филимоновской игрушках и их росписи. Происходит включение городецкой и полхов-майданской, гжельской росписи в творческую работу детей.Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками.Дети создают узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). В подготовительной к школе группе происходит развитие декоративного творчества детей; умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (городецкая, гжельская, жостовская, мезенская, хохломская роспись и др.). Формируется умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закрепляется умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек. А так же умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. Детей знакомят с хохломской росписью.Удивительные узоры «золотой» хохломской росписи, вобравшие в себя всю красу земли русской, дают необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, находя элементы хохломской росписи в окружающей природе, дети учатся чувствовать родную русскую природу, у них возникает желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор с цветами и ягодами. Сначала мы знакомим детей с элементами русской народной росписи, учим их рисовать. Затем учим детей составлять из этих элементов узоры на бумаге разной формы – круглой, квадратной, прямоугольной, а так же на силуэтах, изображающих предметы быта (ковш, чашка, ложка, блюдо и т.п.) и одежды (рубаха, платье, сарафан). Следует подчеркнуть, что обучению детей рисовать элементы русской народной росписи предшествует ознакомление с определенным видом народного декоративно-прикладного творчества. Так, знакомя детей с каким-либо промыслом, их одновременно знакомим с характерными признаками этого вида – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью в ДОУ устраиваются выставки образцов данного промысла, просматривается иллюстративный материал. Знакомство с промыслами и обучение росписи предметов проходит поэтапно: -Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории росписи, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с тем или иным промыслом. -Практический материал можно сделать самостоятельно. Это расписанные плоскостные и объемные изделия, а самое главное - нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения. -Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов. -Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи. -Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

 Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства.

2. Формирование обобщенных знаний и умений: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.; - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах.

 В ДОУ в системе осуществляется работа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством - филимоновская и дымковская игрушка, хохлома, гжель и другие. Дети владеют навыками работы с разнообразными изобразительными материалами - акварелью, гуашью и акварельными карандашами. На занятиях и вне занятий часто используются нетрадиционные техники рисования. Дети хорошо знают особенности образования цветовых оттенков путем смешивания красок. Кисть, карандаш в детских руках становятся средствами выражения духовной жизни, понимания мира и себя в этом мире. Лучшие детские работы отбираются на постоянно действующую выставку. Регулярно размещается информационный материал в родительских уголках по изобразительной деятельности, а так же на сайте детского сада. Работа осуществляется в тесном контакте с педагогами ДОУ.

 

Ознакомление с декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистичное в образах,пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, мы думаем, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров. Это сделано столь умело, нарядно, празднично, что, глядя на красивые узоры, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но, прежде всего, она необходима детям

Список литературы

1.  Захаренко Л.Д. Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. - experiment/dpi-2012/dpi.pdf

2. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно - прикладным искусством. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009

3. http://luchik15pavl.ucoz.ru/publ

4.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez



Предварительный просмотр:

« Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на занятиях по Декоративно-прикладному искусству «Городецкая роспись».

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ №26 «Василек»                                                                                   Ашурова Светлана Абдулгалимовна

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

К.Д.Ушинский

Воспитать у наших дошколят  любовь к своей семье, своей стране, уважение к непреходящим человеческим ценностям, эмоциональную отзывчивость и глубокую духовность – дело непростое. Необходимо организовать длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка на протяжении всего времени пребывания в  ДОУ.

Эстетическое воспитание и развитие художественно-творческих способностей на комплексном использовании  различных видов искусств  (музыкального, изобразительного, сценического, литературного) и разных видов деятельности дошкольников - одна из задач духовно-нравственного воспитания. Декоративно-прикладное искусство – одно из  средств эстетического воспитания детей.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Он проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки.

Тема декоративно – прикладного искусства, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, на мой взгляд, это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству.

О роли и значении народного декоративно - прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова.

Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах, к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, я решила познакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: составлять узоры и орнаменты, лепить. На основе этого была поставлена следующая цель:

 формировать основы духовно-нравственного воспитания детей через приобщение их к декоративно-прикладному искусству родного края, ознакомление с народными промыслами.

Для создания творческого потенциала личности дошкольника я выделила  следующие задачи:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства родного края.

2.  Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов  декоративной живописи как городецкой.

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;

 -умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

 - воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

3. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

4.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

Для успешной работы  по данному направлению используют такие методы как наглядный, словесный, практический и т.д.

Наглядный метод используется во время:

-чтения воспитателем произведений устного народного творчества;

-наблюдений;

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведения дидактических игр;

-целевыхэкскурсии.

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

-рассказа воспитателя об истории возникновения и процветания данного вида прикладного искусства;

-проведения разнообразных дидактических игр;

-загадывания загадок;

-рассматривания наглядного материала.

Важное значение имеет практический метод, который используется, когда необходимо:

-изготовить с детьми наглядные пособия;

-организовать вечера с родителями;

-провести игры;

-изготовить поделки на выставки;

-провести экскурсии;

-нарисовать или слепить из пластилина поделки данного вида искусств Для реализации ознакомления с данными видами живописи, в группе оформлены уголки по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края и проводила мастер-класс с воспитателями по городецкой росписи.  В оформлении использованы поделки народных промыслов, материалы, из которых они изготавливаются. Содержание уголков представлено тематической  литературой для детей, раскрасками, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народным искусством, оформлены альбомы различной тематики.

Опыт убеждает в том, что особое внимание необходимо уделить работе с семьей.

Неотъемлемой, на мой взгляд, является  связь декоративно-прикладного искусства с областями образовательной деятельности.

Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составить описательные рассказы по  городецким  птицам, придумать сказки.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в использовании орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников. Кроме этого, при ознакомлении с художественной литературой, можно использовать сказки и легенды возникновения того или иного вида народного искусства.

Городец.

Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний.

На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой росписи – катание на тройках, свадьбу и другие, в которых переданы торжественность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами. Вообще, палитра Городецкой росписи красочна и разнообразна. Золотые, зеленые, желтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с черным и белым. Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры. Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись.Символами городецкого искусства считаются чудо –птицы и кони.

В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов я сопровождала художественным словом – потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки, делали эти занятия живыми и интересными.

Чтобы занятия были эффективнее, составление  узора я связывала с украшением вещи. Так, дети расписывают попону (полоску) для хохломского коня, используя один из элементов узора – ягоды, украшенные так, как дети видели на хохломской игрушке. Затем, предлагала украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий учила воспитанников выбирать цвет для каждого элемента. 

Расписывая силуэты, дошкольники первоначально использовали в рисунках только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии чаще я использовала таблицы, работала над композицией рисунков, над подборкой цвета. Знакомя детей с росписью,  обращала внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на шарфе илиразделочной доске. Дети стали самостоятельно составлять узоры из отдельных элементов к концу учебного года.

В течение года я проводила несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок  сам выбирал форму бумаги, элементы узора, цвет и создавал свой узор. Для росписи предлагались: силуэты животных, посуды, разделочных досок, фартуков кукле, вырезанные из бумаги, чудо - птицы, яйца.

Не все дети справлялись с заданиями на занятиях. Поэтому необходимо было проводить  индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры, такие как: «Обведи элемент» - цель, которой обучить технике рисования этих элементов, «Обведи и раскрась», эта игра помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в городецкой росписи; ряд других игр. Названия игр, и цели, которые они осуществляют, вы можете увидеть на представленных слайдах. Во время проведения индивидуальной работы учитывались возможности и способности каждого ребенка. Кроме этого в свободное от занятий время япроводиладидактические игры, развивающие воображение, память, творческое умение анализировать.Эти игры помогали детям придумывать новые композиции, самостоятельно без помощи воспитателя учиться рисовать различные узоры.

На протяжении всего времени обучения детей организовывала выставки детских работ для родителей, с целью показать родителям успехи их детей в освоении росписей.

Таким образом, знакомство детей с ДПИ позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.

В заключении

После рассмотрения теоретических аспектов данной темы по приобщению старших дошкольников к искусству родного края и ее реализации можно сделать выводы:

1. Дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности дети хорошо освоили веселый Городец.

2. Дети стали осознанно обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие.

3. Воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку.

4. Занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности.

5. Дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности.

6. Произведения народного творчества пробудили в детях яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.

Следовательно, цель-формировать основы духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение их к декоративно-прикладному искусству родного края через ознакомление с народными промыслами, достигнута.

Знакомство детей с нашими традициями, народными промыслами, мастерством народных умельцев и русским фольклором, я считаю очень важным. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Список использованной литературы:

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
  2. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -
  3. С-Пт., 2005
  4. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
  5. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
  6. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010
  7. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010
  8.  В.А. Барадулин, Б.И. Коромыслов, Ю.В. Максимов, Т.Б. Митлянская, Е.Н. Хохлова, Д.А. Чирков «Основы художественного промысла», издательство «Просвещение», 1979 г.
  9. 5. Н. Величенко «Роспись: техники, приемы, изделия» (Энциклопедия) «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.
  10.  Русская народная резьба по дереву; современный период. Госместпромиздат, 1961.
  11.  Н. Н. Соболев Русская народная резьба по дереву. Сварог и К, 2000 ISBN 5-93070-030-3.

12 https://infourok.ru/

13 http://www.maam.ru/

14 http://www.livejournal.com/

15  https://vk.com/

16 http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...