Педагогический проект "На пороге школы"
проект (подготовительная группа) на тему

Рындина Марина Митрофановна

Прект реализован в старшей а затем в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_poroge_shkoly.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

о преемственности между детским садом и школой

на тему:

«На пороге школы»

 МАОУ «ОК «Лицей №3» отделение дошкольного образования Детский сад «Теремок»

Руководители проекта: воспитатели:

                                            Рындина Марина Митрофановна

                                            Пикульникова Ирина Анатольевна

Являясь воспитателями детей старшей группы, мы решили со второй половины учебного года уделить больше внимания работе по преемственности детского сада и школы.   В связи с этим разработали данный проект. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Мы попытались сделать переход детей в школу более мягким, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Подготовить ребенка к школе – это значит активно сформировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развить те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самобытность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет "радость детства".

С другой стороны -  школа, как преемник дошкольной ступени образования, строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реализовывать непрерывность в развитии и образовании детей.

Актуальность

Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу, ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным.

Проблема: недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Тип проекта: долгосрочный (январь 2016 г. – май 2017г.)

Участники проекта:

- дети старшего дошкольного возраста;

- учащиеся 3 класса начальной школы;

- педагоги и специалисты ДОУ;

- учитель начальной школы;

- родители.

Цель: обеспечить преемственность и непрерывность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. Воспитать у детей положительное отношение к школе. Обеспечить комплексное развитие ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья; сформировать психологическую готовность детей к школе.

Задачи:

-согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

-обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

-создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, мягкого перехода детей от игровой деятельности к учебной;

-активизировать сотрудничество между детьми, педагогами и родителями в подготовке ребенка к школе;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

1 этап

Создание предметно-развивающей среды в группах:

- «Уголок школьника»;

- уголок «Читаем сами»;

- уголки для сюжетно-ролевых игр «В школу»;

- картотека разнообразных игр;

- условия для социализации ребенка: обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол);

- игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

2 этап

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе.

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе. Старшие дошкольники знакомятся со школьными кабинетами, с работниками школы. Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей интереса к школьной жизни.

3 этап

Встречи с учащимися и учителем:

-составление плана совместной работы ДОУ и школы на учебный год;

-выступление учащихся на родительских собраниях для будущих первоклассников;

-проведение совместных мероприятий (дошкольников и школьников);

-проведение выпускного утренника в детском саду.

Результаты реализации проекта:

• речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;

• дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;

• они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

• у детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;

• адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно;

• у учителя начальной школы и воспитателей появилась мотивация к взаимодействию.

План работы по реализации проекта

Старшая группа

Дата

Мероприятия

Участники

январь

январь

январь

Рассматривание сюжетной картины «Режим школьника». Рассказ воспитателя о том, как школьники соблюдают режим дня.

Совместная акция дошкольников и учащихся 3-го класса «Покормите птиц зимой».

Консультация для родителей «Режим дня дома».

Воспитатели, дети.

Воспитатели, учитель, дети.

Воспитатели, родители.

февраль

февраль

февраль

Интеллектуальный детско-родительский марафон «Умники и умницы»

Спортивное мероприятие «Богатырские потешки».

Консультация для родителей «Как развивать предпосылки к учебной деятельности в семье».

Воспитатели, родители, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители.

март

март

март

Целевая прогулка на территорию школы «Дорога в школу».

Подготовка и оформление совместной выставки художественного творчества «Академия художеств».

Выпуск информационных страничек для родителей «Как подготовить ребенка к школе».

Воспитатели, дети.

Воспитатели, учитель, дети.

Воспитатели, родители.

апрель

апрель

апрель

Проведение организованной образовательной деятельности на тему: Правила поведения школьника (на улице, в школе, в общественных местах)».

Экскурсия в школу. Знакомство с помещениями учреждения: библиотекой, спортивным залом, учебным кабинетом.

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в подготовке ребенка к школе». Открытый показ организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы №9 «Лесная сказка» «Путешествие в страну Всезнаек».

Воспитатели, дети.

Воспитатели, учитель, дети.

май

май

май

Изготовление детьми памятных открыток для выпускников-2016.

Торжественное участие детей старшей группы в проведении выпускного утренника: чтение стихотворений, вручение подарков.

Консультация для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению».

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители.

Подготовительная группа

сентябрь

сентябрь

сентябрь

Участие детей подготовительной группы в торжественной линейке в «Лицее №3», посвященной Дню Знаний.

Беседа на тему: «Школа-это интересно» с приглашением выпускников детского сада.

Консультация для родителей «Готовность дошкольника к школьному обучению».

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети, выпускники.

Воспитатели, родители.

октябрь

октябрь

октябрь

Оборудование в группе уголка будущего школьника «Хочу в школу».

Выставка поделок из природного и вторичного сырья «Из того, что под рукой, сотворю я чудо». (совместно с учащимися 3 класса).

Консультация для родителей «Практические рекомендации по подготовке руки ребенка к письму».

Воспитатели, дети, родители.

Воспитатели, учитель, дети.

Воспитатели, родители.

ноябрь

ноябрь

ноябрь

Экскурсия «Встреча со школой». Знакомство детей со школой, общение с первоклассниками.

Выставка детских работ «Я рисую школу».

Круглый стол совместно с родителями «Готовы ли взрослые стать родителями первоклассников?»

Воспитатели, учитель, дети.

Воспитатели.

Воспитатели, родители.

декабрь

декабрь

декабрь

Акция «Подарок для елочки» (изготовление елочных украшений с участием детей группы и третьеклассников).

Украшение елки на территории дошкольного учреждения.

Индивидуальное консультирование родителей будущих первоклассников группы «риска» по психологическому развитию.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, психолог, родители.

январь

январь

январь

В зимние каникулы проведение развлечения «Незнайка готовится в школу».

Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа».

Консультация для родителей будущих первоклассников «Как правильно организовать свободное время ребенка».

Воспитатели, муз. Руководитель, дети.

Воспитатели, дети, родители.

Воспитатели, родители.

февраль

февраль

февраль

День открытых дверей «Выпускник детского сада-успешный первоклассник».

Беседы «Если ты останешься дома один», «Зачем учиться в школе».

Выпуск папки-передвижки для родителей «Скоро в школу»

Воспитатели, учитель, дети.

Воспитатели, дети.

Выпускники, родители.

март

март

март

Создание фотоальбома «Наши мамы и папы-школьники».

«В гостях у детей подготовительной группы-учитель».

Клуб для родителей «Школа дошкольных наук».

Воспитатель, дети.

Воспитатели, учитель, дети.

Воспитатели, родители.

апрель

апрель

апрель

Открытый урок в школе «Физкультура-это здорово». (совместно с дошкольниками).

Спортивное состязание «Весенний марафончик»

Родительское собрание с участием учителей начальной школы на тему: «Подготовка к школе».

Воспитатели, учитель, дети.

Воспитатели, дети, родители.

Воспитатели, родители.

май

май

май

Подготовка к выпускному утреннику.

Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства».

Консультация для родителей «Советы родителям будущих первоклассников».

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети, родители.

Воспитатели, родители.

Литература:

1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.

2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007.

3. «Поговорим о преемственности», Р. Стеркина, «Обруч», №1, 1997г.

4. «Преемственность: так в чем проблема?», Е. Сербина, «Обруч», №1, 1997г

5. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка», - О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

6. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "У порога школы"

Любое детское дошкольное учреждение старается наметить такие формы работы с семьей в течение года, которые создавали бы условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сот...

педагогический совет "Ребёнок на пороге школы"

ход педсовета с участием родителей "Ребёнок на пороге школы"...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Педагогическая гостиная для родителей "На пороге школы"

Консультация для родителей "На пороге школы" Быть готовым к школе уже сегодня,  не значит уметь считать, писать, читать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему  этому научиться....

Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".

quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет."    Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...

Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"

Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...