Семейный практикум «Готовим ребенка к школе»
проект (подготовительная группа) на тему
Познакомить родителей с основными видами готовности детей к школе, показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_roditeley.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный практикум
«Готовим ребенка к школе»
Задачи:
- Познакомить родителей с основными видами готовности детей к школе.
- Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
- Создать благоприятные условия для работы группы.
- Настроить детей и их родителей на совместную работу.
- Помочь детям и родителям осознать необходимость целенаправленной подготовки к школе
Приветствие.
Педагог-психолог: «Добрый вечер, уважаемые родители!
Благодарю за присутствие на нашей встрече.
Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе и её компонентах. Надеюсь, что наша встреча будет интересна и познавательна.
А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день, и я предлагаю поиграть в игру, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.
Игра «Да - нет»
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите?
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь?
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам?
Дайте мне тогда ответ.
Помочь, откажитесь нам?
Последнее спрошу вас я
Активными все будем?
«Школьная готовность ребёнка к школе» – раскрытие понятия.
Педагог-психолог: Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе. Для этого давайте выясним, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребёнка в школе.
Практическое задание №1.
Инструкция: напишите на своих листах то главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс школы.
Родители работают самостоятельно (отводится 1-2 минуты). Затем, по очереди прикрепляют свой “листок” к дереву, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, педагог-психолог обобщает ответы родителей, составляя «портрет» идеального (по мнению родителей) первоклассника.
Педагог-психолог: Уважаемые родители, вы только что попытались сформулировать главные качества, которые помогли бы вашим детям успешно подготовиться к поступлению в школу и безболезненно адаптироваться к новым условиям обучения.
Готовность к школе, как вы видите, включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую готовность. Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.
Начнём с физической готовности. Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм, так как, в подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течении 35 минут урока требует определённой физической подготовки. А таких уроков будет 3-4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения.
Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития “ловких” мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Однако, готовность к школе не сводится лишь к физической готовности.
Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т.е. то, чему он научился в детском саду. Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем (животных, транспорте, временах года и т.д.), знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришёл малыш в школу очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание. Поиграйте со своим ребёнком в “Занимательные фигуры” или “Назови одним словом”; уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких-либо событиях. Это поможет вашему малышу закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе.
Следующий вид готовности к школе -это психологическая готовность, которая включает в себя интеллектуальную готовность, мотивационную готовность, коммуникативную готовность и эмоционально-волевую готовность. Кратко рассмотрим каждый из компонентов.
- Интеллектуальная готовность - данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи.
Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.
Показателем интеллектуальной зрелости можно считать и уровень общей осведомлённости ребёнка, его кругозор и эрудицию. Осведомлённость – это показатель того, что ребёнок любознателен, хочет знать «что?», «зачем?» и «почему?». Поэтому как можно больше беседуйте с ребёнком на разные темы, отвечайте подробно на все его вопросы. Этим вы поддержите любознательность ребёнка, желание узнать что-то новое и подготовите его к восприятию учебного материала.
- Мотивационная готовность.
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе, учителю, к учебной деятельности, к самому себе.
Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит “хочу” Но это “хочу” будет разным.
Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, “хочу портфель как у брата” или “хочу красивый пенал”.
Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.
Давно известно, что заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет, ведь всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка.
- Коммуникативная готовность.
а) Умение устанавливать контакт с учителем, сохранении чувства дистанции.
В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.
б) Умение войти в детский коллектив зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым «тихоням». Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив.
- Эмоционально-волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между “хочу” и “надо” у старшего дошкольника должно преобладать “надо”. От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность.
Необходимо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере. Пусть ваш ребёнок будет уверен, что только упорство и труд приведут к желаемому результату. Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы, – и ваш ребёнок усвоит с лёгкостью эти полезные навыки.
Практическое задание № 2
Родителям предлагается разделиться на четыре команды. Каждая из них по жребию выбирает ситуацию, относящуюся к одному из компонентов школьной готовности, и предлагает варианты действий по его развитию. Время на подготовку задания — до 10 минут, по истечении которых по очереди выступают представители от группы. По окончании каждого выступления проводится обсуждение.
1 ситуация. Мама говорит о своей дочери: “Ирочка у нас спокойная, сидит с игрушками и что-то шепчет. Прямо “золотой” ребенок, не то, что другие”.
2 ситуация. Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу.
3 ситуация. Бабушка рассказывает о Мише, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Миша пошел в первый класс с большой радостью, но с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
4 ситуация. Мама Оли рассказывает: «С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко».
Практическое задание №3.
«Логические задачи»
Предлагаю по три устных задачи родителям и три детям.
Логические задачки родителям:
- Без чего хлеб не испечь? (без корочки)
- Сколько месяцев в году имеет 28 дней? (все месяцы)
- Что не войдет в самую большую кастрюлю? (ее крышка)
- Что с земли поднять легко, но трудно кинуть далеко? (пух)
Логические задачи детям:
- Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка)
- Под каким деревом сидит заяц во время дождя? (под мокрым)
Практическое задание №4.
Игра «Найди свой цветок»
«На поляне росли цветы с семью лепестками. Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Нужно найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика»
Лепестки лежат в разных местах – на полу, на шкафу, на столах, под стульями и т.д. Каждой паре нужно собрать цветик-семицветик, состоящий из 7 цветов радуги, и приклеить его на лист бумаги.
Коллективно-творческая работа «Цветок наших желаний»
Участники в парах задумывают 7 желаний: три желания задумывает ребенок (родитель записывает), три желания задумывает родитель, а одно желание будет совместным. Все желания записываются на лепестках.
Парам предлагается по желанию озвучить «Цветок наших желаний»
Практическое задание №5.
Игра «Школьные ситуации».
Карточки ситуативные разложены на 6 частей, нужно собрать в правильной последовательности ситуацию.
Практическое задание №6.
Игра «Угадай мелодию».
Родители и дети должны угадать название песни, а дети определить есть ли там тема ШКОЛЫ.
Рефлексия «Все у меня в руках»
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал(а) нового…
- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
- Неожиданным для меня сегодня было…
Ритуал прощания
Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения «Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я …»
Далее родителям вручаются памятки «Рекомендации родителям по формированию психологической готовности к школе».
Всем спасибо за работу, до новых встреч!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум "Готовимся к Новому году вместе"
Практическое занятие с родителями при подготовке к Новому году, украшения на ёлку и интерестные формы блюд для детей....
Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»
«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Влияние семейных ценностей на успеваемость ребенка в школе
Успеваемость ребенка в школе напрямую зависит от семейных ценностей...
Родительский клуб «В гармонии с ребенком!» Семинар-практикум «Готовимся к школе вместе с детьми»
Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество...
Родительский клуб «В гармонии с ребенком!» Семинар-практикум «Готовим руку к письму»
Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество...
Семинар-практикум "Готовимся к школе"
Для родителей будущих первоклассников...