Кружок по экологии в подготовительной группе.
материал (подготовительная группа) на тему

Широкова Лариса Анатольевна

Кружок по экологии в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_ekologii_5gr.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                   «Детский сад №18»

                                                     

       Кружок в подготовительной группе

                    «Друзья природы»

                                               Руководитель: воспитатель  

                                                                  Первой квалификационной категории                      

                                                                         Широкова Лариса Анатольевна

                                                    г. Городец

                                                    2017-2018г.

     

Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Цель: Формирование  основ экологического сознания и экологической культуры дошкольника, бережного отношения и любви к природе.                                                                                                                

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

-Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

-Формировать целостность  картины мира, расширять  кругозор детей.

-Расширять представления о многообразии природных явлений, объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе; обогащать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных.

- Способствовать развитию умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

- Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

-Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями  в уголке природы и на участке.

Ожидаемый результат:

-Дети знают представителей животного мира: зверей, пресмыкающихся, птиц, земноводных, насекомых.

- Знают характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

- Знают несколько видов деревьев, кустарников, растений сада, луга, леса.

-Имеют представления об условиях жизни комнатных растений, их вегетативном размножении.

-Знают правила поведения в природе и соблюдают их.

-Устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:

- наблюдения;

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, альбомов;

- презентации;

  • Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

-загадки;

-заучивание пословиц и поговорок.

  • Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (подвижных, дидактических и др.);

- проведение викторин, конкурсов;

  • Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- создание альбома «Лекарственные растения»;

-проведение опытов и экспериментов;

-посадка лука;

-сбор семян;

-посадка семян бархоток.

Кружок проводится один раз в неделю (вторник или пятница) в 15.45.

Длительность 30 минут.

Литература:

С.Н.Николаева парциальная программа «Юный эколог» 3-7лет

Николаева С.Н. ФГОС  Юный эколог «Система работы в подготовительной к школе группе  детского сада 6-7 лет»

С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

                                Перспективный план работы кружка

2017– 2018 учебный год.

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

1 «Цветы на осеннем участке»

Систематизировать  знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Наблюдение за цветами в цветнике. Сбор семян.

Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию».

2 «Осенний урожай»

Добиться уточнения знаний  об овощах и фруктах. Уточнить знания детей о работе на огороде осенью.  Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Наблюдение за сбором урожая на огороде. Разучивание стихов  про овощи и фрукты.

3 «Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Презентация  «Что это – туман?» Беседа. Наблюдение.

4 «Лес, точно терем расписной»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Рассматривание репродукций художников на тему «Осенний лес».  Продуктивная деятельность «Осенние листочки»

Октябрь

1 «Жизнь осеннего леса»

Способствовать развитию умения, устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Развивать интерес к закономерностям в живой природе. Воспитывать бережное отношение к животным.

Презентация «Осенний лес» Беседа. Чтение рассказа « Зайчишка»  

Дид. игра «С какого дерева листок»            

2 «Эти забавные насекомые»

Продолжать формировать представления детей о насекомых, об особенностях их жизни осенью.

Презентация «Насекомые». Беседа, дид. игра  «Почемучка»

3 «Муравьи- санитары леса»

Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, уточнить представления о пользе приносимой муравьями; развивать любознательность; воспитывать бережное отношение к муравьям.

Презентация «Муравейник и его жители». Беседа. Загадки.

4 «Грибное царство»

Продолжать формировать представления детей о ядовитых и съедобных грибах, уточнить условия необходимые для роста и развития грибов; воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа, рассматривание альбома «Грибы»

Загадки про грибы

Продуктивная деятельность «Грибы»

Ноябрь

1 «Перелетные птицы»

Уточнить знания детей о перелетных птицах. Способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственную связь между наступлением осени и отлетом птиц в теплые края.

Презентация «Перелетные птицы» Беседа. Под. игра «Перелет птиц»

2 «Кому нужна вода»

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о свойствах воды, ее состоянии в природе. Способствовать развитию познавательного интереса.

Беседа о воде. Опыты с водой.  Под. игра «Дождик и тучка»

3 «Труд людей осенью»

Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о направленности труда и его значении. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

Презентация «Труд  людей осенью» Беседа. Продуктивная деятельность «Собираем урожай»

4 Развлечение «В гостях у старичка – Лесовичка»

Систематизировать знания об осеннем лесе и его обитателях.

Конспект.

Декабрь

1 «Зимушка-зима»

Расширить представления детей о сезонных изменениях в

природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на

деятельность людей. Показать детям связь между живой и

неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему

живому.

Беседа о зиме. Рассматривание иллюстраций. Разучивание пословиц и поговорок о зиме. Продуктивная деятельность «Снежинки»

2 «Комнатные растения»

Познакомить с новыми растениями (хлорофитум  и герань) и со способами

  их черенкования. Закрепить названия знакомых

комнатных растений (бальзамин, фиалка). Способствовать развитию умения описывать

 растение, отмечая различие и сходство между ними,

характерные признаки. Поддерживать интерес к

комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными

 растениями» Беседа.

Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло,

влага, почвенное питание).

3 «Лес как экосистема»

Систематизировать знания детей о зимнем лесе и главных его обитателях. Развивать познавательный интерес к жизни леса, умение устанавливать причинно-следственные связи.

.Презентация «Зимний лес»

Загадки о зверях. Под. игра  «Зайцы и волк»

4 «Невидимка воздух»

Дать детям элементарные представления о свойствах воздуха. Вызвать желание участвовать в проведении опытов с воздухом.

Беседа. Опыты с воздухом.

Январь

1 «Белый снег пушистый»

Дать детям элементарные знания о свойствах снега и льда,

Подвести детей к пониманию

зависимости свойств снега от температуры воздуха  (на

морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он

должен быть влажным).

Загадки.

Опыты со снегом и льдом.

2 «Домашние животные»

Систематизировать знания детей о домашних животных. Воспитывать желание ухаживать за ними.

Презентация «Домашние животные» Загадки. Дид. игра «Кто чем питается?»

3 «Зимующие птицы»

Познакомить детей с зимующими птицами, характерными особенностями их внешнего облика, поведения. Вызвать желание подкармливать птиц зимой.

Презентация «Зимующие птицы» Беседа. Продуктивная деятельность.

Февраль

1 «Мороз -удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Беседа. Загадки. Продуктивная деятельность «Зимние узоры»

2 «Человек-живое существо»

Дать детям знания о том, что человек-живое существо и что ему необходимо для того чтобы хорошо себя чувствовать, быть бодрым и деятельным

Презентация «Человек-живое существо». Беседа. Дид. игра «Что полезно, а что вредно».

3«Как человек использует природу»

Дать детям знания о том, как человек использует природу. Воспитывать желание беречь и охранять природу.

Презентация «Как человек использует природу». Беседа. Продуктивная деятельность.

4«Викторина о зиме»

Систематизировать знания детей о зиме. Способствовать развитию познавательного интереса.

Конспект.

Март

1«Как человек охраняет природу»

Дать детям знания о работе лесничего. Вызвать желание участвовать в доступных природоохранных мероприятиях.

Рассказ воспитателя о работе лесничего. Продуктивная деятельность «Берегите лес».

2 «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Презентация «Вена»

Загадки. Заучивание пословиц и поговорок о весне.

3 «Весенние заботы птиц»

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; продолжать учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма, развивать умение называть зимующих и перелетных птиц; рассказать о них и их гнездах; воспитывать гуманное отношение к птицам.

«Презентация «Весенние заботы птиц»

Продуктивная деятельность.

4 «Березы тоже плачут»

Продолжать знакомить детей с деревом ставшим символом России, уточнить представление детей об особенностях березы в разное время года; выявить знания детей о березе, рассказать о том, какую пользу приносят березы людям; продолжить воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Рассматривание репродукций художников. Рассказ воспитателя о березе. Чтение стихов.

Апрель

1 «Первоцветы»

Вызвать у детей интерес к окружающему миру; формировать  желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об из значении в нашей жизни.

Презентация «Первоцветы». Беседа.

Продуктивная деятельность.

2 «Посадка бархатцев»

Обобщить знания детей об условиях роста и развития растений; расширять знания о бархатцах; учить называть названия цветов (их части), функции насекомых ; развивать способность наблюдать и видеть красоту природы, беречь и любить её; развивать умение сравнивать; закреплять умения по уходу за растениями.

Беседа. Рассматривание иллюстраций. Опыт «Куда растут корни?»

3«Земноводные животные»

Углублять у детей знания и представления о земноводных животных. Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения. Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.

Презентация «Земноводные».

Загадки. Дид. игра «Кто где живет?»

4 «Пруд, озеро, река как экосистема»

Продолжать формировать представления детей  о экосистемах – пруд, озеро, река. Знакомить с растениями этих водоемов. Формировать представления о разных видах земли. Способствовать развитию умения устанавливать связь между обитателями водно-прибрежной зоны.

 Презентация «Пруд, озеро, река». Беседа. Дид. игра «Подводный мир»

Май

1 «Посадка лука и наблюдение за ним»

Уточнить представления о том, что из луковиц - репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место.

Беседа. Посадка лука. Рисование баночек. Наблюдение за ростом лука.

2«Лекарственные травы»

Познакомить детей с лекарственными растениями. Дать знания о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность этого растения к жизни у дорог; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; формировать навыки поведения в природе.

Презентация «Лекарственные растения»

Создание альбома «Лекарственные растения»

3«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

Показ слайдов и беседа о яблони, вишни, сирени.

Д/игра «От какого дерева цветок»

4 Викторина «Будь природе другом»

Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Конспект