Музыка в патриотическом воспитании дошкольников
статья по теме

Романенко Таисия Вячеславовна

Доклад : "Музыка в патриотическом воспитании дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_patriotizm.docx17.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка в патриотическом воспитании дошкольников

 

                                 «Красота родного края, открывающаяся благодаря

                            сказке, фантазии, творчеству- это источник любви

                            к Родине. Понимание и чувство величия, могущества

                            Родины приходит к человеку постепенно и имеет

                            своими истоками красоту.»

                                                                           В.А.Сухомлинский

     Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помим этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил ещё Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу»,- это слова нашего современника писателя В.Распутина.

         Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны ,созданной  трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.  Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на музыкальных инструментах. Широко использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально- ритмические движения детей. Отводит их от трафарета и придаёт движениям определённую окраску.

         Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми добиваюсь, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и

т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Систематично в своей работе использую  взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства.

Народная музыка включается в непосредственно- изобразительную деятельность, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки,  потешки, пословицы, поговорки, загадки ,скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.

Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины.

Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама. близкие родные люди, окружающие его.  От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих  людей это слово «мама» - самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью: «А для милой мамочки, Испеку два пряничка.»

Данная песня стала уже классикой для детей нашей страны. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму:

   Пускай узнает ветер, и звёзды, и моря,

   Что лучше всех на свете мамочка моя!

И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья»), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А. Филиппенко «Хорошо рядом с мамой»). Очень верно подметил русский писатель Ю.А.Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери».

         Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия. сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, я воспитываю такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания. чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образов. Помимо этого в для слушания музыки предлагаю детям инструментальную музыку, характеризующую образы природы.

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

         Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз.А.Филиппенко и «Будем в армии служить» муз.Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю.Протасова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.

На праздник «День Победы», проводим концерты, на которые к ребятам приходят убелённые сединами участники, ветераны той страшной войны. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

 Совместное решение задач нравственно- патриотического воспитания педагогами всего детского сада, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.