Проект "Мини-музей "Здравствуй, театр!"
проект на тему

Олейник Елена Николаевна

В нашем саду успешно применяется социально-педагогическое проектирование, связанное с образовательным учреждением и средой, в котором реализуются процессы обучения, формирования и в том числе социально-личностное воспитание дошкольников. Для успешного всестороннего развития используется метод проектов, один из которых назван «Мини-музеи в детском саду»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика

в образовательном процессе ДОО

        В нашем саду успешно применяется социально-педагогическое проектирование, связанное с образовательным учреждением и средой, в котором реализуются процессы обучения, формирования и в том числе социально-личностное воспитание дошкольников. Для успешного всестороннего развития используется метод проектов, один из которых назван «Мини-музеи в детском саду»

С этой целью в нашем МДОУ организована деятельность педагогического коллектива, направленная на создание и обогащение музейной среды в МДОУ. Проект включает в себя работу таких мини-проектов как «Здравствуй, театр!», «Русская изба», «Музей моря», «Россия – Родина моя» (музей государственной символики), «Музей игрушки», «Музей спорта»

Актуальность создания мини-музеев.   Причины самые разные. Во-первых, наше дошкольное учреждение находится вдали от «настоящих» музеев. Во-вторых, многие родители считают, что детям дошкольного возраста ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музеи спорта, кукол, театра, моря, народного быта.

   Мини-музей в детском саду – это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.

   Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает  и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

   Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в и создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

   Экспонаты для мини-музеев постоянно пополняются педагогами, детьми  и родителями. Для организации мини-музеев использовались различные групповые помещения, раздевалки, коридор. В настоящее время каждый оборудованный мини-музей разработал свою экспозицию, определенное методическое обеспечение и накопительный материал по разделам (документация, описание экспонатов, исторические данные, художественное слово, образцы элементов росписи, детское прикладное творчество).

 Мини-музеи в группах позволили сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения занятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед.Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в старших группах экскурсии проводят сами дети, а в младшим обо всём рассказывают воспитатели.

  Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Мини-музей «Здравствуй, театр!»

создан под руководством музыкального руководителя

Олейник Елены Николаевны (2014год)

Цели и задачи.

Формирование познавательных интересов дошкольников .

Приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра.

Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада.

Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада.

Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка   спектаклей), сочинение сценариев, сказок. Приобщение к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.

В основу решения этих задач положены

следующие принципы.

Принцип опоры на интересы ребёнка.

Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников.

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.

Принцип наглядности.

Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Проект долгосрочный  (один год)

Жанр.

Мини-музей выставка (театр).

Расположение.

Первый этаж, помещение перед входом в спортивный зал

Направление.

Художественно-эстетическое, познавательное

Содержание и экспонаты.

Фотографии на стене с изображением различных видов театра, куклы Петрушки, Московского Театра кукол им. Сергея Образцова .

На полках – куклы разных видов театра, различающиеся по типу управления:

пальчиковые куклы, куклы би-ба-бо, перчаточные куклы, куклы на ложках, куклы-марионетки.

На полках  и столе – фигурки плоскостного настольного театра «Репка», «Теремок», «Лиса и журавль» и др.

На столе – авторская многофункциональная ширма для показа театра картинок (русские народные сказки), теневого театра и театра би-ба-бо.

На диване – театр мягкой игрушки и театр подушек.

Литературная зона: подбор художественной литературы, методическая подборка для воспитателей.

Надо сказать, что и сами воспитатели, родители и все посетители музея всегда просят разрешения поучаствовать в импровизируемом представлении и делают это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая  за движениям игрушек.

Содержание и формы работы в мини-музее «Здравствуй, театр!»

Изучение литературно-исторических источников, соответствующих профилю музея.

Систематическое пополнение фонда музея с привлечением деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения).

Обеспечение сохранности музейных предметов.

Составление перспективных и календарных планов работы музея.

Создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки.

Досуги, развлечения, театрализованные постановки с  использованием кукол и различных видов театра.

Экскурсии, проводимые воспитателями и детьми подготовительной группы.

Выступления перед детьми других групп и гостями музея.

Выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду.

Занятия с использованием технологии «Сказкотерапия»: различные импровизации, этюды с куклами с целью преодоления эмоциональных трудностей у дошкольников.

Экскурсии для родителей.

Этапы реализации проекта

Установочный этап (анализ состояния проблемы в теоретическом и практическом аспектах, изучение практики организации мини-музеев в ДОО, анализ используемых в практике методов воспитания и образования и др.)

Основной этап (планирование работы, осуществление организационной и педагогической деятельности, проведение мероприятий)

Обобщающий этап (обобщение результатов реализации цели и задач проекта)

Перспектива развития мини-музея

«Здравствуй, театр!»

Подбор дополнительной литературы

Пополнение экспозиции музея куклами различных видов театра

Мастер-классы для воспитателей и родителей

Индивидуальная работа с детьми по изготовлению простейших кукол

Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

Внедрение проекта в систему дошкольного образования

  • проект «Мини-музей «Здравствуй, театр» в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Источники литературы

Абрамова Р.М. Система методической работы по музейной педагогике в ДОУ. Управление ДОУ. 2005. №4

Виниченко В. Ребёнок в пространстве музея. Дошкольное воспитание. 2003 №5

Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские (под ред.Н.В.Микляевой, Н.Ф.Лагутиной) М.:ТЦ Сфера, 2011

Якубенко Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ. Управление ДОУ. 2009. №7

План работы мини-музея

«Здравствуй, театр!»

Месяц

Содержание работы

Ответственный

1

Сентябрь

Составление плана и создание условий для реализации проекта мини-музея «Здравствуй, театр!»

Заведующий

Музыкальный

руководитель

2

Октябрь

Анкетирование родителей «Музеи в жизни нашей семьи»

Консультация для родителей «Играем вместе»

Подготовка воспитателей к проведению экскурсий и занятий в музее «Здравствуй, театр!»

Настольный театр «Репка»

Театр би-ба-бо «Гости ходят в огород»

Театр пальчиковый «Теремок»

С полочки – на сцену. Игровое театрализованное представление с куклами-марионетками «Как Колобок друзей собрал»

Воспитатели групп

Руководитель музея –

музыкальный руководитель

Воспитатели

3

Ноябрь

Экскурсии в музее «Здравствуй, театр!»

Знакомство с содержанием музея, фотографиями на стенах, экспонатами

С полочки – на сцену. Игровое театрализованное представление с куклами-марионетками «Три поросёнка»

Этюды с куклами различных видов театра

Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

4

Декабрь

Размещение информации о работе музея на сайте детского сада

Театр би-ба-бо «Теремок». Выступление детей старших групп перед малышами

Театр мягкой игрушки «Подарок для Деда Мороза»

Заместитель зав. по УВР

Воспитатели

Музыкальный руководитель

5

Январь

Петрушка в гостях у детей

Пальчиковый театр «Сочини сказку»

Воспитатели групп

6

Февраль

Изготовление театра картинок по мотивам русских народных сказок

«Ждём вас в гости, малыши» - дети подготовительной группы рассказывают русские народные сказки по картинкам театра

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Родители

7

Март

Создание фотоальбома с изображением различных видов театра, кукол, фрагментов постановок с их использованием.

«Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрёшки!» - игра с куклами на ложках, чтение стихотворений, исполнение знакомых песен

Зам.зав по ВР

Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

8

Апрель

Привлечение родителей к посещению музея.

Совместные экскурсии с детьми по темам

«Что такое МУЗЕЙ»

«Здравствуй, театр!»

«Театральные куклы»

Воспитатели групп по графику

9

Май

Музыкальные досуги на базе музея «Здравствуй, театр!» с использованием кукол-экспонатов.

Подбор и систематизация теоретического материала, пополнение музея экспонатами

Музыкальный руководитель

Воспитатели групп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"ИДЁМ В ТЕАТР" - цикл бесед о театре

        Для чего, и почему, театр так важен в жизни ребёнка - мы уже говорили во вступительном слове: "Театр - это самый короткий и продуктивный путь к формированию со...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...