самообразование
методическая разработка (старшая группа) на тему

самообразование Значение дидактических игр в формирование элементарных математических представлений у детей младшего и среднего и старшего   дошкольного возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

СА МООБРАЗОВАНИЕ

 По теме «Значение дидактических игр в формирование элементарных математических представлений у детей младшего и среднего и старшего   дошкольного возраста».

                                Воспитатель:

                                       Валиева Р.Г

Содержание

  1. Введение
  2. Разработка и усовершенствование дидактических игр в зависимости от цели и задач математического занятия
  3. Роль дидактической игры на занятиях по математике в ДОУ

                                 

 «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей»

        А. В. Запорожец

Введение

По словам В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В своей дидактической программе Соловьева Н. показала, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние на психическое развитие.

Соловьева Н. заключила, что максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.

По определению Щербаковой Е.И., под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Часто в начальной школе дети испытывают затруднения при освоении школьной программы по математике. Белошистая А.В. отметила, что практика начальной школы доказывает - залог успешности обучения математике - в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОУ на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.

        Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.

Проводя беседы, анкетирование родителей, я обнаружила, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д. В программе "Веракса", которой я руководствуюсь, центральное место в развитии элементарных математических представлений у детей средних групп занимает начальное математическое развитие, ,. Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, счёт форма, величина, пространственное расположение – дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаю следующие задачи математического развития детей:

  • Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.
  • Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
  • Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
  • Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Разработка и усовершенствование дидактических игр в зависимости от цели и задач математического занятия.

Я поняла, что в дидактической игре роль воспитателя несравненно большая, чем в детских играх другого типа, и главное в том, что воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвуя в ней, сам ведет ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Если ребенок в игре почувствовал затруднение, я стараюсь ему помочь вспомнить, что изучали по этому вопросу на занятиях или видели во время экскурсий. Это развивает быстроту мышления, умение анализировать, делать выводы и умозаключения.

При подготовке к проведению дидактических игр помню, что «ориентировка в форме, цвете, пространственных отношениях, в тесной связи со словом взрослого и речью самих детей организует детское восприятие, повышает точность и быстроту узнавания и различения, делает его более целенаправленным и осознанным».

Я, использую интерес детей к игровому действию, побуждаю их присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное (игра «Лото»). Усилия, которые дети вынуждены проявлять в процессе игр, способствуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творчеству, самостоятельности и закрепляют сенсорный опыт.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы, различать и называть их цвет, форму и возможные действия с ними. Они способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственным ориентированием. В дидактических играх дети лучше осознают и закрепляют различие, сходство, равенство предметов, овладевают понятием, что разные по содержанию предметы могут быть окрашены в одинаковый цвет.

С детьми младшего возраста я сама включаюсь в игру. Вначале привлекаю детей играть с дидактическим материалом (башенки, матрешки). Разбираю и собираю их вместе с детьми. Вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, учу их играть с ним. Например, с матрешками. Раскрыть матрешку, вынуть одну из другой, внимательно рассмотреть их. Затем поставить матрешек в ряд, по росту, после чего предлагаю детям собрать матрешек в одну. Тем самым я направляю игровое действие «сбор матрешек» на выполнение задачи: закрепляю понятие «больше - меньше — самая маленькая».

В проведении дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста нужна моя активность, как воспитателя в обучении детей приемам игровых действий. Учу детей в игре правильно раскладывать предметы (брать в правую руку и класть слева направо). Если речь идет о двух множествах - уточек столько, сколько рыбок, уточек и рыбок поровну. Сколько нам их нужно для игры?

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста провожу дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже использую в игре элементы соревнования.

У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил.

Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Я заранее раскладываю игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае — найти игрушку или предмет.

Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из каких частей она состоит. Руководя этой игрой, я вначале предлагаю детям два направления (вперед — назад, справа — слева), прячу небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, даю несколько пространственных направлений (4—5) и увеличиваю число спрятанных игрушек.

Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от воспитателя, от того, как он сумеет подобрать эти игры, усложнить дидактическую задачу, помочь правильно направить правила игры для достижения программных задач.

Дидактические игры — обучающие игры. Поэтому нужно тщательно подбирать их к определенному программному содержанию занятий, а не просто проводить те игры, которые знает воспитательница или какие есть (настольно-печатные) в группе.

Практика показала, что во всех возрастных группах можно запланировать и успешно провести от 16 до 20 дидактических игр в месяц. Конечно, дидактические игры не обязательно планировать и проводить на всех занятиях, а только там, где это необходимо и когда позволяет время.

Особенно большое место надо выделить дидактическим играм в IV квартале учебного года. В это время идет повторение пройденного материала, меньше проводится занятий. Поэтому при планировании игр учитываю именно то, что в течение года дети слабее усвоили из программного материала, и сезонность. При проведении дидактических игр обращаю особое внимание на тех детей, которые долго не ходили в детский сад.

Роль дидактической игры на занятиях по математике в ДОУ

Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников я использую и направляю в решении определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая передо мной, как воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них учеба, игра для них труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников способ познания окружающего мира.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

        Сейчас я расскажу о том, какие игры я использую для формирования математических представлений у детей. Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка», «Три медведя» и т.д.). Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке. Последнее время детям очень нравится дидактический материал под названием «Геометрик». Дети с большим удовольствием составляют различные цифры, фигуры с помощью резинок и гвоздиков. Здесь же закрепляют знания цифр и цветов. При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов» (Например, я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг; квадрат – картина. И наоборот: я называю предмет, а дети называют форму). Детям также нравится игра, «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит, почему лишняя. (Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная). Также использую такие игры: «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя знание геометрических фигур, использую игру: «Геометрическое лото». Для развития зрительного внимания играем в игру: «Сосчитай сколько треугольников, кругов».

        Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала даю простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложняю: предлагаю составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).        

        По разделу «Количество и счет» также использую дидактические игры. Например: «Чет-нечет», «Назови число на единицу больше (меньше)». Интересно проходят игры «Сколько нас без одного» (обратный счет), «Какое число я задумала».

При изучении чисел второго десятка использовала игры: «Кто знает, пусть дальше считает»,  « Какие числа пропущены», «Назови соседей». В подготовительной группе познакомила детей со знаками +, -,=. Сейчас наши дети решают примеры на сложение и вычитание. Чтобы детям было интересней выполнять задание, я решила превратить сухое решение примеров в развивающую игру «Оживи картинку» («Собери грибы»). Даю детям картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету. Это задание дети очень любят и выполняют с особым удовольствием. При формировании циклических представлений я предлагаю такие игры, как «Что сначала, что потом», «Раскрась, продолжая закономерность», «Какая фигура будет последней». Очень часто на своих занятиях я использую задачи - шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя то, или иное арифметическое действие. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющие знания. Такие задачи - шутки использую в проведении математических досугов. Например: «Сколько орехов в пустом стакане?», «Сколько лап у двух медвежат?».

С детьми дошкольного возраста согласно программе «Веракса» в утреннее и вечернее время в группе провожу дидактические игры. Эти игры помогают развитию познавательных способностей у детей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, совершенствованию математических представлений. В группе оформлен уголок математики. При его организации я ставила перед собой следующие задачи:

  1. Целенаправленное формирование у детей 4-5 лет интереса к элементарной математической деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
  2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми; стремления достичь того, чтобы занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы - стал средством не только организации полезного досуга, но и становления творчества, совершенствования своего профессионального мастерства.

 В нем находятся игры, пособия и материалы по математике. Детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой группой.

Считаю важным развивать у детей мелкую моторику, логику. Для этого составила картотеку игр с математическим содержанием, физкультминуток, занимательных задач и упражнений.).

В процессе обучения  и воспитания  детей  систематически  провожу   диагностику уровня усвоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ. Уровень развития детей математическому развитию имеет положительную динамику

Заключение

        В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным. Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Литература

1. Бантикова С. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66.

2. Бурцева И.В. Дидактические игры для детей среднего возраста.//Дошкольная педагогика -2013 -№ 3-с.63.

3. Волина В.В. Праздник числа. – М.: АСТ Пресс, 1996г

4. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под редакцией А.А. Столяра - М:Просвещение, 1991 -80 с.

5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Конюхова и др./Под редакцией С.Л. Новоселовой - М.: Просвещение, 1985 - 144с.

6. Прокофьева А.Г. 100 развивающих игр для детей. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги» 2008г.

7. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры, с математическим содержанием. Москва "Просвещение" 1987г.

8. Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду.-М.,1982г.

9. Стасова Л.П. Развивающие математические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, 2008г.

Бурцева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...