"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр"
материал на тему

Поклонова Елена Александровна

обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_poklonovoy_e.a.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-Детский сад № 7» города Бийска

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством

математических игр»

Автор: Поклонова Елена Александровна

воспитатель

г. Бийск, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Обоснование актуальности…………………………………………………………….…….3

2. Условия возникновения и становления опыта…………………………………….…….….3

3. Теоретическая основа опыта…………………………………………………..…..............…3

4. Технология опыта………………………………………………………………………….…4

4.1. Цель………………………………………………………………………………………….4

4.2. Задачи………………………………………………………………………………………..4

4.3. Принципы работы……………………………………………………………………..……5

4.4. Формы работы………………………………………………………………………………5

4.5. Методы и приемы…………………………………………………………………………..5

5. Результативность………………………………………………………..……………………6

6. Трудоемкость опыта………………………………………………………………………….7

7. Адресная направленность……………………………………………………………………7

Литература   ……………………………………………………………………………………..7          

1. Обоснование актуальности

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического.

А.М. Леушина [4, с 14], считает, что формирование у дошкольников математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Основная цель - повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать, развитие интеллектуальных возможностей детей, создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников, использование математических игр развивающего характера и подготовка к успешному обучению в школе.

2. Условия возникновения и становления опыта

Опыт формировался в МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 7» г. Бийска. Были задействованы дети пяти-семи лет и их родители. Опыт осуществлялся в течение двух лет.

3 Теоретическая основа опыта

Теоретической базой опыта является рассмотрение основных закономерностей развития мышления у детей дошкольного возраста и раскрытие содержания понятия математические игры.

Самым благоприятным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективного развития и дает возможность ребенку достичь больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образцов и легкость манипулирование ими. Развитие мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

П.П. Блонский подчеркивал: «Мышление - та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей»

Положение Л.С. Выгодского о том, что обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребёнок усваивает новые знания не пассивно, а активно в процессе практической деятельности; о том, что при обучении, направленном на развитие мыслительной деятельности, ребёнок становится способным самостоятельно добывать и систематизировать знания, т.е. саморазвиваться.

Положение П. Гальперина о том, что обучение должно строиться в соответствии с закономерностями поэтапного формирования умственных действий. Когда происходит постепенный переход действия из практического (внешнего) плана в умственный (внутренний) план.

Положение Ж. Пиаже, П. Гальперина, Л. Венгера о том, что под развитием логического мышления в дошкольном возрасте рассматривается развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, сериации, абстрагированию.

Положение Д. Эльконина, О. Дьяченко о ведущей роли игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.

4. Технология опыта

4.1 Цель: Создание благоприятных условий для формирования и развития логического мышления у старших дошкольников посредством математических игр.

4.2. Задачи:

1. Теоретически обосновать эффективность совместной и самостоятельной деятельности детей по развитию логического мышления у старших дошкольников через математические игры.

2. Изучить современный опыт работы педагогов и педагогические технологии по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления.

3. Разработать картотеку логических игр, необходимых для целенаправленной работы по развитию логического мышления у старших дошкольников.

4. Определить критерии оценки уровня развития логического мышления у детей в процессе математической игры.

Развитие у детей логического мышления посредством математических игр будет успешным при создании следующих условий:

1. Наличие перспективного плана работы по организации математических игр.

2. Создание картотеки математических игр.

3. Проведение мониторинга уровня развития логического мышления.

4. Систематическая и целенаправленная работа с родителями, позволяющая их вовлечь в воспитательно-образовательный процесс, направленная повышение родительской компетентности в вопросах интеллектуального развития детей.

4.3. Принципы работы

1. Принцип научности – предполагает подкрепление всех проводимых мероприятий научно-обоснованными и практически - апробированными методиками.

2. Принцип индивидуальности – учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

3. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми по развитию логического мышления через логические игры.

4. Принцип комплексности и интегрированности – взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

5. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.

6. Принцип результативности в получении положительных результатов работы.

7. Принцип партнёрства – во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса.

8. Принцип целевой направленности – предполагает ориентацию деятельности на результат.

4.4. Формы работы

С детьми:

1. Словесные: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение.

2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца.

3. Практические: игровые действия, выполнение воспитателем игровых действий, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

С родителями:

- анкетирование;

- родительские собрания;

- консультации;

- развлечения;

- беседы;

- мастер-класс;

- папки-передвижки;

- презентация проектов.

С педагогами:

- беседы;

- круглый стол;

- семинары-практикумы;

- мастер-класс.

4.5. Методы и приёмы

Игровые методы:

- вхождение в воображаемую ситуацию;

- выполнение практических действий по получению необходимой информации.

- ситуации.

Диалогические методы:

- беседа;

- формулировка выводов;

- проблемные вопросы.

Методы обучения:

- показ способа действия

- проблемная ситуация;

- упражнения.

5. Результативность

С целью проведения мониторинга были использованы следующие методики:

- методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала);

- тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.

        

Сводная таблица оценки уровня развития логического мышления детей № 1

Итоговая диагностика 2016-2017 уч.год

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Умение сравнивать

14%

65%

21%

Умение классифицировать

12%

73%

15%

Умение обобщать

10%

67%

23%

Ориентировка в пространстве

19%

52%

29%

Память

20%

47%

33%

Умение самостоятельно рассуждать

14%

54%

32%

Умение работать в микрогруппе

15%

45%

40%

Сводная таблица оценки уровня развития логического мышления детей № 2

Итоговая диагностика за 2017-2018 уч. год.

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Умение сравнивать

36%

51%

13%

Умение классифицировать

33%

56%

11%

Умение обобщать

48%

43%

9%

Ориентировка в пространстве

30%

61%

9%

Память

52%

43%

5%

Умение самостоятельно рассуждать

44%

51%

5%

Умение работать в микрогруппе

38%

53%

9%

В результате:

•        Все дети умеют сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.

•        Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

•        Высказывают свои суждения, умеют обосновать доказательства.

•         Активизировался словарный запас.

Опыт показывает, что математические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний.

Таким образом, происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие дошкольников.

6. Трудоемкость опыта

Согласно требованиям ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Трудоемкость формирования опыта заключается:

- в создании системы использования занимательных дидактических игр, заданий, упражнений, шахматных игр, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения, самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий в процессе разнообразных видов деятельности;

- в разработке планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию внимания, памяти, восприятию детей дошкольного возраста путём комбинации развивающих игр в рамках комплексно-игрового метода;

- в подборе пособий, литературы;

- в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).

7. Адресная направленность

Опыт по данной теме может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в работе по формированию логического мышления у старших дошкольников посредством математических игр.

Литература

1. Белошистая А. В. О диагностике математического развития детей [Текст] / А. В. Белошистая //Дошкольное воспитание. – 2011. - №3.

2.  Бондареко А.К. Дидактические игры в детском саду.  -  Изд.  Просв.: 1991

3. Ерофеева Т.И. Математика до школы: пособие для воспитателей дет. сада: в 2 кн. - М.: Школ. пресса, 2005. Кн.  1. - 64 с.

4. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей  дошкольного  возраста.  -  М.:  Просвещение, 1974.

5.        Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. -  М.: ТЦ «Учитель», 2007.

6.        Грачева, З.А. Значение математической игры «Танграм» для умственного развития дошкольников [Текст] / З.А. Грачева // Дошкольное воспитание. 2005 - №1 – с. 18-22.

7.        Кузнецова, Г. Веселые математические истории для дошкольников [Текст] / Г. Кузнецова //Дошкольное воспитание. – 2012.- № 12.

8.        Перелетова, И. «Путешествие на машине времени». Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы [Текст] / И. Перелетова //Дошкольное воспитание. – 2012.- № 3.

9.        Крылова Н.М. Влияние логических задач на умственное и речевое развитие детей [Текст] / Н.М. Крылова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009. С. 403-405.

10.        Ткаченко Т.А. Логические задачи для развития речи [Текст]: учебник / Т.А. Ткаченко. – Москва: «Книголюб», 2014.-55с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....

ПРОЕКТ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»

Актуальность  проблемы  развития  логического  мышления: на  современном  этапе  дошкольного  образования  особое  внимание  уделяется  обес...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

        Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка....

Творческий отчет «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр и игровых упражнений».

Актуальность   данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста....

Выступление на базе ВЦПН: мастер – класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»...