Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»
материал

Гармаева Туяна Дашиевна

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_logika.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»

 

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности».

Задачи мастер-класса:

- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

-Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

- Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Раздаточный материал: д/ и: «Колумбово яйцо», схемы, брошюры и анкеты для педагогов.

План проведения мастер-класса.

1. Вступительное слово

- актуальность темы.

2. Ознакомление участников мастер-класса с основными развивающими игровыми технологиями по формированию элементарных математических представлений:

- влияние логико-математических игр на формирование элементарных математических представлений;

- создание педагогических условий;

- решение образовательных задач.

3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию логико-математических игр для развития логического мышления у дошкольников.

4. Рефлексия:

- вопросы участников мастер-класса;

- заполнение анкет участниками мастер-класса;

- Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»

Актуальность

Около 90% информации от окружающего мира человек воспринимает с помощью глаз. По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств. Во время непосредственной образовательной деятельности дети часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, при этом используя в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются на микро и макро плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают. Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и при этом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.

Цель:

Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений. Поэтому цель моей работы способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитии умственных способностей через математические игры.

Задачи:

1. Создать условия для развития познавательных способностей и логического мышления;

2. Развить и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

3. Развить у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение.

4. Воспитать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам

Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:

- создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены развивающие игры, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);

- составлена картотека математических игр;

- оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому при подборе и проведении математических игр ставлю перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению математических связей.

Условия:

При подборе и проведении математических игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

При проведении математических игр я использую следующие методы и приёмы:

 Игровые методы:

- вхождение в воображаемую ситуацию;

- выполнение практических действий для получения необходимой информации.

- ситуации.

Диалогические методы:

- беседа;

- формулировка выводов;

- проблемные вопросы,

Методы обучения:

- показ способа действия;

- проблемная ситуация;

- упражнения.

Технологии:

В своей работе использую технологии А. Никитина, В. Воскобовича,, З. Дьенеша, игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей - это танграм, «Головоломка Пифагора» «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на играх головоломках из геометрических фигур.

Среди них есть головоломки которым более 4 000 лет, а есть, которые придуманы сравнительно недавно, но уже стали популярными среди детей и взрослых

Склонность к геометрическим загадкам имели люди самых разных эпох и национальностей. Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, ромб, круг, прямоугольник) на множество частей таким образом, чтобы собрать её вновь оказалось как можно труднее, задача сложная и увлекательная.

Такие головоломки или геометрические конструкторы являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей, способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, развивают у ребенка пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности.

Суть игр - головоломок заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Все игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

Сегодня я познакомлю вас с головоломкой «Колумбово яйцо» - головоломка с забавным происхождением. Когда-то известный мореплаватель Колумб задал задачу одному вельможе, считавшему, что открыть Америку не стоило никакого труда. Он предложил ему вертикально поставить на стол яйцо. Тот долго пробовал, но ничего не вышло. Тогда Колумб ударил концом яйца по столу. Скорлупа смялась, и яйцо осталось стоять вертикально. Так появилось выражение «Колумбово яйцо», что означает простое решение сложной задачи или неожиданно простой выход из затруднительного положения.

Это название очень подходит к предлагаемой головоломке. В ней также приходится долго ломать голову над тем, как собрать из «кусочков яйца» картинку, а полученное в результате изображение обычно бывает очень простым.

Опыт работы показал что использование игры «Колумбово яйцо» на занятиях и в повседневной жизни способствует развитию у детей логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

О п и с а н и е  и  и з г о т о в л е н и е:

Такую игру можно купить готовую, но ее несложно сделать и самостоятельно.

Овал размером 15х12 см разрезают, как показано на схеме. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, 2 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.

Для изготовления игры используют картон или пластик, одинаково окрашенный с обоих сторон. Если картон, то обклеенный цветной бумагой.

Игра интересна и детям, и взрослым.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические форм

Суть задания состоит в том, чтобы из деталей конструктора «Колумбово яйцо» сложить фигурки. Это могут быть люди, животные или птицы, транспорт и мебель, цветы, буквы и цифры.

Лучше всего из деталей головоломки «Колумбово яйцо» получается составлять силуэты птиц (особенно пеликана и лебедя. В процессе выполнения заданий приходит желание придумать собственные схемы. Помимо прочего в такой игре он учится соотносить геометрические фигуры, находить взаимосвязи между ними (например, ромб можно составить из двух треугольников, а большой треугольник из двух маленьких).

П р а в и л а:

В игре существует только два правила, которые нельзя нарушать:

- первое — нужно использовать все детали;

- второе — части не должны пересекаться, их следует прикладывать друг к другу.

В ходе приобщения к игре необходимо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая возраст и индивидуальные возможности ребенка.

Для начала ребенка следует познакомить с игрой, рассмотреть ее.

На первом этапе освоения игры проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.

Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу, находить сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате можно заметить, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей игры с предметами развивают у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.

Пусть дети подумают, что можно составить из набора фигур к игре “Колумбово яйцо”? Кто-то изобразит птицу в полете, пингвина, человека, кто-то увидит рыцаря, коня, балерину, воина, лошадку и т. д

Второй этап освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам

содержание работы на втором этапе развертывания игр: это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей.

Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу

А можно дать подсказку: мысленно представить составляемую фигуру, расчленяя ее форму и строение на части, а затем воссоздавать на столе.

Третий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных. Это доступно детям 6-7 лет при условии обучения.

За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу. На этом этапе ребенок самостоятельно придумывает фигуры для составления, что очень хорошо развивает воображение

Складывать фигурки желательно на белом листе бумаги. Потом их можно обвести и подрисовать уточняющие детали и фон. Это поможет развить воображение и разнообразить игру.

Фигуры-силуэты, придуманные детьми, можно зарисовать в альбом или сфотографировать. А за самые выразительные фигуры, я думаю, вы согласитесь со мной, ребенок заслуженно может рассчитывать на поощрение.

Игры могут непосредственно включаться в занятие. Или проходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Игровые упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Для того, чтобы научить детей самостоятельно анализировать задачи, искать пути решения, педагог использует различные методические приемы: игровые ситуации, словесные отчеты детей, напоминания, пояснения. В процессе выполнения заданий в младшем и среднем возрасте вводится игровая мотивация, в старшем возрасте - соревновательный элемент и тот, кто быстрее других выкладывал картинку, получал награду-фишку.

Так же можно проводить математические досуги, викторины, где дети играли до 20-40 минут.

Поддерживать интерес к игре помогают загадки, стихотворения, сказки,

Для обогащения тематики игры возникла необходимость разнообразия данного материала, его я находила в журналах «Начальная школа», «Дошкольное воспитание», в книгах З. А. Михайловой, Т. И. Тарабариной, Н. В. Елкиной. и др.

Задания для занятий с детьми

Задание 1 «Колобок»

Для того, чтобы заинтересовать Ребенка игрой, можно начать со сказки "Колобок". Рассказать ее Ребенку и попробовать "испечь" Колобок, соединив детали в круг.

Задание 2 «Любимые герои»

Игра может заинтересовать Ребенка сразу же, и он уже самостоятельно сможет выкладывать различные фигурки (из предлагаемых) и изобретать свои. Может быть и наоборот, тогда Ребенку потребуется Ваша помощь. Внимательно посмотрите на схемы-задания, найдите сказочных героев, предмет, расскажите или прочтите сказку об одном из них. Допустим, это Заяц. Расскажите или прочтите русскую сказку «Заяц- хваста». Пусть Ребенок проиллюстрирует ее. Выложит Зайца (по образцу) и САМ придумает образ Волка и выложит его из фигурок. Это поможет в развитии творческого воображения Вашего Малыша. Итак, чтобы поддержать интерес Ребенка к этой игре, можно читая самые разные сказки, стихотворения, слушая музыку, "иллюстрировать" их с помощью заданий-рисунков.

Задание 3 «Пары»

С помощью этой игры Ребенка можно познакомить не только с геометрическими фигурами (прямоугольными треугольниками, но и с понятием «пара». Пусть Ребенок САМ сделает открытие: найдет фигурки-близнецы. Если Ребенку трудно это сделать, попробуйте вновь обратиться к Сказке (пара ведер в сказке «По щучьему велению», пара рукавиц в «Морозко», сапоги-скороходы в сказке «Приключения Барона Мюнхгаузена»). Пусть Ребенок среди прочих найдет две фигурки, которые напоминают ему сапоги (ведра, варежки и др.). Или, рассказывая сказку о Золушке, найдите второй хрустальный башмачок.

Задание 4 «Симметрия»

Понятие «симметрия» тоже можно дать Ребенку с помощью этой игры. Заметьте, что в некоторых заданиях фигурки расположены симметрично относительно друг друга. Они состоят из двух одинаковых половинок. Если одну половинку фигуры наложить на другую, то части совпадут. Пусть Ребенок попробует САМ придумать симметричные фигуры, образы и выложить их. Все новое, необычное, что создаст Ваш Ребенок, желательно зарисовывать в отдельную тетрадь, помечая дату создания образа.

Задание 5 «Орнаменты»

С помощью этой игры можно готовить руку к письму, учиться чертить, развивать воображение и фантазию. Пусть Ребенок, обводя фигурки простым карандашом, постарается создать необычные узоры, сказочных героев, мозаики и орнаменты. Это занятие поможет стать Ребенку более усидчивым, самостоятельным, аккуратным.

Задание 6 «Аппликация» Дети любят вырезать из цветной бумаги. Игра «Колумбово яйцо»  поможет сделать Ребенку интересные аппликации. Фигурки из игры Ребенок накладывает на бумагу, обводит, затем вырезает и приклеивает на картон. Когда аппликация готова, Ребенок может дать ей название и повесить в своем детском уголке.

Задание 7 «Логические цепочки» С помощью этой игры можно выкладывать логические цепочки. Например: Пусть Ребенок внимательно посмотрит на то, как расположены фигурки и продолжит логическую цепочку, используя оставшиеся фигурки. Задания к логическим цепочкам можно изменять.

Задание 8 «Что исчезло?» С помощью этой игры можно развивать зрительную память. Играть нужно в парах. Ребенок несколько секунд смотрит на произвольно расположенные фигурки, запоминает их, затем отворачивается. Взрослый убирает 1-2 фигурки, Ребенок должен догадаться, какие фигурки исчезли. Затем можно поменяться ролями. Количество убранных фигурок можно постепенно увеличивать.

Задание 9 «Картины» Если в Вашей игротеке есть несколько головоломок серии, то Ребенок с их помощью может создавать самые разные композиции, сюжеты, картины. Это игровое занятие способствует усидчивости, самостоятельности, аккуратности, развитию фантазии и речи.

Заключение:

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"

Мастер-класс "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"...

Конспект совместного мероприятия с воспитателями ДОУ. Мастер – класс. Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Конспект совместного мероприятия с воспитателями  ДОУ.Мастер – класс.Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Мастер – класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико - математических игр»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умс...

Творческий отчет «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр и игровых упражнений».

Актуальность   данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста....

Выступление на базе ВЦПН: мастер – класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...