" Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредстом математических игр
консультация по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Как вы сами знаете в нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. В подготовительной к школе группе обучение детей решению задач на смекалку способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков.
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого------ Считается, что главное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, писать и считать, ну, еще познакомить ребенка с цифрами, складывать и вычитать. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Однако запас заученных знаний кончается очень быстро, через месяц-два. Несформированность собственного умения продуктивно мыслить, то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании, очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры .Отсюда очевидно, что содержание обучения дошкольников математике должно быть направлено на развитие мыслительной деятельности — сравнения, умозаключения, рассуждения, обобщения, анализ, то есть — решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.
Так часто это бывает: ребенок успешно читает, пишет и считает, но почему-то плохо успевает в школе. В чем же причина? Оказывается, в том, что у него не вполне развито, логическое мышление. Это сравнительно просто: механически читать, писать и считать. Намного сложнее — анализировать ситуации, делать на их основе свои выводы, сопоставлять, делать собственные умозаключения. Вот почему логические игры так полезны : они дают пишу для размышлений, учат думать, делать выводы на основе полученной информации. Думать, творить, получать удовольствие от новых знаний — вот что требуется ребенку для того, чтобы он был не просто «бегло читающим» или «математически натасканным».
В процессе работы над проектом перед нами встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у них элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить их самостоятельно мыслить, а так же доставить радость от процесса познания. мы считаем, что использование логико-математических игр приводит к развитию творческих и интеллектуальных способностей, воображения, логического мышления. Это и есть цель нашей работы.
При подборе и проведении логико-математических игр учитывали следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
Использую следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой информации.
• ситуации.
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы,
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Работу по развитию логического мышления через формирование элементарных математических представлений начинали с младшей группе. Научив детей накладывать один предмет на другой, можно переходить к более сложному приему – прикладыванию.
Сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам.
Сначала ребенок учиться сравнивать предметы по внешним признакам: по форме, цвету, длине, ширине, величине. Затем он начинает сравнивать предметы, отделяя существенные признаки от не существенных.
На первых этапах игры, мы с детьми учились просто сравнивать предметы и геометрические формы. соединяли линиями геометрические фигуры и похожие на них предметы. Затем мы использовали «Волшебный мешочек», из которого мы доставали различные предметы и игрушки. А детям раздавали геометрические фигуры, которые им необходимо было поднимать при сравнении с предметом. Обязательным условием игры - назвать геометрическую фигуру, на которую похож предмет.
Работая в группе младшего возраста, можно с детьми проиграть самые простые игры.
1. Найди все фигуры ,какая эта по цвету (по размеру, форме).( показ дидактических игр)
2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)
3 Игры «Сложи узор»
Игры основаны на построение, моделировании творческого процесса, создании
микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны
интеллекта ребенка.
В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся
ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, память,
мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.
Игры
Цель:
Развивать у детей представление о числе;
Научить их измерению с помощью мерки;
Развивать комбинаторные способности;
Познакомить с ориентированием;
4 «Найди половинку каждому предмету»
Цель: Расширять представление ребёнка об окружающем мире, учить детей складывать из частей целое. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, связную речь, коммуникативные навыки. Воспитывать самостоятельность, интерес к играм.
5 « Чья тень»
Цель: Учить зрительно анализировать ситуацию.Задачи: Развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление, память, набюдательность
6 Собери фигуру из палочек.
Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.
Логические задачи для старшего возраста
Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения
Развитие логического мышления через загадки и задачи.
В воспитании и обучении большое значение уделяется занимательным играм и задачам. Они интересны для детей, захватывают их, а чтобы найти верный ответ, надо подумать.
Логические задачи - это упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями. Такие задачи учат детей связывать причину и последствия, учат угадывать результат.
Предлагаю вам несколько интересных логических задач-шуток, которые подходят для детей старшего дошкольного возраста:
- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5)
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе. (4)
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг)
- На столе стояло 3 стакана. Ваня подошел и выпил из одного. Сколько стаканов осталось? (3)
- Шел человек в лес, а навстречу ему 2 знакомых. Сколько человек пошло в лес? (1, другие пошли в противоположную сторону)
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?(круг, овал)
- Шесть весёлых медвежат за малиной в лес спешат,
Но один малыш устал, от товарищей отстал.
А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (5)
- Я, Серёжа, Коля, Ваня - Волейбольная команда. Женя с Игорем пока
Запасных два игрока. А когда подучатся сколько нас получится? (6)
У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.
Что же такое логическое мышление?
Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Зачем нужна логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Задачи развития логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.
Задача педагога – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
Что же такое логические операции? Это – сравнение, синтез, анализ, классификация – применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить себя и других людей в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Характеристика логических операций:
Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.
Таким образом, использование логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
Сегодня я хочу предложить вам логические задачи-шутки. Многие они нам знакомы с детства. Давайте попробуем ответить на эти задачи-загадки. Они больше подходят для детей старшего дошкольного возраста. Ведь они уже хорошо умеют рассуждать и думать.
Предлагаю вам несколько интересных вопросов:
- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)
- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)
- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе(4).
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
- Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)
Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.
А сейчас я хочу поделиться с вами некоторыми играми
« Числа – соседи»( на закрепление навыков прямого и обратного счёта
Цель: Закрепить знания детей о последовательности цифрового ряда. Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.эта игра доступна в 4 разных вариантах. В самом простом варианте ребёнка требуется продолжить ряд( положить в пустое окошко карточку с нужной цифрой или написать) .разновидности числовых последовательностей в этой игре таковы-???
« Логические таблицы: : это развивающие задания для детей, выполняя которые ребёнок учится ориентироваться в таблице и развивает мышление , внимание и восприятие.
Цель :развивать логическое мышление.
Задачи: улучшать зрительное восприятие, развивать наблюдательность, развивать умение ориентироваться на плоскости, воспитывать усидчивость, стремление к достижению результата
« Смешарики учат цифры»
Цель: развивать фантазии, воображение, тренировать память и зрительное восприятие, формировать пространственное мышление, способствовать быстрому запоминанию чисел. Развивать логическое мышление, учить сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывды
Головоломка Красноухова или складушки
Состоит: 9 одинаковых квадратов, уголки которых окрашены по-разному.
Развивает: логическое и пространственное мышление, внимание, зрительную память.
Учит: аккуратности и точности, умению анализировать и синтезировать.
Способствует: усидчивости и самостоятельности.
Знакомство с игрой можно начинать в 2 - 2,5 года.
Для маленького ребенка можно сделать головоломку Красноухова в двух экземплярах. Одну часть разрезать на квадратики, другой экземпляр оставить не разрезанным. Малыш будет накладывать квадратики на готовое поле или собирать рядом на столе, подглядывая на готовый образец.
Игры знакомят
• с формой, цветом, размером и толщиной объектов;
• развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Игры-головоломки (геометрические конструкторы)
Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу
Сложи квадрат.
Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.
Собери фигуру из палочек.
Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.
«Найди свой гараж»
Цель: Знакомить детей с цифрами, учить составлять примеры. Развивать внимание и логическое мышление
Игра : «Гаражи »Цель игры: закреплять представления детей о составе чисел первого десятка, закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание.
Задачи игры:развивать представления детей о составе числа; o закреплять умение соотносить число с цифрой; упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять Побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших; Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание;Развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения;Воспитывать интерес к играм математического содержания.
Правила игры:
«Подбери машинки в гараж» . Воспитатель раздает гаражи детям и предлагает поставить в гараж
машины так, чтобы получилось число из двух меньших.
«Реши примеры». Ребёнку предлагается решить арифметические примеры (на большой машинке) и найти ответ (цифра на гараже). Поместить большую машинку в гараж с соответствующей цифрой
« Лабиринт»
Цель: Поставить ребёнка перед выбором правильного пути. .Нацелить на выход из сложной ситуации
Картинки из фигур
Цель: Цель: развивать у детей умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.
« Цепочки»
Цель: Цели и задачи: игра развивает логическое мышление внимание и память ребенка. Выстраивая логические цепочки ребенок учится мыслить самостоятельно, проявляет инициативу, таким способом развивает умственную активность.
Ход игры: попросите малыша посмотреть на логическую цепочку и определить что может быть следующем в ряду. Попросите малыша выбрать из карточек с картинками ту, которая на его взгляд должна быть следующей.
Если ребенок выполнил задание переходите к следующим оставшимся 2 игровым рядам с логическими цепочками
« Посчитай ка»
Цель: Дидактическая задача. Формирование математических представлений, закрепление счета и знание цифр в пределах 10 в игровой форме. Способствовать развитию речи.
Игровые правила. Рассмотреть карточки. Рассказать, что изображено, перечислить предметы, котрые надо посчитать и записать цифру, обозначающую количество предметов в кружочке под картинкой.
Игровые действия. Внимательное рассматривание карточек и словесное описание их; счет предметов и обозначение числа цифрой.
Ход игры. Играют до 10 человек. Карточки разложены перед детьми. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и по очереди рассказать, что на них изображено, выделяя предметы, которые нужно посчитать. Затем дети самостоятельно считают и записывают количество предметов под картинками. По окончании, так же по очереди, дети проговаривают результаты подсчетов.
« Какой фигуры не хватает»
Цель: Цель: проанализировав ряды фигур по горизонтали, выбрать недостающую в третьем ряду фигуру; вызывать у детей интерес к решению задач данного типа; развитие логического мышления, смекалки, сообразительности. Учить детей в доказательстве решения.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка
Следует поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры для развития логического мышления детей | 35.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Как вы сами знаете в нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. В подготовительной к школе группе обучение детей решению задач на смекалку способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков.
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого------ Считается, что главное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, писать и считать, ну, еще познакомить ребенка с цифрами, складывать и вычитать. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Однако запас заученных знаний кончается очень быстро, через месяц-два. Несформированность собственного умения продуктивно мыслить, то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании, очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры .Отсюда очевидно, что содержание обучения дошкольников математике должно быть направлено на развитие мыслительной деятельности — сравнения, умозаключения, рассуждения, обобщения, анализ, то есть — решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.
Так часто это бывает: ребенок успешно читает, пишет и считает, но почему-то плохо успевает в школе. В чем же причина? Оказывается, в том, что у него не вполне развито, логическое мышление. Это сравнительно просто: механически читать, писать и считать. Намного сложнее — анализировать ситуации, делать на их основе свои выводы, сопоставлять, делать собственные умозаключения. Вот почему логические игры так полезны : они дают пишу для размышлений, учат думать, делать выводы на основе полученной информации. Думать, творить, получать удовольствие от новых знаний — вот что требуется ребенку для того, чтобы он был не просто «бегло читающим» или «математически натасканным».
В процессе работы над проектом перед нами встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у них элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить их самостоятельно мыслить, а так же доставить радость от процесса познания. мы считаем, что использование логико-математических игр приводит к развитию творческих и интеллектуальных способностей, воображения, логического мышления. Это и есть цель нашей работы.
При подборе и проведении логико-математических игр учитывали следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
Использую следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой информации.
• ситуации.
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы,
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Работу по развитию логического мышления через формирование элементарных математических представлений начинали с младшей группе. Научив детей накладывать один предмет на другой, можно переходить к более сложному приему – прикладыванию.
Сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам.
Сначала ребенок учиться сравнивать предметы по внешним признакам: по форме, цвету, длине, ширине, величине. Затем он начинает сравнивать предметы, отделяя существенные признаки от не существенных.
На первых этапах игры, мы с детьми учились просто сравнивать предметы и геометрические формы. соединяли линиями геометрические фигуры и похожие на них предметы. Затем мы использовали «Волшебный мешочек», из которого мы доставали различные предметы и игрушки. А детям раздавали геометрические фигуры, которые им необходимо было поднимать при сравнении с предметом. Обязательным условием игры - назвать геометрическую фигуру, на которую похож предмет.
Работая в группе младшего возраста, можно с детьми проиграть самые простые игры.
1. Найди все фигуры ,какая эта по цвету (по размеру, форме).( показ дидактических игр)
2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)
3 Игры «Сложи узор»
Игры основаны на построение, моделировании творческого процесса, создании
микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны
интеллекта ребенка.
В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся
ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, память,
мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.
Игры
Цель:
Развивать у детей представление о числе;
Научить их измерению с помощью мерки;
Развивать комбинаторные способности;
Познакомить с ориентированием;
4 «Найди половинку каждому предмету»
Цель: Расширять представление ребёнка об окружающем мире, учить детей складывать из частей целое. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, связную речь, коммуникативные навыки. Воспитывать самостоятельность, интерес к играм.
5 « Чья тень»
Цель: Учить зрительно анализировать ситуацию.Задачи: Развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление, память, набюдательность
6 Собери фигуру из палочек.
Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.
Логические задачи для старшего возраста
Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения
Развитие логического мышления через загадки и задачи.
В воспитании и обучении большое значение уделяется занимательным играм и задачам. Они интересны для детей, захватывают их, а чтобы найти верный ответ, надо подумать.
Логические задачи - это упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями. Такие задачи учат детей связывать причину и последствия, учат угадывать результат.
Предлагаю вам несколько интересных логических задач-шуток, которые подходят для детей старшего дошкольного возраста:
- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5)
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе. (4)
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг)
- На столе стояло 3 стакана. Ваня подошел и выпил из одного. Сколько стаканов осталось? (3)
- Шел человек в лес, а навстречу ему 2 знакомых. Сколько человек пошло в лес? (1, другие пошли в противоположную сторону)
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?(круг, овал)
- Шесть весёлых медвежат за малиной в лес спешат,
Но один малыш устал, от товарищей отстал.
А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (5)
- Я, Серёжа, Коля, Ваня - Волейбольная команда. Женя с Игорем пока
Запасных два игрока. А когда подучатся сколько нас получится? (6)
У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.
Что же такое логическое мышление?
Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Зачем нужна логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Задачи развития логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.
Задача педагога – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
Что же такое логические операции? Это – сравнение, синтез, анализ, классификация – применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить себя и других людей в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Характеристика логических операций:
Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.
Таким образом, использование логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
Сегодня я хочу предложить вам логические задачи-шутки. Многие они нам знакомы с детства. Давайте попробуем ответить на эти задачи-загадки. Они больше подходят для детей старшего дошкольного возраста. Ведь они уже хорошо умеют рассуждать и думать.
Предлагаю вам несколько интересных вопросов:
- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)
- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)
- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе(4).
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
- Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)
Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.
А сейчас я хочу поделиться с вами некоторыми играми
« Числа – соседи»( на закрепление навыков прямого и обратного счёта
Цель: Закрепить знания детей о последовательности цифрового ряда. Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.эта игра доступна в 4 разных вариантах. В самом простом варианте ребёнка требуется продолжить ряд( положить в пустое окошко карточку с нужной цифрой или написать) .разновидности числовых последовательностей в этой игре таковы-???
« Логические таблицы: : это развивающие задания для детей, выполняя которые ребёнок учится ориентироваться в таблице и развивает мышление , внимание и восприятие.
Цель :развивать логическое мышление.
Задачи: улучшать зрительное восприятие, развивать наблюдательность, развивать умение ориентироваться на плоскости, воспитывать усидчивость, стремление к достижению результата
« Смешарики учат цифры»
Цель: развивать фантазии, воображение, тренировать память и зрительное восприятие, формировать пространственное мышление, способствовать быстрому запоминанию чисел. Развивать логическое мышление, учить сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывды
Головоломка Красноухова или складушки
Состоит: 9 одинаковых квадратов, уголки которых окрашены по-разному.
Развивает: логическое и пространственное мышление, внимание, зрительную память.
Учит: аккуратности и точности, умению анализировать и синтезировать.
Способствует: усидчивости и самостоятельности.
Знакомство с игрой можно начинать в 2 - 2,5 года.
Для маленького ребенка можно сделать головоломку Красноухова в двух экземплярах. Одну часть разрезать на квадратики, другой экземпляр оставить не разрезанным. Малыш будет накладывать квадратики на готовое поле или собирать рядом на столе, подглядывая на готовый образец.
Игры знакомят
• с формой, цветом, размером и толщиной объектов;
• развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Игры-головоломки (геометрические конструкторы)
Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу
Сложи квадрат.
Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.
Собери фигуру из палочек.
Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.
«Найди свой гараж»
Цель: Знакомить детей с цифрами, учить составлять примеры. Развивать внимание и логическое мышление
Игра : «Гаражи »Цель игры: закреплять представления детей о составе чисел первого десятка, закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание.
Задачи игры:развивать представления детей о составе числа; o закреплять умение соотносить число с цифрой; упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять Побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших; Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание;Развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения;Воспитывать интерес к играм математического содержания.
Правила игры:
«Подбери машинки в гараж» . Воспитатель раздает гаражи детям и предлагает поставить в гараж
машины так, чтобы получилось число из двух меньших.
«Реши примеры». Ребёнку предлагается решить арифметические примеры (на большой машинке) и найти ответ (цифра на гараже). Поместить большую машинку в гараж с соответствующей цифрой
« Лабиринт»
Цель: Поставить ребёнка перед выбором правильного пути. .Нацелить на выход из сложной ситуации
Картинки из фигур
Цель: Цель: развивать у детей умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.
« Цепочки»
Цель: Цели и задачи: игра развивает логическое мышление внимание и память ребенка. Выстраивая логические цепочки ребенок учится мыслить самостоятельно, проявляет инициативу, таким способом развивает умственную активность.
Ход игры: попросите малыша посмотреть на логическую цепочку и определить что может быть следующем в ряду. Попросите малыша выбрать из карточек с картинками ту, которая на его взгляд должна быть следующей.
Если ребенок выполнил задание переходите к следующим оставшимся 2 игровым рядам с логическими цепочками
« Посчитай ка»
Цель: Дидактическая задача. Формирование математических представлений, закрепление счета и знание цифр в пределах 10 в игровой форме. Способствовать развитию речи.
Игровые правила. Рассмотреть карточки. Рассказать, что изображено, перечислить предметы, котрые надо посчитать и записать цифру, обозначающую количество предметов в кружочке под картинкой.
Игровые действия. Внимательное рассматривание карточек и словесное описание их; счет предметов и обозначение числа цифрой.
Ход игры. Играют до 10 человек. Карточки разложены перед детьми. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и по очереди рассказать, что на них изображено, выделяя предметы, которые нужно посчитать. Затем дети самостоятельно считают и записывают количество предметов под картинками. По окончании, так же по очереди, дети проговаривают результаты подсчетов.
« Какой фигуры не хватает»
Цель: Цель: проанализировав ряды фигур по горизонтали, выбрать недостающую в третьем ряду фигуру; вызывать у детей интерес к решению задач данного типа; развитие логического мышления, смекалки, сообразительности. Учить детей в доказательстве решения.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка
Следует поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....
Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста с помощью логико-математических игр
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления посредством дидактических логико-математических игр имеет важное...
ПРОЕКТ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»
Актуальность проблемы развития логического мышления: на современном этапе дошкольного образования особое внимание уделяется обес...
"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр"
обобщение опыта работы...
Творческий отчет «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр и игровых упражнений».
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста....
Выступление на базе ВЦПН: мастер – класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»
Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...
Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»
Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр»...