Проект II младшей группы «Дом , в котором я живу!»
проект (младшая группа) на тему

Васильева Екатерина Викторовна

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект

II младшей группы

«Дом , в котором я живу!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа № 21имени В.С.Антонова» городского округа Самара

Россия 443061, г. Самара, ул. Силаева, 1

телефон 3301-770, 3301-624 факс 3301-770 bestschool@mail.ru

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект

II младшей группы

«Дом , в котором я живу!»

Авторы проекта :

Васильева Е.В.

САМАРА 2016-2017 ГОД.

Пояснительная записка

Дома .

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное-

Домой так и тянет меня.

(Агния Барто)

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом»-сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша , детский сад,  куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, отношение к семье, к самым близким его людям-матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сёстрам-всё это включается в представление ребёнка о родном доме,о своей «изначальной» родине.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Одной из самых популярных методов работы в дошкольном учреждении ,позволяющий в полном объёме решить задачи патриотического воспитания дошкольников является метод проектов.

Специфика образовательного проекта «Дом, в котором я живу!» заключается в ознакомление детей 2 младшей группы с глубоким смыслом понятия «Дом!».

Гипотеза: если дети в процессе познавательно –исследовательской деятельности углубят и систематизируют знания о семье, улице , доме, о своей «изначально» родине (отношение к семье, представление о доме, адрес дома) то будет достигнута поставленная цель проекта.

Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей у детей в процессе работы над проектом. Закрепление знаний детей о семье, доме.  Формирование дружеских  отношений.

Задачи:

*Воспитывать любовь детей к родному дому и отношение к нему как к ценности.

*Углублять знания детей о себе, членах семьи , их именах, о своём доме, домашнем адресе, улице.

*Способствовать развитию поисково-творческого потенциала детей и родителей.

*Способствовать формированию коммуникативных навыков детей через вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети 2 младшей  группы ,воспитатели группы, музыкальный руководитель  , родители.

Время реализации проекта: с ноября 2016года по май 2017год.

Ожидаемые результаты: Дети в процессе познавательно –исследовательской деятельности углубят и систематизируют знания о семье, улице , доме, о своей «изначальной» родине (отношение к семье, представление о доме, адрес дома).

Тематический план организации образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Дом, в котором я живу!»

Месяц

Виды деятельности и формы активности

Содержание деятельности

Мероприятия годового плана

Ноябрь

Игровая

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду».

Игровая:

1.Конкурс дидактической игры(в рамках районного и городского конкурса);

2.Конкурс на благоустройство участка.

Познавательная:

1.Оформление групповых и информационных стендов «Наши успехи»;

2. «Новый год-праздник семейный»-информационная выставка;

3.Занятие,посвященное Дню космонавтики.

Исследовательская:

1.Акция «Сирень победы».

Восприятие художественной литературы:

1.Чтение сказок Братьев Бондаренко.

Конструирование:

1.Акция «Покормим птиц»;

2.Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»;

3.Конкурс «Лучшее оформление к новому году»;

4.Акция «Подарок защитнику Отечества».

Изобразительная:

1.Выставка осенних, зимних, весенних творческих работ детей;

2.Конкурс «Мир глазами ребёнка».

Музыкальная:

1.День Земли;

2.Районный фестиваль детского творчества;

3.Календарные праздники.

Двигательная:

1.«Весёлые зимние игры»-развлечение на улице.

Познавательная

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями).

Исследовательская

Проведение опроса детей: «Любимый уголок в группе».

Восприятие художественной литературы и фольклора

Беседа «Хорошо у нас в саду».

Чтение стихотворения «Второй ваш дом». Г. Шалаева.

Конструирование

 «Построим большой детский сад»(конструирование из бумаги).

Изобразительная

 «Наш любимый детский сад»(рисование).

Музыкальная

Песня « Детский сад» слова Т.Волгиной, музыка А. Филиппенко.

Двигательная

Целевая прогулка (деревья нашего участка).

Декабрь

Игровая

Словесная игра «Назови ласково».

Познавательная

Создание в группе «Патриотического уголка».

Исследовательская

Составление «Семейного альбома».

Восприятие художественной литературы и фольклора

Беседа «Мое здоровье».

Конструирование

Макет «Моя комната».

Изобразительная

Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».

Музыкальная

Разучивание песен и танцев к «Новому году.»

Двигательная

Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.

Январь

Игровая

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала».

Познавательная

Создание мини –музея в группе «Все о моей семье». Фотовыставка «Наша ёлка высока ,достаёт до потолка…».

Исследовательская

Составление «Древо моей семьи».

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение рассказов о семье, разучивание  пословиц и поговорок о семье.

Конструирование

Лепбук «Дом ,в котором я живу!».

Изобразительная

 «Портрет семьи» (рисование).

Музыкальная

Развлечение под музыку «Разноцветная игра».

Двигательная

«Весёлые игры» на улице.

Февраль

Игровая

Сюжетно-ролевая игра «МЧС». Пальчиковая игра «Дружная семья».

Познавательная

Экскурсия по близлежащей улице к детскому саду.

Неделя пап и мам.

Исследовательская

Исследование материалов(камень, дерево).

Восприятие художественной литературы и фольклора

Беседа «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».

Конструирование

«Строим, строим дом. Вырос дом огромный».(конструирование)

Изобразительная

Акция «Подарки для Защитников Отечества».

Музыкальная

Разучивание песен к Дню защитника Отечества.

Двигательная

Игра-эстафета посвященная Дню защитника Отечества.

Март

Игровая

Дидактическая игра «Домик» выкладывание из геометрических фигур.

Познавательная

Оформление выставки к Дню 8 Марта.

Исследовательская

Подбор иллюстраций, открыток с видами зданий города.

Подбор картинок, дидактических игр по теме «Мой дом», «Домашняя техника».

Восприятие художественной литературы и фольклора

Беседа «Наша мама лучше всех». Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи.

Конструирование

Игры с мелким строительным материалом «Мебель для куклы-стол, стул, кровать, диван».

Изобразительная

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете»

Музыкальная

Разучивание песен и танцев к празднику 8 марта.

Двигательная

Физминутка

«Строим дом»

Апрель

Игровая

Д/и «Путешествие по дому». Цель: закрепление знаний названия видов помещений в квартире, разновидности материалов, из которых сделана мебель в квартире.

Познавательная

«Книжки –малышки» на тему проекта.

Исследовательская

Оформление уголка в группе «Дом, в котором мы живем»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Беседа «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. Загадки про дом…

Конструирование

«Волшебный коробок». Цель: Уметь сооружать из спичечных коробков дома, мебель и т.д.

Изобразительная

Лепка «Такие разные дома»

Музыкальная

Разучивание песен о «Весне».

Двигательная

Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух».

Май

Игровая

Д/и «Угадай, что это». Цель: узнать элементы дома

Познавательная

Экскурсия по другим группам с целью просмотра патриотических уголков.

Исследовательская

Составление альбома «Наш любимый дом»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворений о семье, о родине, о доме.

Конструирование

Лепбук «Детский сад наш второй дом!».

Изобразительная

«Дом, в котором я живу» выставка рисунков. Раскраски по теме «Дом».

Музыкальная

Разучивание песен на тему «Мы стали на год старше».

Двигательная

Развлечение «Быть здоровыми хотим».

Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

•        Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

•        Оформление групповых комнат.

•        Благоустройство ДОУ.

•        Труд бытовой в природе.

•        Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

•        Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

  • Участие в мероприятиях «Недели открытых дверей».
  • Участие в конкурсах годового плана.
  • Участие в интернет- конкурсах.

Приложения к проекту.

1. Второй ваш дом  

Детки в садике живут,

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают,

Незаметно подрастают.

Детский сад — второй ваш дом,

Как тепло, уютно в нем!

Вы его любите, дети,

Самый добрый дом на свете!

(Г. Шалаева)

2.Рассказы о семье.

Бабушка отдыхает

(Василий Сухомлинский)

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Большая берёза

(Н. М. Артюхова)

Мама стояла на кухне с полотенцем на плече и вытирала последнюю чашку. Вдруг у окна показалось испуганное лицо Глеба.

— Тётя Зина! Тётя Зина! — крикнул он. — Твой Алёшка сошёл с ума!

— Зинаида Львовна! — заглянул в другое окно Володя. — Ваш Алёшка залез на большую берёзу!

— Ведь он же может сорваться! — плачущим голосом продолжал Глеб. — И разобьётся...

Чашка выскользнула из маминых рук и со звоном упала на пол.

— Вдребезги! — закончил Глеб, с ужасом глядя на белые черепки.

Мама выбежала на террасу, пошла к калитке:

— Где он?

— Да вот, на берёзе!

Мама посмотрела на белый ствол, на то место, где он разделялся надвое. Алёши не было.

— Глупые шутки, ребята! — сказала она и пошла к дому.

— Да нет же, мы же правду говорим! — закричал Глеб. — Он там, на самом верху! Там, где ветки!

Мама наконец поняла, где нужно искать. Она увидела Алёшу. Она смерила глазами расстояние от его ветки до земли, и лицо у неё стало почти такое же белое, как этот ровный берёзовый ствол.

— С ума сошёл! — повторил Глеб.

— Молчи! — сказала мама тихо и очень строго. — Идите оба домой и сидите там.

Она подошла к дереву.

— Ну как, Алёша, — сказала она, — хорошо у тебя?

Алёша был удивлён, что мама не сердится и говорит таким спокойным, ласковым голосом.

— Здесь хорошо, — сказал он. — Только мне очень жарко, мамочка.

— Это ничего, — сказала мама, — посиди, отдохни немного и начинай спускаться. Только не спеши. Потихонечку... Отдохнул? — спросила она через минуту.

— Отдохнул.

— Ну тогда спускайся.

Алёша, держась за ветку, искал, куда бы поставить ногу. В это время на тропинке показался незнакомый толстый дачник. Он услыхал голоса, посмотрел наверх и закричал испуганно и сердито:

— Куда ты забрался, негодный мальчишка! Слезай сейчас же!

Алёша вздрогнул и, не рассчитав движения, поставил ногу на сухой сучок. Сучок хрустнул и прошелестел вниз, к маминым ногам.

— Не так, — сказала мама. — Становись на следующую ветку.

Потом повернулась к дачнику:

— Не беспокойтесь, пожалуйста, он очень хорошо умеет лазить по деревьям. Он у меня молодец!

Маленькая, лёгонькая фигурка Алёши медленно спускалась. Лезть наверх было легче. Алёша устал. Но внизу стояла мама, давала ему советы, говорила ласковые, ободряющие слова. Земля приближалась и сжималась. Вот уже не видно ни поля за оврагом, ни заводской трубы. Алёша добрался до развилки.

— Передохни, — сказала мама. — Молодец! Ну, теперь ставь ногу на этот сучок... Нет, не туда, тот сухой, вот сюда, поправее... Так, так, не спеши.

Земля была совсем близко. Алёша повис на руках, вытянулся и спрыгнул на высокий пень, с которого начинал своё путешествие.

Толстый незнакомый дачник усмехнулся, покачал головой и сказал:

— Ну-ну! Парашютистом будешь!

А мама обхватила тоненькие, коричневые от загара, исцарапанные ножки и крикнула:

— Алёшка, обещай мне, что никогда, никогда больше не будешь лазить так высоко!

Она быстро пошла к дому. На террасе стояли Володя и Глеб. Мама пробежала мимо них, через огород, к оврагу. Села в траву и закрыла лицо платком. Алёша шёл за ней, смущённый и растерянный. Он сел рядом с ней на склоне оврага, взял её за руки, гладил по волосам и говорил:

— Ну, мамочка, ну, успокойся... Я не буду так высоко! Ну, успокойся!

Он в первый раз видел, как плакала мама.

— Ну-ка, взгляни, что за гость у нас! — громко позвал меня папа, когда я ещё копался с сандаликами в коридоре, придя с улицы.

3.Физминутка

СТРОИМ ДОМ

Раз, два, три, четыре, пять.                        

( Дети выполняют прыжки на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.        

(Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки                                                                                                                                                 над головой)

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!            

(Указательным жестом вытягивают руки вперед).

Будем  жить мы дружно в нем .      

(  Приседают.)

 4.Пальчиковая игра «Дружная семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья.

(Текст игры обыгрывается и  проговаривается детьми).

5.Стихотворение

Зажжется в каждом доме свет,

Там мама варит нам обед.

А папа дарит ей цветы.

Живем в том доме я и ты.

Всех обнимаю крепко я,

Смотрите: живет здесь дружная семья!

Лучше дома не найдешь,

Дом, в котором ты живешь!

6.Загадки:

1.Медведь живёт в берлоге,

Лиса, барсук – в норе,

Бобёр построил хатку,

Белка живёт в дупле,

Крот под землёй ютится –

Там он с семьёю всей.

А где живём мы с вами,

Кто скажет мне скорей?

(Ответы детей.)

– Отгадайте загадки, о каких комнатах идет речь:

2.В этой комнате бывает

Чаще мама наша,

Иногда здесь убегает

Из кастрюли каша.

                                        (Кухня.)

– Для чего нужна кухня? Что там делают?

3.Чистим зубы, моем руки,

Вечером купаемся.

Каждым утром мы без скуки

Просто умываемся.

(Ванная комната.)

– Для чего нужна ванная комната?

4.Сладкий сон

Мне снится ночью

В этой комнате всегда.

А под утро

Лучик солнца

Меня будит иногда.

(Спальня.)

5.В этой комнате вся вместе

Собирается семья,

Иногда повеселиться,

Иногда и поиграть,

Посмотреть всем телевизор

Или книжки почитать.

(Зал.)

6.Эта комната встречает

Всех, кто к нам приходит в дом.

(Прихожая.)

– В каком доме живете вы? Опишите его. Из чего он построен? Сколько в нем этажей? Сколько в нем комнат?

7.Пословицы о Родине

**Человек без Родины – что соловей без песни.Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

**Чужбина — калина, родина — малина.

**Своя земля и в горсти мила.

**Родина — мать, умей за нее постоять.

**Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

**На чужбине словно в домовине.

**На чужой стороне и кости по родине плачут.

**На чужбине родная землица во сне снится.

**За морем веселье, да чужое, а у нас горе, да свое.

**И конь на свою сторону рвется, а собака отгрызется да уйдет.

**В чужом доме побывать — в своем гнилое бревно увидать.

**Горе в чужой земле безъязыкому.

**Лес к селу крест, а безлесье не угоже поместье.

**Где кто родится, там и пригодится.

**Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

**С родной сторонки и собачка мила.

**На чужой сторонушке рад своей воронушке.

8.Стихи о доме и о семье

Семья и дом

Семья и дом – как свет и хлеб.

Родной очаг – земля и небо.

В спасение даны тебе,в каких бы ты заботах не был.

Пусть тороплив у жизни бег,куда бы ни вела дорога,

в твоей изменчивой судьбепрекрасней дара нет от Бога.

Они хранят тебя всегда,сколько б ни странствовал по свету,

как путеводная звезда,и нет святей святыни этой.

Твоей семьи тепло и свет –вот лучшая душе отрада.

Иного счастья в мире нет,иного счастья и не надо.(И. Афонская ■)

Мой дом

Скворцы живут в скворечнике,

Очки живут в очечнике,

Лиса живет в своей норе,

Живут деревья на горе…

И у меня есть тоже дом,

Он самый лучший:Мама в нём!(М. Тахистова)

Дом 

Дом, как известно всем давно, —Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом:Это не дом.

Дом — это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,Еле живым.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом, —Это твой дом.(Е. Куменко)

 (И. Резник)

Андрей Усачев РУССКИЙ ДОМ

Россия подобна огромной квартире.

Четыре окна в ней и двери четыре:

На север, на запад, на юг, на восток.

Над нею небесный висит потолок.

Роскошный ковер устилает в квартире

Полы на Таймыре и в Анадыре.

И солнце горит в миллиард киловатт,

Поскольку местами наш дом темноват.

И, как и положено каждой квартире,

Имеется в ней Кладовая Сибири:

Хранится там ягод различных запас,

И рыба, и мясо, и уголь, и газ.

А рядом с Курилкой — Курильской грядою –

Находятся краны с горячей водою,

У сопки Ключевской клокочут ключи(Пойди и горячую воду включи!)

Еще есть в квартире три классные ванны:

Северный,

Тихий и Атлантический океаны.

И мощная печка системы «Кузбасс»,

Что греет зимою холодною нас.

А вот холодильник с названием «Арктика»,

Прекрасно работает в нем автоматика.

И справа от древних кремлевских часов

Идут еще семь часовых поясов.

Все есть в Русском доме для жизни удобной,

Но нету порядка в квартире огромной:

Тут вспыхнет пожар, там труба потекла.

То громко соседи стучат из угла.

То стены трещат, то посыпалась краска,

Лет двести назад отвалилась Аляска,

Поехала крыша, пропал горизонт…

Опять перестройка и снова ремонт.

Что строят, строители сами не знают:

Сначала построят, а после сломают.

Всем хочется — сразу построили чтоб

Избу-Чум-Ярангу-Дворец-Небоскреб!

Мы все в нашем доме соседи и жители:

Простые жильцы, управдомы, строители.

И что мы построим теперь на Руси?..

Об этом ты папу и маму спроси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект младшей группы «Дом, в котором я живу» с использованием ИКТ

Задачи 1.Закрепить знания детей о городе Новокуйбышевск, о улицах города2. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, вос...

Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна

На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...

Проект для средней группы "Дом, в котором я живу"

Проект направлен  на формирование духовно–нравственного отношения и чувства сопричастия к родному дому, семье, городу через интеграцию ОО «Социализация» с другими образовательными областями; реал...

Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...

проектная деятельность во второй младшей группе "Улица, на которой я живу"

проектная деятельность во второй младшей группе "Улица, на которой я живу"...

Познавательно – творческий проект во второй младшей группе «Город, в котором мы живем».

Формирование первоначальных представлений о родном городе и микрорайоне, как о своей малой Родине.Побудить интерес к изучению города и микрорайона у воспитанников детского сада и их родителей.Воспитыв...

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект II младшей группы «Дом , в котором я живу!»

Пояснительная запискаРазвитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом»-слож...