Проект «Какие тайны хранит сибирский лес?»
проект (подготовительная группа) на тему

Семёнова Надежда Владимировна

Проект «Какие тайны хранит сибирский лес?».

Подготовительная группа (6-7 лет)

Тип проекта: познавательный

Классификация: долгосрочный (6 месяцев)

Состав участников: групповой

Участники: дети, родители, воспитатели, учитель – логопед.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kakie_tayny_.docx45.95 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                              города Новосибирска «Детский сад №85 комбинированного вида»

        630061, г. Новосибирск, ул. Гребенщикова, д.3/1,

тел. (383)349-52-82, 349-52-81, detsad85rodniki@mail.ru

Проект

«Какие тайны хранит сибирский лес?»

Подготовительная группа № 14 «Родничок» (6-7 лет)

Авторы:

Семёнова Надежда Владимировна-

воспитатель 1 квалификационную категорию;

Замятина Елена Леонидовна-

учитель – логопед.

Новосибирск 2016


Проект «Какие тайны хранит сибирский лес?».

Подготовительная группа (6-7 лет)

Тип проекта: познавательный

Классификация: долгосрочный (6 месяцев)

Состав участников: групповой

Участники: дети, родители, воспитатели, учитель – логопед.

Актуальность: Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, его здоровье, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Мы обратили внимание на то, что дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах наших лесов, и не умеют устанавливать взаимосвязи в природе.

Именно поэтому мы совместно с детьми решили начать проектную деятельность по теме: «Какие тайны хранит сибирский лес?».

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в рамках проекта.

Задачи проекта:

  • Расширить знания детей о лесе и его обитателях;
  • Сформировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества;
  • Выявить и обогатить представление детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном);
  • Объяснить причину исчезновения лесов. Обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу;
  • Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе;
  • Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
  • Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему
  • Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка) через использование нетрадиционных техник изображения животных и птиц, леса (печать губкой, оттиск, природные материалы, копировальная бумага и др.)
  • Привлечение родителей к совместной деятельности.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап.

1. Подбор литературы по теме. Подобрали методическую, справочную, научно - популярную и художественную литературу, узнали какие книги по данной теме есть в библиотеке детского сада, в центре литературы, науки и природы в группе, дома у ребят, собрали стихи, рассказы, загадки, пословицы, поговорки о лесе. Приготовили наглядный материал, необходимый для проекта.

   2.  Составление плана мероприятий с детьми. Для этого использовали метод трех вопросов. С помощью которого выявили интересы ребят в рамках проекта.

«Хочу знать»

•        Для чего нужен лес?

•        Какие деревья, кустарники, растения растут в лесу?

•        Какие животные, птицы живут в лесу?

•        Почему лес называют «фабрикой кислорода»?

  •        Что будет, если лес вдруг исчезнет? Что произойдет на всей Земле?                      Что произойдет в нашем городе? Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни?

Также инициаторами тем были мы педагоги.

3. Определение работы с     родителями. Перед началом работы над проектом, провели консультацию с родителями о целях, задачах проекта, рассказали о необходимости оказания помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей.

Предложили родителям совместно с детьми организовать экскурсии в лес в разное время года. Во время экскурсий обратить внимание на изменения происходящие в природе со сменой времени года.

2.    Основной этап

Основная образовательная деятельность с детьми организовывалась преимущественно в виде совместной деятельности на групповом сборе или самостоятельной деятельности детей в центрах активности при поддержке взрослого.

Системная паутинка проекта

«Какие тайны хранит сибирский лес?».

Образовате-

льная

область

Непосредственно образовательная деятельность

1

Социально-

коммуникативное

развитие

Лексическая тема «Осень», «Зима», «Весна»

подтема: «Береги природу»

Цель: Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.

Закрепление правил безопасности поведения пребывания на природе

Профессии. Подтема: « Лесные профессии – лесничий, егерь и т.д. »

Цели и задачи: продолжать знакомить с профессиями людей, с понятием «профессиональная династия», воспитывать положительное отношение к труду.

Лексическая тема «Дикие животные». Подтема :  «Дикие животные в лесу», «Зоопарк».

Задачи: уточнить представления о диких животных и местах их обитания, упражнять в употреблении сравнительных оборотов, воспитывать культуру поведения в ситуациях «морального выбора».

Тема «Насекомые». Подтема «Безопасный отдых на природе»

Цель: Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.

Лес, деревья, кусты

Общение с природой (занятие - инсценировка)

Цель: учить детей ответственному и бережному  отношению к природе, не разорять птичьих гнезд, муравейников, не ломать веток; сформировать представление  о том, что птицы в период высиживания птенцов пугливы, поэтому нельзя шуметь в парке, в лесу пугать , мучить и дразнить птиц и животных. (Приложение1)

2

Художественно

эстетическое

развитие

  • Рисование: « Животные в лесу»,  «Зайцы» и т.д.
  • Лепка из пластилина.
  • Аппликации
  • Коллаж «Жители сибирских лесов» - коллективная работа.
  • Конструирование «Теремок для всех зверей», «Зоопарк для животных»
  • Разучивание стихотворений.
  • Обводка и штриховка зверей,
  • Творческая выставка «Осенние фантазии»,
  • Выполнение подделок в разных  техниках,
  • Изготовление деревьев из бросового и природного материала.
  • оттиски листочками «Осень в лес пришла, а за осенью – зима».

(приложения 2,3,4,5,6, 16)

3

Речевое развитие

Лексическая тема «Осень». Приложение 7

Цель: уточнить и пополнить знания детей по теме: «Осень».

Задачи:

-Рассмотреть иллюстрации с изображением каждого  времени года.

- Вспомнить названия каждого времени года.

- Уточнить последовательность смены в.г.

- Узнать какое сейчас в.г. по приметам.

- Учить называть в.г. , предшествующее осени; последующее за осенью.

- Понаблюдать и назвать осенние изменения в природе.

- Учить сравнивать два времени года, называя приметы.

Лексическая тема «Перелетные птицы». Приложение 8

Цель: уточнить и пополнить знания детей   о перелетных птицах.

Задачи:

- формировать представления детей о поведении птиц осенью -  в начале осени улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватит Месяц сентябрь «месяцем птичьих стай». Вспомнить, почему птиц называют перелетными.

- закрепить в словаре основные названия птиц, уточнить из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.

Лексическая тема «Деревья. Листья». Приложение  9

Цель: уточнить и пополнить знания детей о деревьях.

Задачи:

- закрепить обобщающее понятие «деревья»;

- закрепить названия деревьев;

- закрепить  знания детей  о видах деревьев (хвойные, лиственные..);

- отметить особенности строения деревьев (ствол, ветви, листья(иглы), плоды и т.д);

- учить различать листья разных деревьев;

-дать знания об изменениях внешнего вида дерева в разное время года.

Лексическая тема «Насекомые». Приложение 10

Цель: уточнить и пополнить знания детей о насекомых.

Задачи:

- Закрепить в словаре детей обобщающее понятие «Насекомые»;

- Закрепить характерные особенности насекомых, части тела.

- Поговорить о том,  в какое время года можно встретить насекомых, о пользе и вреде для человека, животных, птиц; месте обитания.

- Уточнить и расширить словарный запас по теме;

- Воспитывать бережное отношение к маленьким обитателям природы;

Лексическая тема «Грибы. Ягоды.» Приложение 11

Цель: Уточнить и пополнить знания детей   о грибах, ягодах.

Задачи:

- Учить различать съедобные и несъедобные грибы, знать внешние признаки. Где растут, запомнить название грибов, закрепить знания о строении грибов и окраске шляпки. Рассмотреть  с детьми  муляжи грибов. Беседа о грибах.

 -Уточнить и расширить представления детей о ягодах, характерных признаках, вкусе, форме, цвете, размере.

Рассказать о пользе витаминов, содержащихся во фруктах.  Рассмотреть  с детьми  натуральные фрукты. Где и как растут (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному). Что из них можно приготовить (кисель, джем, мармелад, варенье, сок).

Лексическая тема «Дикие животные». Приложение 12

Цель: Уточнить и пополнить знания детей   о диких животных.

Задачи:

- Расширить  и углубить представления детей о диких животных и их детенышах, условиях их жизни, способах питания, повадках, местах обитания.

-Закрепить название частей тела, чем покрыто тело диких животных.

-Закрепить знания о том, как называются жилища диких животных.

- Поговорить с детьми о том, что все эти животные относятся к группе млекопитающих, человек — тоже млекопитающее.

- Закрепить знания о том, какую пользу или вред приносят эти животные людям.

 - Способствовать развитию навыков наблюдения у детей.

Лексическая тема «Зима». Приложение 13

Цель: Уточнить и пополнить знания детей по теме: «Зима».

Задачи:

- закрепить у детей понятие «времена года»;

- вспомнить с детьми сезонные изменения в природе, связанные с приходом зимы; поговорить о зимних забавах (из детского опыта);

- закрепить в словаре детей названия зимних месяцев.

- вспомнить что последний месяц года – декабрь, что зимой бывает веселый праздник – Новый год; праздник мужчин – 23 февраля «День защитников Отечества»….

- уточнить представления детей о том, какие изменения происходят в жизни людей с приходом зимы;

Лексическая тема «Дикие животные зимой». Приложение14

Цель: Уточнить и пополнить знания детей по теме: «Дикие животные зимой».

Задачи:

- закрепить в словаре детей обобщающее понятие «Дикие животные»;

- закрепить представление детей  о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище;

- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме;

- учить составлять описательный рассказ по схеме;

- учить пересказу небольших текстов;

Лексическая тема «Весна». Приложение 15

Цель: Уточнить и пополнить знания детей по теме: «Весна».

Задачи:

-закрепить названия всех времен года;

- уточнить и пополнить знания детей о первых приметах весны в природе (что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи, какие изменения можно увидеть у деревьев, кустарников);

- закрепить знания о том, что происходит в жизни животных весной;

- поговорить о деятельности людей весной, как меняется одежда с изменением времени года;

- дифференциация понятий «поздняя весна», «ранняя весна»;

4

Познавательное

развитие

  • Решение арифметических задач (до 10), счет фиг го животных до 5-6(сочетание числительного с существительным), сравнение по высоте, величине, ориентировка в пространстве.
  • Беседы об особенностях животных, растений, насекомых;
  • Беседы: «Жизнь животных в лесу», «Кто где живет?», «Дикие животные и их детеныши». « В гостях у белочки», «Как лесные звери - медведь белка готовятся к зиме»
  • Дидактические игры: «Чья мама?», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Исключение лишнего», «Чьи следы?», «Чей листочек?»
  • Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови кто, чем питается», «Чей хвост», «Что лишнее», «Зимуют-улетают», «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Угадай и назови», «4-й лишний» и многие другие.
  • Решение экологических задач: «Кто где живёт?», «Что перепутано?»,  «Что случится, если исчезнут зайцы?»
  • Экологические игры: «Рассели животных по домам», «Какое животное я загадала?».
  • Настольные игры: «Зоологическое лото»,  «Разрезные картинки».
  • Опытно – экспериментальная деятельность:
  • Наблюдение за веточкой в разное время года,
  • Строение листьев через микроскоп,
  • Строение грибов.
  • Корневая система подорожника,
  • Строение шишки: ядро, орех, скорлупа. Сравнение с другими шишками (ель, сосна).

5

Физическое развитие

  • Подвижные игры: «Гуси и волк», «У медведя во бор; «Бездомный заяц», «Охотник и лиса» и т.д.
  • Пальчиковая гимнастика: «Белочкин запас», «Сидит белка на тележке» и т.д.
  • Физкультминутки: «Дикие животные», «Звериная зарядка», « Заяц Егорка», «Зайка беленький сидит», « Зарядка для животных» и т.д

Для более полной реализации темы нами была проведена работа по организации предметно-пространственной развивающей среды.

Все центры активности пополняются с учетом лексической темы группы. Все участники проекта (дети, родители, воспитатели, учитель – логопед) принимают в этом участие.

 Деятельность осуществлялась не только в группе, но и на прогулке.  Совместно с детьми и родителями специально оформили веранду! Была изготовлена игра «Чьи следы?» и книга «Тайны зимнего леса». Дети разыгрывали разнообразные развернутые длительные сюжеты. (приложение 19)

Взаимодействие с родителями.

  • Проведение мастер- классов родителями для детей «Зимующие птицы», «Сделаем елочку сами». (приложение 20)
  • Перед Новым годом провели природоохранную акцию «Ёлочка, живи!». Формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, Объяснить бессмысленность вырубки елей перед Новым годом, когда тысячи лесных красавиц гибнут ради одного дня. Взаимодействие с родителями: оформление вместе со своими детьми елочек из разных материалов. (приложение 21)
  • Помощь детям в оформлении книжки – малышки по сказке,  придуманной ребенком в рамках темы. (приложение 22)
  • Подбор материала и оформление странички для книги «Редкие животные, растения, ягоды, грибы, цветы Новосибирской области». Оформление веранды «Зимовье зверей». (приложение 23)
  • Оформление группы «Осенние листья», «Зима. Зимующие птицы», «Весна пришла!». (приложение 24)
  • Подготовить доклад "Кто главный в лесу? Живые цепочки". Цель: уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятие хищники и травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.  (приложение 25)

    В работе нами активно используется информационные компьютерные технологии. Это способствует насыщению детей новыми впечатлениями, создает положительную атмосферу, способствует развитию преставлений об окружающем мире, повышает интерес к теме.   Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления.

3.    Заключительный этап

  • Составление Красной книга Новосибирской области.
  • Оформление библиотеки книжек – малышек сказки - «Тайны леса», книги своими руками «Ягоды», «Насекомые», «Зима», «Птицы», «Весна», «Осень», «Первоцветы», «Дикие животные».
  • Создание макета «Сибирский лес», плакат «Пищевые цепочки». (приложение 26)
  • Проведение совместного праздника в сосновом бору. (приложение 27)
  • Викторина «Лес полон чудес». (приложение 28)        

Итог проекта:
Проблема и поставленные задачи успешно реализованы: дети расширили представления о  лесе и его обитателях, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме в лесу;       освоили некоторые  нетрадиционные техники в художественном творчестве; повысили уровень умения составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, а также умения сочинять короткие сказки на заданную тему.


Список литературы:

  1. Арефьева Л. Н.Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.— (Серия «Логопед в ДОУ».)
  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: «Каро», 2005.
  2. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
  3.  Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
  5. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. Изд. 3-е, испр. – М. :Баласс, 2010.
  6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры».
  7. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003.
  8. Интернет ресурсы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Какие тайны хранит космос?"

Проблема:старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначал...

Проект "Какие тайны у космоса"

Расширить и углубить представление детей о космосе, о солнечной системе, о планетах, как они устроены и как они появились...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Какие тайны хранит космос?» в условиях реализации ФГОС

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Какие тайны хранит космос?» в условиях реализации ФГОС...

Методическая разработка для старшей группы "Сколько тайн хранит - миллион, наш родной Петроградский район!"

Проект предназначен для знакомства детей с родным городом и Петроградским районом, в котором находится детский сад....

Проект «Какие тайны скрывает Санкт-Петербург?»

Создание оптимальных условий для развития интереса дошкольника к истории Санкт-Петербурга....

Конспект НОД в старшей группе " Какие секреты хранит вода"

Конспект занятия поопытно-экспериментальной деятельностив старшей группе на тему«Какие секреты хранит вода&raq...

Презентация "Я - исследователь", «Какие секреты хранит газировка»

Выполнил Трусов Савелий , Старше подготовительная группа Детский  сад № 23 «Дюймовочка»Руководитель: Трусова Дарья Константиновна...