Проект "Какие тайны хранит космос?"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Проблема:старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_proekt_po_kosmosu.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 40

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

КИРОВСКОГО РАЙОНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«КАКИЕ ТАЙНЫ ХРАНИТ КОСМОС?»

Составила

Воспитатель ГБДОУ № 40

Романова Л.А.

Санкт-Петербург

2012

ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по реализации педагогического проекта 

«КАКИЕ ТАЙНЫ ХРАНИТ КОСМОС?»»

Группа: старшая (5-6 лет) с ОНР   

                           

               

Проблема: старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный длительностью 9 дней.

Цель проекта:

- Для взрослого: развитие свободной, творческой личности ребенка

- Для ребенка: возможность участия в итоговом мероприятии «Космическое путешествие Незнайки», где дети смогут применить имеющиеся знания о космических явлениях.

Задачи развития детей в проекте:

-  Развитие познавательных способностей детей

-  Развитие творческого воображения;

-  Развитие творческого мышления;

-  Развитие коммуникативных навыков;

-  Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Используемые в проекте виды детской деятельности:

-  игровая

-  коммуникативная

- трудовая

- познавательно-исследовательская

- продуктивная

- музыкально-художественная

- чтение

Предполагаемый результат проекта: совместная деятельность детей и педагога в итоговом образовательном мероприятии «Космическое путешествие Незнайки».

Ответственный за проведение итогового мероприятия воспитатель Романова Л.А..


День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом

 интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

11

2

333

44

55

6

77

Понедельник – 2.04

Утро:

Рассматривание иллюстраций о космосе, космических явлениях.

Выявление знаний детей о космосе (беседа)

Прослушивание музыкальных записей: «На пыльных тропинках далёких планет..." (в исполнении Сергея Трошина)

Внесение иллюстраций о космосе, космических явлениях.

Предложить родителям дома  просмотреть с детьми  мультфильм «Тайна красной планеты"

http://www.youtube.com/watch?v=OjorrbYDrJE 

Оформление стенда «Мир глазами детей» рисунками детей о космосе»

Непосредственно образовательная деятельность

Беседа: «Наша солнечная система»

Рисование: «Космос»

Прогулка:

Наблюдение: «Что такое атмосфера. Атмосфера на земле. Для чего нужна. Есть ли  атмосфера на других планетах»

Вечер:

Знакомство с глобусом как моделью земли.

Инд беседа: «На какую планету ты бы полетел?» (закрепить знания о планетах, вызвать желание узнать о них).

Физкультминутка: «Земля и ее спутники» (дети бегают вокруг «земли», не убегая в сторону, держа расстояние»

Внесение глобуса, карты звездного неба.

1

2

3

4

5

6

7

Вторник – 3.04

Утро:

Просмотр электронной презентации «Как человек космос осваивал». Автор Гребнева Т.В.

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38458 

Беседа о личных впечатлениях о просмотренном дома с родителями фильме «Тайна красной планеты»

Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе

Внесение портретов Ю.А.Гагарина, Титова, Терешковой.

Предложить родителя почитать дома на выбор:

Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «звездочет и обезьянка Микки». http://www.litportal.ru/index.html 

Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс, 1993. http://akids.org.ru/stati/levitan-malyisham-o-zvyozdah.php

Непосредственно образовательная деятельность

«Ракета из пластилина». Е.Г.Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, Айрис Пресс, 2005, стр 153

Прогулка:

Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке (комки снега, в центре самый большой ком – Солнце, вокруг него снежные комья маленькие – др планеты).

Вечер:

Дидактическая игра «Подбери правильную одежду для космонавта» (Цель – отбирать соответствующую одежду для космонавта, обосновывать свой выбор).

Инд беседа: «Кто первый в космос слетал?

Конструктивные игры:

- из деревянного конструктора «Космодром» по плану.

Подбор картинок-иллюстраций для игры «Подбери правильную одежду для космонавтов».

Планы для конструирования ракеты.

1

2

3

4

5

6

7

Среда – 4.04

Утро:

Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина)

Чтение Г.Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Беседа с детьми о впечатлениях о прочитанной дома с родителями книге Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах».

Складываний созвездий из мозаики.

Создание «Звездного неба»: из светящихся объемных космических фигур

Тыква и горошина.

Мозаика.

Иллюстрации созвездий.

Предложить родителям посмотреть дома совместно с детьми мультфильм "НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ" http://mults.spb.ru/mults/?id=230 

Непосредственно образовательная деятельность

«Инопланетяне из пластилина»  Е.Г.Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, Айрис Пресс, 2005, стр 157

Прогулка:

Наблюдение: Солнце как космический объект. Роль солнца для жизни на земле.

Вечер:

Просмотр фильма «Другие миры» из документального сериала «Планеты» ВВС, 2005

Инд. рисование карты солнечной системы для  последующих сюжетно-ролевых игр.

Прослушивание музыкальных записей: "Мы в космос улетаем на работу..."

Карта «Солнечной системы»

1

2

4

5

6

7

8

Четверг – 5.04

Утро:

Конструктивные игры:

- из деревянного конструктора «Космодром» по плану, чертежу.

Инд беседа: «А ты бы хотел слетать на Луну, на Солце?»

Складываний созвездий из мозаики.

Внесение раскрасок на космическую тему.

Образцы, схемы, планы «Космодрома»

Предложить родителям создать дома на потолке «Звездного неба»:

 из светящихся объемных космических фигур http://www.web-teacher.ru/shop.php?r=12

или светящихся наклеек

http://www.web-teacher.ru/shop.php?r=10

или Наклейки на стены, окна и потолок

http://www.web-teacher.ru/shop.php?r=2

Непосредственно образовательная деятельность

Чтение: отдельных глав из книги Е.П.Левитан "Твоя Вселенная". Беседа по прочитанному.

Прогулка:

Вечерняя Наблюдение: «Луна на небе» «Луна как космический объект. Почему луна не улетает от земли»

Вечер:

Дидактическая игра «Что ближе, что дальше?» (Цель – Определять расстояние между  планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.)

Работа в раскрасках о космосе .

Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе.

Конструктивные игры:

- из пластмассового конструктора «Космический корабль»

Конструкторы. Образцы, планы, схемы к постройке «Космический корабль»

1

2

3

4

5

6

7

Пятница – 6.04

Утро:

Чтение албанская сказка «Как солнце и луна друг другу в гости ходили»;

Работа в раскрасках о космосе.

Физминутка: «Планеты солнечной системы». (текст см в итоговом занятии).

Книга с иллюстрациями албанская сказка «Как солнце и луна друг другу в гости ходили»;

Раскраски о космосе.

Предложить родителя совершить в свободное время поход в планетарий на лекцию. Санкт-Петербург, Александровский парк, д.4. Станции метро: Горьковская, Петроградская, Спортивная. Тел.: 233-26-53, 233-49-56

Непосредственно образовательная деятельность

«Космический корабль, космонавт в открытом космосе». Оригами С.И.Мусенко, Г.В.Бутылкина «Оригами в д\с» Москва, Школьная пресса, 2005, стр 51, 72

Прогулка:

Наблюдение: «Земля – большой магнит» Компас, Магнитная стрелка»

Вечер:

Просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»

Беседа о личных впечатлениях о просмотренном дома мультфильме «Незнайка на Луне».

Складываний созвездий из мозаики.

Мозаика, картинки с созвездиями.

1

2

3

4

5

6

78

Понедельник – 9.04

Утро:

Чтение: Е.П.Левитан "Звёздные сказки"

Инд: «Как по компасу  определить где север? Юг?»

Физминутка: «Планеты солнечной системы». (текст см в итоговом занятии)

Иллюстративный материал по теме : «Солнечная система» 9 планет.

Конкурс совместной поделки детей и родителей «Космос далекий и неизвестный» (природный или бросовый материал).

Непосредственно образовательная деятельность

На музыке: музыкальная игра «Все вокруг стараются, спортом занимаются»

Коммуникация:  составление творческого рассказа «Как я стану космонавтом, полечу я на….»

Прогулка:

Физминутка: «Планеты солнечной системы». (текст см в итоговом занятии)

Вечер:

Просмотр мультфильма «Полет на Луну» . СССР: Союзмультфильм, 1953. Hа Луне  потерпел  аварию  земной  корабль.   Ему   на выручку отправляется новая экспедиция:  профессор-астроном, женщина-штурман и пионер Коля, случайно попавший на борт космолета..

Беседа о личных впечатлениях о походе с родителями в Планетарий.

Психогимнастика «Какой должен быть космонавт»

Игрушки луноход, космонавты, ракета.

Иллюстрации о космосе.

1

2

4

4

5

6

7

Вторник – 10.04

Утро:

Создание звездного неба из светящихся наклеек или наклеек на стены, окна и потолок

Работа в раскрасках о космосе

Конструктивные игры:

- из пластмассового конструктора «Космический корабль»

Наклейки для создания звездного неба, образцы созвездий.

Раскраски о космосе.

Конструкторы, образцы, планы построек космического корабля.

Организация выставки поделок детей и родителей.

Непосредственно образовательная деятельность

На музыкальном занятии  прослушивание и разучивание детских песен:

  1. Наш звездолёт (песенка про космос) http://www.olesya-emelyanova.ru/pesenki-pesenka_pro_kosmos.html 
  2. Космические песни или песни про космос.

 http://www.playroom.ru/content/view/1583/18

Прогулка:

Наблюдение: «Солнце. Как солнце на людей может влиять. Магнитные бури, вредно или полезно загорать на солнце? Наблюдение за движением солнца по тени»

Вечер:

Чтение Н.Носов  «Рассказы о Незнайке и его друзьях»,

Инд беседа: «Ты заблудился в лесу, но у тебя есть компас, как ты найдешь дорогу7»

Прослушивание музыкальных записей: "И на Марсе будут яблони цвести"

Компас

Магнитофон, аудиозаписи

1

2

3

4

5

6

7

Среда 11.04

Утро:

Чтение: К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

Конструктивные игры:

- из пластмассового конструктора «Космический корабль»

Физминутка:

Раз-два, стой ракета,

Три-четыре, скоро взлет

Чтобы долететь до солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас атлет,

Пролетая над землею

Ей передаем привет.

Книга К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

Конструктор пластмассовый

Пригласить родителей на открытое итоговое образовательное мероприятие .

Непосредственно образовательная деятельность

Физкультурный досуг: »Мы готовы лететь в космос»

Познание: Конструирование из бросового материала: «Летающая тарелка» (одноразовые тарелочки, пустые бутылки из-под минеральной воды).

Прогулка:

Отгадывание загадок о космических объектах (солнце, луна…)

Вечер:

Сюжетно-ролевая  творческая игра «Путешествие на луну»

Инд: придумай свое созвездие, составь его из звездочек, придумай название.

Словесная игра с мячом «Какими качествами должен обладать космонавт?»

Игровые атрибуты для с\ролевой игры в космонавтов.

1

2

3

4

5

6

7

Четверг  12.04

Утро:

Моделирование созвездий из светящихся пластмассовых или картонных звездочек

Инд: «Представь, что ты  в космосе, кого ты там встретил?

Пластмассовые  и картонные звездочки.

Подведение итогов конкурса на лучшую поделку по теме «Космос». Награждение участников и победителей.

Непосредственно образовательная деятельность

Итоговое образовательное мероприятие «Космическое путешествие Незнайки» (Конспект прилагается)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 40

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

КИРОВСКОГО РАЙОНА

ИТОГОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

К педагогическому ПРОЕКТУ

«Какие тайны хранит космос?

 

С детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Тема: «Космическое путешествие Незнайки»

Составила

Воспитатель Романова Л.А.

Санкт-Петербург

2012

Цель занятия:

        Продолжать формировать представления детей о космосе и космонавтах.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Продолжать формировать у детей представление о целостной картине мира.
  2. Обобщить знания детей о космосе: в космическом пространстве есть звезды, планеты, кометы, спутники. Закрепить начальные представления о строении солнечной системы: в центре находится Солнце, а вокруг него вращаются девять планет. Уточнить знания об отличии звезд от планет.
  3. Систематизировать знания детей о покорителях космоса: кто был первым космонавтом, какими качествами должен обладать космонавт, какие предметы и оборудование нужны ему для успешного полета.
  4. Развивать коммуникативные навыки детей:

-  Закрепить умение отгадывать литературные загадки, понимать переносное значение выражений, объяснять свою отгадку, развивать объяснительную форму речи;

- Упражнять детей в умении начинать свой ответ словами: «Я думаю..», «Я считаю..», «Мое мнение…» и т.д.

-  Развивать умение составлять рассказ о планете, используя полученные ранее знания.

-  Активизировать словарь детей: звезда, планета, названия планет Солнечной системы, карта солнечной системы; космический корабль, космонавт, спутник, скафандр.

Развивающие задачи:

  1. Развивать социально-личностную сферу ребенка:

-   умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

-   умение выслушивать и дополнять высказывания других детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать чувство гордости за своих соотечественников – первых покорителей космоса.
  2. Воспитывать желание помочь другому человеку, оказать ему помощь и поддержку.

Предварительная работа: 

  1. Рассматривание иллюстраций о космосе, космических явлениях, космонавтах.
  2. Беседы: «Наша солнечная система», «Как человек космос покорил»
  3. Знакомство с картой Солнечной системы.
  4. Изготовление карты Солнечной системы совместно с детьми.
  5. Чтение Н.Носов  «Рассказы о Незнайке и его друзьях», албанская сказка «Как солнце и луна друг другу в гости ходили»;
  6. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
  7. д\игра «Что лишнее»
  8. конструирование космических кораблей из различных конструкторов по представлению, чертежу, образцу.
  9. наблюдение за солнцем на прогулке
  10. разучивание физминутки «Планеты солнечной системы»;
  11. музыкальная игра «Все вокруг стараются, спортом занимаются»

Оборудование и материалы:

        Игрушка «Незнайка», воздушные шары, привязанные к его руке; магнитофон; кассета с музыкой для музыкальной игры; картинки с изображением отгадок к загадкам; д\и «Что нужно космонавту» (маленькие ковролины на каждого ребенка, на них изображения предметов, необходимых космонавту в полете и несколько «лишних» вещей, ниточки, которыми  дети соединят нужные предметы); геометрический конструктор на ковролин; чертеж ракеты; макет ракеты с космонавтами – сюрпризными подарками для детей; ковролин.

Организация детей:

1 часть – дети свободно передвигаются по группе

2 часть – работа за столами

3 часть – дети свободно передвигаются по группе.

Ход занятия:

Воспитатель:        Ребята, я хочу предложить вам отгадать загадки, но не простые, а космические.

(Дети отгадываю загадки, объясняют отгадку, находят картинку-отгадку и прикрепляют ее на ковролин, составляя из них изображение космического пространства):

  1. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?                (Солнце)

  1. Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна

В небе не заснет….        (Луна)

  1. Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают.        (Звезды)

  1. Сверкая огромным хвостом в темноте

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной.        (Комета)

  1. Специальный космический есть аппарат

Сигналы на землю он шлет всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите…        (Спутник)

  1. Чудо птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.        (Ракета)

Воспитатель:        Ребята, мы с вами последнее время часто говорим о космосе, читаем книги, смотрим мультфильмы, какой же приближается праздник?

Дети:                12 апреля – День Космонавтики.

Воспитатель:        А чему посвящается этот праздник? Что произошло 12 апреля много лет назад?

Дети:                Человек впервые полетел в космос, это был Юрий Гагарин!

Стук в дверь. Входит Незнайка – кукла, с воздушными шарами в руке.

Незнайка:        Здравствуйте, ребята, вы рады меня видеть? А узнали кто я? Проснулся я сегодня утром от заглянувшего в окно солнышка. И вдруг подумал: «А почему бы мне не совершить путешествие к Солнцу?» Правда это будет здорово? Я бы даже побегал по солнышку.

Воспитатель:        Дети, как вы считаете, возможно ли такое путешествие?

Дети:                Солнце очень горячее, ты сгоришь! Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему нельзя подлететь и др. ответы детей.

Незнайка:     Спасибо вам ребята, что предупредили меня об опасности, вижу, что придется мне отказаться от путешествия к Солнцу, (грустно) очень жаль, я так хотел побывать в космосе…

Воспитатель:        Не расстраивайся, Незнайка, ты же ведь можешь полететь к любой планете, выбирай! (показать карту солнечной системы).

Незнайка:        (удивленно) Как много планет!!!  Какую же мне выбрать?

Воспитатель:        Ребята, поможем Незнайке? Давайте мы назовем ему все планеты Солнечной системы.

Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики

«Планеты солнечной системы»

Ребенок – солнце, в центре круг выполняет движения вместе с другими детьми.

Хоровод планеты водят                - дети взявшись за руки идут по кругу

В вышине на небосводе                - руки поднять вверх

Заключили Солнце в круг                - взялись за руки

И летят за другом друг                        - легкий бег по кругу

По порядку все планеты назовет любой из нас

Меркурий – раз,

Венера – два,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять  - Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун,

Девять – дальше всех – Плутон.

Незнайка:        Как же трудно выбрать!!!

Воспитатель:        Мы тебе сейчас немного расскажем об этих планетах, а ты уж выбирай.

Дети составляют элементарные рассказы о планетах из собственного опыта,

используя ранее полученные знания.

Незнайка: Спасибо вам за рассказы, мне понравился рассказ о….(называет планету), туда и отправлюсь.

Воспитатель:        Незнайка, а на чем же ты собрался лететь в космос?

Незнайка:                Как на чем? У меня же много воздушных шаров, на них и полечу.

Воспитатель:        Ребята, сможет ли Незнайка совершить космический полет на воздушных шарах?

Дети:                Нет, в космосе холодно, нет воздуха, шары лопнут.

Незнайка:        А на чем же летают в космос?

Дети:                На ракете.

Незнайка:        У меня нет ракеты.

Воспитатель:        Ребята, построим ракету для Незнайки вот по этому чертежу.

Дети выкладывают изображение ракеты на большом ковролине из геометрических фигур по предложенному чертежу.

Незнайка:        Какая красивая ракета, спасибо, я полетел, до свидания!!

Воспитатель:        Подожди, Незнайка, не торопись, а в какой одежде ты собираешься лететь?

Незнайка:        В моих замечательных штанишках и рубашечке.

Воспитатель:        Ребята, разве можно ему лететь в этой одежде? Почему? А в какой нужно?

Дети:                В скафандре.

Воспитатель:         Поможем собрать необходимые вещи для полета?

Дидактическая игра «Что нужно космонавту»

(Дети на индивидуальных ковролинах ниточками соединяют необходимые для полета предметы, обосновывают свой выбор)

Незнайка:        Спасибо, ребята! Теперь я точно могу лететь в космос: ракету вы мне построили, вещи помогли  собрать. Пока буду лететь смогу выспаться, вкусненького поесть, отдохнуть… красота!!!!

Воспитатель:        Ребята, а как вы считаете, какими качествами должен обладать настоящий космонавт? Готов ли Незнайка лететь в космос?

Дети:                 - Я считаю, что космонавт должен быть умным, много знать и уметь. Ракетой управлять трудно, там много разных приборов, дорогу в космосе надо находить по звездам.

                - Я думаю, что космонавт должен быть сильным, выносливым, здоровым. Для этого надо тренироваться, заниматься спортом.

                - Космонавт должен быть сильным, внимательным, дисциплинированным

Воспитатель:                Ребята, а давайте мы потренируем еще Незнайку перед полетом.

Музыкальная игра «Все вокруг стараются, спортом занимаются»

Незнайка:        благодарит детей за оказанную помощь, (перечисляет, что ему больше всего понравилось в общении с детьми); дарит им подарки, прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня"

Конспект родительского собрания "Как хорошо, что есть семья, которая от бед везде хранит меня". Конспект для старшего возраста детей и их родителей....

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»

О ценности семьи,о взаимодействие родителей и детей...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Какие тайны хранит космос?» в условиях реализации ФГОС

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Какие тайны хранит космос?» в условиях реализации ФГОС...

Проект «Какие тайны хранит сибирский лес?»

Проект «Какие тайны хранит сибирский лес?».Подготовительная группа (6-7 лет)Тип проекта: познавательныйКлассификация: долгосрочный (6 месяцев)Состав участников: групповойУчастники: дети, р...

Методическая разработка для старшей группы "Сколько тайн хранит - миллион, наш родной Петроградский район!"

Проект предназначен для знакомства детей с родным городом и Петроградским районом, в котором находится детский сад....

Читательская конференция для педагогов «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Достоевский

Читательская конференция для педагогов, посвящённая дню рождения  Ф. Достоевского  (по произведению «Мужик Марей»)...