1. План самообразования: "Использование техники «Оригами» для развития тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста» на 2017-2019 уч.г
методическая разработка

Хорошева Галина Викторовна

Самообразование "Использование техники "Оригами" для развития тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированной направленности № 4»

города Сосновоборска

Индивидуальный план работы

по самообразованию

воспитателя

Хорошевой

Галины Викторовны

Тема:

«Использование техники «Оригами»

для развития  тонких

двигательных координаций

у детей старшего

дошкольного возраста»

 г. Сосновоборск

Сведения о себе и работе:

Ф.И.О.

 Хорошева Галина  Викторовна

Специальность:

Специальное дошкольное образование. Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в речевой  развитии

Квалификационная категория:

Высшая

Стаж педагогической работы:

25 лет 8 месяцев

Тема  самообразования:

«Использование техники «Оригами» для развития  тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы:

Создание условий для развития тонких двигательных координаций детей дошкольного возраста средствами техники «Оригами».

Задачи:

  1. Изучение педагогической и методической  

      литературы по технике «Оригами»

  1. Разработка программно – методического обеспечения:
  • Перспективное планирование  НОД
  •  Составление конспекта НОД по

«Художественно-эстетической» образовательной

            области

  • Подбор аудиопродукции

(компакт-дисков,  аудиокасет).

  • Разработка консультаций 

для родителей и педагогов.

Задачи при работе с детьми:

  1. Обобщение опыта педагогической деятельности по данной теме: 
  • Создание альбома  «Оригами»
  • Организация выставок поделок оригами.

Обучающие

  • Обучить  различным приемам работы с бумагой.
  • Сформировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Познакомить  детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.) и базовыми формами оригами.
  • Обогатить  словарь ребенка специальными терминами.
  • Научить создать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развить у детей способность

работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

  • Развить внимание, память, логическое

и пространственное  воображения.

  • Развить  художественный 

вкус, творческие способности и

                    фантазии детей.

  • Развить конструктивное мышление

и сообразительность.

Воспитательные:

  • Воспитать интерес к искусству оригами.
  • Расширить коммуникативные

            способности детей.

  • Сформировать культуру 

                труда и

                    совершенствовать 

трудовые  навыки (учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место).

Здоровьесбережение:

  • Создать условия для сохранения здоровья воспитанников.

Дата начала работы над темой:

1 сентября 2017 года

Предполагаемая дата окончания работы:

31 мая 2019 года

Пояснительная записка.

Источники способностей и дарований детей – на кончиках
их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли”
В.А. Сухомлинский

О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Японцы считают, что на кистях рук расположены точки, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы и ЦНС. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев», «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В настоящее время  конструирование из бумаги по методу «Оригами привлекает к себе внимание многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.

В результате ознакомления  детей с японским искусством «Оригами» не только совершенствуется мелкая моторика и связанные с ней речевые  

     структуры отделов головного мозга, но и:

  •  стимулируется и развивается память, так как дети, чтобы сделать   поделку, должны запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  •  стимулируется и развивается внимание, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
  •  активизируются мыслительные процессы. В процессе конструирования у детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод  их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
  •  стимулируется развитие эмоциональной сферы (радость от сделанного своими руками, умение порадоваться чужому  успеху, сочувствие и помощь и т.д.);
  •  оказывается мощное воздействие на познавательную, эстетическую сферу развития ребенка;
  • развивается конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус;
  • развивается произвольность, усидчивость.

         Кроме этого:

  1. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями

(угол, сторона, квадрат и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

  1. задействует познавательная сфера (выполнение поделки

сопровождается сказками, историями, повествованием); развивает фантазии;

  1. легко вписывается в игровую деятельность, которая отвечает

возрастным задачам воспитанников детского сада.

Складывание из бумаги выполняет и терапевтическую функцию: отвлекает детей от конфликтных ситуации, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Каковы же достоинства оригами в развитии ребенка?

Во-первых, оригами – волшебство, чудо и, конечно, игра. Для      

  изготовления поделок не понадобятся трудоемкие действия, дорогие              

       или труднодоступные материалы.

Во-вторых: практически всю работу ребенок сможет

сделать сам  при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и

            эмоционально привлекательным для ребенка, ведь эту    

милую игрушку он сделает сам. И не найти ни одного

           ребенка-дошкольника, который не захотел или

        не сумел  сложить фигурку в технике оригами.

           Почему?

              Ответ прост: в оригами у детей все удается и получается,

                                 для них это –

                                                   ситуация успеха.

             

                 

Ожидаемые результаты.

          В процессе знакомства и изготовления поделок-оригами

                                                           детям привьются технические навыки:

  1. Обработка квадрата.
  2. Создание основ оригами.
  • складывание квадрата пополам (вдоль, поперек, по диагонали);
  • деление квадрата на четыре части (вкладывание

                              боковых сторон внутрь, вкладывание боковых

                                     треугольников внутрь)

  • складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон;
  • складывание складкой
  • частичное отгибание и вкладывание углов;
  1. Владение ножницами.
  2. Аппликативное оформление оригами.
  3. Составление творческих композиций.
  4. Умение работать с пооперационной картой, схемой.

          В результате деятельности дети:

  • познакомятся с искусством оригами; будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике

                            оригами;

  • разовьют мелкую моторику рук и глазомер; внимание, память, мышление, пространственное воображение; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • научатся следовать устным инструкциям,
  •  читать схемы изделий и создавать изделия оригами,

               пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и

                         базовые формы оригами;

  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и

                     приобретут навыки работы

                                                   в коллективе.

Принципы работы.

                 Для того, чтобы из обычного листа бумаги ребенок мог

                                           сотворить целый мир необходимо придерживаться

                                                                    следующих  принципов:

  1. Принцип от простого к сложному: Вначале первого года

обучения оригами представляет для  дошкольника некоторые трудности, так как бумагу — плоский материал — надо перевести в объемные формы. Поэтому с самого начала необходимо обучать детей   простейшим приемам складывания,  используя специальные упражнения (сгибание квадрата по диагонали, пополам; нахождение центра квадрата, складывая его по диагонали и т.п.).        

После отработки основных элементов складывания идет знакомство и изготовление фигурок на четырех базовых формах: «треугольник», «воздушный змей», «конверт», «дверь». И только к концу первого года обучения начинаем знакомить детей с некоторыми условными знаками (в индивидуальном порядке).

 На втором году идет завершение ознакомления с условными знаками, базовыми формами (двойной треугольник, двойной квадрат, рыба) и начинаем  обучению самостоятельному чтению простых схем и выполнению фигурок по ним.

Весь материал и система занятий должен подбирается  с учетом      

         тематики, с учетом сезонных изменений, событий окружающей жизни

      и степени    усложнения в складывании.

  1. Принцип доступности (занятия обычной

                  продолжительности и выбираю только то, с чем дети

                                старшего дошкольного возраста могут справиться).

  1. Принцип достоверности (выполняя ту или иную фигурку,

         необходимо убедиться в том, что дети хорошо знают об этом

                    персонаже, поэтому  во многие занятия включаются

                     беседы познавательного характера, дающий достоверный

                   материал для ознакомления с персонажем и закрепления

              знаний о нем; кроме бесед часто знакомлю детей с

           художественной литературой, с энциклопедическими сведениями).

  1. Принцип повторности (который способствует

         лучшему

                                            запоминанию).

Методы работы с детьми.

     Методы, в основе которых лежит способ

                      организации НОД:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень

                                                 деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  •  исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.


Методы, в основе которых лежит форма организации

                               деятельности дошкольников в НОД:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных

                     и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий,

                        решение проблем.

Информационное обеспечение самообразования

Литература:

  1. Долженко Г.И. 100 оригами.  – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К*»,  1999.
  2. Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рольф, 2001.
  3. Соколова С. Н. Сказки и маски. – СПб.:ТОО «Диамант», ЗАО «Валерии СПб», 1997.
  4. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  5. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  6. Соколова С.Н. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; СПб.:  Валери СПД, 2002.
  7. Соколова С.Н. Театр оригами: Игрушки из бумаги. - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; СПб.:  Валери СПД, 2002.
  8. Соколова С.Н. Школа оригами: Аппликация и мозаика. - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; СПб.:  Валери СПД, 2002.
  9. Тарабарина Т.И. - Ярославль: «Академия развития», 1996.

План работы

с детьми, педагогами ДОУ и родителями дошкольников.

Содержание деятельности

Сроки

Проведения

Форма

отчета

1.

2.

3.

Обсуждение с педагогами тем по самообразованию.

Изучение:

  • методической

литературы по выбранной теме 

  •  «Азбуки» оригами и

основных базовых форм.

Проведение

     диагностик детей:

  • диагностика развития мелкой моторики
  • диагностическая карта

«Оценка результатов освоения материала»

Сентябрь

Создание картотеки методической литературы;    

альбома «Оригами»

Справки по результатам диагностики

4.

5.

Написание консультации для родителей и педагогов:

  • «Что такое мелкая

   моторика и почему так важно ее развивать?»

  • «Что делать если Вы

обнаружили плохое развитие мелкой моторики у своего ребенка?»

Разработка перспективного плана с          

              детьми в  

           соответствии с  

      ООПДО

Октябрь

Октябрь –

     май

Наличие консультативного материала

Наличие перспективного плана работы с детьми

Содержание деятельности

Сроки

Проведения

Форма

отчета

6.

7.

Оформление папки пальчиковых игр

Оформление папки физминуток

Ноябрь

Наличие материала по пальчиковым играм

Наличие материала по физминуткам

8.

9.

    Написание консультации для родителей и педагогов старших и подготовительных групп:

      «Значение оригами

для развития умственных и творческих способностей детей»

Оформление выставки детских работ для родителей «В ожидании Нового года»    

Декарь

Наличие консультативного материала

Выставка

10.

11.

Изготовление пооперационных карт для детей

      Изготовление поздравительной открытки

      к  23 февраля

Январь

февраль

Февраль

Наличие пооперационных карт

Наличие

 работ

12.

    Изготовление поздравительной открытки

      к  8 марта

Март

Наличие

 работ

Содержание деятельности

Сроки

Проведения

Форма

отчета

13.

Оформление буклета для педагогов

«Использование техники «Оригами» с детьми старшего дошкольного возраста»

Апрель

Наличие буклета

14.

 

               Проведение диагностики

   Выступление с опытом работы на итоговом педсовете

Май

Наличие диагностики

Презентация

Перспективный план работы

с детьми 

Сентябрь

Тема недели

Старшая группа

Подготовительная группа

Диагностика детей

Выяснить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.

   

Чтение сказки «Сказка об оригами», оформление выставки работ  по оригами для детей.

Задачи:

Познакомить детей с японским искусством оригами; вызвать у них интерес, желание в дальнейшем научиться изготовлению поделок в стиле оригами.

Тема: «Волшебное превращение бумажного квадрата»

Задачи:

Обучающие: познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов, научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, творческие способности, воображение.

Воспитательные: 

заинтересовать детей в изготовлении поделок в стиле оригами, продемонстрировать их. Воспитывать усидчивости, аккуратности.

Тема: «Волшебная страна Оригамия»

Задачи:

Обучающие: обобщить и

систематизировать знания детей о технике “Оригами”;

закрепить умения и навыки создавать поделки в технике “Оригами”; продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали; закреплять навыки выполнения базовых  форм.

Развивающие: 

формировать пространственное  

воображение, память,

творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: 

воспитывать художественный вкус,  культуру труда.

«Путешествие в страну дорожных знаков и правил»

Тема: «Пешеход»

Задачи:

Обучающие: продолжить знакомство детей с японским искусством «Оригами», учить выполнять объемные поделки, используя базовую форму «треугольник». Познакомить с названиями углов, сторон квадрата и треугольника,  с понятием «диагональ». 

Развивающие: развивать моторику кистей и пальцев, способность следовать устным инструкциям.

Воспитательные: воспитывать у детей

уважительное отношение к      

     Правилам дорожного движения и желание следовать им.

Тема: «Машина у светофора»

Задачи:

Обучающие: продолжать обучать детей изготовлению поделок в стиле оригами, преобразованию плоского листа бумаги в объёмную фигуру, делая чёткие аккуратные сгибы для получения красивой поделки.

Развивающие: развивать мелкую

    моторику, творчество,

 умение создавать

 конструкцию из бумаги.     

Воспитательные: воспитывать культуру поведения с целью

 предупреждения детского дорожно-транспортного

травматизма.

«Пришла прекрасная осенняя пора!»

Тема: «Зонтик»

Задачи:

Обучающие: научить конструировать зонтик, собирая его из нескольких модулей; познакомить детей с новой фазовой формой

 «воздушный змей»

Развивающие: развивать внимание, память, моторику кистей и пальцев,  способность следовать устным

             инструкциям.

Воспитательные: воспитывать интерес к конструированию из бумаги, формировать трудовые навыки при работе с клеем.

Тема: «Ветер с клена листья сбросил»

Задачи:

Обучающие: формировать умения  

следовать устным инструкциям педагога; обучать различным приемам работы с бумагой; закрепить основные геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. ;

Развивающие: 

развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; мелкую

     моторику рук и глазомер

Воспитательные: 

воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

Октябрь

Тема недели

Старшая группа

Подготовительная группа

«Приходите в огород, посмотреть, что как

         растет»

Тема: «Загадки с грядки»

Задачи:

Обучающие: напомнить первые шаги техники оригами – складывания квадрата по диагонали; закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «воздушный змей».

Развивающие: развивать мелкую моторику, творчество, сообразительность

Воспитательные: 

воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место.

Тема: «Тарелка с овощами»

Задачи:

Обучающие: продолжать формировать умения следовать устным инструкциям, работать с квадратными листами при создании композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:

развивать у детей мелкую моторики, внимание, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

Воспитательные:

формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; учить аккуратности.

«Как румян осенний сад, всюду фрукты там висят»

Тема: «Молодильное яблочко»

Задачи:

Обучающие: продолжать учить детей складывать первые поделки в технике «оригами» через знакомство с базовыми

формами «треугольник» и «конверт», дать детям знания об углах в треугольнике (острые углы и прямой), научить хорошо проглаживать пальцем линии сгиба.

Развивающие: развивать моторику кистей и пальцев, пространственное воображение, способность следовать устным инструкциям.

Воспитательные: воспитывать трудовые

          навыки, усидчивость.

Тема: «Ваза с фруктами»

Задачи:  

Обучающие:

формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой; продолжать закреплять основные геометрические понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.; обогащать словарь ребенка специальными терминами; создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:

развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение, мелкую

моторику рук и глазомер; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

Воспитательные:

способствовать желанию детей прийти на помощь своему товарищу в случае необходимости

«Лес в жизни человека и животных»

Тема: «Грибная

полянка»

Задачи:

Обучающие: 

закреплять знания детей о грибах; развивать интерес к технике оригами,  закреплять базовые формы: «косынка», «воздушный змей», умение складывать и сглаживать линии сгиба; учить создавать

небольшую композицию из оригами, дополнять ее аппликацией.

Развивающие: 

развивать мелкую моторику пальцев рук; фантазию,  

                          воображение.

Воспитательные: 

совершенствовать трудовые навыки, воспитывать бережное отношение к природе.

Тема: «Клубничка»

Задачи:

Обучающие:

продолжать учить детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; учить детей  

пользоваться схемой-

подсказкой; закрепить знания детей о ягодах.

Развивающие:

развивать конструктивные способности, художественный вкус, пространственное воображение, тонкие движения мелкой моторики рук.

Воспитательные: 

воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

       «Наши зеленые друзья -  деревья и кустарники»

Тема: «Елочка - колкая иголка»

Задачи:

Обучающие:

научить новому приёму моделирования (частичное наложение); развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов; отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали.

Развивающие:

совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию; внимание.

Воспитательные:   воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное

    отношение к природе.

Тема: «Прятки у ёлки»

Задачи:

Обучающие: 

закрепить знакомые приемы моделирования и преобразования геометрических фигур; уточнить знания о лесных растениях и животных.

Развивающие: 

развивать активную речь детей (планирующей); уточнить

пространственную  

ориентировку; умение

дифференцировать пространственные понятия (вверху, внизу, за, на и др.); развивать память посредством отсроченного припоминания.

Развивающие:

развивать навыки создания поделок в технике оригами, мелкую моторику

Воспитательные:

формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

«Звенели птичьи голоса»

Тема: «Сказочная птица: жар-птица»

Задачи:

Обучающие:

продолжать учить детей создавать поделки способом оригами из квадратов; загибать углы к центру, перегибать заготовку пополам. Познако-

мить детей с новым приемом «сгиб внутрь».

Развивающие:

продолжать развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию; внимание, память.

Воспитательные:   воспитывать усидчивость, умение понимать и выполнять инструкции педагога.

Тема: «Лебединая пара»

Задачи:

Обучающие:

Продолжать закреплять умение создавать поделки способом оригами, выполняя ее из базовой формы «Воздушный змей». Закрепить  понятия «диагональ», «центральная линия», «перегиб».

Развивающие: 

развивать мелкую моторику,  память посредством

отсроченного припоминания.

творческое воображение.

Воспитательные: 

воспитывать терпение,

усидчивость, бережное

         отношение к природе. Способствовать желанию детей прийти на помощь своему товарищу в случае необходимости.

Ноябрь

Тема недели

Старшая группа

Подготовительная группа

«Жизнь диких животных»

Тема: «Встреча в зайчат осеннем лесу»

Задачи:

Обучающие: 

продолжать учить детей создавать поделки способом оригами из квадратов разных по размеру, сгибать детали пополам, совмещая углы и стороны; оценивать результат своего труда.

Развивающие: 

развивать мелкую моторику, творческое воображение, фантазию.

Воспитательные: 

воспитывать терпение, внимание, совершенствовать трудовые навыки.

Тема: «Лисичка-сестричка и серый волк»

Задачи:

Обучающие: 

учить детей конструировать из бумаги в технике оригами лисенка и волчонка; закреплять  умение  сгибать лист  бумаги  в  разных направлениях, хорошо

проглаживая место сгиба.

Развивающие: 

развивать память, внимание, мелкие мышцы пальцев рук.

Воспитательные:

 воспитывать желание конструировать поделки из бумаги; желание помочь кому - либо в беде; умение доводить начатое дело до конца.

Знакомство с творчеством и произведениями

     Е.Чарушина

Тема:  «Медведь-рыбак»

Задачи:

Обучающие: 

продолжить формировать интерес детей к искусству оригами, умение конструировать поделку «Медведя»; продолжить закреплять умение

складывать бумагу в разных направлениях;

Развивающие: 

совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

развивать конструктивное, логическое и

пространственное мышление, внимание,

аккуратность.

Воспитательные: 

продолжить прививать

любовь к животному миру и бережное отношение к природе. Воспитывать культуру поведения на занятии.

Тема: «Голубые лягушки» (В.Бианки)

Задачи:

Обучающие: 

повышать интерес к

работе с бумагой через ознакомление с литерат-и произведениям. Продолжать учить детей складывать “двойной треугольник”, соблюдая последовательность

               сгибания квадрата.

Развивающие: 

тренировать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, следуя устным инструкциям. 
Развивать творческие

способности, уверенность в своих силах.

Воспитательные:
воспитывать аккуратность при работе с бумагой; прививать художественный вкус к литературе.

    «Семья –  это важно, семья – это сложно»

Тема: «Матрешка»

Задачи:

Обучающие: 

познакомить детей с выполнением поделок оригами, используя  

прямоугольные заготовки. Продолжать знакомство с базовой формой «книжка», приемом «карман».

Развивающие:

развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию; внимание.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие и умение доводить начатое дело до конца.  Воспитывать

уважение и заботливое

отношение к своей семье.

Тема: «Мамина мама»

Задачи:

Обучающие: 

развивать навыки выполнения и видоизменения базовой формы «Книжка», продолжать учить делать аккуратные, четкие сгибы.

Развивающие:

развивать мелкую моторику, мыслительную деятельность, умение

украшать поделку,

«оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.

Воспитательные:

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

«Мамочка, любимая, родная!»

Тема: «Цветы для любимой мамочки»

Задачи:

Обучающие: 

продолжать знакомить детей с японским искусством оригами; учить детей складывать бумагу в разных направлениях, составлять сюжетную композицию.

Развивающие: развивать моторику кистей и пальцев, способность следовать устным инструкциям.

Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к матери, как к самому близкому и родному человеку.

Тема «Сердечко для мамочки»

Задачи:

Обучающие: 

развивать навыки создания поделок в технике оригами;

продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, следуя инструкциям

                  педагога.

          Развивающие:

развивать творческие способности, мелкую

моторику пальцев рук,

         логику, воображение,

внимание, способность легко ориентироваться на листе бумаги.

Воспитательные:

способствовать формирование добрых

чувств. Воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к бумаге.

Декабрь

Тема недели

Старшая группа

Подготовительная группа

Знакомство с творчеством и произведениями

А.С. Пушкина

Тема: «Ветер по морю

гуляет и кораблик

           подгоняет» 

Задачи:

Обучающие: 

формировать умения следовать устным

        инструкциям; обучать

различным приемам работы с бумагой; продолжать

знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол,

сторона, вершина и т. д.;

обогащать словарь ребенка специальными терминами; учить создавать композицию с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:

развивать внимание, память, логическое и

пространственное воображение; мелкую

моторику рук и глазомер;

художественный вкус,

творческие способности и фантазию детей.

Воспитательные:

воспитывать интерес к конструированию из бумаги; формировать культуру труда и совершенствовать  

          трудовые навыки.

Тема: «Золотая

рыбка»

Задачи:

Обучающие: 

учить складывать из бумаги фигурки; развивать умение выполнять фигуру рыбы способом оригами по инструкции педагога,

составлять творческую

     композицию.

Развивающие:

развивать мелкую моторику, логическое мышление, чувство композиции.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Знать и соблюдать правила безопасности во время работы с ножницами.

Прививать усидчивость.

          Формировать умение

доводить начатое дело до конца. Воспитывать у детей литературно-художественный вкус; пробуждать у

дошкольников желание

самостоятельно обращаться к книге, как источнику

           содержательного и

занимательного проведения

                      досуга.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Тема: «Снеговик»

Задачи:

Обучающие: 

продолжать учить изготовлению простых по форме изделий в технике оригами, используя

базовую форму

                      «Конверт».

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, речь, образное мышление, усидчивости.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие и умение доводить начатое дело до конца.  

Тема: «Братцы Морозцы»

Задачи:

Обучающие:

Закрепит умение детей мастерить поделки в технике оригами, работая по словесной инструкции и показу. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов.

Развивающие:

развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук, конструктивное мышление, память, умение украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.

«Новогодний праздник. Елка наряжается»

Тема: «Снежинки»

Задачи:

Обучающие:

уточнить и расширить представления о снежинке. Развивать наблюдательность, интерес к изучению природы. Учить мастерить поделки из бумаги, используя известные

       приемы складывания,

закреплять умения и

      навыки складывания

квадрата.

Развивающие: развивать мелкую моторику, творчество, сообразительность

Воспитательные: 

воспитывать интерес к конструированию из бумаги; учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место.

Тема: «Снегурочка»

Задачи:

Обучающие:

продолжать учить детей изготовлению поделок-оригами из нескольких частей. Формировать умения  

следовать устным

инструкциям педагога при видоизменении базовой формы «воздушный змей».

Развивающие: 

развивать мелкие мышцы пальцев рук, память, внимание.

Воспитательные:

 воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Январь

Тема недели

Старшая группа

Подготовительная группа

В гости к

северным  

    животным

Тема: «Пингвиний пляж» 

Задачи:

Обучающие:

способствовать накоплению у детей конкретных представлений о материках, айсбергах; уточнить и закрепить знания детей о пингвинах. Закреплять умение складывать базовую форму «воздушный змей» без помощи воспитателя; формировать способность следовать устным

               инструкциям.

Развивающие: 

развивать пространственное воображение, память, творческие навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания.

Воспитательные:

формировать уверенность в своих силах и способностях,

воспитывать    

           наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.

Тема: «Морской

котик»

Задачи:

Обучающие:

повышать интерес к изготовления поделок в стиле оригами. Учить детей на основе новой базовой формы «Рыба»

изготавливать объемную

поделку; закрепить умение понимать и выполнять инструкции педагога.

Развивающие:

развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию; внимание, память, сообразительность.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие и умение доводить начатое дело до конца; прививать в детях любовь и бережное отношение

                  к природе.

«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Тема: «Совушка-сова»

 Задачи:

Обучающие:

научить детей  складывать фигурку совы; закрепить

складывание базовой формы «воздушный змей», приемы сгибания и складывания бумаги, учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге.

Развивающие:

развивать мелкую моторику, речь, память, воображение, творческую активность, умение ориентироваться на

квадрате.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, аккуратность, любовь к природе.

Тема: «Снегири на ветке»

Задачи:

Обучающие:

учить складывать снегиря в технике оригами,  

закреплять умение

складывать квадрат в разных направлениях, загибать углы разной величины, делать складку.

Развивающие:

развивать мелкую моторику пальцев, внимание, память.

Развивать познавательный интерес, расширить

кругозор, активизировать словарь ребенка.

Воспитательные:

воспитывать интерес к коллективной работе, любовь к птицам,

стремление помочь им в трудных условиях.

Знакомство с творчеством и произведениями

В.В. Бианки

Тема: «Молодая ворона»

Задачи:

Обучающие:

научить детей  складывать фигурку вороны; закрепить

складывание базовой формы «воздушный змей», приемы сгибания и складывания бумаги, учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге.

Развивающие:

развивать мелкую моторику,  память, воображение, творческую активность, умение работать в едином темпе.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие,

эстетический вкус,

формировать трудовые навыки, аккуратность, прививать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Тема: «Голубые лягушки» (В.Бианки)

Задачи:

Обучающие: 

повышать интерес к

работе с бумагой через ознакомление с литерат-и произведениям. Продолжать учить детей складывать “двойной треугольник”, соблюдая последовательность

               сгибания квадрата.

Развивающие: 

тренировать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, следуя устным инструкциям. 
Развивать творческие

способности, уверенность в своих силах.

Воспитательные:
воспитывать аккуратность при работе с бумагой; прививать художественный вкус к литературе.

Февраль

Тема недели

Старшая группа

Подготовительная группа

ОБЖ.

 Мой дом. Мебель, элект.приборы»

Тема: «Избушка на курьях ножках»

Задачи:

Обучающие:

продолжать закреплять умения и навыки создавать поделки в технике

           “Оригами”; совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали;

Развивающие:

развивать внимание, память, творческие способности, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

продолжать воспитывать интерес к искусству

оригами, желание делать

поделки из бумаги,

дополнять свою работу элементами аппликации.

Тема: «Двухэтажный

дом»

Задачи:

Обучающие:

закрепить умение детей создавать изображения по технике оригами, складывать базовую форму «Двойной треугольник», загибать углы, совмещать стороны, четко проглаживая линии сгибов;

оценивать результат своего труда.

Развивающие:

совершенствовать и развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать умение следовать инструкциям, развивать память, мышление,  

            фантазию.

Воспитательные:

воспитывать терпение, внимание.

«Если не иметь посуды, жить придется очень худо!»

Тема: «Стакан с блюдцем»

Задачи:

Обучающие:

закреплять знания детей о посуде; развивать интерес к технике оригами,  

закреплять преобразование базовой формы

«Треугольник», умение

складывать и сглаживать линии сгиба; учить создавать небольшую

композицию из оригами, дополнять ее аппликацией.

Развивающие:

развивать мелкую моторику рук, внимание, фантазию и

        воображение

Воспитательные: 

совершенствовать трудовые навыки детей.

«Наши  защитники»

          Тема: «Пилотка»

Задачи:

Обучающие: продолжать знакомить детей с японским искусством «Оригами», закреплять умение складывать  

прямоугольный лист бумаги пополам, вдоль и поперек, чтобы обозначились линии сгибов, проглаживать линии сгиба подушечками  пальцев.

Развивающие:

развивать мелкую моторику рук, внимание,  

воображение.

Воспитательные:

воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных,

смелых российских воинов.

Тема: «Танк».

Задачи:

Обучающие:

продолжать знакомить детей со способами преобразования квадрата из базовых форм «Дверь» и «Конверт».

Развивающие:

развивать мелкую моторику рук, внимание, память.

Воспитательные:

воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, к

защитникам Отечества, уважение к символам страны.

Воспитывать трудолюбие и умение доводить начатое дело до конца.  

«Путешествие по городу профессий»

Тема: «Кондитеры»

Задачи:

Обучающие:

познакомить детей  с предметами и техникой необходимыми для работы кондитеру, расширить

кругозор и словарный запас детей. Продолжать учить изготовлению простых по форме изделий в технике оригами.

Развивающие:

развивать чувство формы, пропорции, глазомер, мелкую моторику рук, фантазию, творчество.

Воспитательные: воспитывать интерес к трудовой деятельности повара – кондитера.

Тема: «Энтомолог»

Задачи:

Обучающие:

расширять знания детей об окружающем мире (дать представления о науке, изучающей насекомых – ЭНТОМОЛОГИИ).

Продолжить знакомить детей с оригами, формировать умение конструировать поделку «божья коровка»;

продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях.

Развивающие:

совершенствовать мелкую моторику рук; формировать логическое и конструктивное мышление; развивать память и внимание, способствовать развитию воображения;

Воспитательные: 

совершенствовать трудовые навыки детей. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Март

Тема недели

Старшая группа

Подготовительная группа

«С днем 8 марта!

С праздником весенним!»

Тема: «Тюльпанчики

для мамочки»

Задачи:

Обучающие:

Стимулировать желание детей создавать цветы тюльпаны с помощью техники оригами из бумаги, формировать творческие способности. 

Продолжать закреплять выполнение базовой формы «двойной треугольник» с целью дальнейшего его преобразования. Закреплять навыки точных, аккуратных сгибов.

Развивающие:

Развивать у детей умение следовать инструкциям педагога. Развивать память, сообразительность, внимание, глазомер и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи. Воспитывать аккуратность, интерес к изготовлению подарка своими руками.

Тема: «Подарок для мамочки» (сердечко и цветок)

Задачи:

Обучающие: продолжать знакомить детей с изготовлением поделок из нескольких модулей.

Закрепить умение следовать инструкциям педагога, навык точных и аккуратных сгибов.

Развивающие:

развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память.

Воспитательные:

Воспитывать стремление доставить своим трудом радость близким и любимым людям. Воспитывать терпение и усидчивость при

изготовлении работ.

«Полна чудес весенняя природа»

Тема: «Первоцветы»

Задачи:

Обучающие:

Способствовать расширению и обогащению представлений детей о первоцветах.

Развивающие:

Развивать интерес к искусству оригами, навыки

конструирования из бумаги. Развивать умение детей создавать объемные предметы в технике оригами.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное

    отношение к первоцветам и природе в целом.

Тема: «Грачи

              прилетели»

Задачи:

Обучающие:

Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период.

Развивающие:

Закрепить способы складывания птиц (грача) и правила работы с пооперационными картами, обогащать игровой опыт и создавать условия для самовыражения.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Воспитательные:

Формировать культуру труда, совершенствовать

     трудовые навыки.

 Воспитывать бережное отношение к птицам, к

     природе.

«Русь, Россия, Родина моя»

Тема: «Во поле береза стояла»

Задачи:

Обучающие: 

Расширить знания детей о символе России – березе. Продолжать учить детей делать поделки из бумаги, методом «оригами».

Продолжать отрабатывать навыки

сгибания квадратного листа по диагонали, закрепить понятие о базовой форме «воздушный змей»; учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу.

Развивающие:

Развивать навыки работы с бумагой;

  выполнения точных и

аккуратных сгибов; развивать мелкую моторику, творчество.

Воспитательные: 

Продолжать воспитывать интерес к искусству оригами,  

самостоятельность, эстетические эмоции и чувства.


«На чем мы ездим?»

Тема: «Ветер по морю

    гуляет и кораблик

подгоняет»

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с изготовлением поделок в стиле оригами из квадратного листа бумаги.

Развивающие:

 Развивать глазомер и точные движения пальцев.

Стимулировать развитие памяти путем запоминания

способов складывания и использование их при самостоятельной деятельности.

         Способствовать концентрации внимания, сосредотачиваясь на процессе изготовления поделки.

Воспитательные:

Учить проявлять самостоятельность при складывании поделки; развивать аккуратность в

работе.

Тема: «Транспорт на улицах нашего города»

(коллективная работа)

Задачи:

Обучающие:

Продолжать учить детей на основе пооперационных карт изготавливать

коллективную работу, дополняя ее элементами

аппликации.

Развивающие:

Развивать эстетический вкус, подбирая красивые сочетания бумаги, глазомер, мелкую моторику пальцев, воображение, самостоятельность.

Воспитательные:

Содействовать формированию  коммуни-

кативной компетентности у детей при совместно-продуктивной деятельности.

Воспитывать творческие способности в украшении

поделки.

Апрель

Тема недели

Старшая группа

Подготовительная

             группа

Кто во что одет?» «Кто во что обут?»

Тема: «Гномик»

Задачи:

Обучающие:

Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами из двух модулей.

Развивающие:

Тренировать способность работать

руками, приучать к точным движениям пальцев, следуя устным инструкциям. 

Развитие творческих способностей, уверенности в своих силах.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при

выполнении работы. 


         Тема: «Одежда для куклы»

Задачи:

Обучающие:

Продолжать учить детей мастерить поделки, в стиле оригами используя пооперационные карты. Закреплять знания детей, условных знаков.

Развивающие:

Развивать моторику кистей и пальцев рук, умение совершать последовательные действия. Активизировать мыслительную деятельность детей.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность и

ценностное отношение к собственному труду.

Формировать элементарные нормы и правила взаимоотношений между детьми.

«Путешествие в Африку с доктором Айболитом»

Тема: «Жираф»

Задачи:

Обучающие:

Учить детей складывать из бумаги жирафа, взяв за основу уже приобретенные навыки и способы сложения квадрата. Учить делать перегиб и вгибание угла во внутрь, вырезать линию ног и живота.

Развивающие:

Совершенствовать координацию движений рук. Развивать чувство цвета, направлять внимание детей на то, чтобы добивались большей выразительности фигуры.

Воспитательные:

Воспитать творческое отношение к своей работе, умение доводить ее до конца.

Тема: «Зоопарк»

Задачи:

Обучающие:

Закрепить умение детей складывать знакомые базовые формы,

самостоятельно выполнять дополнительные разрезы по намеченным линиям.  

Упражнять в точном соединении углов и сторон квадрата.

Развивающие: Развивать аккуратность, самостоятельность в работе, фантазию, чувство

композиции.

Воспитательные:

Содействовать формированию  коммуни-

кативной компетентности; учить детей объединить свою работу с работами других детей и создать общую композицию.

Разбудить в детях радость от собственного труда.

 «Если очень захотеть можно в космос полететь»

Тема: «Космический корабль»

Задачи:

Обучающие:

Продолжать учить детей делать игрушки из бумаги в технике оригами, преобразовывая прямо-

угольный лист бумаги. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать  

         лист в разных

направлениях. Продолжать формировать представления детей о космосе и

космонавтах.

Развивающие:

Развивать моторику кистей и пальцев рук. Совершенствовать  

пространственное воображение, способность 

следовать устным

   инструкциям.

Воспитательные: 

Совершенствовать трудовые навыки детей.

Тема: «В открытом космосе»

Задачи:

Обучающие:

Продолжать учить детей читать схему,

понимать условные

обозначения. Учить придер -

живаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки, делать аккуратные и четкие сгибы. Учить украшать, «оживлять» поделку с помощью аппликации и рисования.

Развивающие:

Развивать навыки выполнения и видоизменения базовых форм. Совершенствовать

координацию движений рук.

Воспитательные:

Воспитать творческое отношение к своей работе, умение доводить ее

до конца.

«Домашние животные – такие беззаботные»

Тема: «Кошечка у миски»

Задачи:

Обучающие:

Продолжить формировать интерес детей к искусству оригами;

формировать умение конструировать поделку «Кошка», умение работать по схемам. Продолжить закреплять умение

складывать бумагу в разных направлениях.

Развивающие:

Продолжить совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

развивать конструктивное, логическое и

         пространственное мышление, внимание.

Воспитательные:

Продолжить прививать любовь к

животному миру и

бережное отношение к

        природе; воспитывать

доброжелательное отношение друг к другу.

Тема: «Щенок у будки»

Задачи:

Обучающие:

Расширять знания детей о домашних животных. Закрепить умение и навыки создавать поделки в технике «Оригами», пользуясь

схемой. Продолжать

совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы при преобразовании квадрата.

Развивающие:

Развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, логику, воображение, внимание, способность легко ориентироваться на листе бумаги.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к бумаге. Способствовать

формирование добрых

      чувств.

«На птичьем дворе»

Тема: «Курочка и цыплята»

Задачи:

Обучающие:

Расширять знания детей о домашних птицах. Продолжать учить выпол -

нять поделки, используя схему. Упражнять в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии

сгибов.

Развивающие:

Развивать интерес к оригами. Развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук, уверенность в своих силах, творчество.

Воспитательные:

Воспитывать умение

работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его

                      инструкции.

Тема: «Петушок и курочка»  (из сказки «Бобовое зернышко»)

Задачи:

Обучающие:

Продолжать учить детей делать игрушки из бумаги в технике оригами, пользуясь пооперационными картами. Упражнять в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии

сгибов.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей мыслительную деятельность, умение дополнять свою работу

аппликацией. Закрепить знания о  

   геометрических фигурах: квадрат, треугольник, углы верхние и нижние, умение ориентироваться на листе бумага.

Воспитательные:

Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, консруктивно

правильно.

Май

Тема недели

Старшая группа

Подготовительная группа

«Наши деды – славные победы»

Тема: «Голубь мира»

Задачи:

Обучающие: 

Научить складывать фигуру «голубя мира», на основе базовой формы «Треугольник», научить изготавливать георгиевскую ленточку; учить складывать

сосредоточено, тщательно выравнивая углы.

Развивающие:

Развивать

 пространственное воображение, способность следовать устным

инструкциям, моторику кистей и пальцев, умение совершать  

            последовательные действия.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, эстетический вкус, культуру труда.

Тема: «На поле танки грохотали»

Задачи:

Обучающие: 

продолжать знакомить детей с изготовлением поделок из нескольких модулей.

Закрепить умение следовать инструкциям педагога, навык точных и аккуратных сгибов.

Развивающие:

Совершенствовать мелкую моторику рук; формировать логическое и конструктивное мышление; развивать память и внимание.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, культуру труда, умение доводить свою работу

до конца.

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведенной работы над темой по самообразованию воспитателя группы № 4 (старший дошкольный возраст) за 2017 -2019 учебный год воспитателя

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его...

План самообразования «Использование мнемотехники- как средство эффективного развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Особенность методи...

3. План самообразования: "Использование приема мнемотехники при заучивании стихотворений и скороговорок с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи" на 2021-2023 уч.г

Мнемотехника - система приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной...

План по самообразованию«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоени...

Перспективный план по самообразованию « Использование мнемотехники, как средство заучивания стихов для развития речи детьми старшего дошкольного возраста»

Актуальность:Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного вним...