План самообразования «Использование мнемотехники- как средство эффективного развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2021-2022.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №96» г. Перми

План работы воспитателя Морошкиной И.Г. на 2021-2022 гг. над темой самообразования

«Использование мнемотехники- как средство эффективного развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Цель: развитие профессиональной компетентности через изучение и использование технологий мнемотехники в образовательном процессе для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования звуковой культуры речи, связной речи с использованием мнемотехники.
  2. Разработать методический комплект, состоящий из мнемотехнических таблиц.
  3. Развивать речь детей в игровой деятельности, речевое внимание, артикуляционный и голосовой аппарат.
  4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников в совместных играх и занятиях.
  5. Развивать монологическую речь при составлении рассказа- описания предмета.

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Этапы работы

Задачи

Сроки выполнения каждого этапа

Действия и мероприятия, проводимые в ходе работы

 над темой

(с детьми, родителями, коллегами)

Форма отчета по проделанной работе

I. Диагностический

1. Провести анализ профессиональных затруднений.

2. Определить проблему.

3. Изучить литературу и имеющийся опыт коллег по проблеме.

Сентябрь – ноябрь

 2021 года

Провести мониторинг детей группы по теме, анкетирование родителей; изучение литературы по проблеме.

Результаты мониторинга.

Аналитическая справка по результатам изучения анкет.

Перечень литературы.

II. Прогностический

1. Определить цель и задачи работы над темой.

2. Разработать систему мер, направленных на решение проблемы.

3. Спрогнозировать результаты.

Декабрь –

май

2021-2022 года

Цель: формирование умения детей последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Задачи:

1.В работе с детьми.

1.1. Содействовать формированию монологической связной речи детей.

1.2. Учить преобразовывать абстрактные символы в образы.

1.3. Обогатить предметно – игровую среду мнемотехническими таблицами.

1.4. Воспитывать интерес к рассказыванию по мнемотехническим таблицам.

2. Работа педагога.

2.1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования звуковой культуры речи, связной речи с использованием мнемотехники.

3. В работе с родителями.

3.1. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта речевой активности ребенка посредством мнемотехники.

Ожидаемый результат:

1. Разработан методический комплект, состоящий из мнемотехнических таблиц.

2. Разработан перспективный план по развитию связной речи детей с учетом использования мнемотехнических таблиц.

3. Дети последовательно, грамматически правильно излагают свои мысли и рассказывают стихи и события из окружающей жизни.

4. Курсы повышения квалификации.

Выступление перед коллегами; обучение на курсах повышения квалификации по теме: «Мнемотехника- как способ развития связной речи детей среднего дошкольного возраста».

Удостоверение.

III. Практический

1. Внедрить передовой практический опыт; систему мер, направленных на решение проблемы.

2. Сформировать методический банк по данной проблеме (картотеки, рекомендации).

3. Отследить результаты работы (текущие и практические) для корректировки плана.

Сентябрь 2021 года –

май 2022 года

1. Открытое занятие, консультации для родителей и педагогов.

2. Составить картотеку мнемотехнических таблиц, рекомендации для родителей.

3. Провести промежуточный мониторинг.

Конспект открытого занятия, консультации для родителей и педагогов, картотека мнемотехнических таблиц, результаты промежуточного мониторинга.

IV. Обобщающий

1. Представление опыта.

2. Оформить результаты работы в письменном и электронном варианте (презентация, отчет, диаграммы или др.)

3. Представить материалы коллегам (ДОУ, район, город, край)

 Май

2022 года.

Презентации, фотоотчеты, видеофильмы, картотеки, методические рекомендации.

Публикация в СМИ.

Планируемые выступления в ДОУ.

Участие в МО.

Мастер – классы для коллег.

Презентация.

Сертификат.

Выступление перед коллегами на информационном совещании, на районном или городском МО.

V. Внедренческий

1. Использовать свой, наработанный опыт в процессе дальнейшей работы.

2. Распространять передовой опыт работы по теме.

 Сентябрь 2021 года

Планирование в работе с родителями и детьми.

Конкурсы пед. мастерства.

Мастер-классы.

Участие в ярмарке пед. инноваций.

Конференции

Диплом.

Отзыв.

Сертификат.

Доклад, реферат, оформленный проект.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

План самообразования на тему "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач  детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает во...

«Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Цель выступления: Представить опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи посредством организации центра театрализованной деятельности, показать эффективность используе...

План самообразования педагога "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"

Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.Задачи:- расширять и активизировать словарный запас детей;- развивать умение составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам...

Система работы «В гостях у сказки» по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники группа для детей от 4 до 5 лет

ВведениеНи для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушен...