План самообразования педагога "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Дельмухаметова Гузель Фаргатовна

Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать умение составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам;

- развивать умение строить диалог и монолог;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2022-2023.docx116.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 84» г. Оренбурга

460023, г. Оренбург, ул. Магистральная 4а, тел. (3532)47-89-69

     

План

самообразования педагога

Тема: «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
на 2022-2023 учебный год

Разработала:

                                             Дельмухаметова Г.Ф.

                                                   I квалификационная категория

г. Оренбург - 2022г.

Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать умение составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам;

- развивать умение строить диалог и монолог;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Методы и приемы:

-чтение и рассказывание художественных произведений;

-заучивание наизусть;

-пересказ;

-описание и составление рассказов по сюжетным картинам;

-составление загадок;

-сочинение сказок;

- инсценирование сказок; (настольный театр),

-игры и упражнения для развития речи (О.С.Ушакова).

Срок

Содержание работы

Результат

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Ознакомление с литературой, интернет ресурсами, опытом педагогов в социальной сети работников образования

Наблюдение, индивидуальная работа с каждым ребенком, анализ речевой активности детей.

Анкетирование «Развитие речи вашего ребенка»

Ознакомление с обобщенным опытом работы педагогов учреждения по данной теме

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин, сказок.

Памятка для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

Тема: «Работа над пересказами»

ОД. Тема: «Сказка в гости к нам пришла»

Цель: обучение связному последовательному пересказу; обучение детей приемам планирования собственного пересказа; активизация и обогащение словарного запаса детей.

Рекомендация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Консультация для воспитателей: «Методика обучения пересказу»

Ноябрь

Тема: «Игры и упражнения для развития речи» (О.С.Ушакова).

Игровая деятельность в свободное время.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

Картотека игр и упражнений для детей среднего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений для детей среднего дошкольного возраста «Играем дома»

-

Декабрь

Тема: «Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.»

Чтение сказок в утреннее и вечернее время.

Цель: помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Подбор сказок в соответствии с возрастом.

Советы родителям: «Сказкотерапия для детей» (устная консультация)

Папка-передвижка для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Январь

Тема: «Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам»

ОД Тема: «Беседа по картине»

Цель: формировать у детей умение рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; побуждать к исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать умение анализировать, составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя; пополнять и активизировать словарный запас детей.

Конкурс для детей и родителей по изготовлению лепбуков «Волшебная книга»

Презентация для педагогов: «Лепбук как инновационная технология дошкольного обучения»

Февраль

Тема: «Работа с загадками»

Индивидуальные занятия с подгруппами детей в вечернее время: «Отгадай загадку»

Цель: показать роль загадки на формирование выразительности речи; развитие внимания, слухового восприятия, осуществления анализа.

Папка-передвижка для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

-

Март

Тема: «Составление загадок»

Тематическое занятие в группе: «В мире загадок» Цель: развивать умение детей отгадывать загадки по схемам. развивать монологическую речь детей.

Совместное мероприятие музыкального руководителя и воспитателей группы, посвященное празднованию 8 марта: «Мамин праздник» (с использованием загадок, стихов, песен и т.д.)

Апрель

Тема: «Работа над развитием речи через театральную деятельность».

Игры-театрализации в свободное время.

Цель: развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности; раскрытие творческих способностей детей.

Мастер-класс для родителей: «Театр на палочках своими руками»

Презентация для педагогов «Центр творчества или театральный уголок в группе»

Май

Тема: «Работа над выразительностью речи посредством чтения стихотворений»

Конкурс чтецов посвященный Дню Победы: «Я помню! Я горжусь!»

Родительское собрание с участием воспитанников группы: «Литературная гостиная»

Открытое занятие для педагогов ДОУ

Форма отчетности.

-Выступление на педсовете о проделанной работе.

-Памятки для родителей по обучению связной речи.

Список литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Теремок» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три медведя» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три поросенка» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
  5. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. Спб. Речь; М.: Сфера, 2008. – 221с.
  6. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. - СПб.: Паритет, 2007.-112с.
  7. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П. Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 222с.
  8. Овчинникова Т.С, Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.- 176с.
  9. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2011г. –336 с.
  10. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.- 224с.
  11. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 127с.
  12. Ребенок в мире сказок/авт.- сост.О.П. Власенько.- Волгоград: Учитель, 2009-44с.
  13. Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок/ авт.-сост. Н.А. Фомина –Волгоград: Учитель, 2011.- 91с.
  14. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей». -112с.
  15. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.: ООО АСТ, 2000.- 464с.
  16. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....

План самообразования на тему "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач  детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает во...

План самообразования «Использование мнемотехники- как средство эффективного развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Особенность методи...

Система работы «В гостях у сказки» по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники группа для детей от 4 до 5 лет

ВведениеНи для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушен...