Консультация для родителей "Игра - школа произвольного поведения"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Туренко Ольга Алексеевна

Консультация для родителей "Игра - школа произвольного поведения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-shkola_proizvolnogo_povedeniya.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  художественно-эстетическому развитию детей №13 «Родничок»

Консультация для родителей

Тема: «Игра – школа произвольного

поведения».

Выполнила

педагог-психолог

МБДОУ д/с № 13

О. А. Туренко

г. Зеленогорск

2018г

О психологии игры.

В дошкольном возрасте в центр процессов развития попадает сюжетно – ролевая игра. Эту деятельность ребёнка характеризует в первую очередь то, что в ней моделируются отношения людей через принятие на себя и осуществление различных «взрослых» ролей.

        Результат ролевой игры – во внутренних изменениях самого ребёнка. Её продукт – эмоциональный опыт и способность ребёнка удерживать специфическое, задаваемое той или иной ролью, отношение к действительности.

        Это очень важно для психического развития. Способность детей к обучению школьного типа немыслима, без развитой способности устойчиво удерживать особую роль и внутреннюю позицию ученика. Формируется же эта способность в значительной мере в ролевой игре.

       Однако надо иметь в виду, что роль ученика, какая она существует в ролевой игре, и роль ученика, которую принимают на себя учащиеся школы, не одно и то же. Ролевая игра детей в школу подчиняется другим законам, чем реализация ролевых отношений в учебной деятельности школьников. Учебная деятельность, как новая ведущая деятельность, приходящая на смену ролевой игре, знаменует переход ребёнка на новую возрастную ступень.

        Слабое развитие произвольной сферы у детей, поступающих в школу, затрудняет их обучение. Игры помогут детям адаптироваться к школьному обучению.

        Для ролевой игры, характерным является подчинение правилу, связанному с ролью, которую берет на себя ребёнок. Связь правила с ролью в  творческой игре органическая, правила определяются основным содержанием роли, и усложняется по мере развития и усложнения этого содержания.

Подвижные игры с правилами:

  1. Имитационно – процессуальные игры и элементарные игры – упражнения.
  2. Драматизированные игры по определенному сюжету.
  3. Игра с правилами без сюжета.
  4. Спортивные игры и игры – упражнения с ориентировкой на определенные достижения.

        Если в жизни детей в детском саду или школе не остается времени для самостоятельной ролевой игры, они играют дома, компенсируя эти недостатки. Однако домашние игры имеют ограниченное значение и не могут заменить коллективную игру. Совсем другое дело – ролевая игра в группе детей с неисчерпаемыми возможностями воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают люди в реальной жизни.

Игра и произвольное поведение.

        В игре происходит существенная перестройка поведения ребёнка – оно становится произвольным.

        При выполнении роли, образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым ребёнок сам сравнивает своё поведение и контролирует его, т.е. он выполняет как бы две функции: играет свою роль и контролирует свое поведение.

        Произвольное поведение характеризуется не только наличием образа, но  и контролем над выполнением этого образа. Функция контроля ещё очень мала и часто требует поддержки со стороны участников игры, однако значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.

        Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребёнка.

        Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для развития самостоятельности, и многого другого. Играя, малыш учится осмысленно ориентироваться в переживаниях, оценивать их, и благодаря этому у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка. В игре воспитывается коллективизм, умение и желание делать что - то вместе, помогать другому человеку.

Игры для развития тонкой моторики руки.

Развивать у детей тонкую моторику руки необходимо для красивого почерка. С этой целью детям предлагается рисовать различные бордюры, перерисовывать  с доски геометрические фигуры, закрашивать их, штриховать и т.п. Если у ребёнка нет учебной мотивации, то он не будет долго и старательно выполнять предложенные задания. В этом случае опять может помочь игровая мотивация (игра в художников – волшебников, чтение сказок – рассказов).  

Список литературы:

  1. Вицлак Г. «Способность к обучению в школе» 1972г. (сайт Child-psy.ru)
  2. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. - М.: Народное образование, 1994. - 144с.
  3. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста под ред. Эльконина Б.Д., Венгера А.Л. - М.: 1988г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формируем произвольность поведения по средством подвижных игр"

Подвижная игра в руках педагога становится ценным средством приобщения детей к физической культуре, выработки правильных двигательных умений и навыков, развития выносливости, быстроты действий, формир...

Консультация для родителей "Школа хорошего поведения"

Эта консультация предназначена для молодых родителей. В ней говорится о том как нужновести себя с ребенком в той или иной ситуации....

Консультация "Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх"

В консультации раскрыто использование игры для развития способности ребёнка владения и управления своим поведением....

Произвольность поведения – необходимый компонент готовности ребенка к школе.

Формирвание произвольного поведения  - необходимый компонент готовности ребенка к школьному обучению. Как помочь ребенку сформировать произвольное поведение. Игра, как основная форма деятельности...