план самообразования
материал на тему
Предварительный просмотр:
План самообразования
на тему:
«Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ дошкольного возраста»
воспитателя
Драпеза Марии Борисовны
на 2017 – 2018 учебный год
Цель: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывание фундамента гигиенической культуры у детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Задачи: 1. развивать культурно-гигиенические навыки;
2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;
3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
5. развивать навыки самообслуживания, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий (одеваться (раздеваться) в определенной последовательности);
6. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
7. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
8. активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков самообслуживания и личной гигиены дома.
9. консультировать родителей по данной теме;
10. совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии;
9. работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.
Актуальность.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу и т.д.) является важным шагом на пути к социальной адаптации ребенка.
Дети с особенностями развития испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей – все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.
Работа по формированию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания чрезвычайно важна, в первую очередь, для адаптации детей с ОВЗ в семье. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на близких этих детей, как правило, усугубляется многолетним общим напряжением в этих семьях. Понятно, что близким часто легче осуществлять общий уход за ребенком, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у него самостоятельных культурно - гигиенических навыков.
Главное для детей с ОВЗ – это максимальное овладение культурно - гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, научить ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям необходимо выбрать оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме, успешной социализации в будущем.
Воспитание у дошкольников с ОВЗ навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
- внедрение проекта «Я сам»
- использование Интернет - ресурсов;
- пополнять развивающую среду дидактическими играми и пособиями с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО.
Ожидаемый результат:
- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;
- реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ;
- разработка и проведение открытых просмотров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления, консультации на муниципальных объединениях, участие в конкурсах с само обобщением опыта;
- публикация материалов, авторских разработок и авторских методических материалов по теме самообразования;
- овладение детьми культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей. Умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, и способствовать успешной социализации в будущем.
Ожидаемый результат у детей:
- формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
- овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;
- дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
- проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
- правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
- пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
- правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания;
Предполагаемый результат для родителей:
- повышение знаний для успешного развития детей;
- получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
- укрепление связей между МАОУ «Надежда» и семьей.
Методы деятельности:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- обеспечение чистоты среды;
- культура общения;
- использование художественной литературы;
План работы по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Месяц | Проводимые мероприятия |
сентябрь |
Цель: выявить знания и умения детей;
Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;
|
октябрь |
полотенцем;
|
ноябрь |
Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению;
свойствах воды (вода капает, разливается, льется);
|
декабрь |
|
январь |
Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная;
|
февраль |
|
март |
|
апрель |
Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.
Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики.
|
май |
|
Отчет о проделанной работе за 2017 -2018 учебный год:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) | 2017 – 2018 год | Изучение литературы и имеющегося опыта по данной проблеме, знакомство с материалами интернет - ресурсов. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы Мероприятия Прогнозирование результатов Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей по данной проблеме. | 2017 – 2018 | Изготовление дидактических игр и пособий, алгоритмов, атрибутов к сюжетно – ролевым играм с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО Через дидактические и сюжетно – ролевые игры обеспечить развитие познавательной активности, расширить представления об окружающей действительности, способствовать оптимальной адаптации детей в социуме и успешной социализации в будущем. Организация и проведение игровых приемов для максимального овладения культурно гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, и умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно. |
Практический | Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. Презентация проекта Разработка конспектов НОД по формированию у детей с ОВЗ дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания. | 2017 -2018 | Проект «Я сам» для воспитателей МАОУ «Надежда» |
Обобщающий | Подведение итогов. Распространение опыта своей работы Изготовление дидактического пособия «Сенсорная юбка» Пополнить развивающую среду дидактическими играми и пособиями с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО | 2018 | Обобщение опыта работы по теме “Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ дошкольного возраста” на МО воспитателей Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания Игры, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания |
Внедренческий | Использование опыта в процессе дальнейшей работы. Распространение своего опыта в ходе дальнейшей педагогической деятельности. Публикация опыта работы над темой. | 2018 |
Литература:
1 .Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений/ Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи.-М.: Просвещение, 1987.-143с.: ил.
2 .Дерюгина М.П., От колыбели до школы и далее: Домаш. Руководство по уходу за здоровым и больным ребенком.-Мн.: Беларусь, 1993.-VIII,678с.: ил.
3. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят: популярная литература –М., 2000
4.Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие –М., 2006
5. Доскин, В. А. Растем здоровыми [:пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры –М: «Просвещение», 2002 4. Расту культурным - Москва 2011
6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет: методическое пособие– М. : ТЦ «Сфера», 2004.
7 .Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - – С. 57 – 58.
8. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н. П. Вайзман. – М.: Просвещение, 1992
9. Басилова Т. А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996, N 3
10. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.
11. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М.: Академия, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...