план самообразования
материал на тему

план самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_drapeza_m.b.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

на тему:

«Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ дошкольного возраста»

воспитателя

Драпеза Марии Борисовны

на 2017 – 2018 учебный год

Цель: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывание фундамента гигиенической культуры у детей  с ОВЗ дошкольного возраста.

Задачи: 1. развивать культурно-гигиенические навыки;

2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;

3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;

5. развивать навыки самообслуживания, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий (одеваться (раздеваться) в определенной последовательности);

6. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;

7. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;

8. активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков самообслуживания и личной гигиены дома.

9. консультировать родителей по данной теме;

10. совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии;

9. работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Актуальность.

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу и т.д.) является важным шагом на пути к социальной адаптации ребенка.

Дети с особенностями развития испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей – все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.

Работа по формированию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания чрезвычайно важна, в первую очередь, для адаптации  детей с ОВЗ  в семье. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на близких этих детей, как правило, усугубляется многолетним общим напряжением в этих семьях. Понятно, что близким часто легче осуществлять общий уход за ребенком, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у него самостоятельных культурно - гигиенических навыков.

Главное для детей с ОВЗ – это максимальное овладение культурно - гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, научить ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям необходимо выбрать оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме, успешной социализации в будущем.

Воспитание у дошкольников с ОВЗ навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
  • внедрение проекта «Я сам»
  • использование Интернет - ресурсов;
  • пополнять развивающую среду дидактическими играми и пособиями с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО.

Ожидаемый результат:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;
  • реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ;
  • разработка и проведение открытых просмотров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • доклады, выступления, консультации на муниципальных объединениях, участие в конкурсах с само обобщением опыта;
  • публикация материалов, авторских разработок и авторских методических материалов по теме самообразования;
  • овладение детьми культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей. Умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, и способствовать успешной социализации в будущем.

Ожидаемый результат у детей:

  • формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
  • овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;
  • дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
  • проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
  • правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
  • пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
  • правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания;

Предполагаемый результат для родителей:

  • повышение знаний для успешного развития детей;
  • получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
  • укрепление связей между МАОУ «Надежда» и семьей.

Методы деятельности:

  • личный пример работников детского сада, родителей;
  • обеспечение чистоты среды;
  • культура общения;
  • использование художественной литературы;

План работы по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Месяц

Проводимые мероприятия

сентябрь

  • Диагностика культурно-гигиенических навыков;

Цель: выявить знания и умения детей;

  • Учить детей пользоваться унитазом;
  • Продолжать учить самостоятельно, снимать и одевать (трусики, шорты, колготки) в туалете;
  • Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;
  • Есть аккуратно, пользоваться ложкой;
  • Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;
  • Практическая деятельность «Учимся умываться».

Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;

  • Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста».

октябрь

  • Чтение А.Барто «Девочка чумазая»;
  • Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»;
  • Приучать детей мыть руки после туалета;
  • Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным

полотенцем;

  • Повторить с детьми алгоритм одевания и раздевания;
  • Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой;
  • Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
  • Беседа. «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней;
  • Рекомендации родителям: «Одежда детей в осенний период».

ноябрь

  • Чтение Кассиль «Приятного аппетита»;
  • Игровая ситуация «Купаться любят все…»

Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению;

  • Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания;
  • Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем;
  • Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место;
  • Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи);
  • Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его;
  • Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»;
  • Экспериментирование «Свойства воды» Цель: формировать у детей представления о

свойствах воды (вода капает, разливается, льется);

  • Блок познавательных занятий «Обувь»;

декабрь

  • Продолжать учить детей вешать полотенце на место;
  • Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания;
  • Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;
  • Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;
  • Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;
  • Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Просмотр м/ф «Мойдодыр»;
  • Инсценировка сюжета из сказки «Мойдодыр»;
  • Наглядная информация для родителей: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»

январь

  • Игровая ситуация «Мойдодыр детям подарил мыло»;
  • Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»;
  • Экспериментирование «Вода теплая и холодная»

Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная;

  • Чтение: потешки «Чистая водичка»;
  • Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;
  • Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
  • Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно;
  • Блок познавательных занятий «Одежда».

февраль

  • Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»;
  • Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;
  • Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;
  • Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;
  • Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;
  • Учить пользоваться расчёской;
  • Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место;
  • Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик;
  • Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».
  • Чтение: потешки «Водичка, водичка», Е. Благинина «Аленушка».
  • Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Рассматривание иллюстраций к сказке. Просмотр м / ф «Федорино горе».
  • Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе»;
  • Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

март

  • Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица»,
  • Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом;
  • Совершенствовать привычку пользоваться индивидуальным полотенцем и вешать его на место;
  • Формировать умение садиться за стол спокойно;
  • Учить правильно, нести стульчик;
  • Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской;
  • Учить выворачивать колготки, кофточку и носочки;
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими;
  • Игровая ситуация: «Вместе с куклой на прогулку» Цель: закрепить выполнение алгоритма одевания одежды; формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.
  • Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты» Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
  • Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы».
  • Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года).
  • Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»
  • Чтение Е .Благинина «Научу одеваться и братца»
  • Блок познавательных занятий «Одежда, обувь. Головные уборы»;
  • Беседа с родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».

апрель

  • Экспериментирование «Вот какая пена».

Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.

  • Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики.

  • Продолжать уделять особое внимание формированию культурно-гигиенических навыков и навыкам самообслуживания;
  • Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом;
  • Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь;
  • Прививать привычку убирать за собой игрушки;
  • Обращать внимание на свой внешний вид;
  • Закреплять навыки вежливой культуры за столом;
  • Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • Продолжать учить складывать одежду;
  • Игровая ситуация «К нам пришла замарашка»
  • Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».
  • Практическое упражнение «Носовой платок» Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, во время обращаться за помощью к взрослым.

май

  • Продолжать уделять особое внимание на формирование культурно-гигиенических навыков, культуре поведения за столом.
  • Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса»
  • Игровая ситуация «Кукла Катя заболела» Цель: продолжать знакомить с трудом медицинской сестры
  • Игровая ситуация «Купание куклы Маши»
  • Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
  • Чтение художественной литературы «Муха Цокотуха» К. Чуковского.
  • Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.
  • Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
  • Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»
  • Упражнение «Самые, аккуратные». Цель: продолжать формировать у детей уже имеющиеся навыки самообслуживания, выявлять с помощью взрослого устранять недостатки в одежде, прическе. Воспитывать опрятность.
  • Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»


Отчет о проделанной работе за 2017 -2018 учебный год:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

2017 – 2018 год

Изучение литературы и имеющегося  опыта по данной проблеме, знакомство с материалами интернет - ресурсов.

Прогностический

Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы

Мероприятия

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей по данной проблеме.

2017 – 2018







Изготовление дидактических игр и пособий, алгоритмов, атрибутов к сюжетно – ролевым играм с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО

Через дидактические и сюжетно – ролевые игры обеспечить развитие познавательной активности, расширить представления об окружающей действительности, способствовать оптимальной адаптации детей в социуме и успешной социализации в будущем.

Организация и проведение игровых приемов для максимального овладения культурно гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, и умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно.

Практический

Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

Презентация проекта

Разработка конспектов НОД по формированию у детей с ОВЗ дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

2017 -2018

Проект «Я сам» для воспитателей  МАОУ «Надежда»

Обобщающий

Подведение итогов.

Распространение опыта своей работы



Изготовление дидактического пособия «Сенсорная юбка»


Пополнить развивающую среду дидактическими играми и пособиями с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО

2018






Обобщение опыта работы по теме “Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей  с ОВЗ дошкольного возраста” на МО воспитателей

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания

Игры, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания

 Внедренческий

Использование опыта в процессе дальнейшей работы. Распространение своего опыта в ходе дальнейшей педагогической деятельности. Публикация опыта работы над темой.

 2018


Литература:

1 .Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений/ Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи.-М.: Просвещение, 1987.-143с.: ил.

2 .Дерюгина М.П., От колыбели до школы и далее: Домаш. Руководство по уходу за здоровым и больным ребенком.-Мн.: Беларусь, 1993.-VIII,678с.: ил.

3. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят:  популярная литература –М., 2000

4.Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях:  методическое пособие –М., 2006

5. Доскин, В. А. Растем здоровыми [:пособие для воспитателей,  родителей и инструкторов физкультуры –М: «Просвещение», 2002 4. Расту культурным -  Москва 2011

6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет: методическое пособие– М. : ТЦ «Сфера», 2004.

7 .Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. – 2004. -       – С. 57 – 58.

8. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н. П. Вайзман. – М.: Просвещение, 1992

9. Басилова Т. А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996, N 3

10. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.

11. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М.: Академия, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...