Путешествие в лес
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Михайлова Марина Александровна

Коспект занятия познавательно-речевого развития - логопедичекая группа с элементами художественно-эстетического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_les.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 39»

Непосредственная образовательная деятельность

«Познавательное развитие», «Экологическое воспитание»

«Путешествие в лес»

Подготовительная логопедическая к школе группа

Воспитатель: Михайлова Марина Александровна

.                                  

24 мая

г. Биробиджан,2018год.

Основная образовательная деятельность: «Познавательное развитие» - «Экологическое воспитание»

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

 «Социально-коммуникативное развитие»,

«Физическое развитие».

Формы деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности:

-путешествие; - познавательная; - игровая; - коммуникативная; - продуктивная.

Форма проведения: Беседа, игра, создание ситуаций, рассматривание и обсуждение, игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, словарная, дидактическая игра, использование мнемотаблиц-схем, слушание музыки, опытническая деятельность, здоровье сберегающие игры, составление рассказов.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить и расширить словарь детей по теме «Времена года»;

совершенствовать грамматический строй речи - образование существительных, согласование существительных с прилагательными, однородные определения к словам, составлять пересказ с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания образные слова и выражения. Составлять предложения, опираясь на картинки.

Речевые:

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление. Развивать связную речь, умение слушать товарища.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь.

Демонстрационный материал: Игрушка Лесовика, колокольчик, мнемотаблицы, предметы летней тематики, аудиозаписи, презентация, снежинки,

Раздаточный материаллистья, стаканчики, трубочки, пазлы мнемотаблицы, заготовки для оригами, шоколадки.

Предварительная работа: Беседа, заучивание стихотворений, рассматривание мнемотаблиц по теме.

Словарная работа: солнцестояние, равноденствие, мнемотаблица.

Содержание образовательной деятельности с детьми

Дети заходят в зал и здороваются с гостями, встают в полукруг.

-Слышен звук колокольчика, (слабый) обратить внимание детей на Лесовика!

Воспитатель: Ребята посмотрите! Кто же это? - ответы детей

 Воспитатель берёт игрушку подносит к уху, внимательно слушает.

Воспитатель: Я не понимаю Лесовика. Смотрите, у него что-то есть. Да это же письмо!

- «Ребята, пишет вам друг-Лесовичок! В моём лесу случилась беда…Злая колдунья заколдовала лес, все времена года исчезли. Весь мой лес теперь стоит заколдованный. Помогите!!!  У меня остались одни осколки. Жду вашей помощи!».

Воспитатель: Ребята поможем Лесовичку? А для этого мы с вами отправимся  в заколдованный лес, вы готовы? Если мы будем делать всё правильно нам Лесовичок будет подавать сигнал! (звук колокольчика)

Воспитатель: Дети, мы сейчас отправимся в лес! – дети стоят в полукруге.

- Что такое лес? (ответы детей) - слайд № 1 
Лес – это место, где много деревьев. В лесу растут кустарники, трава, грибы. В нем живут дикие животные птицы, насекомые.

Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали? 
Лес, точно терем расписной, 
Лиловый, золотой, багряный, 
Веселой, пестрою стеной 
Стоит над светлою поляной. 
Березы желтою резьбой 
Блестят в лазури голубой, 
-
Ответы детей

Воспитатель: Правильно мы попали в осенний лес-слайд №2
Осенний лес - какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят, Ветвями на ветру шумят. Как хорошо осенью в лесу! 
Послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»)

Воспитатель: Что вы услышали? (Шелестят под ногами сухие листья, дует ветер)

-Что представили? (Листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев)

-А какое явление в природе бывает только осенью?

-Ответы детей - листопад.

Воспитатель: Ребята, так вот они листья! (Дети берут листья)

Речевая игра: «С какого дерева листок?»

-Лист, с какого дерева - дуб, - Какой это лист-дубовый (берёзовый, кленовый, рябиновый, осиновый, липовый)

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что наши листья хотят потанцевать…

Физкультурная пауза «Танец с листьями»

Воспитатель: Что-то не слышно колокольчика, наверно осенний лес ещё не расколдован? Нам надо рассказать стихотворение про осень.

Стихотворения по мнемотаблице А. Плещеев «Осень наступила» - слайд №3

-Проговаривание стихотворения дважды.

-Звучание колокольчика!

Воспитатель: Молодцы! Осенний лес расколдован! - идём к другому столу

Воспитатель: Посмотрите, что это лежит? – снежинка-слайд №4

-А в какое время года бывают снежинки? - ответы детей.

Давайте попробуем  подобрать слова определения к слову зима.
Словарная игра: «Подбери словечко

-«Зима какая? - (морозная, холодная, снежная, студена, ранняя, поздняя, солнечная, ясная, пасмурная, хмурая).

Воспитатель: Но зима также радостная и веселая. Сколько приятных праздников, сюрпризов она приносит с собой. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба? (Дети: Да)

-. Как называется такое явление? (Снегопад). Буду задавать вопросы, а все слова - отгадки должны получиться от слова "снег". Посмотрим, получится ли у нас снегопад.

Словесная игра: «Доскажи предложение»
Как на город и лужок выпал беленький...(снежок)
Все бегут вперегонки и хотят играть в ...(снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом с ним стоит фигурка, это девочка... (Снегурка)
А на ветки, посмотри, прилетели... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю покрывает ...(снег).
- Отлично, назвали правильно слова, и получился замечательный снегопад!

 Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем свой сугроб?

Дыхательная гимнастика «Сугроб»

Воспитатель: Как вы думаете, это что? -мнемотаблица.  Расскажем о зиме!
Развитие связной речи.
Рассказ называется «Гостья-зима» -
 рассказы детей самостоятельно по мнемотаблице - слайд №5

 «Пришла зима. Всюду белый пушистый снег. На улице стало холодно, морозно. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Покатались на санках с горки, потом на лыжах. Поиграли в снежки, слепили красивую снежную бабу. Мы очень любим зиму».
Воспитатель: Слышите, это звенит колокольчик, вот мы и зимний лес расколдовали!

Воспитатель: Прислушайтесь, что это так красиво зазвучало? - пение птиц.

А в какое время года бывает такое красивое пение птиц? – Весной-слайд № 6

Чистоговорка:

На-на-на - к нам пришла весна

Не-не-не -  рады мы весне

Игра «Какое, какая, какой».

- Про что можно сказать весенний? (Ручей, снег, день, дождь, праздник, шарф)

-Про что можно сказать весенняя? (Вода, трава, проталина, обувь, шапка)

-Про что можно сказать весеннее? (Небо, солнце, дерево, облако, настроение).

Подходим к столу.

Воспитатель: Но, что это, какие-то осколки? Это надо наверно собрать?

Игра: «Что сначала, что потом? - собирание пазлов мнемотаблицы «Весна» -слайд №7

-Каждый ребёнок берёт один пазл, выстраиваются и рассказывают по очереди.

Воспитатель: А что там впереди? - рисунок проталины, камушки с цифрами.

Дети: Это изображена проталина, а чтобы через неё пройти нам дали камушки.

Игра по ФЭМП «Порядковый счёт». –как звонко звучит колокольчик.

Воспитатель: Ну, вот и весенний лес мы расколдовали!

– Подходим к столу на нём лежат предметы летней тематики.

Воспитатель: Ребята, что это, кто из вас знает? - ответы детей.

Предметная мнемотаблица «Лето» - слайд №8

Дидактическая игра «Отгадай и опиши»

До ушей зеленый рот.  В камышах она живет. 
И в болоте хохотушка  Громко квакает ..-
Лягушка

Надевает эта крошка Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко. Это… -
 Божья коровка

Наш зеленый музыкант не скрывает свой талант.

В травке летом он сидит  и в бубенчики звенит. (Кузнечик)

На песочке разогретом. Жду детишек знойным летом.

 Ведь, спасаясь от меня, Плещет в речке малышня. (Круг жара)

Над цветочком я кружусь. Летом я всегда тружусь.

 Соберу нектар – и пулей улетаю я в свой улей. (Пчела) 

Что за чудо-красота! Расписные воротапоказались на пути! В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Я любой девчонке прикрою волосенки, прикрою и мальчишке Стрижки — коротышки. От солнца я защита — Для этого и сшита. (Панама)

Что же летом на ногах? - Летом жарко в сапогах! Чтобы рады были ножки,

Я надену... (Босоножки)

Над цветкомпорхает, пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка)

Мы ночью ходим, ходим днем, но никуда мы не уйдем (Часы)

Воспитатель: Молодцы! Эти предметы, для какого времени года? - Лета.

-Ребята, а зачем здесь часы? Что разве в другое время года часов нет? - ответы детей

-Летом самый длинный день, а ночь короткая (22 июня) Зимой-ночь длинная, а день короткий (22 декабря). Такой день называют день солнцестояние-повтор.

Воспитатель: А когда день и ночь одинаковы по времени? (22 марта, 22сентября)

И называется он день равноденствия - повтор.

Воспитатель: Что-то не слышно колокольчика. Наверно есть ещё задание. -подходим к столу, там лежат заготовки для оригами-бабочки.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем бабочек и подарим Лесовичку и гостям - изготовление поделок. Слайд №9

Звучание колокольчика

Воспитатель: Ребята, какие мы молодцы! Помогли Лесовичку!

- Лесовичок нас зовёт! Давайте подойдем.

Воспитатель: Смотрите, а осколки то  исчезли, и появилась картина. Расскажите, что на ней изображено? «Четыре времени года»- слайд №10

Воспитатель: Ребята назовите все двенадцать месяцев. (Дети называют)

Чтение стихотворения

Времена года

1Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса.

2А Лето пришло – всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот.

3 Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады.

4 Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля.

(А. Кузнецова).

Итог:

Звенит колокольчик несколько раз!!!

Воспитатель: Слышали, как звонко звенит колокольчик. А знаете, что это значит? Мы так защитили лес, что теперь никто не сможет его заколдовать. Это Лесовичок нас благодарит! Молодцы!!!

-Скажите, что интересного узнали пока мы путешествовали?

Дети заходят в зал и здороваются с гостями, встают в полукруг.

-Слышен звук колокольчика, (слабый) обратить внимание детей на Лесовика!

Воспитатель: Ребята посмотрите! Кто же это? - ответы детей

 Воспитатель берёт игрушку подносит к уху, внимательно слушает.

Воспитатель: Я не понимаю Лесовика. Смотрите, у него что-то есть. Да это же письмо!

- «Ребята, пишет вам друг-Лесовичок! В моём лесу случилась беда…Злая колдунья заколдовала лес, все времена года исчезли. Весь мой лес теперь стоит заколдованный. Помогите!!!  У меня остались одни осколки. Жду вашей помощи!».

Воспитатель: Ребята поможем Лесовичку? А для этого мы с вами отправимся  в заколдованный лес, вы готовы? Если мы будем делать всё правильно нам Лесовичок будет подавать сигнал! (звук колокольчика)

Воспитатель: Дети, мы сейчас отправимся в лес! – дети стоят в полукруге.

- Что такое лес? (ответы детей) - слайд № 1 
Лес – это место, где много деревьев. В лесу растут кустарники, трава, грибы. В нем живут дикие животные птицы, насекомые.

Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали? 
Лес, точно терем расписной, 
Лиловый, золотой, багряный, 
Веселой, пестрою стеной 
Стоит над светлою поляной. 
Березы желтою резьбой 
Блестят в лазури голубой, 
-
Ответы детей

Воспитатель: Правильно мы попали в осенний лес-слайд №2
Осенний лес - какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят, Ветвями на ветру шумят. Как хорошо осенью в лесу! 
Послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»)

Воспитатель: Что вы услышали? (Шелестят под ногами сухие листья, дует ветер)

-Что представили? (Листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев)

-А какое явление в природе бывает только осенью?

-Ответы детей - листопад.

Воспитатель: Ребята, так вот они листья! (Дети берут листья)

Речевая игра: «С какого дерева листок?»

-Лист, с какого дерева - дуб, - Какой это лист-дубовый (берёзовый, кленовый, рябиновый, осиновый, липовый)

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что наши листья хотят потанцевать…

Физкультурная пауза «Танец с листьями»

Воспитатель: Что-то не слышно колокольчика, наверно осенний лес ещё не расколдован? Нам надо рассказать стихотворение про осень.

Стихотворения по мнемотаблице А. Плещеев «Осень наступила» - слайд №3

-Проговаривание стихотворения дважды.

-Звучание колокольчика!

Воспитатель: Молодцы! Осенний лес расколдован! - идём к другому столу.

Воспитатель: Посмотрите, что это лежит? – снежинка-слайд №4

-А в какое время года бывают снежинки? - ответы детей.

Давайте попробуем  подобрать слова определения к слову зима.
Словарная игра: «Подбери словечко

-«Зима какая? - (морозная, холодная, снежная, студена, ранняя, поздняя, солнечная, ясная, пасмурная, хмурая).

Воспитатель: Но зима также радостная и веселая. Сколько приятных праздников, сюрпризов она приносит с собой. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба? (Дети: Да)

-. Как называется такое явление? (Снегопад). Буду задавать вопросы, а все слова - отгадки должны получиться от слова "снег". Посмотрим, получится ли у нас снегопад.

Словесная игра: «Доскажи предложение»
Как на город и лужок выпал беленький...(снежок)
Все бегут вперегонки и хотят играть в ...(снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом с ним стоит фигурка, это девочка... (Снегурка)
А на ветки, посмотри, прилетели... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю покрывает ...(снег).
- Отлично, назвали правильно слова, и получился замечательный снегопад!

 Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем свой сугроб?

Дыхательная гимнастика «Сугроб»

Воспитатель: Как вы думаете, это что?-мнемотаблица.  Расскажем о зиме!


Развитие связной речи.
Рассказ называется «Гостья-зима» -
 рассказы детей самостоятельно по мнемотаблице - слайд №5

 «Пришла зима. Всюду белый пушистый снег. На улице стало холодно, морозно. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Покатались на санках с горки, потом на лыжах. Поиграли в снежки, слепили красивую снежную бабу. Мы очень любим зиму».
Воспитатель: Слышите, это звенит колокольчик, вот мы и зимний лес расколдовали!

Воспитатель: Прислушайтесь, что это так красиво зазвучало? - пение птиц.

А в какое время года бывает такое красивое пение птиц? – Весной-слайд № 6

Чистоговорка:

На-на-на - к нам пришла весна

Не-не-не -  рады мы весне

Игра «Какое, какая, какой».

- Про что можно сказать весенний? (Ручей, снег, день, дождь, праздник, шарф)

-Про что можно сказать весенняя? (Вода, трава, проталина, обувь, шапка)

-Про что можно сказать весеннее? (Небо, солнце, дерево, облако, настроение).

Подходим к столу.

Воспитатель: Но, что это, какие-то осколки? Это надо наверно собрать?

Игра: «Что сначала, что потом? - собирание пазлов мнемотаблицы «Весна»-слайд №7

-Каждый ребёнок берёт один пазл, выстраиваются и рассказывают по очереди.

Воспитатель: А что там впереди? - рисунок проталины, камушки с цифрами.

Дети: Это изображена проталина, а чтобы через неё пройти нам дали камушки.

Игра по ФЭМП «Порядковый счёт». - как звонко звучит колокольчик.

Воспитатель: Ну, вот и весенний лес мы расколдовали!

– Подходим к столу на нём лежат предметы летней тематики.

Воспитатель: Ребята, что это, кто из вас знает? - ответы детей.

Предметная мнемотаблица «Лето»- слайд №8

Дидактическая игра «Отгадай и опиши»

До ушей зеленый рот.  В камышах она живет. 
И в болоте хохотушка  Громко квакает ..-
Лягушка

Надевает эта крошка Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко. Это… -
 Божья коровка

Наш зеленый музыкант не скрывает свой талант.

В травке летом он сидит  и в бубенчики звенит. (Кузнечик)

На песочке разогретом. Жду детишек знойным летом.

 Ведь, спасаясь от меня, Плещет в речке малышня. (Круг жара )

Над цветочком я кружусь. Летом я всегда тружусь.

 Соберу нектар – и пулей улетаю я в свой улей. (Пчела) 

Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути! В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Я любой девчонке прикрою волосенки, прикрою и мальчишке Стрижки — коротышки. От солнца я защита — Для этого и сшита. (Панама)

Что же летом на ногах? - Летом жарко в сапогах! Чтобы рады были ножки,

Я надену... (Босоножки)

Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка)

Мы ночью ходим, ходим днем, но никуда мы не уйдем (Часы)

Воспитатель: Молодцы! Эти предметы, для какого времени года? - Лета.

-Ребята, а зачем здесь часы? Что разве в другое время года часов нет? - ответы детей

-Летом самый длинный день, а  ночь короткая (22 июня) Зимой-ночь длинная, а день короткий(22 декабря). Такой день называют день солнцестояние-повтор.

Воспитатель: А когда день и ночь одинаковы по времени? (22 марта, 22сентября)

И называется он день равноденствия - повтор.

Воспитатель: Что-то не слышно колокольчика. Наверно есть ещё задание, - подходим к столу, там лежат заготовки для оригами-бабочки.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем бабочек и подарим Лесовичку и гостям - изготовление поделок. Слайд №9

Звучание колокольчика

Воспитатель: Ребята, какие мы молодцы! Помогли Лесовичку!

- Лесовичок нас зовёт! Давайте подойдем.

Воспитатель: Смотрите, а осколки то  исчезли, и появилась картина. Расскажите, что на ней изображено? «Четыре времени года»- слайд №10

Воспитатель: Ребята назовите все двенадцать месяцев. (Дети называют)

Чтение стихотворения

Времена года

1Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса.

2А Лето пришло – всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот.

3 Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады.

4 Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля.

(А. Кузнецова).

Итог:

Звенит колокольчик несколько раз!!!

Воспитатель: Слышали, как звонко звенит колокольчик. А знаете, что это значит? Мы так защитили лес, что теперь никто не сможет его заколдовать. Это Лесовичок нас благодарит! Молодцы!!!

-Скажите, что интересного узнали пока мы путешествовали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...