Рабочий материал учителя - логопеда
материал на тему
рабочий материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.73 КБ |
![]() | 48.69 КБ |
![]() | 14.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по самообразованию
учителя-логопеда Марашовой Регины Мазгутовны
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 37 «Сказка», город Альметьевск Республики Татарстан
на тему: «Речевые игры и упражнения в работе с детьми с нарушениями речи»
Учебный год | Тема самообразования | Форма представления результата | Сроки выполнения |
2014 г. | Коррекционная работа по обучению грамоте с использованием игровых заданий | Городская«Неделя специалист». ООД «Кто грамоте горазд тому не пропасть». | апрель |
2014 -2015 г. | Речевое развитие детей с нарушениями речи посредством игровых упражнений | Всероссийский интернет конкурс«Педмастерство» ООД «Грамоте учиться всегда пригодится». | июнь |
2015 -2016 г. | Игровые упражнения в развитии мелкой моторики через исследователскую деятельность . | Региональный семинар Использование в познавательно-исследовательской деятельности разнообразных форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям старших дошкольников» | март |
2016-2017 г. | Презентация авторской игры «Сказочные герои и их предметы» | Республиканский семинар по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» ГАОУ дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» для педагогов образовательных организаций | декабрь |
2017-2018 г. | Выступление из опыта работы «Речевые игры в познавательном развитии детей в процессе изучения лексических тем» | Педсовет Обобщение опыта работы.
| октябрь |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Речевые игры в познавательном развитии детей в процессе изучения лексических тем » (из опыта работы)
Учитель- логопед Марашова Р.М.
МБДОУ «Д/с »№37 «Сказка» г.Альметьевск
октябрь 2017г.
Формирование познавательного речевого развития ребенка в ДОУ
Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и деятельности,наблюдении на прогулке зависит успешность ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.Речевые игры используемые в процессе изучения лексических тем направлены не только на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи ,но и на познавательное развитие.
Цель работы:
Систематическое использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе, речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Достижение данной цели предусматривала через решение следующих задач:
- Использование речевых игр и упражнений в процессе изучения лексических тем в познавательном развитии. Проведение речевых игр и упражнений в индивидуально – подгрупповой работе, на фронтальных занятиях.
Этапы работы:
- определение целей, задач, этапов, сроков работы;
- теоретическая и практическая работа:
- Изучение педагогической литературы и опыта работы педагогов.
- Подбор практического материала.
- Составление картотеки речевых игр и упражнений, перспективного плана речевых игр по лексическим темам.(приложение)
- Использование в практической деятельности имеющихся материалов.
- Внедрение и распространение опыта работы.
- Условие для реализации: дети старшего дошкольного возраста логопедической группы.
Выполняя основные задачи коррекционно–образовательной программы, можно сказать, что речевое развитие детей и качество коррекционной работы наиболее успешнее там, где включаются речевые игры и упражнения, т.к. игровая деятельность вызывает у ребенка желание заниматься, обучаться, познавать новое. Они разбиты на пять разделов, каждый из которых решает определенные задачи.
Раздел №1: Работа с синонимами и антонимами
Данный раздел содержит речевые игры и упражнения исходя из лексических тем, направленные на решение следующих задач:
- способствовать пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи;
- учить сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству);
учить подбирать слова, противоположные и сходные по смыслу, к словосочетаниям, к отдельным словам, заканчивать предложение. Подбор игр и лексических упражнений
№ | Название игры и лексического упражнения | Цель игры и лексического упражнения |
1. | «Найди точное слово» | Учить детей точно называть предмет, его качества и действия, активизировать словарь детей антонимами |
2. | «Найди другое слово» | Точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы |
3. | «Как лучше сказать» | Учить подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации |
4. | «Закончи фразу» | Учить подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы), учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание |
5. | «Кто заблудился?» | Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам |
6. | «Скажи, какое» | Учит детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу |
7. | «Высокий — низкий» | Учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу |
8. | «Скажи наоборот» | Расширение словаря антонимов |
9. | «Слова - враги» | Расширение словаря антонимов - прилагательных |
10. | «Похожие слова» | Расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова |
11. | «Два приятеля» | Развитие словаря синонимов |
12. | «Наоборот» | Совершенствовать умение детей подбирать к словам антонимы |
13. | «Закончи предложения» | Совершенствовать умение детей подбирать к словам антонимы |
14. | «Слова – неприятели» | Учить детей подбирать антонимы, активизировать словарь прилагательными, наречиями |
15. | «Слова – приятели» | Учить подбирать слова похожие по значению |
16. | «Сравни!» | Учить детей подбирать признаки предметов, противоположные по значению |
17. | «Выбери правильно» | Учить выбирать из списка слов, слова синонимы, расширять и активизировать словарь синонимами |
18. | «Кто внимательный» | Учить слышать и выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы), обогащать речь детей |
19. | «Назови слово» | Упражнять детей в подборе антонимов |
20. | «Выбери одно слово» | Упражнять детей в выборе из несколько слов одно, противоположное остальным (в подборе антонимов) |
21. | «Скажи по – другому» | Формировать умение выбирать наиболее точное слово из синонимического ряда |
Раздел№2: Работа с многозначными словами
Содержанием этого раздела являются речевые игры , которые решают следующие задачи:
- развитие понимания детьми значений многозначных слов разных частей речи;
- развитие умения сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.
Подбор игр и лексических упражнений
№ | Название игры и лексического упражнения | Цель игры и лексического упражнения |
1. | «Какие иголки бывают» | Дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже |
2. | «Кого можно гладить» | Познакомить детей с многозначным глаголом «гладить» |
3. | «Шишка» | Познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка» |
4. | «Ручка—ножка» | Познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка» |
5. | «Как сказать по-другому?» | Заменять многозначные слова в словосочетаниях |
6. | «Игла – пила» | Дать представление о разных значениях многозначного слова; подбирать признаки и действия к заданным словам; определять количество слогов в словах, сходных по звучанию |
7. | «Одинаковые слова» | Учить находить слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение |
8. | «Что можно колоть» | Познакомить детей со значениями глагола «колоть» |
9. | «Для чего нужна игла? Какая она?» | Продолжать учить называть признаки и действия предмета. Расширять представления детей о многозначных словах |
10. | «Под соснами, под елками» | Закреплять представления детей о значениях многозначных слов «игла», «колоть», «шишка» |
11. | «Найди ручку» | Учить детей составлять предложения с многозначным словом «ручка» |
12. | «Найди ножку» | Упражнять детей в составлении предложений с многозначным словом «ножка», понимать разные значения этого слова |
13. | «Расскажем про ручку» | Учить детей составлять рассказы с многозначным словом «ручка» |
14. | «У кого? У чего?» | Учить детей подбирать предметы к многозначным словам |
15. | «Что мы знаем про слово «игла»?» | Закреплять представления о разных значениях слова «игла» |
Раздел №3: Работа над смысловой стороной слова
Задачами данного раздела являются:
- учить детей понимать и объяснять значения слов;
- подбирать слова подходящие по смыслу, понимать переносное значение слов.
Для решения этих задач предлагаю следующие игры и лексические упражнения.
Подбор игр и лексических упражнений
№ | Название игры и лексического упражнения | Цель игры и лексического упражнения |
1. | «Назови три слова» | Активизация словаря существительными, продолжать развивать умение подбирать слова по смыслу |
2. | «Назови как можно больше предметов» | Активизация словаря существительными, продолжать развивать умение подбирать слова по смыслу |
3. | «Устами младенца» | Формировать умение объяснять значение слов, выделять и обозначать внешние признаки предметов их действия, активизировать словарь всеми частями речи |
4. | «Бежать – мчаться» | Учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов |
5. | «Подбери подходящее по смыслу слово» | Упражнять детей в подборе подходящего по смыслу слова |
6. | «Можно ли так сказать?» | Формировать точность словоупотребления, осознание смысловых отношений между словами |
7. | «Что такое?» | Учить детей объяснять значения слов в словосочетаниях |
8. | «Пара к паре» | Учить детей подбирать к данным словам, слова по аналогии |
9. | «Ошибка» | Учить детей понимать значение образных выражений, находить смысловые неточности, ошибки в их исправлении |
10. | «Объясни, почему так называется» | Упражнять детей в понимании и объяснении сложных слов |
11. | «Скажи по – другому» | Учить детей понимать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к нему близкие по смыслу слова |
12. | «Почему так называют» | Учить детей объяснять происхождение некоторых слов |
13. | «Закончи предложение и подбери к нему картинку» | Учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении |
Раздел №4: Подбор признаков, качества и действия
к названию предмета
Речевые игры и лексические упражнения, входящие в данный раздел решают такие задачи как:
- учить называть качества, признаки, действия предметов;
- уточнять представления детей о названии предметов;
- активизировать в речи детей обобщающие слова, слова, обозначающие действия, качества, свойства.
Подбор игр и лексических упражнений
№ | Название игры и лексического упражнения | Цель игры и лексического упражнения |
1. | «Где что можно делать» | Активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации |
2. | «Закончи предложение» | Совершенствовать умение подбирать глаголы, обозначающие окончание действий |
3. | «Про кого я так говорю» | Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта |
4. | «Скажи какой» | Учить выделять и называть признаки предмета |
5. | «Про кого больше слов скажет» | Называть качества, признаки и действия животных и птиц, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера |
6. | «Что вы видите вокруг» | Уточнить представления детей о названии предметов |
7. | «Скажи, какое» | Учит детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу |
8. | «Назови одним словом» | Учить заменять выражение одним словом, обобщать |
9. | «Подбери словечко» | Расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным |
10. | «Про что можно сказать?» | Упражнять детей в подборе к предметам определения, действий, в узнавание предметов по описанию, в подборе предметов к действиям, в подборе синонимов, в подборе пропущенных слов, в составлении предложений с определенными словами |
11. | «В гостях у лесника» | Упражняться в подборе однокоренных слов, в образовании глаголов повелительного наклонения |
12. | «Стоп! Палочка, остановись!» | Активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями |
13. | «Вспомним разные слова» | Активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями |
14. | Игра "Картинки-загадки" | Учить детей описывать нарисованные предметы, узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором предметов, используются имена существительные, глаголы, прилагательные) |
15. | «Что бывает…» | Учить детей называть как можно больше предметов, имеющих определенный признак, расширять словарь детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости |
16. | «Цепочка слов» | Упражнять в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.) |
17. | «Кто или что может это делать?» | Продолжать учить детей к глаголам подбирать имена существительные, активизировать словарь именами существительными |
18. | «Слова – родственники» | Учить детей подбирать однокоренные слова, активизировать существительные, глаголы, прилагательные |
19. | «Подбери слово» | Продолжать учить детей подбирать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действий (глаголов), активизировать словарь этими частями речи |
20. | «Закончи предложение и подбери к нему картинку» | Учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении |
21. | «Отгадай предмет» | Учить детей называть предмет, опираясь на его части |
Раздел №3: Работа над смысловой стороной слова
Задачами данного раздела являются:
- учить детей понимать и объяснять значения слов;
- подбирать слова подходящие по смыслу, понимать переносное значение слов.
Для решения этих задач предлагаю следующие дидактические игры и лексические упражнения.
Подбор дидактических игр и лексических упражнений
№ | Название дидактической игры и лексического упражнения | Цель дидактической игры и лексического упражнения |
1. | «Назови три слова» | Активизация словаря существительными, продолжать развивать умение подбирать слова по смыслу |
2. | «Назови как можно больше предметов» | Активизация словаря существительными, продолжать развивать умение подбирать слова по смыслу |
3. | «Устами младенца» | Формировать умение объяснять значение слов, выделять и обозначать внешние признаки предметов их действия, активизировать словарь всеми частями речи |
4. | «Бежать – мчаться» | Учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов |
5. | «Подбери подходящее по смыслу слово» | Упражнять детей в подборе подходящего по смыслу слова |
6. | «Можно ли так сказать?» | Формировать точность словоупотребления, осознание смысловых отношений между словами |
7. | «Что такое?» | Учить детей объяснять значения слов в словосочетаниях |
8. | «Пара к паре» | Учить детей подбирать к данным словам, слова по аналогии |
9. | «Ошибка» | Учить детей понимать значение образных выражений, находить смысловые неточности, ошибки в их исправлении |
10. | «Объясни, почему так называется» | Упражнять детей в понимании и объяснении сложных слов |
11. | «Скажи по – другому» | Учить детей понимать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к нему близкие по смыслу слова |
12. | «Почему так называют» | Учить детей объяснять происхождение некоторых слов |
13. | «Закончи предложение и подбери к нему картинку» | Учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении |
Раздел №4: Подбор признаков, качества и действия
к названию предмета
Речевые игры и лексические упражнения, входящие в данный раздел решают такие задачи как:
- учить называть качества, признаки, действия предметов;
- уточнять представления детей о названии предметов;
- активизировать в речи детей обобщающие слова, слова, обозначающие действия, качества, свойства.
Подбор игр и лексических упражнений
№ | Название игры и лексического упражнения | Цель игры и лексического упражнения |
1. | «Где что можно делать» | Активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации |
2. | «Закончи предложение» | Совершенствовать умение подбирать глаголы, обозначающие окончание действий |
3. | «Про кого я так говорю» | Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта |
4. | «Скажи какой» | Учить выделять и называть признаки предмета |
5. | «Про кого больше слов скажет» | Называть качества, признаки и действия животных и птиц, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера |
6. | «Что вы видите вокруг» | Уточнить представления детей о названии предметов |
7. | «Скажи, какое» | Учит детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу |
8. | «Назови одним словом» | Учить заменять выражение одним словом, обобщать |
9. | «Подбери словечко» | Расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным |
10. | «Про что можно сказать?» | Упражнять детей в подборе к предметам определения, действий, в узнавание предметов по описанию, в подборе предметов к действиям, в подборе синонимов, в подборе пропущенных слов, в составлении предложений с определенными словами |
11. | «В гостях у лесника» | Упражняться в подборе однокоренных слов, в образовании глаголов повелительного наклонения |
12. | «Стоп! Палочка, остановись!» | Активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями |
13. | «Вспомним разные слова» | Активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями |
14. | Игра "Картинки-загадки" | Учить детей описывать нарисованные предметы, узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором предметов, используются имена существительные, глаголы, прилагательные) |
15. | «Что бывает…» | Учить детей называть как можно больше предметов, имеющих определенный признак, расширять словарь детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости |
16. | «Цепочка слов» | Упражнять в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.) |
17. | «Кто или что может это делать?» | Продолжать учить детей к глаголам подбирать имена существительные, активизировать словарь именами существительными |
18. | «Слова – родственники» | Учить детей подбирать однокоренные слова, активизировать существительные, глаголы, прилагательные |
19. | «Подбери слово» | Продолжать учить детей подбирать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действий (глаголов), активизировать словарь этими частями речи |
20. | «Закончи предложение и подбери к нему картинку» | Учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении |
21. | «Отгадай предмет» | Учить детей называть предмет, опираясь на его части |
Заключение
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:
- организация систематической речевой игровой деятельности приводит к активному включению всех детей в занятия и решению коррекционных задач.
- использование речевых игр и упражнений в познавательно-речевом развитии в процессе изучения лексических тем способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения.
Таким образом, детям интересны игры и упражнения, способствующие выработке навыков правильного произношения и развитию речи, и формирует у ребенка потребности в овладении речью и познанию нового.
Литература:
Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.
Максаков А.И. Учите играя.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.
Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.
Скворцов И.В. 100 логопедических игр.
Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Чистякова И.А. 64 игры для формирования грамотной фразы у дошкольников.
Приложение Планирование речевых игр и упражнений по лексическим темам
тема | Речевые игры и упражнения | ||
Название | Цель | Материал | |
«Детский сад» | «Кто нас ждет в детском саду» «Мы с игрушками играем» | - дать представления, что в нашем городе Альметьевск построено очень много детских садов, о профессиях людей. - уметь называть игры и игрушки в детском саду; обобщающие слова «игрушки». | - фотографии нескольких детских садов, своего микрорайона интеллектуальные карты по теме |
«Овощи» «Фрукты» | «Что выросло на огороде детского сада» «Большой - маленький» «Один - много» «Угости соком, салатом» «В теплице» | - дать представления об овощах, фруктах, экскурсии в теплицы города, где растут овощи, фрукты. - образование уменьшительно-ласкательных суффиксов - им. существ.множ. числа - согласование прилагательных с существительными - формирование навыков построения предложений | фотографии, рисунки детей картинно - наглядный материал интеллектуальные карты |
«Ягоды» | «Назови ягоду» «Четвертый лишний» «Назови сок, варенье» «Сбор ягод» | - знакомство с лесными ягодами садов, растущих в природной зоне Альметьевска. - развитие логического мышления. - относительные прилагательные - составление предложений по фотографиям с опорой на схему | фотографии родителей «Сбор ягод» интеллектуальные карты |
Одежда Обувь Головные уборы | «В ателье» «Малыш +» магазин для детей «Из чего сделано» «Это чьё» «Один - много» «Большой - маленький» | -знакомство с ателье города по пошиву одежды, экскурсии в ателье «ШИК» города Альметьевск -формирование лексико-грамматических категорий и построение связных монологических высказываний -притяжательные местоимения -множ. число существ. -уменьшительно-ласкательные суфиксы | схема по составлению рассказов Т.А. Ткаченко фотографии экскурсий интеллектуальные карты |
Птицы «Домашние птицы» | «В курятнике» «Кто у кого» «Кто как разговаривает» | -знакомство с трудом птичницы, -экскурсия в частное подворье (развитие связной речи) -словообразование в ед. и мн. числе - словообразование (утка - крякает) | сюжетная картина «В курятнике» картинно-наглядный материал |
Перелетные птицы | «Назови птиц» «Улетает, не улетает» «Четвертый лишний» «На городском озере» | - развитие словаря - лексико-грамматические категории - развитие логического мышления - развитие словаря - водоплавающие птицы на городском озере, экскурсия родителей и детей | картинно-наглядный материал фотографии родителей |
Зимующие птицы | «Один - много» «Назови ласково» «Счет птиц» «В парке» «Как мы помогаем птицам» | -множ. число существ. - словообразование - числительные с существи-тельным - составление рассказа по серии картин «Кормушка» | картинно-наглядный материал фотографии «Подкормить птиц» сюжетные картинки «Кормушка», «Синичка» |
Деревья | Д/и «Назови лист» «Назови деверья нашего города» «Лист - лиственный» «Что делают» «Узнай по описанию» «Один - много» «Назови ласково» «Деревья какие?» | - образование относительных прилагательных - развитие словаря - подбор родственных слов - подбор действия к предмету - составление описательных предложений - согласование числительных с существительными - уменьшительно – ласкательные суффиксы - подбор прилагательных, подбор синонимов | картинно-наглядный материал фотографии родителей «мое любимое дерево в городе» |
Домашние, дикие животные | д/и «Назови семью» «Кто где живет» «Кто, что делает?» «Чей хвост, чьи уши?» «В гостях на подворье» «Назови профессию» | - развитие словаря - подбор действия к предмету -притяжательные прилагательные - составление предложений, объединение в короткий рассказ - развитие словаря, знакомство с трудом животновода, доярки, лесника. | Картинно-наглядный материал Фотографии родителей |
Профессии нефтяник строители и др. | «Кто что делает?» «Узнай по описанию» «Подбери родственное слово» «Кому что нужно для работы» «Расскажи о профессии родителей» | - обогащать словарь - родственные слова - винительный падеж им. сущ. - дательный падеж им. сущ. - развитие связной речи | Иллюстрации, картинный материал |
О народном творчестве - игрушка русская народная - народно прикладное искусство | д/и «Назови игрушку» д/и «Назови культурные достопримечательности города» «Пословицы и поговорки» | - относительные прилагательные - обогащать словарь - развитие образной речи | Иллюстративный материал краеведческий музей, библиотека им. С.Сулеймановой Драмтеатр Худ.школа Муз.школа |
Республика Город Улица | д/и «Назови какой» «Подбери признак» «Расскажи о городе» | - образование сложных слов - подбор признака - развитие связной речи | Иллюстрации, открытки, фотографии, маршрутные карты |
Транспорт БДД | д/и «Подбери признак» «Подбери антонимы, синонимы» «Как назвать» «Машины нашего города» «Дорога и я» (ППД) «Велосипед и дорога» | - обогащение словаря - сложные слова - развитие связной речи | Маршрутные карты Фотографии открытки |
Предварительный просмотр:
Экологическая сказка « Родник»
Учитель- логопед Марашова Регина Мазгутовна
МБДОУ «Д/с »№37 «Сказка»
г.Альметьевск Республика Татарстан
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая ива раскинулась над родником.
Летом над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.
В деревне жили Айнур с дедушкой и часто ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Айнур играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Айнур пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома –Мансуром и Камилем. Они гонялись друг за другом и прутьями сшибали головки цветов. Айнур тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Айнуру не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Мансур и Камиль были старше Айнура на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Мансур и Камиль ушли домой, Айнур присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Айнура хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.
У него закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.
Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Айнуру стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Ива засохла, не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Айнур.
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
- Айнур! Где ты?
- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Айнур рассказал обо всём дедушке.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.
Дедушка и Айнур открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: людей,зверей,птиц,деревья,травы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/12/picture-241005-1365745707.jpg)
Рабочая программа учителя-логопеда
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-240723-1369847926.jpg)
Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога
Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/30/picture-526353-1422592717.jpg)
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/19/picture-423077-1397900441.jpg)
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/03/picture-1154543-1564841583.jpg)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1064982-1538889964.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...