Рабочий материал учителя - логопеда
материал на тему

Регина Мазгутовна Марашова

рабочий материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл camoobrazovanie_2018.docx17.73 КБ
Файл pedsovet_2017_rechevye_igry.docx48.69 КБ
Файл ekoskazka.docx14.23 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по самообразованию

учителя-логопеда  Марашовой Регины Мазгутовны 

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 37 «Сказка», город Альметьевск Республики Татарстан

на тему: «Речевые игры и упражнения в работе  с детьми с нарушениями речи» 

Учебный год

Тема самообразования

Форма представления результата

Сроки выполнения

2014 г.

Коррекционная работа по обучению грамоте с использованием игровых заданий

Городская«Неделя специалист».

ООД «Кто грамоте горазд тому не пропасть».

  апрель

2014 -2015  г.

Речевое развитие детей с нарушениями речи посредством игровых упражнений

Всероссийский интернет конкурс«Педмастерство»

ООД «Грамоте учиться всегда пригодится».

июнь

2015 -2016  г.

Игровые упражнения в развитии мелкой моторики через исследователскую деятельность .

 Региональный семинар

Использование в познавательно-исследовательской деятельности разнообразных форм и методов работы, соответствующих  возрастным и индивидуальным особенностям старших дошкольников»

март

2016-2017 г.

Презентация авторской игры «Сказочные герои и их предметы»

  Республиканский семинар по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» ГАОУ дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» для педагогов образовательных организаций

декабрь

2017-2018 г.

   Выступление из опыта работы «Речевые игры в познавательном развитии детей в процессе изучения лексических тем»

  Педсовет

Обобщение опыта работы.

 

 

 

октябрь



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

 «Речевые игры в познавательном развитии детей в процессе изучения лексических тем » (из опыта работы)

                                        Учитель- логопед Марашова Р.М.

                                    МБДОУ «Д/с »№37 «Сказка»  г.Альметьевск                  

 октябрь  2017г.

   

Формирование познавательного речевого развития ребенка в ДОУ

Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа           для полноценного развития личности каждого малыша. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и деятельности,наблюдении на прогулке зависит успешность ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.Речевые игры используемые в процессе изучения лексических тем направлены не только на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи ,но и на познавательное развитие.

Цель работы:

Систематическое использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе, речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Достижение данной цели предусматривала через решение следующих задач:

  • Использование речевых игр и упражнений в процессе изучения лексических тем в познавательном развитии. Проведение речевых игр и упражнений в индивидуально – подгрупповой работе, на фронтальных занятиях.

Этапы работы:

- определение целей, задач, этапов, сроков работы;

- теоретическая и практическая работа:

  • Изучение педагогической литературы и опыта работы педагогов.
  • Подбор практического материала.
  • Составление картотеки речевых игр и упражнений, перспективного плана речевых игр по лексическим темам.(приложение)
  • Использование в практической деятельности имеющихся материалов.
  • Внедрение и распространение опыта работы.
  • Условие для реализации: дети старшего дошкольного возраста логопедической группы.

                                       

Выполняя основные задачи коррекционно–образовательной программы, можно сказать, что речевое развитие детей и качество коррекционной работы наиболее успешнее там, где включаются речевые игры и упражнения, т.к. игровая деятельность вызывает у ребенка желание заниматься, обучаться, познавать новое. Они разбиты на пять разделов, каждый из которых решает определенные задачи. 

Раздел №1: Работа с синонимами и антонимами 

Данный раздел содержит речевые игры и  упражнения исходя из лексических тем, направленные на решение следующих задач:

  1. способствовать пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи;
  2. учить сопоставлять предметы и явления по временным и  пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству);

учить подбирать слова, противоположные и сходные по смыслу, к словосочетаниям, к отдельным словам, заканчивать предложение. Подбор игр и лексических упражнений

Название игры и лексического упражнения

Цель игры и лексического упражнения

1.

«Найди точное слово»

Учить детей точно называть предмет, его качества и действия, активизировать словарь детей антонимами

2.

«Найди другое слово»

Точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы

3.

«Как лучше сказать»

Учить подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации

4.

«Закончи фразу»

Учить подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы), учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание

5.

«Кто заблудился?»

Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам

6.

«Скажи, какое»

Учит детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу

7.

«Высокий — низкий»

Учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу

8.

«Скажи наоборот»

Расширение словаря антонимов

9.

«Слова - враги»

Расширение словаря антонимов - прилагательных

10.

«Похожие слова»

Расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова

11.

«Два приятеля»

Развитие словаря синонимов

12.

«Наоборот»

Совершенствовать умение детей подбирать к словам антонимы

13.

«Закончи предложения»

Совершенствовать умение детей подбирать к словам антонимы

14.

«Слова – неприятели»

Учить детей подбирать антонимы, активизировать словарь прилагательными, наречиями

15.

«Слова – приятели»

Учить подбирать  слова похожие по значению

16.

«Сравни!»

Учить детей подбирать признаки предметов, противоположные по значению

17.

«Выбери правильно»

Учить выбирать из списка слов, слова синонимы, расширять и активизировать словарь синонимами

18.

«Кто внимательный»

Учить слышать и выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы), обогащать речь детей

19.

«Назови слово»

Упражнять детей в подборе антонимов

20.

«Выбери одно слово»

Упражнять детей в выборе из несколько слов одно, противоположное остальным (в подборе антонимов)

21.

«Скажи по – другому»

Формировать умение выбирать наиболее точное слово из синонимического ряда

        

Раздел№2:  Работа с многозначными словами

Содержанием этого раздела являются речевые игры , которые решают следующие задачи:

  1. развитие понимания детьми значений многозначных слов разных частей речи;
  2. развитие умения сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

Подбор игр и лексических упражнений

Название игры и лексического упражнения

Цель игры и лексического упражнения

1.

«Какие иголки бывают»

Дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже

2.

«Кого можно гладить»

Познакомить детей с многозначным глаголом «гладить»

3.

«Шишка»

Познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка»

4.

«Ручка—ножка»

Познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка»

5.

«Как сказать по-другому?»

Заменять многозначные слова в словосочетаниях

6.

«Игла – пила»

Дать представление о разных значениях многозначного слова; подбирать признаки и действия к заданным словам; определять количество слогов в словах, сходных по звучанию

7.

«Одинаковые слова»

Учить находить слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение

8.

«Что можно колоть»

Познакомить детей со значениями глагола «колоть»

9.

«Для чего нужна игла? Какая она?»

Продолжать учить называть признаки и действия предмета. Расширять представления детей  о многозначных словах

10.

«Под соснами, под елками»

Закреплять представления детей  о значениях многозначных слов «игла», «колоть», «шишка»

11.

«Найди ручку»

Учить детей составлять предложения с многозначным словом «ручка»

12.

«Найди ножку»

Упражнять детей в составлении предложений с многозначным словом «ножка», понимать разные значения этого слова

13.

«Расскажем про ручку»

Учить детей составлять рассказы с многозначным словом «ручка»

14.

«У кого? У чего?»

Учить детей подбирать предметы к многозначным словам

15.

«Что мы знаем про слово «игла»?»

Закреплять представления о разных значениях слова «игла»

Раздел №3: Работа над смысловой стороной слова

Задачами данного раздела являются:

  1. учить детей понимать и объяснять значения слов;
  2. подбирать слова подходящие по смыслу, понимать переносное значение слов.

Для решения этих задач предлагаю следующие игры и лексические упражнения.

Подбор игр и лексических упражнений

Название игры и лексического упражнения

Цель игры и лексического упражнения

1.

«Назови три слова»

Активизация словаря существительными, продолжать развивать умение подбирать слова по смыслу

2.

«Назови как можно больше предметов»

Активизация словаря существительными, продолжать развивать умение подбирать слова по смыслу

3.

«Устами младенца»

Формировать умение объяснять значение слов, выделять и обозначать внешние признаки предметов их действия,  активизировать словарь всеми частями речи

4.

«Бежать – мчаться»

Учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов

5.

«Подбери подходящее по смыслу слово»

Упражнять детей в подборе подходящего по смыслу слова

6.

«Можно ли так сказать?»

Формировать точность словоупотребления, осознание смысловых отношений между словами

7.

«Что такое?»

Учить детей объяснять значения слов в словосочетаниях

8.

«Пара к паре»

Учить детей подбирать к данным словам, слова по аналогии

9.

«Ошибка»

Учить детей понимать значение образных выражений, находить смысловые неточности, ошибки в их исправлении

10.

«Объясни, почему так называется»

Упражнять детей в понимании и объяснении сложных слов

11.

«Скажи по – другому»

Учить детей понимать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к нему близкие по смыслу слова

12.

«Почему так называют»

Учить детей объяснять происхождение некоторых слов

13.

«Закончи предложение и подбери к нему картинку»

Учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении

Раздел №4: Подбор признаков, качества и действия

к названию предмета

 Речевые игры и лексические упражнения, входящие в данный раздел решают такие задачи как:

  1. учить называть качества, признаки, действия предметов;
  2. уточнять представления детей о названии предметов;
  3. активизировать в речи детей обобщающие слова, слова, обозначающие действия, качества, свойства.

Подбор игр и лексических упражнений

Название игры и лексического упражнения

Цель игры и лексического упражнения

1.

«Где что можно делать»

Активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации

2.

«Закончи предложение»

Совершенствовать умение подбирать глаголы, обозначающие окончание действий

3.

«Про кого я так говорю»

Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта

4.

«Скажи какой»

Учить выделять и называть признаки предмета

5.

«Про кого больше слов скажет»

Называть качества, признаки и действия животных и птиц, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера

6.

«Что вы видите вокруг»

Уточнить представления детей о названии предметов

7.

«Скажи, какое»

Учит детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу

8.

«Назови одним словом»

Учить заменять выражение одним словом, обобщать

9.

«Подбери словечко»

Расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным

10.

«Про что можно сказать?»

Упражнять детей в подборе к предметам определения, действий, в узнавание предметов по описанию, в подборе предметов к действиям, в подборе синонимов, в подборе пропущенных слов, в составлении предложений с определенными словами

11.

«В гостях у лесника»

Упражняться в подборе однокоренных слов, в образовании глаголов повелительного наклонения

12.

«Стоп! Палочка, остановись!»

Активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями

13.

«Вспомним разные слова»

Активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями

14.

Игра "Картинки-загадки"

Учить детей описывать нарисованные предметы, узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором предметов, используются имена существительные, глаголы, прилагательные)

15.

«Что бывает…»

Учить детей называть как можно больше предметов, имеющих определенный признак, расширять словарь детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости

16.

«Цепочка слов»

Упражнять в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.)

17.

«Кто или что может это делать?»

Продолжать учить детей к глаголам подбирать имена существительные, активизировать словарь именами существительными

18.

«Слова – родственники»

Учить детей подбирать однокоренные слова, активизировать существительные, глаголы, прилагательные

19.

«Подбери слово»

Продолжать учить детей подбирать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действий (глаголов), активизировать словарь этими частями речи

20.

«Закончи предложение и подбери к нему картинку»

Учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении

21.

«Отгадай предмет»

Учить детей называть предмет, опираясь на его части

Раздел №3: Работа над смысловой стороной слова

Задачами данного раздела являются:

  1. учить детей понимать и объяснять значения слов;
  2. подбирать слова подходящие по смыслу, понимать переносное значение слов.

Для решения этих задач предлагаю следующие дидактические игры и лексические упражнения.

Подбор дидактических игр и лексических упражнений

Название дидактической игры и лексического упражнения

Цель дидактической игры и лексического упражнения

1.

«Назови три слова»

Активизация словаря существительными, продолжать развивать умение подбирать слова по смыслу

2.

«Назови как можно больше предметов»

Активизация словаря существительными, продолжать развивать умение подбирать слова по смыслу

3.

«Устами младенца»

Формировать умение объяснять значение слов, выделять и обозначать внешние признаки предметов их действия,  активизировать словарь всеми частями речи

4.

«Бежать – мчаться»

Учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов

5.

«Подбери подходящее по смыслу слово»

Упражнять детей в подборе подходящего по смыслу слова

6.

«Можно ли так сказать?»

Формировать точность словоупотребления, осознание смысловых отношений между словами

7.

«Что такое?»

Учить детей объяснять значения слов в словосочетаниях

8.

«Пара к паре»

Учить детей подбирать к данным словам, слова по аналогии

9.

«Ошибка»

Учить детей понимать значение образных выражений, находить смысловые неточности, ошибки в их исправлении

10.

«Объясни, почему так называется»

Упражнять детей в понимании и объяснении сложных слов

11.

«Скажи по – другому»

Учить детей понимать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к нему близкие по смыслу слова

12.

«Почему так называют»

Учить детей объяснять происхождение некоторых слов

13.

«Закончи предложение и подбери к нему картинку»

Учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении

Раздел №4: Подбор признаков, качества и действия

к названию предмета

 Речевые игры и лексические упражнения, входящие в данный раздел решают такие задачи как:

  1. учить называть качества, признаки, действия предметов;
  2. уточнять представления детей о названии предметов;
  3. активизировать в речи детей обобщающие слова, слова, обозначающие действия, качества, свойства.

Подбор игр и лексических упражнений

Название игры и лексического упражнения

Цель игры и лексического упражнения

1.

«Где что можно делать»

Активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации

2.

«Закончи предложение»

Совершенствовать умение подбирать глаголы, обозначающие окончание действий

3.

«Про кого я так говорю»

Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта

4.

«Скажи какой»

Учить выделять и называть признаки предмета

5.

«Про кого больше слов скажет»

Называть качества, признаки и действия животных и птиц, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера

6.

«Что вы видите вокруг»

Уточнить представления детей о названии предметов

7.

«Скажи, какое»

Учит детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу

8.

«Назови одним словом»

Учить заменять выражение одним словом, обобщать

9.

«Подбери словечко»

Расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным

10.

«Про что можно сказать?»

Упражнять детей в подборе к предметам определения, действий, в узнавание предметов по описанию, в подборе предметов к действиям, в подборе синонимов, в подборе пропущенных слов, в составлении предложений с определенными словами

11.

«В гостях у лесника»

Упражняться в подборе однокоренных слов, в образовании глаголов повелительного наклонения

12.

«Стоп! Палочка, остановись!»

Активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями

13.

«Вспомним разные слова»

Активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями

14.

Игра "Картинки-загадки"

Учить детей описывать нарисованные предметы, узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором предметов, используются имена существительные, глаголы, прилагательные)

15.

«Что бывает…»

Учить детей называть как можно больше предметов, имеющих определенный признак, расширять словарь детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости

16.

«Цепочка слов»

Упражнять в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.)

17.

«Кто или что может это делать?»

Продолжать учить детей к глаголам подбирать имена существительные, активизировать словарь именами существительными

18.

«Слова – родственники»

Учить детей подбирать однокоренные слова, активизировать существительные, глаголы, прилагательные

19.

«Подбери слово»

Продолжать учить детей подбирать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действий (глаголов), активизировать словарь этими частями речи

20.

«Закончи предложение и подбери к нему картинку»

Учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении

21.

«Отгадай предмет»

Учить детей называть предмет, опираясь на его части

Заключение

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

 - организация систематической  речевой игровой деятельности приводит к активному включению всех детей в занятия и решению коррекционных задач.

- использование речевых игр и упражнений в познавательно-речевом развитии в процессе изучения лексических тем  способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения.

Таким образом, детям интересны игры и упражнения, способствующие выработке навыков правильного произношения и развитию речи, и формирует у ребенка потребности в овладении речью и познанию нового.            

                                                 

                                                      Литература:

    Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных       учреждениях для детей с нарушениями речи.

   Максаков А.И. Учите играя.

     Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.

      Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.

          Скворцов И.В. 100 логопедических игр.

     Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Чистякова   И.А.   64   игры   для   формирования   грамотной   фразы   у дошкольников.

Приложение   Планирование речевых игр и упражнений по лексическим темам

  тема

Речевые игры и упражнения

Название

Цель

Материал

«Детский сад»

«Кто нас ждет в детском саду»

«Мы с игрушками играем»

- дать представления, что в нашем городе Альметьевск построено очень много детских садов, о профессиях людей.

- уметь называть игры и игрушки в детском саду; обобщающие слова «игрушки».

- фотографии нескольких детских садов, своего микрорайона

интеллектуальные карты по теме

«Овощи»

«Фрукты»

«Что выросло на огороде детского сада»

«Большой - маленький»

«Один - много»

«Угости соком, салатом»

«В теплице»

- дать представления об овощах, фруктах, экскурсии в теплицы города, где растут овощи, фрукты.

-  образование уменьшительно-ласкательных суффиксов

- им. существ.множ. числа

- согласование прилагательных с существительными

- формирование навыков построения предложений

фотографии, рисунки детей

картинно - наглядный материал

интеллектуальные карты

«Ягоды»

«Назови ягоду»

«Четвертый лишний»

«Назови сок, варенье»

«Сбор ягод»

- знакомство с лесными ягодами садов, растущих в природной зоне Альметьевска.

- развитие логического мышления.

- относительные прилагательные

- составление предложений  по фотографиям с опорой на схему

фотографии родителей «Сбор ягод»

интеллектуальные карты

Одежда

Обувь

Головные уборы

«В ателье»

«Малыш +» магазин для детей

«Из чего сделано»

«Это чьё»

«Один - много»

«Большой - маленький»

-знакомство с ателье города по пошиву одежды, экскурсии в ателье «ШИК» города Альметьевск

-формирование лексико-грамматических категорий и построение связных монологических высказываний

-притяжательные местоимения

-множ. число существ.

-уменьшительно-ласкательные суфиксы

схема по составлению рассказов Т.А. Ткаченко

фотографии экскурсий

интеллектуальные карты

Птицы

«Домашние птицы»

«В курятнике»

«Кто у кого»

«Кто как разговаривает»

-знакомство с трудом птичницы,

-экскурсия в частное подворье (развитие связной речи)

-словообразование в ед. и мн. числе

- словообразование (утка - крякает)

сюжетная картина

«В курятнике»

картинно-наглядный материал

Перелетные птицы

«Назови птиц»

«Улетает, не улетает»

«Четвертый лишний»

«На городском озере»

- развитие словаря

- лексико-грамматические

  категории

- развитие логического мышления

- развитие словаря

- водоплавающие птицы на городском озере, экскурсия родителей и детей

картинно-наглядный материал

фотографии родителей

Зимующие птицы

«Один - много»

«Назови  ласково»

«Счет птиц»

«В парке»

«Как мы помогаем птицам»

-множ. число существ.

- словообразование

- числительные с существи-тельным

- составление рассказа по серии картин «Кормушка»

картинно-наглядный материал

фотографии «Подкормить птиц»

сюжетные картинки «Кормушка», «Синичка»

Деревья

Д/и «Назови лист»

«Назови деверья нашего города»

«Лист - лиственный»

«Что делают»

«Узнай по описанию»

«Один - много»

«Назови ласково»

«Деревья какие?»

- образование относительных прилагательных

- развитие словаря

- подбор родственных слов

- подбор действия к предмету

- составление описательных предложений

- согласование числительных с существительными

- уменьшительно – ласкательные суффиксы

- подбор прилагательных, подбор синонимов

картинно-наглядный материал

фотографии родителей

«мое любимое дерево в городе»

Домашние, дикие животные

д/и «Назови семью»

«Кто где живет»

«Кто, что делает?»

«Чей хвост, чьи уши?»

«В гостях на подворье»

«Назови профессию»

- развитие словаря

- подбор действия к предмету

-притяжательные

прилагательные

- составление предложений, объединение в короткий рассказ

- развитие словаря, знакомство с трудом животновода, доярки, лесника.

Картинно-наглядный материал

Фотографии родителей

Профессии нефтяник строители и др.

«Кто что делает?»

«Узнай по описанию»

«Подбери родственное слово»

«Кому что нужно для работы»

«Расскажи о профессии родителей»

- обогащать словарь

- родственные слова

- винительный падеж им. сущ.

- дательный падеж им. сущ.

- развитие связной речи

Иллюстрации, картинный материал

О народном творчестве

- игрушка русская народная

- народно прикладное искусство

д/и «Назови игрушку»

д/и «Назови культурные достопримечательности города»

«Пословицы и поговорки»

- относительные прилагательные

- обогащать словарь

- развитие образной речи

Иллюстративный материал краеведческий музей,

библиотека

 им. С.Сулеймановой

Драмтеатр

Худ.школа

Муз.школа

Республика

Город

Улица

д/и «Назови какой»

«Подбери признак»

«Расскажи о городе»

- образование сложных слов

- подбор признака

- развитие связной речи

Иллюстрации,

открытки,

фотографии,

 маршрутные карты

Транспорт

БДД

д/и «Подбери признак»

«Подбери антонимы, синонимы»

«Как назвать»

«Машины нашего города»

«Дорога и я» (ППД) «Велосипед и дорога»

- обогащение словаря

- сложные слова

- развитие связной речи

Маршрутные карты

Фотографии открытки



Предварительный просмотр:

Экологическая сказка « Родник» 

Учитель- логопед Марашова Регина Мазгутовна

                                    МБДОУ «Д/с »№37 «Сказка»

                           г.Альметьевск   Республика Татарстан                  

С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая ива раскинулась над родником.

Летом над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.

В деревне жили Айнур с дедушкой и часто  ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Айнур играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.

Однажды  Айнур  пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома –Мансуром и Камилем. Они гонялись друг за другом и прутьями сшибали головки цветов. Айнур тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.

Когда шумная  беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Айнуру не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Мансур и Камиль были старше Айнура  на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.

Когда Мансур и Камиль ушли домой, Айнур  присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.

Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?

Бабочки и стрекозы закружили вокруг Айнура хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.

У него закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.

Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Айнуру стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.

Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Ива засохла,  не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.

- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Айнур.

Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:

- Айнур! Где ты?

- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Айнур рассказал обо всём дедушке.

Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:

- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.

Дедушка и Айнур открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех:  людей,зверей,птиц,деревья,травы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда

Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда ...

Рабочая программа учителя-логопеда

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...