самообразование средняя группа
материал (средняя группа) на тему

Конопля Анжела Александровна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_srednyaya_gruppa.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

        Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

        Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

        В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.

        Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

Цель: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей к культуре, в процессе изучения национальных костюмов, формирование у детей ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических традициях русского народа.

Задачи самообразования:

1.     Формирование первоначальных представления о культуре, истории  и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;

2.     Познакомить с историей национальной культуры, обрядовыми праздниками, формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству

3.     Помощь родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;

4.     Воспитывать желание заниматься декоративно – прикладной деятельностью; освоить характерные элементы, колорит, композицию данного промысла; уметь применять полученные знания в собственном изобразительном творчестве; совершенствовать умения и навыки в рисовании.;

5.     Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

6.     Формировать эстетический вкус; способствовать развитию изобразительного творчества, любознательности, воображения.

7.     Подготовить консультации для родителей.

Предполагаемый результат: в результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства. Дети будут  иметь представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: игрушках из глины (дымковская, филимоновская); из дерева (богородская, семеновская, архангельские птицы из щепы); предметах из резной бересты (короба, шкатулки); росписи разделочных досок, посуды (хохлома, гжель). У родителей появится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.

Перспективный план работы на 2018-2019 учебный год.

Месяц

Тема

Содержание работы

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; оформление уголка в группе.

Памятка для родителей по приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Октябрь

«В гости к нам пришли матрешки»

украшение сарафанов штампами из картошки и ватными палочками.

-«Рассматривание матрешки»  - чтение потешек про матрешку, рассмотреть узоры на одежде семеновской  матрешки, развивать эстетическое восприятие.

-Хороводная игра «Мы на луг ходили» - выполнять движения в соответствии со словами.

-Д/и «Разные краски» - развивать  логическое мышление, внимание.

-Загадывание загадок о матрешках.

Привлечь родителей к участию в сборе предметов народного творчества.

Ноябрь

«Вкусные дары щедрой осени»-учить детей по трафарету обводить овощи, вырезать по контуру и наклеивать на общую композицию

-Беседа «Осенняя ярмарка» - дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки.

-Д/и: «Что, где растёт?» - обобщать растения по месту их произрастания.

-Рассказывание р. н. сказки «Вершки и корешки» - внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор.

-Хоровод «Во саду ли, в огороде» - выполнять движения в соответствии со словами.

Консультация «Праздники осени»

Декабрь

«Праздничная ёлочка»

учить детей рисовать праздничную ёлочку.

-Пальчиковая игра «Перед нами ёлочка» - развивать  мелкую моторику.

-Рассмотреть художественные репродукции и иллюстрации, на которых изображены заснеженные деревья.

-Творческая мастерская: «Новогодняя открытка» (рисование восковыми мелками) – вызвать у детей желание создать новогоднюю открытку своими руками.

Конкурс «Рукавичка Деда Мороза»- привлечь родителей совместно с детьми изготовить новогоднюю поделку по мотивам народного творчества.

Январь

«Морозные узоры»

Совершенствовать технику рисования концом кисти, развивать чувство формы и композиции.

-Манкотерапия «Зимние узоры» -  развивать мелкую моторику, воображение.

-Беседа «Краса ненаглядная» - прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным материалам, из которых делали мастера различные изделия (Вологодское кружево).

- Рисование с помощью мыльных пузырей: «Разноцветный мир» - научить выдувать пузыри на лист бумаги, познакомить со свойствами мыльной воды- можно надувать пузыри, закрепление цвета, развитие воображения.

Оформить выставку детских работ.

Февраль

«Богатырские доспехи»

Формировать умение лепить доспехи богатырей (шлем, щит, меч), используя при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее.

-Худ.деят. «Палица»- предложить детям используя пластилин и природный материал сделать оружие Ильи Муромца- булатную палицу; развивать фантазию, мелкую моторику рук;

 -Слушание «Богатырской симфонии», С. Бородина -  развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее;

- Предложить детям порисовать пальчиком на подносе с манной крупой – развивать мелкую моторику.

Оформить выставку  «Русские богатыри»

Март

«Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – пестрый бок!»

украшать элементами дымковской росписи; развивать интерес к художественной деятельности.                                                                                                                                                                                    

- Ознакомление с искусством «Дымковские расписные» -  познакомить с народной игрушкой, учить чувствовать гармонию и красоту, воспитывать интерес к творчеству;

-Игры с природным материалом: «Вот ёжик – ни головы, ни ножек» - учить детей экспериментировать с художественном материалом для изображения  «колючей шубки»; направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности.

-Изо. деятельность «Русские узоры» - формировать умение составлять узор в соответствии с традициями дымковского промысла.

Консультация «Народные умельцы»

Апрель

«Что за чай без самовара»

продолжать знакомить детей с гжельской керамической посудой; учить рисовать гжельскую розу и др. элементы росписи, составляя узор на чайной чашке и блюдце.

-Беседа «Голубая гжель» - познакомить детей р. н. промыслом  гжельской керамической посудой; рассмотреть элементы росписи.

-Рассмотреть самовар – познакомить детей с самоваром, с названием его частей, обычаем русского народа угощать гостей чаем.

-Худ. творч. «Угощение для Кузи» - предложить слепить баранки, бублики из соленого теста.

-Хороводная игра «Каравай» - закрепить слова, развивать двигательную активность, вызвать эмоциональный отклик.

Оформить альбом «Посуда», состоящий из детских рисунков.

Май

«Люблю берёзку русскую…» - делать листики из мятой бумаги.

  1. -Рассмотреть с детьми иллюстрации о природе нашей Родины (лес) - обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается берёзка, отметить красоту этого дерева, подчеркнуть, что берёзку часто называют русской.
  2. -Музыкально-хороводная игра «Мы вокруг берёзки в хороводе встанем» - учить детей эмоционально исполнять песню и движения по тексту.

Оформить выставку  совместных детских с родителями работ: «Моя березка».

Подведение итогов работы.

Список используемой литературы:

  1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Детство-Пресс, 2010 г.

  1. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб, 2010 г.

  1. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. - СПб, 2004г.

  1. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Приобщение детей к истокам русской культуры. / Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2003г.

  1. «Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание №3 – 1997, с. 21.

  1. Романова А. Ф. Народные промыслы. - 2003 г.

  1. Попова Т. А., Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской

        народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет - Мозаика-Синтез. – 2010г.

  1. Т. С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе”

  1. И. А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа”

  1. Г. С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа”

  1. Д. Н. Колдина “Рисование с детьми 4-5 лет”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования, средняя группа

План самообразования , средняя группа .Подготовила Черкашина О.А...

План работы по самообразованию (средняя группа 2017-2018г.)

План работы по самообразованию(средняя группа 2017-2018г.) Тема: «Эмоциональное  развитие дошкольников посредством театральной деятельности»...

План по самообразованию средней группы

Цель:  Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме....

План самообразования (средняя группа)

В настоящее время тема дорожной безопасности становится очень актуальной. Важно с малых лет знакомить детей с  дорожным этикетом. Помочь им в этом может воспитатель, а вот как это  грамотно ...

План самообразования средней группы

План самообразования средней группы...