«Формирование музейной культуры дошкольников через активное взаимодействие участников образовательных отношений»
статья на тему
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у детей ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шушарина Венера Рашитовна
воспитатель
муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение Куйбышевского района - детский сад «Колокольчик»
Новосибирская область, город Куйбышев
«Формирование музейной культуры дошкольников
через активное взаимодействие участников образовательных отношений»
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у детей ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы нравственно – патриотического воспитания. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности.
Сегодня общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольных организаций становится возможность активного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений, которыми являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Поэтому работу по нравственно – патриотическому воспитанию веду в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений.
Целью моей работы является создание условий для нравственно - патриотического развития детей дошкольного возраста через организацию работы краеведческого уголка.
Данную цель реализую через следующие задачи:
- создать условия для формирования у воспитанников культурных и социокультурных ценностей;
- пробудить интерес детей к истории и культуре своей «малой родины», детского сада;
- создать условия для активного взаимодействия с семьями воспитанников в процессе приобщения к национальным традициям своей малой родины;
- воспитывать у детей дошкольного возраста основы патриотизма и гражданственности.
В формировании интереса детей дошкольного возраста к народной культуре немаловажную роль играет созданный в нашем детском саду краеведческий уголок «Родник». Краеведческий уголок обладает огромной первостепенной ценностью. Он позволяет на качественно новом уровне пробудить интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом - сбором экспонатов, наглядного материала (альбомов), подготовкой тематических экспозиций, экскурсий, праздников.
Взаимодействие участников образовательных отношений базируется на следующих принципах: добровольность, сотрудничество, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и нормативных актов. Оно характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий.
При организации работы с детьми для меня важно:
— обеспечить взаимодополнение (интеграцию) образовательных областей;
— применять деятельностный подход, т.е. дети должны сами выбрать ту деятельность, в которой они хотели бы отобразить свои представления;
— создавать развивающую среду, способствующую развитию личности ребенка на основе народной культуры.
В основе моей работы лежат следующие принципы:
- принцип тематического планирования материала, который предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям;
- принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.;
- принцип последовательности, который предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);
- принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, что формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды деятельности, стремиться к достижению результата;
- принцип взаимодействия с социальными институтами, который реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, краеведческим музеем, музеем школы и т. п.
Приоритетными формами общения педагогов с детьми выступают партнерство, соучастие и взаимодействие.
Работа с воспитанниками проходит в следующих направлениях:
1. Природно-климатические особенности родного края. В этом блоке дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна нашего региона. Воспитанники получают сведения о природных особенностях своей местности, о распространенных и редких растениях, лекарственных травах, животном мире. Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, акции, знакомство стихотворениями местных поэтов о родном крае, проектная деятельность, целевые прогулки, изготовление гербария, труд в природе, наблюдения, эксперименты и опыты, связанные с объектами природы.
2. Национально-культурные и исторические особенности края.
Материал, имеющийся в краеведческом уголке нашего детского сада, позволяет проводить непосредственно - образовательную деятельность по знакомству детей с историей нашего города, детского сада. Например, «Мой любимый детский сад», «Мой город Куйбышев вчера и сегодня», беседы: «Улицы нашего города», «Поэты, художники, музыканты нашего края». Очень познавательны и интересны экскурсии по городу.
В средней, старшей, подготовительной группах, опираясь на наглядность, собранных в краеведческом уголке экспонатов воспитанники знакомятся с предметами быта их назначением, названием, рассматривают русскую национальную одежду, обувь.
В старших дошкольных группах дети получают представления о том, кто такие предки, что означают их фамилии, организуются выставки на тему: «Моя семья», проводится проектная деятельность с детьми. При реализации проектов обязательно подключаем родителей.
Дети посещают достопримечательные места, знакомятся с памятниками культуры, архитектуры нашего города с помощью мультимедийных презентаций, рассматривания фотоальбомов.
Один раз в квартал организуем для детей выставки детских работ «Наш детский сад», «Мой город», выставки совместного творчества воспитанников и их родителей «Рождественское чудо», «Пасхальная радость», «Этот День Победы».
Материалы, имеющиеся в краеведческом уголке, помогают организовать различные конкурсы, например, конкурсы чтецов, посвященные Дню Победы, Дню Матери; 8 марта «Наши мамы – рукодельницы»; способствуют участию педагогов и воспитанников в районных мероприятиях. Наш краеведческий уголок постоянно пополняется экспонатами, детскими работами, выполненными совместно с взрослыми.
Реализация данного направления в работе с детьми осуществляется в форме наблюдений, экскурсий, бесед, проектной деятельности, посещения музеев, рассматривания макетов, оформления стендов, выставок, организации конкурсов.
3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений.
В краеведческом уголке собраны материалы на тему: «Защитники Отечества» (альбом, презентации, художественная и познавательная литература). Дети получают сведения о героях Великой Отечественной войны, героях Афганистана и Чечни. Организуем встречи с интересными людьми такими как участники боевых действий в Чечне Иванистовым А.В. и Дроздовым М.С.; педагогическим хором «Ветеран», встреча с детьми Великой Отечественной войны, а также родителями воспитанников.
Дошкольники также получают краткие сведения о людях края известных в настоящее время. В подготовительной школе группе проводится непосредственно – образовательная деятельность на тему: «Знаменитые люди города Куйбышева».
4. Символика края.
В данном направлении мы знакомим дошкольников с гербом района. Дети получают сведения о цветах герба, о значении изображаемых на нём символов. Воспитываются нравственно-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной причастности к жизни края.
Образовательная деятельность, проводимая с использованием материалов краеведческого уголка, формирует у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. В уголке дети могут увидеть подлинные предметы народного быта, здесь происходит контакт с историческим человеческим опытом. У детей формируются представления о том, что в родном крае проживают люди разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами, закладываются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своему региону, народу, его культуре.
Для эффективной организации образовательной деятельности провожу большую работу с педагогами. Постоянно знакомлю их с новыми экспонатами и материалами краеведческого уголка, провожу консультации: «Символика России, нашего края и её исторические корни», «Ознакомление с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников», «Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»; рекомендую посещение выставок, экскурсий по родным местам нашего города, организую участие в районных мероприятиях: краеведческие чтения, ретровыставки. Регулярно пополняю краеведческий уголок материалом, который педагоги могут использовать в образовательной деятельности с детьми: дидактические игры, презентации о городе и предметах быта; тематические папки, посвящённые народным праздникам.
Работа по формированию музейной культуры у детей идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Для повышения интереса родителей провожу консультации: "Воспитание детей на Руси", "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре" и т.д. Родители большое участие принимают в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие в ретровыставках районного и учрежденческого уровня. Например: «Ещё идут старинные часы», "Куклы наших бабушек", «Игрушки советского детства», «Ёлки наших бабушек» и т.д.
В нашем детском саду регулярно проводятся мероприятия, постоянными гостями которых являются мамы, папы, бабушки и дедушки наших воспитанников: народные праздники («Масленица», «Весёлая ярмарка», «Рождественские посиделки»), выставки совместных работ детей и родителей («Рождественское чудо», «Пасхальный сувенир»). В течение года успешно реализуются детско-родительские проекты, такие как «Генетическое древо моей семьи», «Я помню, я горжусь!», «Люблю Сибирь – мой край родной».
Проведение разнообразных конкурсов и выставок, проектов и праздников позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.
Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с другими социальными институтами дает дополнительный импульс для развития и обогащения личности дошкольников. Большое значение имеет взаимодействие с социумом (Дворец культуры, Центральная библиотека, Краеведческий музей, музей МБОУСОШ №10), где на основе экспонатов, выставок ведется ознакомительная работа с родным краем. Ежегодно организую для воспитанников старшего дошкольного возраста экскурсии, встречи с детьми войны, участниками военных действий, с хором «Ветеран», ветеранами дошкольного учреждения.
Таким образом, работа в условиях социального партнерства, даёт возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Ведущими идеями образования сегодня становятся идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.
Активное взаимодействие всех участников образовательных отношений не только формирует музейную культуру дошкольников, но и повышает их интерес к истории своей семьи, воспитывает чувства гордости и сопричастности к наследию своих предков, формирует уважение к истории и культуре своей страны и родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Инновационные технологии межсубъектного взаимодействия участников образовательных отношений в процессе патриотического воспитания дошкольников.
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной п...
«Формирование навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников через активное взаимодействие с родителями» (из опыта работы)
XXI в. – век бурного развития техники. В этих условиях особенно важно сформировать правила поведения ребенка дошкольного возраста на улице, разработать технологии, способствующие эффективному развитию...
Взаимодействие участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении
В статье изложены соображения по поводу семейного воспитания и опыт работы ГБДОУ детский сад №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга....
Формирование толерантного социального взаимодействия участников образовательных отношений через народное творчество в условиях инклюзивного пространства учреждения дошкольного образования.
Статья посвящена проблемам инклюзивного образования в России на уровне дошкольного обучения. В статье представлен опыт реализации процесса инклюзии конкретного дошкольного образовательного учреждения....
"Использование современных образовательных технологий при взаимодействии участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе"
Тема: «Взаимодействие участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР с использованием современных технологий программы «Вдохновение»...
Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей»
Консультация для педагогов.задачи: Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - Формирование бережного отношения к природе и всему живому...