Конспект НОД в старшей группе на тему "Дети с ОВЗ, какие они?"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Попова Елена Викторовна

Целью данной НОД является формирование у дошкольников толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_deti_s_ovz_kakie_oni.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи.         

Знакомство с понятиями дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие толерантности, умения проявлять сочувствие и гуманность.

Исключение формирования чувства превосходства над людьми с ОВЗ.

Развитие нравственных качеств через обогащение социального опыта детей.

Формирование представлений о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека.

Ход НОД.

1.Организационный момент.

Воспитатель показывает детям несколько слайдов.

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня?

(Об инвалидах другими словами, о людях с ограниченными возможностями здоровья)

- А как вы смогли понять, что это инвалиды?  (Инвалидные коляски или инвалидные кресла)

2. Рассказ воспитателя о детях инвалидах.

- Иногда бывает так в жизни, что дети рождаются инвалидами, а иногда дети попадают в какую-то беду и становятся инвалидами. Они еще совсем мало прожили лет, но на их плечи выпало много страданий и боли.                         Но эти дети такие же,  как и все, только у них ограниченные возможности здоровья.

-Этот мальчик не может ходить, у него больные ножки, он передвигается на инвалидном кресле.

Слайд.

- Этот ребенок глухонемой. Он ничего не слышит, и не умеет говорить. Он живет в полной тишине. Что бы общаться с ним мама использует язык жестов, т.е. показывает слова руками.  Если мы с вами закроем уши, то сможем на несколько секунд представить, как это трудно жить в полной тишине.

Слайд.

- Этот ребенок слепой. Он ничего не видит. Это тоже очень трудно  жить, ничего не видя вокруг. Закройте глаза и вы поймете, как это плохо.

Воспитатель предлагает детям несколько заданий.

 1-е задание. «Угадай предмет с закрытыми глазами».

2-е задание «Угадай по запаху»

3-е  задание «Угадай на слух».

- Слепые люди могут узнать предмет по запаху, по слуху понять, что происходит вокруг, при помощи пальцев рук определить предмет или прочитать какой либо текст в книге, потому, что для слепых созданы специальные книги.  В них не написаны буквы, как в обычных книгах, а на страницах нанесен рельефно-точечный тактильный шрифт. Этот шрифт придумал человек по фамилии Брайль очень давно. Он жил во Франции, был сыном сапожника. В детстве он поранил глаза и потерял зрение. В 15 лет он узнал, что военные писали свои донесения и приказы не буквами, а точками, бугорочками и дырочками для того чтобы читать эти сообщения в темноте. Ведь в те времена еще не изобрели электричество, не было у военных фонариков.  А свечки не всегда были под рукой. Так вот этот смышленый юноша взял пример с военных и придумал шрифт для слепых людей. Этим шрифтом пользуются и в наше время.

Задание «Определи фигуру с завязанными глазами».

У слепых людей есть помощники – собаки-поводыри. Слайд.

Двое детей на скамейке сидели
Им лет по десять было всего,
И на других ребятишек смотрели,
Те, мячик кидали, ловили его.

И все понимали, они здесь чужие!
Как бут-то из мира другого пришли,
Все думали, что они не такие,
И все лишь хотели, чтоб дети ушли!

Они инвалиды, но в этом ли дело?
Однако не дружит с ними никто.
А в их детских душах всё словно кипело.
Все их не любили! Вот только за что?

Одни их дразнили, шутили жестоко!
Другие открыто смеялись в глаза!
Детей было двое, а им одиноко!
На их грустных лицах застыла слеза!
- А как выдумаете, можно ли смеяться над такими людьми?

Как можно назвать человека, который смеется над инвалидом  (Жестоким, безжалостным, бесчувственным, злым, невоспитанным, значит,  в детстве его не научили сочувствовать чужому горю)

Слайд (дети не принимают в игру ребенка с ОВЗ). Беседа.

- Кого мы видим на этом слайде?  

- Как бы вы поступили?

-А какую бы вы предложили игру, зная, что мальчик не может ходить?

Слайд.

- Представим другую ситуацию. Мама везет на инвалидном кресле ребенка с ограниченными возможностями здоровья, перед ними закрыта дверь. Как бы вы поступили?

- Другая ситуация. Ребенок-инвалид уронил игрушку, а мама не заметила. Как нужно поступить?

- Другими словами: вы предложили бы помощь. Молодцы. Я вами горжусь.

- Ребята, в ходе нашей  большой беседы мы с вами обсудили три главных правила.  Мы должны их закрепить.

Слайд. 1 правило. Никогда нельзя смеяться над детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд. 2 правило. Принимать в игру. Они такие же как и мы.

Слайд. 3 правило. При необходимости нужно оказать помощь.

Глаза больных детей

Что может быть тревожней?

Когда беду они не в силах превозмочь.

Увидев раз забыть их не возможно.

Попробуй им хоть чем-нибудь помочь.

- Если вы запомнили эти правила, то вам будет легко в следующей игре.  Игра «Что бы ты скал? Что бы ты сделал?» (Дети стоят по кругу, у кого в руках мяч, тот отвечает первым, за тем передает мяч следующему ребенку и т.д.)

Представим, что мы с вами гуляем в парке и встречаем ребенка с ограниченными возможностями. Что бы вы ему сказали? Что бы вы сделали?

(Поздороваться. Познакомиться. Поинтересоваться, как дела. Сделать комплимент, например: какая у тебя интересная игрушка. Или просто улыбнуться.

Поинтересоваться, чем увлекается, чем любит заниматься, какие мультфильмы смотрит, какие книги читает.

Предложить помощь. Угостить конфеткой. Подарить книжку или игрушку. Предложить вместе поиграть.)

- Дети, а как вы понимаете слово сочувствовать? Сочувствовать – это значит понимать, как другому человеку плохо, больно, грустно.  Сочувствовать – это значит чувствовать настроение другого человека. Мы с вами должны обязательно научиться сочувствовать близким и окружающим нас людям.

Слайд.

- Ребята, на слайде вы видите иллюстрацию из сказочной истории. Вы можете вспомнить автора и название?

Валентин Катаев «Цветик-семицветик».

-Как звали главную героиню?

- Что волшебное было у Жени?

- На что потратила Женя шесть лепестков?

- Мое самое любимое место в этой сказочной истории, это когда Женя загадывает последнее седьмое желание. И я хочу вам его еще раз почесть.

Чтение отрывка. Вопросы.

Эта сказочная история с настоящим  счастливым концом!

Среди людей с ограниченными возможностями здоровья есть люди с сильным характером, упорством, трудолюбием. Они ставят перед собой трудные задачи и достигают их.

Слайды.

- Эта девочка учится в школе  в 1-м классе и получает 4 и 5.

-Эти дети любят рисовать

-Эта девочка занимается музыкой.

-Ребята, а кто из вас знает эту девушку?

-Её зовут Юлия Самойлова. Она будет выступать на международном музыкальном конкурсе Евровидение-2018 в Португалии в городе Лиссабоне, отстаивать честь нашей страны России.

-Эти дети занимаются спортом. А когда они вырастут, то  будут участвовать в Паралимпийских играх.

- Кто знает, что такое Паралимпийские игры?                                                     Четыре  года назад в городе Сочи проходили зимние Паралимпийские игры.

Слайды.

Это наша сборная команда, она достигла больших побед. Назовите виды спорта. (Хоккей, лыжный спорт, керлинг).

-Это фото с  открытия игр. Это был настоящий праздник. Танцевальные пары выступали перед зрителями.  В честь спортсменов был дан салют. А в завершении на стадионе участники праздника построились так, что получилось одно большое сердце. Как вы думаете, что это обозначает? (любовь, добро, мир)

-Мы с вами тоже можем сделать доброе дело. В нашем городе есть Детский  центр реабилитации. Там живут дети,  не только у которых нет родителей, но и дети-инвалиды. Им бывает грустно и одиноко. Приближаются праздники 23 февраля и 8 Марта. Вы с родителями приготовили поздравительные открытки своими руками. Сейчас мы их подпишем, положим  в конверты,  и вечером вы с мамами и папами сможете их отправить по почте в Детский центр реабилитации. Детям, живущим там, будет очень приятно ваше внимание.

Пока вы будете подписывать открытки, я включу песню в исполнении Юлии Самойловой.

 - В конце нашей встречи  хочу пожелать всем уметь сочувствовать близким и окружающим, быть внимательными к чужим проблемам, чужому горю. Берегите себя и своих близких.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Вот они, какие эти камешки морские»

Конспект занятия по познавательному развитию с морскими камешками (региональный компонент)...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

Конспект НОД в старшей группе "Какие бывают поступки"

Цель: формирование положительного отношения к себе и к людям. Задачи:Образовательная:- конкретизировать первоначальное представление о себе(чувства, поступки, поведение);Развивающая:- актуализиро...

Конспект НОД в старшей группе «Земля – какая она?» (эвристическая беседа)

Знакомство с предсталениями древних людей о форме Земли. Знакомство с глобусом, его назначением, историей. Проведение эксперимента....

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Бумага - какая она?"

Тема: "Бумага - какая она?"Цель: расширение и закрепление знаний о свойствах бумаги.Задачи.Обучающие:1. Систематизировать знания детей о свойствах бумаги, её видах и назначении.2. Закреплять...

Конспект НОД в старшей группе по лепке "Какие звери живут в зимнем лесу"

В данном материале изложены методы и приемы проведения занятия в старшей группе по лепке...