«Наблюдения в детском саду».
консультация на тему

Булах Валентина Геннадьевна

Наблюдения в детском саду – это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. 

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_nablyudeniya_v_detskom_sadu.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Наблюдения в детском саду».

Наблюдения в детском саду – это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания и опыт ребенка.

В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние. Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и примечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решать задачи интеллектуального развития.

Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов, листочков на деревьях, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Можно организовать наблюдения в цветнике или в огороде, где дети могут принять участие в посадке и уборке урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.

Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми, необходимо весь объем равномерно распределить на несколько занятий. К организации наблюдения воспитатель должен заранее подготовиться – выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.

Существуют различные виды наблюдений. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития знаний о разнообразии свойств и качеств объектов природы, дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.

Для детей среднего и старшего возраста организовывают более длительные наблюдения, направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года, о росте и развитии растительного и животного мира. В процессе этих наблюдений детям уже предлагают сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели ранее.

Более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.

Детям старшей и подготовительной групп предлагается отражать результаты наблюдения в календаре природы, где можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире.

В зависимости от цели, задач и содержания занятия, для наблюдения используются индивидуальные, групповые (4- 6 человек) и фронтальные (вся группа) формы организации. Наблюдения бывают эпизодическими, длительными и обобщающими.

Подготовка наблюдения включает в себя:

- определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;

- выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринимать предоставленный материал;

- подготовка объекта к наблюдению;

- подготовка оборудования для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобится лупа, если животное – корм, вода, посуда.

- необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.

Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения, но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение должно давать новые знания, быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже имеющиеся знания.

Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что – то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнить, обобщить, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает полезное с приятным.

Младшая группа:

«Наблюдение за сезонными изменениями осенью».

 Цель: Учить определять время года по характерным признакам. Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы.

Ход наблюдения: 

Во время прогулки обратить внимание детей на небо: светит ли солнышко или на небе тучи (какого они цвета); на листву деревьев она изменила окраску или нет, какого цвета листьев больше; какой дует ветер – холодный или теплый.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Исследовательская деятельность: Найти дерево, которое раньше всех готовится к зиме. Составить узоры из опавших листьев.

«Прогулка в осеннюю рощу»

Цель: Формировать знания об осенних изменениях в природе. Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения: Прочесть детям стихотворение.

Осень подойдет неслышно, тихо станет у ворот.

В огороде листик вишни на дорожку упадет.

Это первая примета, что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины в нитях белой паутины.

Станет пасмурной река – третья верная примета.

Осень бродит близко, где – то.

Ранним утром на поляны лягут белые туманы,

А потом уж жди не жди – моросящие дожди.

Пеленой затянет просинь, значит, наступила осень.

Спросить детей, какие имения произошли в жизни растений и животных (насекомые прячутся, птицы собираются в стаи лететь на юг, деревья готовятся к зиме).

Исследовательская деятельность: Поискать деревья, на которых больше всего желтых листьев, меньше всего желтых листьев. Пояснить детям, что листья желтеют не на всех деревьях сразу.

«Наблюдение за листопадом»

Цель: Учить определять признаки осени, развивать наблюдательность. Учить любоваться красотой родной природы.

Ход наблюдения: Подвести детей к такому месту, где роща видна издали и хорошо просматривается. Обратить внимание на красоту рощи осенью. Во время прогулки по роще обратить внимание на опавшие листья. Предложить детям побегать по опавшей листве. Спросить у детей у всех ли деревьев одинаковые листья. Предложить детям собрать листья с разных деревьев.

Исследовательская деятельность: Сравнить собравшие листья по форме, окраске. Попросить детей выбрать самые красивые на их взгляд листья, спросить, почему они им понравились.

Подвижная игра «Мы листочки»

Цель: Учить внимательно, слушать текст и в соответствии с ним выполнять движения.

Мы листики, мы листики            Дети стоят в кругу, держа в руках листочки.

Мы – осенние листочки.  

Мы на веточках сидели,

Дунул ветер – полетели,              разбегаются в разные стороны.

Мы летали, мы летали,                 бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали              садятся на корточки в кружок.

Ветер снова вдруг подул,              разбегаются в разные стороны.

И листочки с веток сдул,

Все листочки полетели, и на землю тихо сели.    Подбрасывают листочки вверх.    

«Рассматривание осеннего дерева»

Цель: Формировать знания об основных частях дерева (ствол, ветки, листья, плоды, корень). Развивать наблюдательность.

Ход наблюдения: Подвести детей к дереву, повторить вместе с детьми основные части – корень, ствол, ветки, листья, плоды. Дать детям наглядное представление о том, что деревья бывают разной толщины. Напомнить, что листья и плоды растут на ветках. Спросить у детей, что происходит с листьями и плодами осенью. Предложить детям внимательно рассмотреть и погладить ствол дерева. Обратить внимание на то, что дерево высокое, и чтобы увидеть верхушку дерева нужно поднять голову. Предложить детям найти низкое дерево и сравнить его с высоким.

Исследовательская деятельность: Рассмотреть ствол старого и молодого дерева. Сравнить кору, толщину деревьев. Рассмотреть на них оставшиеся листья.

«Наблюдения за растениями зимой»

Цель: Формировать знания о жизни растений зимой. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения: Рассмотреть с детьми деревья, обратить внимание на то, что на некоторых из них осталось немного листьев или плодов.

Рассказать о том, что деревья зимой находятся в состоянии покоя – отдыхают т. к. очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников хрупкие, легко могут сломаться. Поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не ломать.

Исследовательская деятельность: Рассмотреть ветки деревьев, найти на них почки. Рассмотреть почки через увеличительное стекло, сравнить их по размеру.

«Как живут растения зимой»

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, растения прекращают свой рост, замирают до весны). Формировать сложные формы речи – описание.

Ход наблюдения: Во время прогулки обратить внимание детей на то, что на деревьях нет листьев. Спросить живые ли деревья? Если да, то, как мы это можем узнать? Рассмотреть вместе с детьми ветки разных деревьев, показать им почки. Спросить знают ли они, что это растет на деревьях? Что будет с почками весной? Почему они не растут сейчас? Попросить детей описать деревья зимой, предложить им описать то, что по их представлению может сниться деревьям зимой.

Собрать возле деревьев обломившиеся свежие веточки и поставить их в группе для дальнейшего наблюдения.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть почки разных деревьев. Сравнить их по размеру, цвету.

Дидактическая игра: «Опиши, я отгадаю». Цель: Учить выделять и называть характерные признаки деревьев и кустов.

«Наблюдение за набуханием почек на деревьях»

Цель: Учить устанавливать взаимосвязи в природе. Вызывать радостные чувства, желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения: Во время прогулки обратить внимание детей на то, что почки на деревьях стали набухать, т. е. увеличиваться в размерах. Предложить детям осторожно их потрогать, понюхать. Спросить детей, почему почки на деревьях не распускаются зимой. Связать это явление с приходом весны и изменением погоды.

Эти маленькие почки распечатает весна,

А пока в них спят листочки,

И растут во время сна.

Исследовательская деятельность: Сравнить почки разных деревьев и сделать вывод: что листья появляются не сразу на всех деревьях: одни – раньше, другие – позже. Рассмотреть через увеличительное стекло пушистые сережки на иве.

 «Наблюдение и сравнение дуба и клена».

Цель: Закреплять умение описывать знакомые деревья по одному – двум признакам. Учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев (сходство и различие).

Ход наблюдения: Обратить внимание на красоту деревьев и кустов в зимнем наряде. Прочитать стихотворение И.Василевского «Снегопад».

Снегопад, снегопад, засыпает снегом сад,

И болота, и луга, и речные берега,

И тропинки горные и поля просторные,

Все кругом белым – бело, все тропинки замело.

В белых ватниках дубки, ели в белых платьицах,

Рады зайцы – беляки, легче будет прятаться!

Спросить у детей смогут ли они узнать дубы среди других деревьев. Предложить детям назвать признаки, по которым они узнали дерево (кора, крона, оставшиеся листья, плоды). По этим же признакам найти среди деревьев клен. Попросить детей сравнить дуб и клен, чем они схожи, и в чем их различие.

«Наблюдение за почками деревьев весной».

Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на участке детского сада. Формировать представление о том, что почки – это дом для листочков.

Ход наблюдения: Во время прогулки вместе с детьми рассмотреть деревья, вспомнить основные части дерева – корни, ствол, ветки. Пояснить детям, что зимой вместо листьев на деревьях почки. Рассмотреть их, как они расположены, какого размера и цвета. Сравнить почки на дубе и тополе. Обратить внимание на то, что на дубе листья появляются позже, поэтому  почки не набухли как на тополе. Осторожно открыть одну почку на тополе и рассмотреть внутри маленькие листочки.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть растущий на деревьях мох. Визуально определить, с какой стороны его растет больше. Попросить детей объяснить, почему на одной из сторон мха растет больше.

«Прогулка в весеннюю рощу»

Цель: Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.

Ход наблюдения: Во время прогулки обратить внимание детей на то, как изменилась роща – на всех деревьях появились листочки. Рассмотреть вместе с детьми молодые листики. Попросить детей описать, какие они (маленькие, нежные, зеленые).

Наблюдение за набуханием почек на деревьях».

Цель: Учить устанавливать взаимосвязи в природе. Вызывать радостные чувства, желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на то, что на деревьях стали набухать почки, т. е. увеличиваться в размерах. Предложить детям осторожно потрогать их, понюхать. Спросить у детей, почему почки на деревьях не распускаются зимой. Связать это явление с приходом весны и изменением погоды.

 Чтение стихотворения:  

Эти маленькие почки распечатает весна.

А пока в них спят листочки и растут во время сна.

Исследовательская деятельность: Сравнить почки разных деревьев и сделать вывод: что листья появляются не сразу на всех деревьях: одни появляются раньше, другие – позже. Рассмотреть через увеличительное стекло пушистые сережки на иве.

«Экскурсия в парк»

Цель: Познакомить детей с весенними изменениями в парке (распускаются листья на деревьях, появляются насекомые и т.д.). Показать детям, что роща это многоэтажный дом, в котором на разных этажах живут растения и животные. Вызвать радостные переживания от общения с природой.

Ход экскурсии: Рассмотреть с детьми деревья, обратить внимание на распустившиеся раньше всех нежные зеленые листики. Понаблюдать за появившимися насекомыми, спросить, как их называют, чем они питаются. Почему мы их не видели зимой. Рассказать детям о взаимодействии животных и растений на примере березы, какие птицы живут в кроне дерева, какие насекомые могут жить под корой и ползать по стволу, кто живет у корней дерева.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть, как муравьи ползают по стволу дерева.

Старшая группа

Наблюдение за почками деревьев весной».

Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на участке детского сада. Формировать представление о том, что почки – это дом для листочков.

Ход наблюдения: Во время прогулки вместе с детьми рассмотреть деревья, вспомнить основные части дерева – корни, ствол, ветки. Пояснить детям, что зимой вместо листьев на деревьях почки. Рассмотреть их, как они расположены, какого размера и цвета. Сравнить почки на дубе и тополе. Обратить внимание на то, что на дубе листья появляются позже, поэтому почки не набухли как на тополе. Осторожно открыть одну почку на тополе и рассмотреть внутри маленькие листочки.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть растущий на деревьях мох. Визуально определить, с какой стороны его растет больше. Попросить детей объяснить, почему на одной из сторон мха растет больше.

Подготовительная к школе  группа

 «Прогулка по осенней роще»

Цель: Формировать представления об изменениях в природе. Продолжать знакомить с характерными особенностями деревьев, по которым их можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения: Перед прогулкой зачитать детям письмо – приглашение: «Здравствуйте, ребята! Я осень приглашаю вас к себе в гости, в мою осеннюю рощу полюбоваться моими нарядами, понаблюдать, что интересного произошло в роще. А чтобы вам было интересно, я приготовила для вас карточки с заданиями. На этом я с вами прощаюсь. Жду вас у себя в роще. До свидания, осень!

Карточки с заданиями:

  1. Во время прогулки назвать те деревья и кустарники мимо которых будите ходить.
  2. Найти самый необыкновенно раскрашенный лист.
  3. Назвать плоды и семена встречающихся растений.

Во время прогулки обратить внимание детей на красоту осенней рощи. Спросить у детей изменилась ли жизнь растений с приходом осени. Как деревья готовятся к зиме?

Исследовательская деятельность: Предложить детям аккуратно и потихоньку потянуть с ветки зеленый лист и желтый. Спросить какой лист отрывается легче. Через увеличительное стекло посмотреть на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точками. Что это такое? Оказывается, что листья это «форточки» деревьев. Чтобы расти дереву нужно много воды. Корни впитывают воду из земли. Она поднимается по стволу, веткам, и попадает в листья. Солнце нагревает листья «форточки» открываются, выпускают влагу, листья охлаждаются и не засыхают. Осенью становится холоднее, дерево потребляет меньше воды и соответственно в листья поступает воды меньше, они начинают потихоньку увядать. Также осенью между листом и веткой образуется пробка – перегородка, она отделяет лист от ветки. Поэтому ветер срывает осенние листья с веток.

 «Листья желтые летят»
Цель: Формирование умения детей сравнивать осенние листья: выделить по цвету листья; рассмотреть листья берёзы, рябины, тополя, клена, дуба; объяснить, что листья разных деревьев не только отличаются по форме, осенью они окрашиваются по-разному; обратить внимание на красоту листопада.
Ход наблюдения.
- Дети, посмотрите, как красиво кружатся листья в воздухе

Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый –
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
В. Берестов
- Это новый кленовый лист? 
- Что изменилось в жизни растений?
- Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают разноцветные листья.
- Дети, а листья каких деревьев вы видите?
- Какие они по цвету? 
- Листья разные: жёлтые, красные, зелёные. У берёзы листики жёлтые, как солнышко, у рябины много красных листочков. А у тополя листочки ещё зелёные – зелёные
- Дети, на что похожи листья берёзы, тополя, рябины?
- А какие листочки вам понравились больше всего? Почему?
Вывод: Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. У разных деревьев они окрашиваются по-разному: ярко-жёлтые, оранжевые, тёмно-красные. Становится холодно, и листочки опадают на землю.
Игра «Листочки»
Мы – листочки, мы листочки.               Стоят, держа в руках листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер – полетели.                         Разбегаются

Мы летали, мы летали                     Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок,
Все уселись в кружок.                      Садятся на корточки

Ветер снова вдруг подул                  Снова разбегаются
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели                    Помахивают листочками
И на землю тихо сели.
В конце можно предложить детям собрать листья.
Приметы:
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Если лист с берёзы и дуба опадает нечисто – к суровой зиме.
Логическая речевая задача «Осенние листья»
«Осенние листья лежат на земле пышным ковром.
- Сегодня будем сгребать листья, - сказала мама Саше.
- А можно я сгребу листья в кучу и разожгу костер? – спросил Саша.
- Нет, нельзя, - ответила мама».
Почему мама не разрешила Саше жечь листья?
Вывод: У нас есть закон, который запрещает засорять воздух, а дым его засоряет. Саша не знал этого, а мама ему объяснила. Листья нужно сгребать и прикапывать землей. Они перегнивают в земле и станут удобрением для растений.

Наблюдение за осенней рощей»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени, учить устанавливать связи между продолжительностью дня и температурой воздуха и состоянием растений.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на красоту осенней рощи, на то, что листьев на деревьях становится меньше, спрятались почти все насекомые, птицы собираются в стаи и т. д. Предложить детям найти дерево, на котором меньше всего листьев, и то, на котором больше всего листьев. Спросить у детей как называются эти деревья, по каким признакам они определили эти деревья.

Исследовательская деятельность: Предложить детям собрать самые красивые разноцветные листья, сравнить их по величине, форме, окраске, назвать с какого они дерева. Если среди собранных листьев окажутся листья не с ближайших деревьев, попросить детей объяснить, как листья попали на это место.

«Наблюдение за рябиной осенью»

Цель: Продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения:

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

                      О. Высотская.

Воспитатель задает вопросы:

  • Как выглядит рябина?
  • Где она растет?
  • Какие звери любят ягоды рябины?
  • Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
  • Что дает рябина людям?

Словно девица – красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто – красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится его плодами. Лесные великаны – лоси, дотягиваются до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши – полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепят рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед – душистый и полезный. У рябины хорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

«Наблюдение за деревьями зимой»

Цель: Закреплять умение детей узнавать деревья по характерным признакам и строению, признакам, отличающим каждое дерево друг от друга. Воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту.

Ход наблюдения: Рассмотреть с детьми разные деревья: березу, клен, тополь, иву. Спросить у детей как называются эти деревья, какое у них строение. Сравнить все деревья между собой: в чем их сходство и различие (рисунком коры, ее цветом, кроной, семенами и плодами). Обратить внимание на цвет и рисунок коры. На каких деревьях она гладкая, на каких имеет трещины, шероховатости, какого она цвета. Рассказать детям, как можно отличить одно дерево от другого по кроне: у клена ветки прямые, заканчиваются «вилкой», у дуба все ветки неровные, словно покореженные, у березы крона словно кудрявая, веточки белые, у ивы ветки гибкие и длинные, почти до земли.

Исследовательская деятельность: Изготовить с детьми рисунки коры деревьев. Для этого взять белый лист бумаги приколоть его к дереву и закрасить его мягким карандашом или мелом. Подписать название дерева, рядом с рисунком коры можно нарисовать само дерево или его плоды.

«Наблюдение за весенним дубом»

Цель: Продолжать знакомить детей с дубом, его особенностями в весеннее время года. Формировать представление о внешнем виде дуба.

Ход наблюдения: Загадать детям загадку:

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня весна.

Рассмотреть деревья, подойти к дубу и спросить у детей знают ли они, как оно называется, по каким признакам вы определили, что это дуб. Повторить вместе с детьми основные части дерева: корни, ствол, ветки. Рассмотреть почки на дубе, спросить у детей, почему они не раскрылись. Если дети затрудняются с ответом, пояснить что на дубе почки распускаются позже т. к. молоденькие листья бояться утренних заморозков. Поэтому почки на дубе не раскрываются пока не установится теплая погода. Листья тополя не боятся утренних заморозков, поэтому появляются на деревьях одними из первых.

Исследовательская деятельность: Учить детей с помощью компаса определять стороны света. Обратить внимание на то, что без компаса можно определить направление севера по мху, растущему на деревьях – с северной стороны его больше.

«Наблюдение за деревьями весной»

Цель: Создать условия для обобщения представлений о деревьях в весенний период (распускание листьев, цветение), сравнение листьев и цветов разных пород деревьев. Воспитывать эмоционально положительное отношение к природе.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на распустившиеся листья, появившиеся сережки и цветы. Попросить детей назвать деревья, на которых сережки появились раньше листьев. Спросить детей, как они думают, почему листья распускаются не сразу на всех деревьях.

Исследовательская деятельность: Рассмотреть и сравнить распустившиеся листья.

Наблюдение за набуханием почек на деревьях».

Цель: Учить устанавливать взаимосвязи в природе. Вызывать радостные чувства, желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на то, что на деревьях стали набухать почки, т. е. увеличиваться в размерах. Предложить детям осторожно потрогать их, понюхать. Спросить у детей, почему почки на деревьях не распускаются зимой. Связать это явление с приходом весны и изменением погоды.

 Чтение стихотворения:  Эти маленькие почки распечатает весна,

                                           А пока в них спят листочки и растут во время сна.

Исследовательская деятельность: Сравнить почки разных деревьев и сделать вывод: что листья появляются не сразу на всех деревьях: одни появляются раньше, другие – позже. Рассмотреть через увеличительное стекло пушистые сережки на иве.

«Экскурсия в парк»

Цель: Познакомить детей с весенними изменениями в парке (распускаются листья на деревьях, появляются насекомые и т.д.). Показать детям, что роща это многоэтажный дом, в котором на разных этажах живут растения и животные. Вызвать радостные переживания от общения с природой.

Ход экскурсии: Рассмотреть с детьми деревья, обратить внимание на распустившиеся раньше всех нежные зеленые листики. Понаблюдать за появившимися насекомыми, спросить, как их называют, чем они питаются. Почему мы их не видели зимой. Рассказать детям о взаимодействии животных и растений на примере березы, какие птицы живут в кроне дерева, какие насекомые могут жить под корой и ползать по стволу, кто живет у корней дерева.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть, как муравьи ползают по стволу дерева.

«Рассматривание дерева, сравнение его с кустом»

Цель: Закреплять представление о дереве (имеет корень, ствол, ветки, листья и плоды), кустарник (имеет корень, несколько стволов, ветки, листья, плоды). Развивать аналитическое мышление, воспитывать интерес к жизни растений.

Ход наблюдения: На прогулке выбрать место, чтобы хорошо было рассматривать дерево и кустарник. Обратить внимание на общие признаки у растений: имеют корень, ствол, ветки, листья, плоды. Предложить детям сравнить между собой дерево и кустарник, чем они схожи и в чем различие.

Исследовательская деятельность: Сравнить, где земля теплее на открытом месте, или в тени, под деревьями.

Наблюдение за почками деревьев весной».

Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на участке детского сада. Формировать представление о том, что почки – это дом для листочков.

Ход наблюдения: Во время прогулки вместе с детьми рассмотреть деревья, вспомнить основные части дерева – корни, ствол, ветки. Пояснить детям, что зимой вместо листьев на деревьях почки. Рассмотреть их, как они расположены, какого размера и цвета. Сравнить почки на дубе и тополе. Обратить внимание на то, что на дубе листья появляются позже, поэтому  почки не набухли как на тополе. Осторожно открыть одну почку на тополе и рассмотреть внутри маленькие листочки.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть растущий на деревьях мох. Визуально определить, с какой стороны его растет больше. Попросить детей объяснить, почему на одной из сторон мха растет больше.

 Как растения помогают человеку»

Цель: Объяснить детям значение растений в жизни человека: в природе каждое растение растет для общей пользы, подвести к пониманию того, что все в природе взаимосвязано.

Ход наблюдения: Перед наблюдением прочесть детям рассказ Ушинского «Спор деревьев». Обсудить с детьми рассказ: как вы думаете, какое дерево лучше, полезнее? Что будет, если исчезнут дубы? Каким животным они нужны? (птицы и свиньи питаются желудями, жуки рогачи откладывают яйца под кору дерева). Найти знакомые деревья, рассказать детям об использовании коры, древесины, плодов и листьев.

Исследовательская деятельность: С помощью картинок составить пищевые цепочки на примере дуба. Через увеличительное стекло понаблюдать за насекомыми, ползающими по стволу деревьев.

Дидактическая игра: «Опиши, я отгадаю». Цель: Учить описывать растение, называть его признаки, но не произносить при этом его название, отгадывать название растения по описанию и основным признакам.

«Общение с деревьями».

Цель: Познакомить детей с ростом и жизнью березы. Воспитывать эмоционально положительное отношение к растениям. Учить видеть красоту и неповторимость.

Ход наблюдения: Найти березку, предложить детям подойти к ней, поздороваться, обнять ее. Послушать, как шумит листва. Предложить детям устроит праздник березке: почитать стихи, загадать загадки, рассказать пословицы и поговорки.

Дать обещание деревьям заботится о них, и быть им друзьями.

Обещаем вам, деревья, тонких веток не ломать!

Обещаем вам, деревья, землю лейкой поливать!

 Обещаем вам, деревья, нежных листиков не рвать!

Обещаем вам, деревья, кору вашу не сдирать!

Обещаем вам, деревья, землю твердую рыхлить!

Ствол могучий или тонкий вам весною побелить!

Острым ножиком, блестящим свежих ран не ковырять!

Обещаем вам, деревья, птиц певучих не пугать!

Обещаем вам, деревья, стать к вам чуточку добрее!

Обещаем вам, деревья, стать вам ближе и роднее!

Чтобы жить нам вместе с вами настоящими друзьями.

Исследовательская деятельность: Вместе с детьми вычислить возраст деревьев. Для этого измерить окружность ствола на уровне плеча, затем разделить на два для лиственных деревьев и на 0,6 для хвойных.




Стихи о деревьях.

Я у мальчиков спросила»

Я у мальчиков спросила:

- Что это за деревце?

Говорят они: «Осина»

Только мне не верится!

Даже елки мы в начале

От сосны не отличали,

Раз торчат иголочки, значит это елочки.

А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалась, что она не такая, как сосна!

Мы в своей тетрадке синей, нарисуем все листы

И не скажем об осине- Ах береза, это ты!

Погляжу на дерево и скажу уверенно:

- Это липа, это клены,

А вот это дуб зеленый!

Во дубраве стоит дуб.

Кроной он широк вокруг,

Двести лет стоит на месте,

Со товарищами вместе.

Дуб нам желуди дает

Белкам, сойкам раздает.

Древесина из дуба людям нужна,

Мебель дубовая очень прочна.

                                   Ю. Вакуленко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения в детском саду

Разработка сезонных наблюдений в детском саду....

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

Экологические наблюдения в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду...

Наблюдения в детском саду. Зима.

Существует одна из форм познания окружающего мира -  наблюдение. Познавательное занятие не требует устойчивого внимания.  Оно включает в работу: восприятие, мышление и речь. Наблюдения ...

«Об организации педагогических наблюдений в детском саду».

Учитывая многообразие программ, используемых на сегодняшний день в ДОУ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.3.2.3.) отмечено, что при реализации Программы...

Зимние наблюдения в детском саду

Познавательные прогулки зимой для дошкольников 4-6 летКарточка 1Тема: СнежинкиЦельУчить детей наблюдать за изменением формы снежинок в зависимости от смены погоды, показать простейшую форму снежинок -...