Проект "осень в гостях у ребят"
проект на тему

Архипова Вера Леонидовна

Расширить и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях; формировать интерес к эстетической и экологической стороне окружающей действительности через художественно-эстетическое развитие личности дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_v_gostyah_u_rebyat.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Рябинушка»,

структурное подразделение МАОУ

  «Новозаимская СОШ»

Проект  

«Осень в гостях у ребят »

                                                                               Музыкальный руководитель: Архипова В.Л.

С. Новая Заимка

Содержание

  1. Паспорт проекта

  1. Проблема

  1.  Актуальность

 

            3.    Цель

           4.   Задачи

      5.  Предполагаемый результат

 

     6.   Этапы проекта

     7.   План реализации проекта

Паспорт проекта

Название проекта

Проект «Осень в гостях у ребят»

Целевая группа

 Дети  старшего возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Тип проекта

Игровой, познавательный, творческий

Основание для разработки

 В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую проблематику, и решать их - задача дошкольного образования.

Автор проекта

Архипова Вера Леонидовна

Основная цель проекта

Расширить и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях; формировать интерес к эстетической и экологической стороне окружающей действительности через художественно-эстетическое развитие личности дошкольника.

Задачи проекта

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музыкальные и литературные произведения, описывающие красоту окружающего мира природы.

Развивать познавательную активность и способность наблюдать, всматриваться в осенние явления и объекты природы замечать их изменения.

Ожидаемые результаты

 -повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей и воспитанников,

- формирование навыков экологического и нравственного поведения;

- поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления;

- развитие  художественно- творческих навыков.

Период

 сентябрь

Этапы реализации проекта

1 – организационно – подготовительный

2 -  основной (практическая реализация проекта)

3 -  заключительный

 «…. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в

его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина. »

В. А. Сухомлинский

Проблема:

Перед обществом стоит проблема, как сохранить экологию окружающего мира? Как сохранить жизнь на Земле? Ведь современное общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки, техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели. Сущность экологического сознания является отражением реально-практических отношений общества. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. Поэтому формирование экологического сознания дошкольника имеет важное социальное значение для общества. В. А. Сухомлинский писал, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира». И сегодня вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую проблематику, и решать их - задача дошкольного образования.

Осень- это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень- это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши- мы потеряли веру в волшебство и сказку.

А для малыша осень приносит столько чудесного и необычного

Актуальность.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически осуществляемое оно оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное, личностное и интеллектуальное развитие детей. К этому воспитательно-образовательному процессу должны приобщаться не только педагоги, но и родители, что имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Мир природы раскрывает перед детьми большие возможности для всестороннего развития. Художественно-эстетическое развитие играет особую и важную роль, так как оно базируется на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных и художественных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка и поэзия учит любить, ценить, сострадать. И в связи с этим экологическое воспитание дошкольников посредством искусства - это более успешное и продуктивное воспитание.

Цель:

Расширить и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях; формировать интерес к эстетической и экологической стороне окружающей действительности через художественно-эстетическое развитие личности дошкольника.

Задачи:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музыкальные и литературные произведения, описывающие красоту окружающего мира природы.

Развивать познавательную активность и способность наблюдать, всматриваться в осенние явления и объекты природы замечать их изменения.

Расширить словарный запас слов и усовершенствовать интонационную речь при декларировании стихотворений, исполнении музыкальных произведений и описании осенних явлениях природы.

Формировать творческую, коммуникативную, двигательную активность во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Развивать мыслительную активность, воображение, умение использовать полученные знания в играх, рисовании и творчестве.

Воспитывать эстетические чувства, формировать экологическую культуру дошкольника.

Ожидаемый результат:

-расширение кругозора воспитанников;

-развитие творческого мышления;

-повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей и воспитанников,

- формирование навыков экологического и нравственного поведения;

- поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления;

- развитие  художественно- творческих навыков.

- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;

Участники проекта: дети  старшего возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Вид проекта: игровой, познавательный. творческий

 Срок реализации проекта: краткосрочный (один месяц)

 

Этапы реализации проекта:

1 – организационно-подготовительный

2 – основной (практическая реализация проекта)

3 – заключительный

 I  Организационно- подготовительный этап:

Содержание:

1. Создание развивающей среды по теме проекта:

- оформление детского сада и групп в соответствие с темой проекта;

- оформление альбома «Краска осени» (в группах);

- оформление творческой выставки рисунков «Музыка осени»;

- оформление выставки поделок из природного материала: «Золотая осень»

- выставка - презентация:  «Щедрые дары осени» (родители, дети, педагоги);

- оформление выставки творческих работ: «Осенние листочки» (работа с бумагой) (родители, дети, педагоги);

- оформление фотовыставки «Осенний калейдоскоп»

 -изготовление Лепбука «Здравствуй, осень»»;

- создание в группах центра  «Детская мастерилочка»;

Подбор:

- книг по теме проекта «Библиотека осени»;

- иллюстративного материала «Волшебница осень»;

- картотеки загадок и пословиц  об осени;

- создание презентаций, музыкальных видеороликов  по теме проекта;

-  раскрасок по теме проекта;

 - картотеки дидактических игр, пальчиковой гимнастики, песенного репертуара об осени    «Осенняя азбука»;

 - создание музыкальной игры-презентации « Веселый огород»;

2. Проведение в группах обсуждения  идеи проекта (погружение в проект: обсуждение темы, определения мотивов участия детей в предстоящей деятельности):

- составление тематического плана совместных действий с детьми;

- поиск и сбор информации по данной теме;

- выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта;

3. Привлечение родителей:

- к участию в дне открытых дверей «Осень в гостях у ребят»;

 - к участию в литературной гостиной «Осень в детских книжках»

- к участию в конкурсе на лучших чтецов «Золотая пора осенней поэзии

- к организации выставок, фотоальбомов, презентаций, фотовыставки;

4. Оформление  информационного материала для родителей:

- Сундучок идей: «Готовим из овощей и грибов».    

- Консультации: «Экологическое воспитание в семье»

-

- презентация проекта «Осень в гостях у ребят».

 - информационные листы по лексическим темам:

«Деревья осенью», «Осенняя одежда», «Овощи. Фрукты. Труд  взрослых на полях, в садах»

- Информационный материал: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Календарь осени»,

 II    Основной этап (практическая реализация проекта):

Образовательная область

Содержание

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра:

«Овощной магазин», «Фруктовый магазин», «Пекарня», «Путешествие в лес».

 Игра-соревнование:

 «Кто больше знает?»

 Дидактическая игра:

 «Возвратим осени память».

«Четвертый лишний» 

Лото», «Угадай, кто я»

«Найди такой - же», 

 «Угадай-ка»; 

«С какой ветки детки?»

- «Найди дерево по семенам»

- «Что сажают в огороде?»        «Волшебный мешочек»,

«Узнай по вкусу и запаху»

 «Кто где живет?»

Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, приобретенных при восприятии окружающего. Закрепление у детей знаний о признаках осени.

Художественно-эстетическое развитие

- конкурс на лучших чтецов: «Золотая пора осенней поэзии»

-Литературная гостиная:

 «Осень в детских книжках»

-Рассматривание иллюстраций с изображением осенней поры  

-чтение:

 Н. Сладков «Осень на пороге»,

В. Сутеев «Мешок яблок», Н.Самкова «О хлебе»,

Я. Дагутите «Каравай»,

В. Зотов «Лесная мозаика»,

 В.Сутеев «Под грибом»,

А. Толстой «Грибы»,

В. Каратай «Уборка урожая»,

У. Рашид «Наш сад»,

Ю. Ждановский «Нива»,

 Е. Трутнева «По лесным тропинкам»,

 рассказ Г.Скребицкого «Осень»,

сказка К.Ушинского «История одной яблоньки»;

-заучивание стихотворения И.Мазина «Осень»;

- Заучивание скороговорки:

«Петр -  пекарь пек пироги в печи.

-загадывание и отгадывание загадок по теме «Осень», «Овощи-фрукты».

-продуктивная деятельность:

выставка детских творческих работ:

«Музыка осени», «Щедрые дары осени»;

 Творческая мастерская:

«Осенние листочки», «Яблоко» (работа с бумагой);

 выставка поделок из природного материала:

 «Золотая осень»,

«Старичок-лесовичок»

Лепка:

 «Пластилиновая осень»,

 «Осенние деревья»,

«Хлебо-булочные изделия».

Коллективная аппликация

«Краски осени»

Рисование:

 «Осеняя природа», «Грибы на полянке», «Хлебо-булочные изделия»,   «Фрукты в вазе»,  

- музыкальная деятельность:

Слушание:

Вивальди «Времена года. Осень»

П.И.Чайковский «Осень»,

Я. Френкель, В. Арзуков «Блины»,

Л. Абелян « По грибы», Е. Соколова «Осень к нам пришла».

Песни: «Листики – кораблики», «Здравствуй осень», «Кленовые кораблики» (сл. и муз. Г. Вихаревой), «Отчего плачет осень» (сл. и муз. Е. Соколовой).

Хоровод: «Осень спросим», «Что нам осень принесет», «Урожайная», «Огородная-хороводная»

Песня – инсценировка «Злая тучка»

Ритмические движения:

 «Листопад-чародей», «Осенние дорожки»

Танец «Зонтики»

Инсценировка:

«Веселый хоровод».

Музыкальная шкатулка: «Осенние песенки»

Развлечение:

 «И в этом прелесть осени»

Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения о природе.

Воспитывать моральные качества: доброта, чуткость, сострадание, умение сопереживать.

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, использовать полученные знания в играх, рисовании и творчестве;

Формировать эмоциональную отзывчивость и побуждать к активному слушанью и пению.

Речевое

Беседа:

 «Что изменилось в природе с приходом осени?»;

«Берегите природу»; «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?», Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты», «Что мы знаем о ядовитых грибах».

Словесная игра:

 «Кто больше назовёт птиц», «Хорошо-плохо»; «Подскажи словечко», «Опиши, я отгадаю», «Что лишнее?», «Чей хвост?», «Один-много».

Обмен впечатлениями, что увидели по дороге в детский сад;

-Придумывание детьми загадок и стихов про осень;

Упражнение на дыхание: «Ветерок»,  «Осенний ветерок»;

Пальчиковые игры:

«Листопад», «Дождик», «Компот», «Пекарь», «Мельница», «Колосок», «Ладушки – ладушки, испечем оладушки».

Логоритмика:

«Капуста», «Пугало»

- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать связную речь;

- развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;

Физическое развитие

- Спортивно-игровое соревнование:

«Собираем урожай»

- Подвижные игры:

 «Поймай листок», «Листопад», «Сортируем овощи»,

 «Огород у нас в порядке»,

«Раз, два, три, к колоску беги…», «Охотники и птицы»,

« Солнышко и дождик», «Перелетные птицы», «Ручеек».

- Физкультминутки:

 «Встало утром солнышко», «Птицы»,

«Звери на зарядке».

Формировать творческую, коммуникативную, двигательную активность во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие

  - совместная деятельность с детьми:

 «Осень»

 «Во саду ли, в огороде».

 «Осенний парк».

«В гости к осени»

«Краски осени»

- просмотр видеоролика

 «Времена года. Осень»

-мультимедийная викторина «Осенний марафон»;

Просмотр презентаций:

«Осень»

   Игровая ситуация:

 «Что интересного может подарить осень», «В магазин за покупками», «Если ты оказался в лесу один».

Эко-экскурсия:

«По осенним аллеям», «Мелодии осени», «В гости к осени»

Игровой досуга:

 «Ах картошка, ты картошка».

Продолжить знакомство с миром природы, используя разные приемы и ситуации, вызвать устойчивый интерес к природе.

Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.

Воспитывать бережное отношение к природе.

3  Заключительный этап

  1.  Игровой досуга: «Ах, картошка, ты картошка».
  2. Музыкальная шкатулка: «Осенние песенки»
  3. Развлечение: «И в этом прелесть осени»
  4. Презентация по итогам проекта.
  5. Оформление материалов проекта на сайте ДОУ.

Работа с родителями:

-  участие в дне открытых дверей «Осень в гостях у ребят»;

 -  участие в литературной гостиной «Осень в детских книжках»

- подготовка детей к   конкурсу на лучших чтецов «Золотая пора осенней поэзии»;

- оформление альбома «Краска осени» (в группах);

- оформление творческой выставки рисунков «Музыка осени»;

- оформление выставки поделок из природного материала: «Золотая осень»

- выставка - презентация:  «Щедрые дары осени» (родители, дети, педагоги);

- оформление выставки творческих работ: «Осенние листочки» (работа с бумагой) (родители, дети, педагоги);

- оформление фотовыставки на основе семейных фотографий: «Осенний калейдоскоп»;

Оформление  информационного материала для родителей:

- Сундучок идей: «Готовим из овощей и грибов»  

- Консультации: «Экологическое воспитание в семье»

- презентация проекта «Осень в гостях у ребят».

 - информационные листы по лексическим темам:

«Деревья осенью», «Осенняя одежда», «Овощи. Фрукты. Труд  взрослых на полях, в садах»;

- информационный материал: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Календарь осени»,

Результаты  работы:

В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.

 В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

Стали более умело передавать свои ощущения:

• в своих рассказах;

• в рисунках;

• в музыкально-ритмических движениях.

Список литературы:

1. Букин А. П. «В дружбе с людьми и природой». - М. : Просвещение, 1991.

3. Ветлугина Н. А. – «Методика музыкального воспитания в детском саду» - Москва, издательство Просвещение» - 1989.

4. Дежкин В. «Беседы об экологии». - М. : Молодая гвардия, 1975.

5. Дедулевич М. Н. – «Прогулки в природу» - Москва, издательство «Просвещение» 2003 г.

6. Дре Ф. «Экология». - М. : Атомиздат, 1976.

7. Залыгин С. «Экология и культура». //Новый мир. - 1992, №9, С.

Пальчиковые гимнастики :

«Листопад»

Листопад, листопад! Листья по ветру летят. (плавно махают руками)

Вот летит листок осинки, (загибать пальцы по одному начиная с мизинца)

А за ним листок рябинки,

Ветер гонит лист кленовый

Подгоняет лист дубовый.

Лист берёзки кружится,

Осторожно, лужица! (грозят пальцем)

Покружился, покружился, (вращают кистями)

Прямо в лужу опустился. (руки на колени) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивный праздник на воде "Нептун в гостях у ребят"

спортивный праздник на воде для детей 4 -7 лет...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Ёжи в гостях у ребят».

Занятие в старшей группе  " Ежи в гостях  у ребят" интегрированное. В  первой части занятия дети  вспоминают, уточняют, расширяют  свои знания о ежах (  повадках,  в...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Тётушка Тыква в гостях у ребят"

Целью данного занятия является формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью....

Ёжик в гостях у ребят .

сценарий праздника осени в младшей группе....

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"

Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме  дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...

Интегрированное занятие в I младшей группе "Петрушка в гостях у ребят"

Конспект занятия состоит из игр на развитие мелкой моторики, художественно-продуктивной деятельности (лепка из теста), сюрпризного момента. Цель: развитие речи детей посредством выполнения упражнений ...

Зайчик в гостях у ребят

Укреплять физическое и психическое здоровье....