ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ с использованием игры-драматизации «ИГРАЕМ В СКАЗКУ»
проект по коррекционной педагогике

Дурманова Наталья Александровна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ с использованием игры-драматизации «ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_po_dramatiz_skazok.docx45.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ с использованием игры-драматизации

«ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Подготовили

Педагог-психолог:

Дурманова Н.А.

воспитатели:

Сокольская О.А.

Белянская Н.Н.

                                                         Сухиничи, 2018

Пояснительная записка

Драматизация…не просто игра!

   Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

                                                                         

        Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни                      (М.В. Ермолаева). Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в дошкольном детстве, так как именно в этот период  закладываются основы их развития (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер,             Н.С. Лейтес).

В возрасте 5-6 лет  воображение проявляется в различных видах деятельности,  особенно ярко это проявляется в играх – драматизациях, где  ребенок творит,  придумывает, фантазирует, выбирает роль, реализует свои самые невероятные фантазии в игровой ситуации. Что это дает ребенку? Во-первых, учит конструировать ситуацию и координировать свои действия в соответствии с текстом уже знакомого произведения или своей придуманной историей, во-вторых, способствует формированию различных личностных качеств (смелости, чувству юмора, умение держаться на сцене, выражать свои эмоции и т.д.); в-третьих, учит взаимодействовать в коллективе, проявлять коллективное творчество.  

К концу  дошкольного возраста воображение  детей приобретает продуктивный характер и определяется появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, подготавливает к переходу на новую возрастную ступень, к новой учебной деятельности (Е.Е. Кравцова).

Вопросы развития   воображения у дошкольников, являясь одними из самых спорных и сложных, интересуют не одно поколение известных педагогов и психологов. Различные аспекты развития творческого воображения личности освещены в работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова и многих других.

Возникновение и развитие различных направлений детской художественно-творческой деятельности рассматриваются в исследованиях Б.М. Неменского, В.А. Левина, Е.Ю. Сазонова.

Однако, как показывает практика, при всем богатстве и разнообразии исследований развития творческого воображения личности, недостаточно освещенными остаются вопросы развития творческого воображения   ребенка дошкольного возраста,  требующие разрешения.  Наблюдается противоречие между относительной готовностью педагога к осуществлению развития творческого воображения ребенка и неумением, а в ряде случаев и невозможностью создания необходимых для успешного протекания этого процесса условий.

Актуальность

Игра-драматизация  (иначе: театрализованная деятельность) – интерактивный вид деятельности, основанный на литературном материале. Она направлена на развитие у детей,  помимо ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, внимания, памяти, воли, еще и развития многих умений и навыков: речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных.

Поскольку в раннем и младшем дошкольном возрасте особо актуальными являются проблемы развития речи и коммуникации, то выбор нами театрализованной деятельности представляется целесообразным, так как она дает большой эффект в речевом и коммуникативном развитии:

- дети знакомятся с окружающим миром через образы, расширяется и активизируется их словарь;

- исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно общаться - совершенствуется звуковая культура и интонационный строй, формируется грамматический строй речи;

- правильно поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения – развивается диалогическая и монологическая речь;

- в игре развиваются навыки общения, умение управлять своими эмоциями, что способствует улучшению социального статуса ребенка и его взаимоотношений в социуме;

- благодаря сказке ребенок выражает собственное отношение к добру и злу, любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Кроме того, игра в сказку интересует детей довольно долгое время, если разнообразить подходы к ней: заучивание текста, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, работа над оформлением.

Технологическая карта проекта

Творческое название проекта

использование игры-драматизации

«ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

Тип проекта

Творческий, информационный, групповой

Возраст детей

Средний дошкольный возраст

Исполнители

Воспитатели и дети  средней группы, педагог-психолог, родители дошкольников

Продолжительность

Долгосрочный (месяц)

Цель

Создать интерактивные ситуации, стимулирующие коммуникативное и речевое  развитие детей.

Задачи

• в эмоционально-нравственной сфере: воспитывать интерес и чувствительность к художественному слову, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к героям произведений, доброжелательное отношение к сверстникам, позитивное настроение;

• в области развития речи: расширять и активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, формировать грамматически правильную речь, развивать диалог и монолог;

• в области развития общения: развивать инициативность и эмоциональную вовлеченность в общении, чувствительность к воздействиям взрослого и к его оценке, развивать невербальные средства общения (мимику, жесты, развивать ситуативно-деловое общение с детьми;

• в познавательной сфере: развивать восприятие, память, воображение, сенсорику, мотивировать познавательную активность;

развивать память, речь, выразительность интонации, жестов, мимики, умение выражать благодарность за проявленное внимание, доброжелательность.

Этапы реализации

1 этап - организационно-диагностический

2 этап - практический

3 этап - обобщающий

4 этап - презентация проекта

Ресурсы.

Материально-техническое: ноутбук, презентации, декорации к сказкам, фонотека с детскими и классическими музыкальными произведениями, видеофрагменты сказки, различные виды театров (театр конусов, пампонов, настольный плоскостной театр, кукол би-ба-бо, пальчиковый театр, фланелеграф, маски, шапочки, декорации к сказкам, иллюстрации к сказкам,  дидактические игры по мотивам сказок и т. д.

Продукт проекта.

Лепка и аппликация «Героя из любимой сказки»;      

драматизация сказок с различными видами театра;

мультимедийные презентации;

изготовление, совместно с родителями, театра из стаканчиков;

организация выставки детских рисунков;

оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей);

итоговое мероприятие для детей и родителей: драматизация сказки «Теремок».

 

Ожидаемые результаты:

  •  Созданы условия для организации игр – драматизаций в ДОУ.
  • Изготовлены и классифицированы различные виды театров: настольный, пальчиковый, конусный и др.
  • Родители - участники проектной деятельности: совместно с детьми изготовление игрушек - самоделок из стаканчиков, совместные рисунки  о любимых героях сказки.
  • Дети проявляют творческие способности в разных видах театрализованной деятельности.

                                            Реализация проекта

  1. этап - организационно-диагностический
  • проведение первоначальной диагностики детей о знании сказок;
  • анкетирование родителей по вопросам чтения детям сказок (см. Приложение);
  • наблюдение;
  • подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (дидактические игры, театральное оборудование и др.);
  • разработка плана занятий с детьми.
  • создание электронных образовательных ресурсов, изготовление атрибутов, сбор реквизита для театрального уголка.

2 этап – практический

проведение цикла занятий, психологических упражнений и этюдов, игр.

1. Совместная деятельность педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • ООД «В гостях у сказки» с показом презентации (см. приложение).
  • ООД «Путешествие по русским народным сказкам» (см. приложение).

Настольно-печатные игры и дидактические игры:

  •  «Узнай героя и расскажи сказку»
  •  Магнитная мозаика «В гостях у сказки»
  • «Волшебные сказки»
  • «Разрезные картинки»
  •  «Сложи сказку (из кубиков)».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Беседы

  • «Что такое сказка?».
  •  «Чему учат сказки».

Театрализованная деятельность

  • Постановка кукольного  спектакля по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», театр би-ба-бо. (см. приложение).
  • Пальчиковый театр «Репка».
  • Показ спектакля настольного театра «Колобок».
  • Показ спектакля «Рукавичка» с использованием театра-конусов (см. приложение).
  • Показ спектакля «Теремок» с использованием театра «помпонов».

Сюжетно-ролевая игра

  • «Мы пришли в театр»
  • «Принцесса»

Просмотр мультипликационных фильмов и их обсуждение

  • «Лягушка-путешественница», «Бременские музыканты», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Теремок», «Вовка в тридевятом царстве», и др.

Образовательная область «Речевое развитие»

Организованная образовательная деятельность с детьми

  • Использование мнемокарт в работе с детьми «Расскажи сказку»

Чтение сказок:

«Три поросёнка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Царевна-лягушка», «Репка», «Волк и семеро козлят», сказки В. Сутеева и др..

  • Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Л. Муур «Крошка Енот»
  • Разбор и разучивание пословиц и поговорок, считалок, загадок.

Музыка:

  • Слушание песен из мультфильмов.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Организованная образовательная деятельность с детьми

Рисование: 

  • «Три медведя» (см.приложение)

Аппликация:

  • Коллективная аппликация «Сказочные теремки для лесных жителей» (см. приложение)
  • «Заюшкина избушка» по мотивам русской народной сказки (см. прилож.)

Лепка: 

  • «Друзья для колобка»(см приложение).

Самостоятельная деятельность

Рисование:

 «Мой любимый сказочный герой» (см. приложение)

 «Узнай и разукрась сказочный сюжет»

Конструирование

«Построй сказочный город» из кубиков.

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные  игры:

  • «Салочки-выручалочки», «Гори, гори ясно», «Гуси-лебеди», игра-разминка: «Весёлые утята», «Лиса в курятнике» и другие…

  • Русские народные подвижные игры (см. картотеку)

2. Совместная деятельность педагога-психолога и детей.

  •  Чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов)
  • Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных)
  • Рисование иллюстраций к сказкам, лепка, аппликации сюжетов и героев сказок

Досуг для детей

  • «Сказочная викторина в «Путешествие в мир сказок» с показом презентации (см. Приложение)
  • «Поговорим о сказках» с показом презентации (см. Приложение)

Беседы

  • «Закончи сказку…» (чтение сказок и пересказ)

Пальчиковая гимнастика «Мальчик-с-пальчик» (см. Приложение)

Индивидуальная работа с детьми (беседы и коррекционные игры), с использованием картотеки дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок (см. приложение)

3. Совместная деятельность педагогов и родителей.

  • Консультация для родителей «»  (см. приложение)
  • Индивидуальные беседы и консультации

Деятельность  детей с родителями:

- изготовление дома театра из стаканчиков;

- рисование рисунка  «Моя любимая сказка».

3 этап –обобщающий

  • оформление выставки детских рисунков,
  • оформление выставки театра из стаканчиков (авторские идеи родителей),
  • показ спектакля « теремок»,
  • ознакомление родителей с результатами.
  • подведение итогов.

4 этап - презентация проекта.

Презентация проекта,

 представление портфолио по проекту.

Результаты проекта

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно – практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым, а именно, в игре – драматизации.

У детей сформировался устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в драматизации по сюжету знакомой сказки, сформировано умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Дети научились пользоваться настольным и пальчиковым театром, строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля, умение свободно держаться на сцене. Дети стали дружнее, зародилось чувство партнерства.

В ходе реализации проекта  отметили следующее: дети стали активнее участвовать в игре, проявлять инициативность, научились уверенно держаться перед аудиторией, действовать согласованно. Эмоционально обогатилась речь, выразительность интонации, жестов, мимики. Улучшился микроклимат в детском коллективе.

Данный проект способствовал повышению компетенции педагогов и родителей в области театрализованной деятельности.

                                            Перспективы.

Но мы не останавливаемся на достигнутом,  продолжаем свою работу, ставим новые задачи, не на минуту не забывая, что самое главное и ценное в драматизации сказок – это поощрять участие в рассказывании, развивать диалог,  учить сотрудничеству,  учить выполнять задание в парах, воспитывать дружелюбие.

                        Программно-методическое обеспечение

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-      N 4.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. [Текст] / Театрализованная деятельности в детском саду. / Е.А. Антипина. -               М.: СФЕРА, 2009. – С. 30-58.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] /  Театрализованные игры дошкольников. / Л.В.Артемова. - М.:, 1990. 127с.
4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. – N 2.

5. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. [Текст] / Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. / Т.И.Ерофеева. – М., 1994.     С. 10-80.

6. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. [Текст] / Игра-драматизация // Воспитание детей в игре / О.Л.Зверева. - М.: 1994. 23-70с.
7. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. - N 4.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе по теме: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка» с использованием ИКТ

В конспекте занятия:Развиваем умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь  опорными сигналами.Совершенствуем диалогическую форму речи:активизируем мышление при помощи вопросов поисково...

Проект "Там на неведомых дорожках"...Игры по сказкам А.С. Пушкина.

Проект разработан педагогами высшей квалификационной категории ГБДОУ №17 Петродворцового района г. Санкт-Петербургаучителем-логопедом Онеговой Т.Л.,  воспитателем Павловой И.О.Цель проекта:Расшир...

Проект на тему: "Психолого-педагогические требования к игрушке как к средству игры"

Проект на тему: "Психолого-педагогические требования к игрушке как к средству игры"...

Проект Работа с родителями с использованием театрализованной деятельности "Играем в сказку вместе."

Цель данного проекта:  повышение активности родителей  через совместную  театрализованную деятельность. Активная совместная работа педагогов и    родителей позволяет...

Проект театрализованной деятельности для детей - « Играем в сказку».

Театральная деятельность- самый распространенный вид детского творчества .Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в природе, потому , что связана с игрой .Занятие театральной деятельности и выступ...

Проект театрализованной деятельности для детей - « Играем в сказку».

Театральная деятельность- самый распространенный вид детского творчества .Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в природе, потому , что связана с игрой .Занятие театральной деятельности и выступ...