Методические разработки.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кобозова Вера Васильевна

Данная разработка преднахначена для широкого круга специаличтов: воспитателей, музыкальных руководителей,психологов, инструкторов по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  

 

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного  возраста

Данная разработка предназначена для широкого круга специалистов: воспитателей, музыкальных руководителей, психологов, инструкторов по физической культуре. Предложенные методические материалы можно положить в основу, как отдельного курса занятий, так и сочетать с любой базовой программой, используемой в ДОУ, а также, при наличии практических материалов, позволяющих использовать их в семье.

Представленные игры предназначены для детей, которые проходят социально-адаптационный период в детском саду (два-три года). Представленные игры имеют развивающий характер, ориентированы на развитие мелкой моторики пальцев ребёнка, помогают приобретать простейшие навыки самообслуживания. Воспитатели могут использовать предложенные игры, как для групповой, так и для развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми.

Новизной  методического материала является сочетание традиционных подходов к игре и использование современных технических средств. Наличие в ДОУ ИКТ (аудио, видео аппаратура, компьютер, проектор) позволяет целенаправленно заниматься развитием ребёнка на занятиях в группе.

Используются тематические игры для развития мелкой моторики на вводном этапе занятия в группе. Ежедневная систематическая работа, в направлении развития мелкой моторики, обеспечивает развитие умений и навыков согласно возрастным особенностям развития ребенка.

Так, к трем годам ребенок должен уметь проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера, рисовать округлые предметы. Малыш должен уметь аккуратно раскрашивать картинки, состоящие из четырех-пяти крупных сегментов. Ребенок должен уметь выполнять простые движения пальчиковой гимнастики. Должен владеть простейшими навыками самообслуживания: самостоятельно одеваться/раздеваться, соблюдая последовательность действий, застегивать/расстегивать одежду, соблюдать гигиенические нормы ежедневного туалета и др.

Заметим, что на момент поступления в детский сад, большинство детей не владели перечисленными навыками мелкой моторики, за редким исключением. Благодаря внедрению в образовательный процесс предложенных игр, дети  обрели необходимые умения для адаптации в новой социальной среде.

Включение в образовательный процесс пальчиковых игр обеспечивает создание психологического и эмоционального комфорта во время основной части занятия.

Действительно, наблюдая за детьми, мы заметили, что включение игры в организационный момент занятия позволяет не только подготовить детей к восприятию новой информации, но и создать некую атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Учитывая индивидуальные особенности детей важно помнить, что для одних информация усваивается легче, когда есть визуальные образы, другим проще воспринимать информацию на слух, для третьих необходимо ощутить тепло и участие воспитателя. Именно поэтому было решено использовать аудио и видео материалы для работы с пальчиковыми играми.

Использование ИКТ позволяет найти общий язык с детьми , сблизиться с ними. Мы поняли, что современным детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем простые статичные картинки. Появляется другая проблема – подбора качественного анимационного материала, который достаточно скупо представлен.

Результатом целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, стали общие и индивидуальные успехи отдельных детей в группе. В своей работе Мы пользовались практическими пособиями Железнова Сергея Станиславовича и Железновой Екатерины Сергеевны, которые разработали методику раннего развития детей «Музыка с мамой».

Далее мы рассмотрим примеры игр, которые можно активно использовать в работе с детьми.

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Рыбки. Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть. Предложите детям «поиграть в рыбок». Ладони сомкнуты, чуть округлены.    

Текст потешки

Комментарий

Пять маленьких рыбок играли в реке,            

Выполняем волнообразные движения в воздухе

Лежало большое бревно на песке,                

Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»    

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»       

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)

А третья сказала: «Мне хочется спать!»     

Ладони кладём под щёчку (рыбка спит)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.        

Быстро качаем ладонями (дрожь).

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!            

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» 

Прячем руки за спину, педагог старается их поймать

Паучок

Одна из ручек - веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены. Вторая ручка - паучок, который гуляет «по ветке». 

Текст потешки

Комментарий

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

«Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопаем ладонями по коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползет опять,                          

Действия как в первом куплете

А за ним ползут все детки,

Повторяем движение

Чтобы погулять на ветке.

«Паучки» ползают по голове.

Замок

Приготовьте ладошки и предложите поиграть детям в игру «Замок». Покажите, как правильно скрестить пальцы и соединить ладони.  

Текст потешки

Комментарий

На двери такой замок, такой замок

Скрестив пальцы, смыкаем их в «замок»

А кто его открыть бы смог, его открыть бы смог?

Пожимаем плечами, замок не открываем

Мы стучали, вот так стучали

Стучим ладонями друг о друга, пальцы не размыкаем

Мы качали, мы качали

Качаем замок из стороны в сторону

Мы кружили, вот так кружили

Выполняем круговые движения

И замочек открыли.

Пальцы размыкаются

На двери вот такой замок, такой замок,

Скрестив пальцы, смыкаем их в «замок»

А кто его сам открыть бы смог, его открыть бы смог?

Шевелим пальчиками, опуская их и поднимая, ладони разводим в конце песни

Маленькая мышка

 Текст потешки

Комментарий

Маленькая мышка.

По городу бежит, 

Пальчики обеих рук «бегут» по ногам к коленям

Глядит ко всем в окошки,

Сложив пальцы рук круглыми окошечками, смотрим в них, как в бинокль

И пальчиком грозит:

Погрозить пальчиком

«А кто не лег в кроватку?      

Руки прижаты ладонями друг к другу. Одна должна лежать поверх другой

А кто не хочет спать?

Переверните руки на другой бок

Такого непослушного я буду щекотать!»

Щекочут пальцами то одну, то 
другую ладошку.   

        

                                                             

                                                                     Рисование

Дети выполняют движения в соответствии с текстом песенки. Можно рисовать пальчиком на коленях, полу, животе, в воздухе перед собой.  

Текст потешки

Комментарий

Мы кружок нарисовали,

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясем,

Рисовать начнем.

Мы черту нарисовали,

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясем,

Рисовать начнем.

Мы волну нарисовали,

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясем,

Рисовать начнем.

Точку мы нарисовали,

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясем,

Рисовать начнем.

Нарисовали кружок в воздухе, можно несколько раз. После этого встряхнем руки и аккуратно положим их на колени.

Те же самые действия, но рисуем теперь черту: сверху вниз.

Рисуем волну слева направо.

Ставим воображаемую точку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...