План самообразования
материал на тему

Хасанова Гульназ Фиргатовна

План самообразования воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №404 комбинированного вида»

Авиастроительного района г. Казани

План по самообразованию

воспитателя МАДОУ № 404 Хасановой Гульназ Фиргатовны

на 2019-2024 уч. г.

Казань, 2018г

Тема:    «Развитие творческих способностей детей с использованием различных видов нетрадиционной техники рисования»

Цель:  - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

-   Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

 - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

 - формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

 - развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

 - совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность:  

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

          Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная, эбру.              

 Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

 Распределение техники по возрастным группам.

 С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

 рисование пальчиками;

 оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

 Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- с помощью ватных дисков;

- кляксография с трубочкой .

 А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

 рисование песком;

 рисование мыльными пузырями;

 рисование мятой бумагой;

 кляксография с трубочкой;

 монотипия пейзажная;

 печать по трафарету;

 монотипия предметная;

 кляксография обычная;

 пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

             

2019-2020 учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме.

Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики

Октябрь

Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционная техника рисования»

 

Анкетирование родителей «Изобразительная деятельность в ДОУ»

Ноябрь

Мини - проект «Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды»

Декабрь

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Январь

Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятия

Работа с книгой Кислинской Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»

Февраль

А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

Консультация-практикум «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

Март

Изучение литературы:  Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий; Казаковой Р.Г.

Апрель

Изучение литературы: Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник

Май

И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Выставка детских работ, выполненных по нетрадиционным техникам

2020-2021 учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь

Анкетирование родителей «Художественно-эстетическое развитие ребёнка»

Октябрь

Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для родителей

«Мы – волшебники» (кляксография)

Развивать умение узнавать того, кто «прячется» в цветном пятне; познакомить с нетрадиционным рисованием (кляксография). Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу

Ноябрь

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»

Декабрь

Изучение литературы:

Необыкновенное рисование, учебное издание из серии «Искусство — детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

Январь

Повышение педагогической компетенции, изучение опыта работы.

Создать серию занятий по нетрадиционной технике рисования по лексическим темам

Февраль

Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»

Март

Презентация «Необычное и увлекательное рисование»

«Мой любимый дом» (поролон)

Познакомить с новым методом рисования- поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект. Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки

Апрель

 КВН по изобразительной деятельности

Выставки детских рисунков

Май

Выставка детских работ

2021-2022 учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь-октябрь

Изучение опыта педагогов.

Создание и использование презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетентности родителей.

Ноябрь

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Конфета для друга» (монотипия предметная)

Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качества.

Декабрь

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Январь

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

Февраль

Советы «Из чего можно изготовить печатки для рисования»

Март

Папка передвижка «Развитие у ребенка уверенности в себе через творческие игры»

Картотека творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности.

Апрель-май

 

Мастер-класс «Увлекательное рисование»

2022-2023 учебный год

Сроки

Форма работы

Сентябрь

Работа с книгой:  Т.С. Комарова «Детское художественное творчество

Октябрь

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Ноябрь

Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционные методы рисования

Декабрь

Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

Январь

Презентация «Необычное и увлекательное рисование»

Февраль

«Цветик- разноцветик» (смешивание цветов)

Закрепить представления детей о цветовом многooбразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Март

«Верблюд в пустыне» (расчесывание краски)

Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке. Ознакомление с новым приемом рисован и я - «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.

Апрель

Консультация-практикум «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

Май

«Спасская башня Кремля» (шаблонография)

Познакомить с методом рисования, при котором можно получить разнообразные предметы, которые детям самим трудно изобразить - шаблонографией. Продолжать учить аккуратно обводить заготовленные шаблоны будущего рисунка. Конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формировать общественное представление, любви к Родине.

2023-2024 учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь

Международный образовательный портал МААМ. RU - http://www.maam.ru/

Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - http://nsportal.ru/

Анкетирование родителей «Художественно-эстетическое развитие ребёнка»

Октябрь

Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

Декабрь

«Зимний лес» (свеча или восковые мелки, акварель)

Познакомить с новым методом рисования-свечой. Нанести акварель необходимого цвета

Январь

«Дед Мороз» (витраж)

По бумаге простым карандашом наносится изображение. Силикатным клеем (свечой) наносится слой по карандашному контуру. Когда клей высохнет, пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Бумагу хорошо использовать тонированную, светлых тонов.

Февраль

«Веселые зверюшки» (аппликация из отпечатков ладоней + дорисовывание)

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить краску быстро и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

Март

«Пейзаж у озера» (монотипия пейзажная)

Повторить технику монотипии, понятие «симметрия», развивать пространственное мышление Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Апрель

Конкурс «Лучшее портфолио дошкольника

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...