Картотека музыкально-дидактических игр
картотека (младшая группа) на тему

Молочникова Ангелина Игоревна

Картотека музыкально-дидактических игр

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_m-d_igr_mladshaya_gruppa.docx22.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека

Музыкально-дидактических игр

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Развитие звуковысотного слуха:

  • «Птицы и птенчики» (1)

Цель: Упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 – до 2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» сл. М. Долинова муз. Е. Н. Тиличеевой.

Игровой материал: (для младшего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные не разрезанные), (для среднего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков не цветные и цветные, разрезанные на четыре части.

Ход игры:

Вариант 1: (для младшего возраста) Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт - птица или птенчик? » Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков.

Вариант 2: (для среднего возраста) Ведущий раздает детям нецветные карточки. Разрезанные части цветных карточек остаются у ведущего, он перемешивает их кладёт одна на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт-птица или птенчик?» Отвечать должен ребёнок, у которого карточка соответствует проигранному звуку. За правильный ответ он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке. Игра продолжается до тех пор, пока оба играющих не сложат карточку с цветным рисунком. Выигравшим считается тот, кто первым выполнит задание.

  •  «Птицы и птенчики» (2) 

Цель: Упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 – до 2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» Е. Н. Тиличеевой.

Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика.)

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

  • «Весёлые матрешки»

Цель: Учить детей различать звуки по высоте.

Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих, металлофон.

Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий - танцуют маленькие матрешки, высокий - высокие, средний - средние

  • «Три медведя»

Цель: Учить детей различать высоту звуков.

Игровой материал: плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка. «Мишка» А. Раухвергера.

Ход игры:

Вариант 1: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем - мамы - медведицы, в низком - папы - медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.

Вариант 2: Дети изображают медведей и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.

Развитие ритмического слуха:

  • «Кто как идет?»

Цель. Упражнять детей в восприятии и различении акцента в трёх ритмических рисунках: а) Мишка б) Лиса в) Волк. Требуется знание песни «Кто как идёт» музыка Г. Левкодимова:

Мишка:

Мишка в гости к нам идёт,

Топ-топ, топ-топ,

Он и пляшет и поёт.

Топ-топ, топ-топ.

Лиса:

Лисонька рыжая к нам идёт,

Песенку весело нам поёт.

Лисонька, лисонька, ля-ля-ля-ля

Нравится песенка нам твоя.

Волк:

К нам идёт серый волк,

Он зубами грозно щёлк.

Серый волк зубами щёлк.

Игровой материал: Картинки с изображением медведя, лисы, волка нецветные и цветные, разрезанные на четыре части. Металлофон, ширма.

Ход игры: Играет 4 детей, один из них ведущий. Ведущий раздаёт детям нецветные карточки. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодий, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкрадчивые шаги лисы. Игра заканчивается, когда все участники сложат свои цветные карты.

  • «Весёлые дудочки»

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении трех ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания. Требуется знание песни «Веселые дудочки».

а) трубы (играет медведь)

б) дудочки (играет лиса)

в) свирели (играет мышонок)

Игровой материал: Три карточки с контурными изображениями зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь, на дудочке – лиса, на свирели – мышонок. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.

Ход игры: Игра проводится так же, как и предыдущая. Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего «Кто это играет?» отвечает тот, у кого большая не цветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.

Развитие тембрового и динамического слуха:

  • «Громко — тихо»

Цель: Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания. Необходимо знать песню «Громко - тихо» сл. Ю. Островского муз. Е. Н. Тиличеевой:

1. У ребяток ручки хлопают.

Тихо-тихо ручки хлопают.

Громче хлопают.

Сами хлопают.

Ну и хлопают.

Вот так хлопают!

2. У ребяток ножки топают

Тихо-тихо ножки топают.

Громче топают.

Сами топают.

Ну и топают.

Вот так топают!

Ход игры: Воспитатель поёт. Дети сидят на стульях полукругом, хлопают и топают (громко, тихо) в зависимости от содержания текста песни. После того, как дети усвоят задание, можно предложить им различать динамику по фортепианному сопровождению.

  • «Узнай свой инструмент»

Цель: упражнять детей в восприятии двух звуков (до1-до2). Необходимо знание попевки «Дудочки и барабан» сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова.

1. Заиграла дудка: «Я плясать пойду,

В пляс за мной ребята ду-ду-ду!

2. Барабан грохочет, будто сильный гром:

В лес за мной ребята бом-бом-бом!»

Игровой материал: дудка и барабан, ширма.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать, на чем будет играть: на дудке или на барабане. По звучанию музыкальной игрушки, которую не видно, а только слышно (за ширмой, дети отгадывают). Кто первый отгадал, выходит и становится впереди. Воспитатель поет песню. Про дудку или барабан, дети имитируют игру на этих инструментах.

  • «Колокольчики».

Цель: Учить детей различать силу звучания.

Игровой материал: наборы колокольчиков разной величины.

Ход игры: Воспитатель играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое - маленькие, на умеренно громкое - средние.

Определение жанра и развитие памяти:

  • «Разбудим Таню»

Цель: Учить детей различать музыку разного характера: ласковую колыбельную, весёлую плясовую. Выполнять действия соответствующие данной музыке.

Игровой материал: кукла, игрушки: собачка, петушок, мишка.

Ход игры:

Вариант 1: Воспитатель, напевая «Колыбельную», укачивает куклу. Затем предлагает детям разбудить её. Дети зовут куклу по имени или хлопают в ладоши под весёлую музыку – «кукла просыпается». При повторном исполнении песни куклу могут разбудить игрушки: «собачка», «петушок», «мишка».

Вариант 2: Дети слушают «Колыбельную» с фортепианным сопровождением. Затем воспитатель предлагает одному ребёнку сесть на стул в центре комнаты и «спать», пока будет звучать музыка. По окончании пьесы остальные дети «будят» спящего (лают, как собачки, кричат как петушки, рычат как мишки). Сначала игра проводится без музыки. Далее исполняется «Колыбельная», девочка (Таня) «засыпает». Вслед за этим воспитатель говорит : «Сладко спит Таня, а как собачки её разбудят?». Дети подбегают, «лают» и Таня «просыпается». Игра повторяется. Выбирается новый ведущий и будят его уже «петушки» или «мишки». Можно усложнить игру, закончив её знакомой пляской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...