Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию «Море»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Рогозова Татьяна Алексеевна

Конспект организованной образовательной деятельности

для детей старшей группы по познавательному развитию «Море»

 

Программные задачи:

1.Развивающие:

- Развивать внимание, воображение, интерес к окружающему миру.

2.Обучающие:

- Расширить и систематизировать знания детей о море, морских обитателях.

3.Воспитательные:

   - Воспитывать бережное отношение  ко всему живому.

Словарная работа:

Расширить и обогатить словарный запас детей: прекрасное, сильное, огромное, тихое, ласковое, тревожное, грозное, медуза, морской конек, краб, зеленушка, водоросли, рыба – ласточка, морской скат, дельфин, рыба – ласточка,  акваланг.

Методы и приемы:

Метод ЦОР,

Наглядный метод.

Словесный метод.

Практический метод.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, отгадывание загадок,

рассматривание иллюстраций по теме «Море».

Оборудование:презентация «Море» , составленная при помощи приложения “Power Point” пакета “Microsoft Office”, видео – физминутка «Морская разминка»;

музыкальная запись «Звуки природы»;

модули, ракушки, емкость с песком.

 

                                                                   Ход НОД.

 

Чтение стихотворения С. Олексяк «За волною – волна»

За волною – волна,

Белые барашки,

Заиграли после сна

В салочки-пятнашки…

"Ш-ш-шуш-ш…" –

одна за другой,

Радуясь и споря…

"Ш-ш-шуш-ш…" –

слагает прибой

Песенку о море.

- О чем говорится в стихотворении?

- Какие моря вы знаете?

- На берегу какого моря находится наш город?

- Ребята, я предлагаю отправиться на берег нашего Черного моря. Вы согласны?

Звучит  музыкальная запись «Звуки природы. Море».

Физминутка.

И вот перед нами море

Бушует оно на просторе                Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные

А в море высокая ходит волна

И вверх до небес и вниз до дна     Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные

Качает вода соленая                        движения

Водоросли зеленые                        Руки подняли и делают змеевидные движения

Скачут весело дельфины

Подставляя солнцу спины             Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные

На волнах качаются                        движения вперед

Солнцу улыбаются Руки вверх

Показ презентации «Море» 

Слайд 1.    Море.

- Вот мы и на море.  Садитесь на берег. Слышите шум прибоя, шелест волн, они беседуют с вами, говорят: расслабьтесь, успокойтесь, отдохните. Вдохните чистый воздух моря. Вам дышится легко, ровно, глубоко. Чувствуйте легкий ветерок, он взбодрил нас, потянулись, потянулись и друг другу улыбнулись.

- Какое море? Тихое, ласковое.

- Посмотрите, какое море прекрасное, сильное, огромное. Оно восхищает и удивляет.

Море бывает разное. Иногда море тихое, спокойное, как сейчас. Не шумит оно, не хлещет, лишь едва, едва трепещет.

- Как только поднимется сильный ветер, на море начинается шторм, море вздуется бурливо, зашумит, поднимет вой.

- Какое море? Тревожное, грозное.

Слайд 2.     Шторм на море.

- Скажите, почему наше море называется Черным?  Потому что во время шторма,

когда сгущаются тучи, море темнеет, становится черным. Но как только ветер затихает, море опять становиться тихим и спокойным.

Слайд  3.    Спокойное море.

- Как вы думаете, можно ли пить морскую воду?  Почему?

- Ребята, какие рыбы и морские животные живут в море?

Рыбы, которые  живут в море, называют «морские рыбы».

- Там, в глубине моря, плывут по своим делам благородный дельфин, и хищница – акула, и необыкновенный морской конек.  Я предлагаю вам опустится на морское дно, и понаблюдатьза морскими обитателями. Но есть одна проблема, под водой мы не сможем дышать. Почему?

- Конечно, всем нам необходим воздух для дыхания.

- А знаете ли вы, какое приспособление придумали люди, чтобы долго находиться под водой?  Это приспособление называется акваланг.

Слайд 4.      Акваланг.

- Смотрите, какая красивая  ракушка.

Звучит запись:«Я знаю волшебные слова  и как только мы их произнесём, топревратимся в маленьких рыбок».

Пальчиковая гимнастика.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в  песке

И окажутся на дне.

Слайд 5.      Медузы.

- А кто же это?

- Медузы бывают разной формы: круглые, плоские, вытянутые. Но красота некоторых медуз обманчива, есть такие медузы,которые могут обжечь человека. Ожог этот напоминает ожог крапивой.

Слайд 6.      Водоросли – это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб, а еще они помогают морским животным дышать.

Слайд 7.     Морской конек.

Необычная форма тела морского конька  напоминает шахматную фигуру коня.Морской конек очень маленький и многие большие рыбы могут его съесть, поэтому, чтобы легче было спрятаться, морской конек умеет менять свою окраску. Сядет на зеленую водоросль – позеленеет, сядет на бурую  водоросль – станет бурым.Хищник Он питается маленькими рыбками, планктонными рачками и мелкими морскими животными.

Слайд 7.  Скат.

-  Иногда, рядом с песчаным дном можно встретить рыбу скат.  У нее плоское тело, из-за этого создается впечатление,  что он не плавает,а летает по воде и длинный тонкий хвост. А на конце длинного хвоста – ядовитое зазубренная игла. В момент опасности скат зарывается в песок.

Слайд 8.  Морской  петух. 

Свое название  морской  петух  получила из-за внешнего вида. Рыба очень яркая, и раскрывая свои плавники, становится похожа на пернатого петуха.Морские петухи могут летать над водой, расправляя свои  широкие крыльях-плавниках.Есть еще одно удивительное свойство морского петуха - его способность издавать звуки - он может хрюкать, ворчать - под водой его голос разносится далеко.

Слайд 9.      Рыба – ласточка.

Свое название рыба-ласточка получила благодаря глубоко вырезанному хвостовому плавнику, т.е  ее хвост похож на хвост ласточки.

Слайд 10.     Зеленушка.

Преимущественно тело и голова этой рыбы окрашены в зеленый или зеленоватый

цвет. Любимые места обитания -  заросли зеленых водорослей.

-Морские рыбки очень любят играть и резвиться среди морских растений. Мы тоже поиграем и отдохнём

Видео – физминутка «Морская разминка»

Слайд 11.      Краб.

-  Он живет среди скал и скоплений камней, покрытых водорослями.

У краба толстый панцирь и 10 лап. Есть клешни. Клешни его обладают чудовищной силой – щелкают, как семечки, ракушки моллюсков и крабов-отшельников

Краб ходит боком. А кушает все, что ему попадается (ракушками, рыбьей икрой, червями) .

Слайд 12.     Дельфины.

- Кажется с нами хотят познакомиться. Кто это?

- Дельфинов называют «друзья человека». Они  дружелюбны и любопытны: не боятся подплыть и поиграть с человеком. Кажется, что они всегда улыбаются. И эта улыбка с большими глазами заставляет  и нас  улыбнуться в ответ. Дельфины могут  произносить различные звуки -  свист, щелканье, лай. Это они так общаются.

- Ребята, нам пора возвращаться на берег.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в  песке

И окажутся на берегу.

- Посмотрите ребята, море принесло на свой берег и оставило для вас морские игрушки – настоящие ракушки. Посмотрите, какие они все разные по форме, по размеру по цвету, а давайте все это соберем и сделаем свое необычное море.

Коллективная работа «Морское дно».

Дети выкладывают в емкости с песком «Морское дно» ракушки.

Подведение итогов.

- Где мы свами сейчас были?  Каких морских обитателей видели? Какие морские обитатели вам больше всего понравились?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_organizovannoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

для детей старшей группы по познавательному развитию

«Море»

Программные задачи:

1.Развивающие:

- Развивать внимание, воображение, интерес к окружающему миру.

2.Обучающие:

- Расширить и систематизировать знания детей о море, морских обитателях.

3.Воспитательные:

   - Воспитывать бережное отношение  ко всему живому.

Словарная работа:

Расширить и обогатить словарный запас детей: прекрасное, сильное, огромное, тихое, ласковое, тревожное, грозное, медуза, морской конек, краб, зеленушка, водоросли, рыба – ласточка, морской скат, дельфин, рыба – ласточка,  акваланг.

Методы и приемы:

Метод ЦОР,

Наглядный метод.

Словесный метод.

Практический метод.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, отгадывание загадок,

рассматривание иллюстраций по теме «Море».

Оборудование:презентация «Море» , составленная при помощи приложения “Power Point” пакета “Microsoft Office”, видео – физминутка «Морская разминка»;

музыкальная запись «Звуки природы»;

модули, ракушки, емкость с песком.

Ход НОД.

Чтение стихотворения С. Олексяк «За волною – волна»

За волною – волна,

Белые барашки,

Заиграли после сна

В салочки-пятнашки…

"Ш-ш-шуш-ш…" –

одна за другой,

Радуясь и споря…

"Ш-ш-шуш-ш…" –

слагает прибой

Песенку о море.

- О чем говорится в стихотворении?

- Какие моря вы знаете?

- На берегу какого моря находится наш город?

- Ребята, я предлагаю отправиться на берег нашего Черного моря. Вы согласны?

Звучит  музыкальная запись «Звуки природы. Море».

Физминутка.

И вот перед нами море

Бушует оно на просторе                Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные

А в море высокая ходит волна

И вверх до небес и вниз до дна     Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные

Качает вода соленая                        движения

Водоросли зеленые                        Руки подняли и делают змеевидные движения

Скачут весело дельфины

Подставляя солнцу спины             Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные

На волнах качаются                        движения вперед

Солнцу улыбаются Руки вверх

Показ презентации «Море»  

Слайд 1.    Море.

- Вот мы и на море.  Садитесь на берег. Слышите шум прибоя, шелест волн, они беседуют с вами, говорят: расслабьтесь, успокойтесь, отдохните. Вдохните чистый воздух моря. Вам дышится легко, ровно, глубоко. Чувствуйте легкий ветерок, он взбодрил нас, потянулись, потянулись и друг другу улыбнулись.

- Какое море? Тихое, ласковое.

- Посмотрите, какое море прекрасное, сильное, огромное. Оно восхищает и удивляет.

Море бывает разное. Иногда море тихое, спокойное, как сейчас. Не шумит оно, не хлещет, лишь едва, едва трепещет.

- Как только поднимется сильный ветер, на море начинается шторм, море вздуется бурливо, зашумит, поднимет вой.

- Какое море? Тревожное, грозное.

Слайд 2.     Шторм на море.

- Скажите, почему наше море называется Черным?  Потому что во время шторма,

когда сгущаются тучи, море темнеет, становится черным. Но как только ветер затихает, море опять становиться тихим и спокойным.

Слайд  3.    Спокойное море.

- Как вы думаете, можно ли пить морскую воду?  Почему?

- Ребята, какие рыбы и морские животные живут в море?

Рыбы, которые  живут в море, называют «морские рыбы».

- Там, в глубине моря, плывут по своим делам благородный дельфин, и хищница – акула, и необыкновенный морской конек.  Я предлагаю вам опустится на морское дно, и понаблюдатьза морскими обитателями. Но есть одна проблема, под водой мы не сможем дышать. Почему?

- Конечно, всем нам необходим воздух для дыхания.

- А знаете ли вы, какое приспособление придумали люди, чтобы долго находиться под водой?  Это приспособление называется акваланг.

Слайд 4.      Акваланг.

- Смотрите, какая красивая  ракушка.

Звучит запись:«Я знаю волшебные слова  и как только мы их произнесём, топревратимся в маленьких рыбок».

Пальчиковая гимнастика.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в  песке

И окажутся на дне.

Слайд 5.      Медузы.

- А кто же это?

- Медузы бывают разной формы: круглые, плоские, вытянутые. Но красота некоторых медуз обманчива, есть такие медузы,которые могут обжечь человека. Ожог этот напоминает ожог крапивой.

Слайд 6.      Водоросли – это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб, а еще они помогают морским животным дышать.

Слайд 7.     Морской конек.

Необычная форма тела морского конька  напоминает шахматную фигуру коня.Морской конек очень маленький и многие большие рыбы могут его съесть, поэтому, чтобы легче было спрятаться, морской конек умеет менять свою окраску. Сядет на зеленую водоросль – позеленеет, сядет на бурую  водоросль – станет бурым.Хищник Он питается маленькими рыбками, планктонными рачками и мелкими морскими животными.

Слайд 7.  Скат.

-  Иногда, рядом с песчаным дном можно встретить рыбу скат.  У нее плоское тело, из-за этого создается впечатление,  что он не плавает,а летает по воде и длинный тонкий хвост. А на конце длинного хвоста – ядовитое зазубренная игла. В момент опасности скат зарывается в песок.

Слайд 8.  Морской  петух.  

Свое название  морской  петух  получила из-за внешнего вида. Рыба очень яркая, и раскрывая свои плавники, становится похожа на пернатого петуха.Морские петухи могут летать над водой, расправляя свои  широкие крыльях-плавниках.Есть еще одно удивительное свойство морского петуха - его способность издавать звуки - он может хрюкать, ворчать - под водой его голос разносится далеко.

Слайд 9.      Рыба – ласточка.

Свое название рыба-ласточка получила благодаря глубоко вырезанному хвостовому плавнику, т.е  ее хвост похож на хвост ласточки.

Слайд 10.     Зеленушка.

Преимущественно тело и голова этой рыбы окрашены в зеленый или зеленоватый

цвет. Любимые места обитания -  заросли зеленых водорослей.

-Морские рыбки очень любят играть и резвиться среди морских растений. Мы тоже поиграем и отдохнём

Видео – физминутка «Морская разминка»

Слайд 11.      Краб.

-  Он живет среди скал и скоплений камней, покрытых водорослями.

У краба толстый панцирь и 10 лап. Есть клешни. Клешни его обладают чудовищной силой – щелкают, как семечки, ракушки моллюсков и крабов-отшельников

Краб ходит боком. А кушает все, что ему попадается (ракушками, рыбьей икрой, червями) .

Слайд 12.     Дельфины.

- Кажется с нами хотят познакомиться. Кто это?

- Дельфинов называют «друзья человека». Они  дружелюбны и любопытны: не боятся подплыть и поиграть с человеком. Кажется, что они всегда улыбаются. И эта улыбка с большими глазами заставляет  и нас  улыбнуться в ответ. Дельфины могут  произносить различные звуки -  свист, щелканье, лай. Это они так общаются.

- Ребята, нам пора возвращаться на берег.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в  песке

И окажутся на берегу.

- Посмотрите ребята, море принесло на свой берег и оставило для вас морские игрушки – настоящие ракушки. Посмотрите, какие они все разные по форме, по размеру по цвету, а давайте все это соберем и сделаем свое необычное море.

Коллективная работа «Морское дно».

Дети выкладывают в емкости с песком «Морское дно» ракушки.

Подведение итогов.

- Где мы свами сейчас были?  Каких морских обитателей видели? Какие морские обитатели вам больше всего понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию "Северные земли"

Конспект редназначен для закрепления и расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о Крайнем Севере, о диких животных холодных стран. Поможет систематизировать представления детей об умении ...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию «Кубань, ты наша родина»

Конспект организованной образовательной деятельностидля детей старшей группы по познавательному развитию «Кубань, ты наша родина»  Программные задачи:1.Развивающие:   -...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию «Поможем ежику собрать грибы»

Конспект организованной образовательной деятельностидля детей старшей группы по познавательному развитию «Поможем ежику собрать грибы» Цель: Продолжать учить детей количественному сче...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы по познавательному развитию и художественно – эстетическому развитию «Соберем урожай овощей»

Конспект организованной образовательной деятельностидля детей средней группы по познавательному развитию и художественно – эстетическому развитию «Соберем урожай овощей» Цель: Р...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию «Бабочки»

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию «Бабочки» Программные задачи:1.Развивающие:   - Развивать мышление ...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Лес - наше богатство» (Познавательное развитие)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.Задачи:Развивающие задачи: развивать умение ...

"Пригласительная афиша для папы" конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы к Дню защитника Отечества.По образовательному направлению "познавательное развитие"

Пояснительная запискаУважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю занятие непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательному  направлению «познавательное ...