Мастер-класс «Использование исследовательского метода в области художественно-эстетического воспитания. Техника рисования «ЭБРУ»
план-конспект занятия по теме

Маркова Надежда Григорьевна

Форма проведения: педагогическая мастерская.  

Участники: педагоги  ДОУ.

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса использованию исследовательского метода в области художественно-эстетического воспитания. Техника рисования «ЭБРУ».

Задачи:

  1. Развивающая: развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

2. Воспитательная: воспитывать самостоятельность в создании образа, чувство прекрасного, аккуратность.

3. Образовательная: познакомить педагогов с техникой рисования на воде. Ввести понятие Эбру (в целях избыточной информации). Учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета.

Материал: столы, лотки для жидкости, клейстер из крахмала и воды с добавлением канцелярского клея. Краски, не растворяющиеся в воде: масляные, акриловые. Плоская кисть, палочки, зубочистки, гребенка, салфетки сухие и влажные, бумага А4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Использование исследовательского метода в области художественно-эстетического воспитания.

Техника рисования «ЭБРУ»

на региональном семинаре

 «Современные подходы к вопросам художественно-эстетического развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Форма проведения: педагогическая мастерская.  

Участники: педагоги  ДОУ.

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса использованию исследовательского метода в области художественно-эстетического воспитания. Техника рисования «ЭБРУ».

Задачи:

  1. Развивающая: развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

2. Воспитательная: воспитывать самостоятельность в создании образа, чувство прекрасного, аккуратность.

3. Образовательная: познакомить педагогов с техникой рисования на воде. Ввести понятие Эбру (в целях избыточной информации). Учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета.

Материал: столы, лотки для жидкости, клейстер из крахмала и воды с добавлением канцелярского клея. Краски, не растворяющиеся в воде: масляные, акриловые. Плоская кисть, палочки, зубочистки, гребенка, салфетки сухие и влажные, бумага А4.

Ход:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе развития, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через экспериментально-исследовательскую деятельность. Эта деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.

ФГОС ДО предъявляет высокие требования к созданию условий развития ребенка, открывающих возможности для личной инициативы и формированию творческих способностей, и определяет познавательно-исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребёнка. Поэтому, развитие творческих способностей, в том числе зависит от экспериментирования и является актуальным в образовательном процессе. Это позволяет детям на обычном материале учиться решать сложные интеллектуальные задачи: выделять проблемы, задавать вопросы, строить гипотезы, давать определения понятиям, проводить эксперименты и анализировать, применять знания в разных видах деятельности и рассказывать о полученных результатах, что пригодится им в дальнейшей школьной жизни.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.

Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.

Работа с детьми осуществляется через: специально организованные занятия;  комплексные прогулки  с элементами  экспериментирования; организованные по желанию ребенка занятия-опыты; беседы, подтвержденные показами опытов;  самостоятельно организованные  детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.

1.Опыты с водой

С  помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети смогут убедиться, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях  дети получат представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнают о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми можно провести опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

Заключительным этапом является один из нетрадиционных и очень любимых  методов  изображения  для детей — рисование мыльными пузырями. Детям предлагается соломинка и подуть через неё в мыльную воду, что бы образовалось побольше пузырей. Затем взять акварельную бумагу и прислоните её сверху к пузырям. В результате получаются случайные абстрактные разноцветные узоры.

Также дети рисовали по воде с клеем, посыпая солью которая приклеивалась и впитывала излишнюю влагу делая пушистый узор.

2.Опыты с песком

На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети попробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия можно с детьми подвести итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям можно предложить пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой, объяснить, что сухой песок может сыпаться. Помимо этого можно провести с детьми наблюдения в природе и на прогулке.

 Итоговое мероприятие - рисование сухим песком. Детям предлагается клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок. Дети получат представление о том, что сухим песком можно рисовать.

3.Опыты с воздухом

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получат представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух», дети смогут убедится, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши смогут подуть через соломинку в стакан с водой и увидят, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, объяснить выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Так же можно провести несколько опытов. В одном из них дети опускают перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и увидят, что воздух не пропускает воду.

На занятие по художественному творчеству (рисованию) дети раздували краски через соломинку получая «Забавные кляксы». Дети макают кисть в разведенную краску и брызгают на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается. Потом берут трубочку, и дуют через нее на капли краски, они превращаются в кляксы.

В результате данной работы у детей появился устойчивый интерес к экспериментированию с различными материалами. Сформировались такие качества как, любознательность, расширился словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира. Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы дети стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы, стали более активно участвовать в познавательном общении с взрослыми и сверстниками.

В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности ребенка.

Сегодня я хочу познакомить вас с  техникой рисования «ЭБРУ» и провести мастер - класс.

«ЭБРУ» - искусство рисования на воде. В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага». Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость).

Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.

В работе с детьми использую технику «ЭБРУ» с целью: развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Она помогает решить следующие задачи:

1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования;

2. Подбирать и использовать нетрадиционный ИЗО материал;

3. Развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление;

4. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

И в результате:

1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;

2. Находят не стандартные способы художественного изображения;

3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.

В начале, я расскажу, как работать в этой технике. Рисование Эбру начинается с подготовки жидкости. Для это нужно приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Как вы видите, жидкость уже подготовлена.

Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.

Для ИЗО материала нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная, палитры.

Сперва берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что - то другое).

Затем берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее. Рисунок готов!

С вашего разрешения подведу итог. Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников. Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.

Список использованной литературы

  1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика - Синтез, 2011 (методическое пособие).
  2. Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком. Пособие для педагогов, психологов  и родителей / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева, Л.В. Силиванова; Под ред. проф. Л.Б.Баряевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 52 с.
  3.   Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Изд-е 2-е. - Волгоград: «Учитель», 2013. 200 с.
  4. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.:  «ТЦ Сфера», 2012. -146 с.
  5. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.- Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Конспект непосредственно образовательной деятельности по области « Художественно- эстетическое развитие. Восприятие изобразительного искусства. Изобразительная деятельность. Рисование Зайка и его друзья

Задачи: Обучать нетрадиционной изобразительной технике рисования пальчиками. Наносить точки по всему шаблону « зайчика». Развивать речь, умение отвечать на вопросы воспитателя, повторять сло...

Методическая разработка по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Нетрадиционная техника рисования солью с детьми»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста....

Конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Нетрадиционная техника рисования на тему: «Путешествие в страну «Кляксония» старшая группа

познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой рисования кляксография с трубочкой.-развивать пространственное мышление.- учить детей вносить в рисунок дополнения.-прививать интерес к нетра...

Конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Нетрадиционная техника рисования на тему: «Лучики для солнца» вторая группа раннего возраста

познакомить детей с понятием «лучик», учить рисовать короткие линии ватными палочками; развивать мелкую моторику рук.Задачи Формировать  навыки работы с красками; пробу...

Конспект занятие по образовательной области «Художественно эстетическое развитие» нетрадиционная техника рисования ладонью Тема: Лебеди

Конспектзанятие по образовательной области «Художественно эстетическое развитие»нетрадиционная техника рисования ладонью" Лебеди"...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» нетрадиционная техника рисования «Дерево весной»

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» нетрадиционная техника рисования «Дерево весной» Выполнила: воспитатель Ширяева В.А....